ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 981
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59
– трудовых затрат и формирование системы оплаты труда;
– расхода сырья, материалов, электроэнергии и топлива;
– использования производственных мощностей;
– на капитальное строительство и освоение капитальных вложений;
– использования оборудования и механизмов, изучения по- требности в нем;
– на производственную деятельность;
– финансовой деятельности;
– социально-экономические ;
– на охрану окружающей среды.
Помимо используемых во всех сферах производственной дея- тельности норм и нормативов существуют специфические нормы, применяемые в конкретном производстве и зависящие от специ- фики организации его технологического процесса. Кроме того, нормативный метод в планировании и управлении предприятия может применяться в симбиозе с другими методами. Отличие его от других методов заключается в использовании нормативов вме- сто плановых заданий на основе четкого регулирования расходов различных видов ресурсов. Объем произведенной продукции не должен быть больше или меньше того, который рассчитан со- гласно нормативам.
Возможности применения в управлении нормативных ме- тодов очень обширны. Нормативный метод учета затрат до сих пор является одним из наиболее прогрессивных на производ- стве и для расчета себестоимости произведенной продукции. С помощью нормативного метода рассчитывается потребность предприятий в сырье, материалах, денежных средствах, обору- довании и т.д.
Использование нормативных методов в планировании по- зволяет, используя точные инженерные и экономические рас- четы, формировать реальный, напряженный, но выполнимый производственный план. Кроме того, использование нормати- вов помогает уйти от метода планирования «от достигнутого уровня», который плох тем, что не выявляет имеющиеся про- счеты и недостатки в управлении и производстве, а, наоборот, возводит их в правило.
60
Для обеспечения действенности нормативного метода необ- ходимо:
– составить нормативную калькуляцию на каждый вид про- дукции, в случае изменения норм провести оперативный пересчет каждой калькуляции, где встречается данная норма;
– сравнить фактические затраты с нормами и определить причины сложившихся отклонений;
– принять управленческие решения на основе анализа полу- чившихся отклонений, внести изменения в производственный план или бизнес-план в случае необходимости, пересмотреть нормы, когда они перестают отвечать одному из принципов уста- новления норм (напряженности, современности, объективности, точности и т.д.).
Нормативные затраты являются тем эталоном, с которыми сравниваются фактические затраты всех видов ресурсов.
Нормативные расходы – результат использования самых передовых и эффективных условий производ- ства и основа для планирования всех производствен- ных затрат в перерасчете на единицу продукции.
Сумма нормативных затрат труда, сырья и материа- лов, работы оборудования и накладных расходов – это нормативные издержки на единицу продукции.
Нормы и нормативы подразделяются на технические, ко- торые определяют расход материалов, затраты труда работни- ков и размер их заработной платы, время работы оборудова- ния, машин и механизмов и экономические, которые отража- ют результаты деятельности предприятия в целом, например, себестоимость произведенной продукции, размер прибыли, уровень рентабельности. Нормативы регулируют, стимулиру- ют, оценивают производственную и экономическую деятель- ность предприятия, а также помогают распределять имеющие- ся материальные ресурсы, косвенные затраты, готовую про- дукцию и полученную прибыль.
Чтобы нормативный метод в планировании и управлении предприятием эффективно работал, необходимо:
1) четко классифицировать производственные затраты;
2) определить объекты для составления калькуляций, объек- ты учета затрат или места возникновения затрат, разбить статьи калькуляции по элементам калькуляции;
61 3) определить метод распределения косвенных расходов, ес- ли не предусмотрен поэлементный учет затрат по каждому виду производимой продукции;
4) распределить все затраты по отчетным периодам согласно моментам их возникновения, независимо от финансового обеспе- чения этих затрат;
5) разделить все планируемые и фактические затраты на про- изводственные затраты и капитальные вложения (так называемые
OPEX и CAPEX).
Достоинство нормативного метода планирования затрат:
– не требует использования сложных методов анализа, а ак- цент делается на всех моментах отклонений, особенно негатив- ных;
– оперативно контролировать затраты, напрямую или косвен- но влияющие на себестоимость продукции;
– позволяет снизить затраты на производство всех видов уче- та и анализа, трудоемкость процессов учета незавершенных ос- татков и проведения инвентаризации.
К недостаткам нормативного метода учета затрат относят по- грешности, которые возникают при пересмотре плановых норм.
Нормативный метод планирования применяется и для расче- та финансовых показателей предприятия. Этот метод наиболее прост для использования и заключается в следующем: на основе действующих норм и технико-экономических нормативов опре- деляется потребность предприятия в финансовых ресурсах и ис- точниках финансирования. Среди финансовых нормативов мож- но назвать ставки налогов и сборов, тарифных взносов, нормы от- числений на амортизацию, нормативы потребностей в использо- вании оборотных средств и скорости их оборачиваемости для по- лучения наилучшего финансового результата. Потребность в фи- нансах рассчитывается путем перемножения нормативного пока- зателя и показателя объема или количества.
Система нормативов в планировании финансов выделяет внешние и внутренние нормативы. К внешним нормативам и нормам относятся те, которые установлены законодательными актами РФ, субъектами федерации и местными органами власти.
Это ставки различных видов налогов, нормы амортизационных отчислений и тарифные ставки. К внутренним нормативам отно- сятся те, которые разработаны, утверждены и действуют внутри
62 предприятия. Это нормы запасов и расходования сырья и мате- риалов, тарифные ставки, которые не противоречат установлен- ным нормам на федеральном и отраслевом уровне, нормы креди- торской задолженности, нормативы отчислений во внутренние фонды предприятия и т.д.
Процесс бизнес-планирования – это последова- тельное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во- первых, могут быть проверены, причем не только экономистами-профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственных денег, во-вторых, аргументиро- ванно убедить инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нем или, напротив, предостеречь от вложения денег из- за слишком большого и неоправданного риска.
В мировой практике выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
– подготовительная;
– разработка бизнес-плана;
– продвижение бизнес-плана;
– реализация бизнес-плана.
Последовательность этапизации процессов, влияющих на со- ставление бизнес-плана, представлена на рис. 2.15.
Решения о создании нового предприятия
Анализ собст- венных воз- можностей и способности
Выбор изделия или услуги
Объем сбыта
Выбор рынка сбыта
Выбор места
Разработка плана
…
…
…
Разработка финансового плана
Написание резюме к бизнес-плану
Рис. 2.15. Схема этапизации процесса составления бизнес-плана
Многообразие отраслевой и территориальной специфики предприятий, а также значительные различия в организации про- изводства и управления на малых и крупных предприятиях не укладываются в какую-то одну схему планирования. Поэтому
63 структура планов и сроки, на которые они разрабатываются, раз- личны.
Отраслевая специфика предприятия – особенно- сти организации производственной и хозяйствен- ной деятельности, свойственные предприятиям определенной отрасли. К таковым могут относить- ся применяемые методы планирования и учета, специфика нормативно-справочной информации, структура внутренней и внешней логистики и мно- гое другое.
Основной объективной причиной различий периода биз- нес-планирования является главным образом разная продолжи- тельность жизненного цикла выпускаемой продукции. Послед- няя, в свою очередь, определяется степенью сложности и разме- рами затрат, связанных с заменой продукции.
Продолжительность жизненного цикла определяется возмож- ностью и необходимостью замены купленного потребителем из- делия на новое. Этими же возможностями определяется и требо- вание потребителя к характеристикам товара. Чем дороже и сложнее изделие, тем выше требования к его качественным ха- рактеристикам. А это увеличивает сроки проектирования, изго- товления и доводки изделия до нужной кондиции.
Как известно, бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде.
В соответствии с целями составления бизнес-плана принято выделять следующие направления бизнес-планов (рис. 2.16):
ПОЛНЫЙ БИЗНЕС-ПЛАН
Концепт бизнес-плана
Бизнес-план
(заявка на кредит)
Бизнес-план компании
Бизнес-план структурного подразделения
Бизнес-план
(заявка на грант)
Бизнес-план развития региона
Рис. 2.16. Структуризация бизнес-планов
64
Полный бизнес-план – полное структурированное и обоснованное изложение информации для потенци- альных партнеров, инвесторов, результатов марке- тингового исследования, стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.
Концепт бизнес-плана – основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для вы- яснения степени его заинтересованности или воз- можной вовлеченности в проект.
Бизнес-план компании (группы) – раскрытие перспектив раз- вития компании на предстоящий плановый период перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснова- ния объемов инвестиций или других ресурсов.
Бизнес-план структурного подразделения – раскрытие перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной
(операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерче- ской основе заемных средств от организации-кредитора.
Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из госу- дарственного бюджета или благотворительных фондов для реше- ния острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона или общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.
Бизнес-план развития региона – обоснование перспектив со- циально-экономического развития региона и объемов финансиро- вания соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.
Таким образом, бизнес-план занимает важное место в разра- ботке детализации сущности эффективности бизнес-идеи, плани- ровании оптимальных организационно-экономических процессов и внедрении эффективно обоснованных управленческих решений
(рис. 2.17).
65
ПЛАНИРОВАНИЕ
Бизнес-план детализация эффективной сущности бизнес-идеи планирование оптимальных организационно- экономических процессов внедрение эффективно обоснованных управленческих решений
ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕТ И АНАЛИЗ
КОНТРОЛЬ
МОТИВАЦИЯ
Рис. 2.17. Место бизнес-плана в системе управления бизнесом
Несмотря на все особенности разных направлений составле- ния бизнес-плана, основные функции их реализации сформирова- ны в двух блоках:
– внешние функции бизнес-плана (рис. 2.18, табл. 2.4),
– внутренние функции бизнес-плана (табл. 2.5).
БИЗНЕС-ПЛАН
1
2
2
1
Коммуникативная
Макроэкономическая
Заемная
Инвестиционная
Внешняя среда
1
– первоначальное влияние
2
– второстепенное влияние
Рис. 2.18. Степень влияния внешних функций бизнес-плана на ресурсно-компетентную внешнюю среду организации
66
Детализация содержания и полнота процесса наполнения функций бизнес-плана зависят от условий и целей его реализации во времени и пространстве (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Детализация содержания внешних функций бизнес-плана
Функции бизнес-плана
Описание функции
Детализация процесса проявления функции
Макроэкономи- ческая
Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства.
Создание информацион- ной базы для разработки макроэкономической политики
Определение стратегиче- ских тенденций развития производства.
Разработка и реализация государственной политики, разработка и реализация региональной политики
Инвестицион- ная
Привлечение инвестиций
Способствует разработке механизма привлечения реальных инвестиций:
– централизованные инве- стиции (государственные, региональные программы);
– дотации, субсидии; финансовые инвестиции:
– подготовка эмиссии акций и реализация их на фондо- вом рынке
Заемная
Привлечение заемного капитала
Обоснование благонадежно- сти в получении ссуд и кре- дитов
Коммуникатив- ная
Установление деловых контактов, изучение целей участников
Организация и проведение переговоров, торгов, заклю- чение контрактов
Как видно из табл. 2.4, внешние функции могут проявлять себя как индивидуально, исходя из целевого назначения состав- ления бизнес-плана, так и одновременно, совокупно, многократно воздействуя на временные процессы, формируя успешность вос- приятия и достижимости целей бизнес-плана.
67
Из табл. 2.5 видно, что интеграция в системе менеджмента управленческих и внутренних функций бизнес-плана очевидна, поскольку бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инве- сторами. Фундамент переговоров в системе рассмотрения взгля- дов бизнес-плана должен быть представлен в форме, позволяю- щей заинтересованному лицу получить четкое представление о следующих направлениях (рис. 2.20).
Таблица 2.5
Внутренние функции бизнес-плана
Функция управления
Функции бизнес- плана
Описание функции
Детализация про- цесса проявления функции
Планиро- вание дея- тельности
Стратеги- чески- целевая
(концепту- альная)
– разработка долговре- менных стратегий разви- тия с обоснованием кон- кретных направлений деятельности, кратко- срочных её целей;
– разработка тактики их достижения;
– прогнозирование ре- зультатов деятельности
Обеспечение сис- темного и сквозно- го характера плани- рования и прогно- зирования ресурсов
Организа- ция дея- тельности
Аналитиче- ски-испол- нительская
– определение центров ответственности за ре- зультаты деятельности;
– анализ соответствия кадрового состава;
– анализ системы оплаты труда
Обоснование обя- занностей струк- турных подразде- лений и отдельных исполнителей, под- бор новых кадров, оценка сущест- вующей системы оплаты труда
Контроль
Учетно- контроль- ная
– учет и контроль ре- зультатов деятельности;
– определение степени и факторов риска;
– отчетность перед соб- ственниками
Учет отклонений от плана, их анализ, разработка меро- приятий по сниже- нию риска
68
ПЕРЕГОВОРНОЕ ПОЛЕ
БИЗНЕС-ПЛАН
Привлечение
инвесторов
Обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения
Планирование и прогнозирование результатов деятельности
ЭФФЕКТИВНОСТЬ:
бизнес-плана коммерческая или финансовая социально-экономическая бюджетная
Рис. 2.19. Основы переговоров в системе составления бизнес-плана
Таким образом, бизнес-план, выполняя различные функции, должен обеспечивать возможность анализа, оценки, позициони- рования, контроля и управления в условиях неопределенности и динамичности как внешней, так и внутренней среды компании.
Реализация перечисленных выше функций позволяет повысить адаптацию всех бизнес-процессов к постоянным изменениям биз- нес-среды, которая с течением времени усложняется все больше и больше.
Современная технология планирования позволяет использо- вать бизнес-план в качестве основы управления текущей деятель- ностью и развитием компании. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого биз- нес-плана (УБП), объединяющего основные элементы стратеги- ческого и оперативного планирования.
Введение термина «управленческий бизнес-план» более точ- но отражает концептуальную задачу данного типа бизнес-плана по сравнению с распространенным в литературе термином «биз- нес-план компании».
Управленческий бизнес план – документ, в котором отражена стратегия, показатели и календарные планы компании. Концептуальной задачей УБП в целом является фиксирование вектора целей компании или бизнес-единицы, а также алгоритмов и ресурсов их достижения.
Данный тип бизнес-плана более конкретен по сравнению со стратегическим планом и позволяет задать четкие цели компании