Файл: Практикум по бизнес планированию учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 977

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План реализации продукции (тыс. руб.)
Показатели
Первый год, месяцы
Ито го за год
Второй год, кв.
Ито- го за
2-й год
Тре- тий год
Прогноз продаж
01 02 12 1-я ассорти- ментная груп- па
2-я ассорти- ментная груп- па n-я ассорти- ментная груп- па
Маркетинго- вые меро- приятия печать рек- ламных лис- товок презентация изготовление стендов реклама на ТВ реклама в прессе реклама на радио рекламная акция (скид- ки) и т.д.

98
Управление бизнесом – представляет собой особый раздел, в котором потенциальные инвесторы и кре- диторы оценивают возможности команды менедж- мента успешно работать в данном бизнесе, проана- лизировать качество построения внутренней струк- туры управления предприятием.
Данный раздел разработки бизнес-плана требует концентри- рования на:
– людях, которые будут управлять бизнесом;
– структуре и стиле управления.
В этой части бизнес-плана необходимо ответить на следую- щие вопросы:
Кто те люди, которые определяют стратегию вашего бизнеса?
Кто принимает окончательное решение?
За что отвечает каждый из менеджеров?
Включите в описание вашего менеджмента ключевых менед- жеров, сотрудников и консультантов со стороны. Привлечение консультантов может поднять имидж предприятия как для инве- сторов, так и для делового партнера. Для малых предприятий ре- комендуется привлекать со стороны юриста, финансового кон- сультанта, консультанта по маркетингу, специалистов по отдель- ным видам деятельности.
Самым простым способом разработки и представления в бизнес- плане структуры управления является изображение ее в виде так на- зываемого «дерева» организации управления предприятием (рис. 3.3).
Президент (Директор)
Вице-президент по маркетингу
Вице-президент по продажам
Финансовый директор
Вице-президент по производству
Маркетинг, реклама, расширение пакета услуг
Продажи, работа с клиентами, коммуникации
Закупки, поставки, бухгалтерский учет, планирование, финансовый контроль
Производство, развитие производства, техническое перевооружение
Рис. 3.3. Структура ответственности в организации управления (пример)

99
Стратегия производства продукции – часть биз- нес-плана, в которой дается резюме стратегии раз- вития предпринимательской деятельности на основе перспективной производственной программы пред- приятия.
Этот раздел очень интересует большинство инвесторов,
поскольку они хотят знать, насколько крупным может стать
ваше предприятие в будущем. Схематично основные элементы данного раздела можно представить на рис. 3.4.
Стратегия производства
продукции
(Производственный план)
Резюме стратегии производства
Производственный процесс
Контроль и управление качеством продукции
Характеристика производственной базы
Активы на начало бизнеса
Этапы разработки производственной программы
Расчет выпуска продукции на основе мощностей
Обоснование плана выпуска продукции
Оценка обеспеченности планов выпуска и реализации продукции
Прогнозирование выпуска продукции
Расчет потребности в сырьевых ресурсах
Потребность в трудовых ресурсах и расходы на оплату труда
Рис. 3.4. Схема содержания раздела «Стратегия производства продукции»
Разработка стратегии производства продукции предполагает обоснование производственной программы на три и более лет с распределением на первый год по месяцам, второй год – по квар- талам, на другие годы расчеты ведутся в целом по годам. Произ- водственная программа должна быть увязана с производственны- ми мощностями, планами реализации и ресурсным обеспечением, что позволит четко определить цепочку шагов в развитии вашего бизнеса.
Как правило, здесь описывают производственный процесс, его преимущества по сравнению с другими производствами этой отрасли деятельности. Излагается технология производст- ва продукции и предоставления услуг, необходимо также пред-


100 ложить пути совершенствования технологии вашего произ- водства.
Немаловажным аспектом данного раздела являются кон- троль и управление качеством продукции. В нем характеризу- ется входной контроль сырьевых ресурсов, технологический
(пооперационный) и выходной контроль готовой продукции.
Демонстрируются цель и значение каждого вида контроля и какие документы будут использованы при контроле. Особое внимание уделяется вопросам сертификации и управления ка- чеством продукции.
При обосновании контроля качества продукции /услуг необ- ходимо ответить на ряд вопросов:
Кто ответствен за проведение контроля качества?
Каким образом осуществляется окончательный контроль ка- чества (указать методы, стадии)?
Какие шаги предпринимаются для контроля качества на раз- личных этапах производства?
Каким образом будут учитываться замечания покупателей о качестве продукции /услуг?
Характеристика производственной базы. Здесь необхо- димо охарактеризовать производственные помещения, обору- дование, представить схему их размещения и определить пути обновления. Указать, где и на каких условиях будут получены помещения и оборудование. Определить потребности в разра- ботке и приобретении технической и технологической доку- ментации, ноу-хау и др. Необходимо описать пропускную спо- собность оборудования и производственных площадей. Для характеристики производственных мощностей воспользуйтесь формой табл. 3.4.
Активы на начало бизнеса. Дайте обоснование необходи- мых активов на начало осуществления бизнеса. Результаты обос- нования потребности в активах на момент открытия бизнеса ото- бразите по образцу табл. 3.5.

101
Таблица 3.4
Характеристика производственных мощностей
Вид оборудования
Время работы в сме- ну, чел.
Тип
(марка) или ус- ловное наиме- нование
Произво- дитель- ность
(мощ- ность)
Потреб- ляемая мощ- ность, квт/ч.
Разме- ры, м*м
Количе- ство об- служи- вающего персона- ла, чел.
Цена, руб.
Производственное обору- дование
Цех 1 1. Станок
2. Машина и т.д.
Цех 2 и т.д.
Оборудование вспомога- тельных служб
Оборудование 1 и т.д.
Складское оборудование для хранения сырья и заго- товки продукции и т.д.
Итого
Таблица 3.5
Потребность в активах на момент открытия бизнеса
№ п/п
Виды активов
Стои- мость, руб.
Источник инвестирова- ния
1
Производственное оборудование, в том числе оборудование 1... оборудование n
2
Малоценные и быстроизнашиваю- щиеся предметы, в том числе инстру- менты... предмет n
3
Офисное оборудование и мебель, в том числе компьютер... оборудование n
4
Транспорт (автомобиль, мотороллер и т.д.)
Итого активов


102
Этапы разработки производственной программы. В раз- работке производственной программы рекомендуется выделять следующие этапы:
1) расчет выпуска продукции на основе производственных мощностей;
2) обоснование плана выпуска продукции с учетом возмож- ностей реализации;
3) оценка обеспеченности планов выпуска и реализации про- дукции производственными мощностями;
4) разработка прогнозов выпуска продукции на основе анали- за производственных мощностей и объемов реализации;
5) обоснование потребности в ресурсах и источников ее обес- печения.
Расчет выпуска продукции на основе производственных
мощностей. Этот расчет строится на учете полной загрузки вво- димого (имеющегося) оборудования и технологических особен- ностей производственного процесса. Он предполагает определе- ние объемов выпуска продукции при максимальной загрузке про- изводственных мощностей. Сводный расчет максимальных объе- мов выпуска продукции на основе производственных мощностей рекомендуется оформлять в виде табл. 3.6. Расчет может произ- водиться в натуральном и стоимостном выражении.
Таблица 3.6
Максимальный объем выпуска продукции
Годы
Наименование продукции первый второй
Продукция 1
Продукция 2
......................
Продукция n
Итого
Максимальный объем выпуска продукции должен использо- ваться разработчиком бизнес-плана при обосновании стратегии выпуска продукции, установлении режимов работы предприятия, а также обосновании резервов производственных мощностей и

103 разработке стратегии их наращивания с целью обеспечения наме- ченных темпов увеличения реализации продукции.
Обоснование плана выпуска продукции с учетом возмож-
ностей реализации. Оно предполагает учет обоснованных мар- кетингом планов реализации, необходимости создания запасов готовой продукции и обеспечения собственного потребления.
В основном тексте бизнес-плана следует давать сводную таб- лицу плана выпуска продукции в стоимостном выражении
(табл. 3.7).
Таблица 3.7
Расчет перспективного плана выпуска продукции
Плановый период
План реа- лиза- ции
Запасы на нача- ло пе- риода
Запасы на конец периода
Собст- венное потреб- ление
План выпус- ка (2–
3+4+5)
Первый год, тыс. руб.
Второй год, тыс. руб.
Темп роста, % к первому году
Третий год, тыс. руб.
Темп роста, % ко второму году
Оценка обеспеченности планов выпуска и реализации
продукции производственными мощностями. При такой оцен- ке необходимо использовать плановые и максимальные показате- ли загрузки производственных мощностей. Расчеты уровней за- грузки производственных мощностей рекомендуется оформлять в виде табл. 3.8.
Полученные коэффициенты загрузки производственных мощностей являются базой корректировки и принятия оконча- тельного решения о плановых объемах выпуска продукции.
Прогнозирование выпуска продукции. При прогнозирова- нии выпуска продукции необходимо использовать результаты анализа эффективности использования производственных мощ- ностей и рыночных ограничений реализации продукции.


104
Таблица 3.8
Расчет загрузки производственных мощностей предприятия
Выпуск продукции, натур. ед.
Плановый период максималь- ный плановый
Уровень загрузки произ- водственных мощностей,
% (3: 2 × 100)
Первый год
Второй год
Третий год
Для оформления расчетов производственной программы ре- комендуется форма табл. 3.9.
Таблица 3.9
Перспективная производственная программа предприятия
Первый год
Второй год
Третий год
Вид продукции, работ, услуг натур. ед. тыс. руб. натур. ед. тыс. руб. на- тур. ед. тыс. руб.
Продукция 1
Продукция 2
......................
Продукция n
Итого
Темп роста, % к пре- дыдущему году
Темп роста, % к пер- вому году
По результатам расчетов сделайте вывод о перспективах раз- вития вашего бизнеса.
Расчет потребности в сырьевых ресурсах. На основе про- гноза выпуска продукции в натуральных показателях необходимо рассчитать потребность в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, топливе и энергии для технологиче- ских целей. Сначала определяется эта потребность в натуральных показателях, а затем с помощью цен рассчитывается в стоимост-

105 ном выражении. Прогнозируемая потребность в сырьевых ресур- сах используется при расчетах затрат и потребности в финансо- вых средствах.
Для расчетов потребности в сырье, материалах, полуфабри- катах и комплектующих изделиях рекомендуется использовать табл. 3.10. Распределение этой потребности по месяцам, кварта- лам следует проводить пропорционально плану выпуска продук- ции в соответствующем периоде.
Таблица 3.10
Расчет потребности в сырьевых ресурсах
на производственную программу
Первый год
Второй год
Третий год
Наиме- нование ресурса коли- чество, натур. ед. це- на, руб. сум- ма, руб. коли- чест- во, натур. ед. це- на, руб. сум- ма, руб. коли- чество, натур. ед. це- на, руб. сум- ма, руб.
Ресурс 1
Ресурс 2
………..
Ресурс n
Итого
После определения потребности в сырьевых ресурсах необ- ходимо охарактеризовать источники их получения, способы за- купки, транспортировки и оплаты, а также обосновать запасы для поддержания непрерывной деятельности. В этом разделе бизнес- плана следует также дать характеристику сырьевой и топливно- энергетической базы.
Особое внимание следует уделить описанию организации за- купки, транспортировки и формирования запасов сырья и мате- риалов.
При обосновании потребности в основных производственных рабочих необходимо исходить из трудоемкости производствен- ной программы, принятой на определенный период, и продолжи- тельности рабочего (полезного) времени одного работника за тот же период. Численность вспомогательного, обслуживающего и


106 административно-управленческого персонала устанавливается на основе производственной необходимости и целесообразности.
Кроме штатных работников вы можете привлекать работников со стороны на условиях штатного совместительства, почасовой или подрядной оплаты, о чем необходимо указать в этом разделе.
Система вознаграждений работников. В данном разделе необходимо также описать систему вознаграждений, формы и системы оплаты труда, планируемые к внедрению вашим пред- приятием, выделив порядок премирования и применения штраф- ных санкций за нарушение дисциплины исполнения. Каждому работнику установите месячную тарифную ставку или оклад. Ра- бочим-сдельщикам определяются тарифные расценки, исходя из тарифной ставки и норм выработки. В результате расчетов пока- зателей труда и заработной платы составьте штатное расписание и определите фонд оплаты труда по форме табл. 3.11.
Таблица 3.11
Обоснование численности и расходов на оплату труда
(штатное расписание и фонд оплаты труда)
Должность
Коли- чество, чел.
Ставка
(оклад), руб.
Над- бавка, руб.
Итого в месяц, руб.
Итого в год, руб.
Руководители: президент главный инженер главный бухгалтер
Итого руководителей
Специалисты: бухгалтер технолог
Итого специалистов
Технические исполнители
Кассир
Секретарь

107
Окончание табл. 3.11
Должность
Коли- чество, чел.
Ставка
(оклад), руб.
Над- бавка, руб.
Итого в месяц, руб.
Итого в год, руб.
Всего АУП
Рабочие
Рабочий 6 разряда
Итого рабочие
Всего работников
Фонд оплаты труда необходимо разделить на постоянные и переменные расходы по оплате труда, которые будут использова- ны при расчете издержек для целей обоснования объемов безубы- точной деятельности предприятия. Образец таблицы распределе- ния расходов на оплату труда на постоянную и переменную части представлен в табл. 3.12.
Таблица 3.12
Распределение заработной платы на постоянную
и переменную
Персонал
Количество, чел.
Месячная став- ка (оклад), руб.
Заработная плата за год, руб.
Постоянная заработная плата
Руководители
Специалисты и служа- щие
Прочие работники
Переменная заработная плата
Основные рабочие, в том числе квалифицированные неквалифицированные
Вспомогательные рабо- чие и обслуживающий персонал