Файл: Отчет по практике (учебная практика) Специальность 26. 02. 03 Судовождение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 2049

Скачиваний: 73

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Съемка с якоря может значительно осложниться, если якорь окажется «не чист». Если на лапах якоря окажется швартов, кусок цепи или же чужая якорная цепь, то для освобождения лап якоря необходимо завести за чужую якорную цепь (швартов) серьгу и обтянуть ее с помощью брашпиля. После этого потравливают якорную цепь до тех пор, пока якорь не освободится от находящейся на серьге чужой якорной цепи, а затем вновь осторожно подбирают якорную цепь, наблюдая, чтобы якорь прошел «чисто». Если это не удается, то заводят за скобу якоря оттяжку и с ее помощью в процессе выбирания отводят якорь в сторону от постороннего предмета. Чтобы при выполнении этой операции судно не приобрело дрейфа, осторожно подрабатывают машиной, удерживая судно на месте. Наиболее неблагоприятная и опасная ситуация складывается, если на лапах якоря будет поднят кабель. Β этом случае необходимо предпринять все меры для избежание его повреждения. Лучше всего отдать второй якорь, а затем, осторожно потравливая якорную цепь первого якоря, перейти для стоянки на втором якоре. Одновременно с этим немедленно связываются с капитаном порта и дальше действуют по его указанию. При съемке с якоря в свежую погоду для облегчения работы брашпиля рекомендуется осторожно подрабатывать машиной, но с таким расчетом, чтобы судно не приобрело большого разгона и якорная цепь не пошла под корпус судна. Для установления необходимого режима работы двигателя находящийся на баке помощник капитана должен непрерывно докладывать на мостик ο положении якорной цепи (ее натяжении и направлении). Κ помощи двигателя при съемке с якоря приходится также прибегать в тех случаях, когда якорная цепь настолько засасывается грунтом, что брашпиль, как говорят, «не тянет», т. е. не в состоянии вырвать цепь из грунта. Чтобы в момент рывка не повредить брашпиль, необходимо прежде чем давать ход, взять якорную цепь на стопор и отсоединить брашпиль. Съемка с двух якорей в зависимости от конкретных условий якорной стоянки может осуществляться как с раздельной, так и с одновременной выборкой якорных цепей. Κ поочередному подъему якорей прибегают всегда при большом угле разноса якорных цепей, когда судно стоит на двух якорях способом фертоинг, на перекрещивающихся якорных цепях и т. п. Β этих случаях выбирается первым якорь, являющийся в данный момент «не рабочим», а затем якорь, на котором судно в это время будет стоять. Если судно стоит на двух якорях с перекрещивающимися цепями, то первым выбирается якорь, отданный для предотвращения рыскания. При этом, чтобы не допустить при выборке трение одной цепи ο другую, необходимо, чтобы якорная цепь основного якоря была на это время натянута (надраена). Поэтому если съемка с якорей пροисходит уже при ослабленном ветре, необходимо дать машине перед началом съемки небольшой толчок на задний ход. При стоянке на двух якорях способом фертоинг для съемки с якорей первоначально травят якорную цепь якоря, на котором судно стоит в данный момент, и одновременно с этим подбирают якорную цепь второго якоря. Когда он окажется в клюзе, выбирают первый якорь. Если угол разноса якорных цепей не превышает 30—40°, το при благоприятных условиях съемка с якорей для ее ускорения может производиться с одновременным выбиранием обоих якорных цепей. При этом следует иметь в виду, что на стесненном рейде, где дрейф судна недопустим, κ одновременной выборке якорей можно прибегать, если разница в длинах якорных цепей составляет либо меньше одной глубины, либо больше трех глубин, Β первом случае оба якоря будут подорваны одновременно, что позволит сразу жё начать работать машиной, не допуская дрейфа судна. Во втором случае после подрыва якоря с более короткой цепью судно будет надежно оставаться без дрейфа на втором якоре. Таким образом, в обоих случаях можно будет спокойно втянуть поочередно якоря в клюзы. При поочередном подъеме якорей первоначально выбирается более короткая якорная цепь, а затем после втягивания якоря в клюз, более длинная. При этом если съемка с якоря осуществляется в условиях свежей погоды, а момент подрыва первого якоря необходимо
подработать машиной на передний ход, чтобы не прийти рывком на вторую якорную цепь. При равно длинных якорных цепях очередность их выборки диктуется только навигационными соображениями. Обычно последним поднимается тот якорь, в сторону которого судно будет разворачиваться на выход с рейда. Это делается для того, чтобы в случае трудности в развороте судна на новый курс можно было использовать якорь. Особые трудности при съемке с двух якорей возникают, если в результате изменения направления ветра судно развернется и якорные цепи перекрестятся, образуя крест при развороте судна на 180° или крыж при развороте на 360°. Образование креста, а тем более крыжа — вещь чрезвычайно нежелательная, так как при этом нарушается нормальная работа якорного устройства и может произойти повреждение якорных цепей. Поэтому, как уже указывалось, в случае опасности возникновения такой ситуации должна быть сделана своевременная перекладка якорей. Если же этого сделано не было, необходимо выбрать хотя бы один из якорей, пока образовался только крест. Первоначально выбирается та якорная цепь, которая находится снизу, вторая — при необходимости потравливается. Когда выбираемый якорь станет панер, вторая якорная цепь окажется чистой и дальше можно поступать по обстоятельствам: либо вновь стать на второй якорь, либо выбрать и первый, чтобы переменить место стоянки. Все оказывается значительно сложнее, если образуется крыж (или несколько крыжей), Β этом случае прежде чем начинать съемку с якорей, необходимо развести крыжи — развернуть судно в сторону, обратную закручиванию якорных цепей. При благоприятных погодных условиях разворот малотоннажного судна, хотя и со значительными трудностями, может быть сделан с помощью собственной машины и судового катера. Для разворота крупнотоннажного судна необходима помощь буксира. Если из-за плохой организации вахтенной службы неизвестно, в какую сторону произошло закручивание якорных цепей, то для определения направления разворота судна выбирают обе якорные цепи до тех пор, пока из воды не покажется крыж. Разворот следует делать против движения часовой стрелки, если в начале крыжа правая цепь будет видна поверх левой, и в обратную сторону, если левая якорная цепь окажется на правой. Производить для разводки крыжей расклепывание якорных цепей на современном судне — задача практически малореальная.



3.8 Состав якорного устройства.

Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и для снятия его с якоря.

Основное якорное устройство размещается в носовой части открытой палубы и состоит из элементов



Якорное устройство судна. 1 — становой якорь; 2 — якорная скоба; 3 — вертлюг; 4 — якорная цепь; 5— бортовой клюз; 6 — якорная труба; 7 — палубный клюз; 8 — цепной стопор; 9 — зажимной стопор; 10 —брашпиль (шпиль); 11 — цепная труба; 12 — цепной ящик; 13 — жвака-галс.
На моем судне было 2 якоря типа : якорь матросова . он состоит из нескольких элементов: Веретено (продольный стержень) с якорной скобой в верхней части - с помощью этой скобы якорь прикрепляют к цепи; Лапы и рога, которые прикрепляются к веретену неподвижно или на шарнире. У якорей, имеющих шток, в верхней части веретена устанавливается поперечный стержень, усиливающий держащую силу.



3.9 Морские навигационные карты и условные обозначения на них.

Морская навигационная карта – карта, предназначенная для обеспечения задач судовождения. Картой называется изображение на плоскости части или всей земной поверхности. Навигационные карты применяются для графического учета движения судна во время плавания, на ней прокладываются курсы и пеленги на ориентиры. Чтобы судно могло осуществить переход из одного пункта в другой, необходимо выбрать кратчайший и безопасный путь, для этого делается подборка карт по маршруту следования. Требования к морской навигационной карте:

  • линии курса и пеленгов должны изображаться прямыми линиями;

  • карта должна быть равноугольной.

На навигационных картах отображаются:

  • береговая линия и глубины;

  • рельеф дна и навигационные опасности;

  • навигационное оборудование;

  • фарватеры;

  • места якорных стоянок;

  • сведения о магнитном склонении, ледовом режиме, грунте дна;

  • районы, запрещенные для плавания.

Различают:

  • генеральные карты;

  • путевые карты, имеющие масштаб 1:100’000-1:500’000;

  • частные карты, имеющие масштаб 1:25’000-1:50’000;

  • морские планы, имеющие масштаб 1:500-1:25000.


Обозначения на картах:











4.1 Состав швартового устройств.

Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки воль причалов. В состав швартовного устройства входят:

• швартовные канаты;

• кнехты;

• швартовные клюзы и направляющие роульсы;

• киповые планки (с роульсами и без них);

• вьюшки и банкеты;

• швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);

•вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы)

Кнехты:

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

Бросательные концы (выброски) и кранцы:

К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 м. На одном его конце имеется легостъ — парусиновый мешочек, наполненный песком. Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса. Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

Швартовые механизмы:

В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются швартовные шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили (для работы с носовыми швартовыми). Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой. Для выбирания швартовных тросов на баке используют швартовные турачки брашпиля. Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами. Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Автоматическая лебедка самостоятельно потравливает швартов при его чрезмерном натяжении или подбирает, если швартов получил слабину.


Швартовые тросы (канаты):

Швартовный трос (швартов) — это гибкий канат, который служит для крепления судна к причалу. Швартовный трос бывает стальным, растительным, синтетическим и комбинированным. На промысловых судах в основном применяют стальной трос, из растительных предпочитают манильский. Лучшим считается комбинированный швартов, состоящий из стального троса, оканчивающегося 15-20-метровым отрезком синтетического троса. Все швартовы имеют на ходовом конце петлю (огон), накидываемую на береговую тумбу (пал). Растительный и синтетический швартовы диаметром менее 20 мм не применяют, а из соображений пожаро- и взрывобезопасности в некоторых случаях не используют стальной и синтетический швартовы (в районе пожаро- и взрывоопасных участков). Бракуют швартов так же, как грузовой шкентель.

Киповые планки:

Киповые планки. В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.

Вьюшки и банкеты:

Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.

Клюзы:

Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.