ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 982
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
69 на короткий период (как правило, на год), а также подробный алгоритм действий по достижению поставленных целей.
Помимо этого УБП позволяет решить еще одну задачу управ- ления – координацию действий между различными участниками, так как каждый участник играет свою роль, имеет свой круг обя- занностей и задач.
По существу, УБПпредставляет собой перечень конкретных действий для руководителей, описывает роль, которую каждое подразделение компании или бизнес-единицы должно сыграть в процессе достижения поставленных целей.
Можно выделить три типа бизнес-планов, которые важны в формальном процессе планирования как функции управления бизнесом:
– управленческие бизнес-планы – применяются для управле- ния текущей деятельностью и развитием компании;
– бизнес-планы проектов – направлены на планирование и управление проектами, реализуемыми в рамках данной компа- нии;
– разовые бизнес-планы – направлены на принятие отдель- ных крупных решений, связанных с управлением бизнесом.
На рисунке 2.20 показана взаимосвязь семейства бизнес- планов, которые могут быть разработаны в компании.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
РАЗОВЫХ
РЕШЕНИЙ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ПРОЕКТОВ
ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ
Рис. 2.20. Схема взаимодействия различных типов бизнес-планов
В центре всей системы планирования – УБП. Это ключевое звено всего процесса бизнес-планирования. УБП является наибо- лее приемлемым типом стратегического плана для малых и сред- них компаний и включает в себя подробные планы отдельных подразделений или функциональных направлений деятельности.
Результатом разработки данного типа бизнес-плана должны стать
70 согласованная стратегия и подробный алгоритм действий с ука- занием конкретных шагов и ключевых показателей деятельно- сти по достижению поставленных целей.
Бизнес-планы проектов связаны с конкретными проектами, требующими определенных капиталовложений. Необхо- димость подготовки такого типа бизнес-плана возникает тогда, когда менеджменту необходимо принять решение по ка- питальным затратам, исходя из того, что все проекты должны быть направлены на оптимальное достижение интересов ком- пании. Данный тип бизнес-планов может быть и частью УБП, и отдельным элементом реализации стратегии компании.
Бизнес-планы разовых решений подготавливаются «по требованию». Это вовсе не означает, что они никак не связаны с другими типами бизнес-планов, наоборот, их подготовка по- зволяет успешно решить конкретную задачу УБП. Например, бизнес-план по внедрению новой услуги в бизнес-единице мо- жет быть отработан в дополнение к УБП этой бизнес-единицы.
В УБП используются обычно все процедуры стратегиче- ского планирования, но они более усечены по глубине прора- ботки и времени реализации. Это связано с ограниченной воз- можностью руководства небольшой компании построить слож- ные стратегические планы и прогнозы.
Основное внимание уделяется более четкой формулировке целей в рамках ограниченного временного горизонта, а также составлению подробного плана действий по достижению по- ставленных целей. Составление УБП исходит из положения, что компания разработала стратегию, которой она придержи- вается в соответствии с поставленными целями. Так, при опре- делении стратегии более целесообразно ориентироваться на эволюционное состояние компании (S-кривая).
Логика построения УБП исходит из следующих опреде- ляющих элементов технологии планирования:
– оценка текущего состояния компании и внешней среды;
– прогнозирование ситуации во внешней среде;
– определение цели компании на ближайший период;
– определение желательного состояния компании в буду- щем с учетом прогноза;
71
– выбор алгоритмов достижения поставленных целей на основе стратегии компании.
– разработка оптимальных функциональных стратегий.
Структура УБП должна включать следующее:
– титульный лист;
– сведения о разработчиках;
– содержание;
– вектор целей;
– формулировку функциональных стратегий;
– стратегическую карту;
– ключевые показатели деятельности и целевые даты их достижения;
– календарные планы работ с показателями подразделе- ний;
– финансовые показатели;
– приложения (SWOT-анализ, финансово-экономические обоснования и т.п.).
УБП как модель деятельности компании или бизнес- единицы строится в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды. УБП должен дать ответ на во- прос: «Где сегодня находится компания?». Используя эту ин- формацию и сравнивая с вектором целей, можно увидеть раз- рыв, возникающий между «где мы есть» и «где мы хотим быть». Сокращение разрыва – главная задача составляемого
УБП. На основе вектора целей компании определяются част- ные цели структурных подразделений, которые конкретизиру- ют их задачи. Основным моментом здесь является смещение внимания с автономно работающего подразделения на пони- мание общей цели компании.
Важнейшая проблема определения целей подразделений касается их четкого количественного выражения, что предпо- лагает выбор количественной величины, характеризующей целевой показатель. При этом главными критериями выбора показателей считают их взаимосвязь с общей целью компа- нии, понятность показателя и возможность его измерения.
Реализация в компании предложенной системы планиро- вания позволит решить главную задачу – перейти к управле-
72 нию компанией через систему подготовки и реализации се- мейства бизнес-планов.
2.2. Вопросы для обсуждения
1.
Какие методики используются в РФ при составлении биз- нес-планов?
2.
В чем сущность понятия «методика», и чем оно отличается от понятия «методология»?
3.
Перечислите и раскройте суть основных разделов фунда- ментальной методики UNIDO. Зачем и для чего необходимо ис- пользовать именно эту методику разработки бизнес-плана, на ваш взгляд?
4.
Перечислите и обоснуйте понимание основных особенно- стей и характерных черт в бизнес-планировании.
5.
Развитие каких объективных характеристик наиболее су- щественно влияет на качество и оптимальность процессов в биз- нес-планировании?
6.
В чем состоит сущность концепта бизнес-плана в системе классификации?
7.
Перечислите и обоснуйте понимание связи и взаимозави- симости внешних функций бизнес-плана.
8.
Управленческий бизнес-план, основные составляющие в концепции разработки бизнес-плана.
2.3. Задания и практические упражнения
Задание 1
Заполните табличную форму. На основании проделанной ра- боты сделать собственный вывод о том, какая методика вам больше подходит для разработки бизнес-плана.
7 3
Производство
Услуги применимости
Торговля
Уровень детализации условий и процессов
Адаптивность к законодатель- ству РФ
Рас- пространен- ность
Сходства
1.
2.
…
Сравнительно-описательная характеристика методики
Особенно- сти
1.; 2.; 3…
1.; 2.; 3…
1.; 2.; 3…
Сравнительная характеристика методик разработки бизнес-плана
Методика
ФФПМП
KPMG
UNIDO
74
Задание 2
Исходя из сформулированной вами бизнес-идеи составьте вашу индивидуальную блок-схему последовательных процессов реализации пирамиды KPMG, выделяя на каждом этапе особен- ности требований: а) к условиям успешной реализации (внешние и внутренние); б) временную продолжительность процесса; в) вид и качество информации; г) специфику сферы бизнес-идеи.
Задание 3
Исходя из сформулированной вами бизнес-идеи составьте вашу индивидуальную блок-схему последовательных процессов реализации пирамиды UNIDO, выделяя на каждом этапе особен- ности требований: а) к условиям успешной реализации (внешние и внутренние); б) временную продолжительность процесса; в) вид и качество информации; г) специфику сферы бизнес-идеи.
Тесты для самопроверки
1. Причины ограничения методик «United Nations Industrial
Development Organization» пакетов – COMFAR, PROPSPIN в Рос-
сийской Федерации:
а) несовпадение структуры документов (разные аналитиче- ские формы); б) различия в условиях функционирования деловой среды на микро- и макроуровнях; в) низкая глобализация экономики и интеграция иностран- ных инвестиций в бизнес-процессы Российской Федерации; г) отсутствие заинтересованности отечественного бизнеса в международных рынках сбыта продукции, услуг или товаров.
2. Отечественные методики составления бизнес-плана в
Российской Федерации:
а) Российского агентства по поддержке малого и среднего бизнеса; б) Федерального фонда поддержки малого предприниматель- ства; в) Консалтинговой компании «Про-Инвест-Консалт», отра- женная в программе Project Expert; г) Всемирного банка реконструкции и развития.
75
3. Выбор методики разработки бизнес-плана зависит от:
а) величины предполагаемых инвестиций по конкретному проекту; б) специфики потенциального инвестора; в) ожидаемых доходов; г) законодательства Российской Федерации в части Налого- вого кодекса РФ.
4. Адекватность информации в бизнес-планах выражается:
а) семантической, синтаксической и прагматической основами; б) репрезентативностью, содержательностью и доста- точностью; в) доступностью, актуальностью и своевременностью; г) точностью, достоверностью и устойчивостью.
5. Свойства исходной информации о бизнес-планах:
а) точность; б) достоверность; в) содержательность; г) достаточность.
6. Компьютерный вариант методологии UNIDO:
а) COMFAR; б) PRINCE2; в) P2M; г) Альт-Инвест.
7. Западные методики разработки бизнес-планов в Россий-
ской Федерации:
а) UNIDO; б) Всемирного банка реконструкции и развития; в) методика фирмы «Goldman, Sachs&Co»; г) консалтинговой компании «Про-Инвест-Консалт».
8. Общими разделами всех методик составления бизнес-
планов являются:
а) финансовый план; б) план маркетинга; в) план производства; г) план риска.
9. Методы планирования:
а) балансовый;
76 б) расчетно-аналитический; в) экономико-математический; г) интегральный.
10. Расчетно-аналитический метод планирования использует:
а) расчет показателей плана, анализа их динамики и факто- ров, обеспечивающих необходимый количественный уровень; б) уровень основных показателей в плановом периоде и влия- ния факторов; в) результаты экономического анализа графическими средст- вами; г) комплекс задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.
11. Экономико-математические методы позволяют:
а) формировать результаты экономического анализа графиче- скими средствами, разработать экономические модели зависимо- сти показателей на основе выявления изменения их количествен- ных параметров по сравнению с основными факторами; б) подготовить несколько вариантов плана и выбрать опти- мальный; в) рассчитать показатели плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень; г) формировать результаты экономического анализа графиче- скими средствами.
12. Показатели годового планирования в зависимости от
объекта:
а) месячные и квартальные; б) заводские, цеховые и бригадные; в) экономические, трудовые и ресурсные; г) оперативные и долгосрочные.
13. Оперативно-производственный план:
а) средство обеспечения ритмичного выпуска продукции; б) алгоритм равномерной работы предприятия; в) программа плановых заданий непосредственным исполни- телям; г) свод правил творческих ресурсов общества.
77
14. Принципы планирования А. Файоля:
а) необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точ- ность; б) комплексность, эффективность, оптимальность; в) пропорциональность, научность, детализация; г) простота и ясность.
15. Принцип в условиях рационального использования ограни-
ченных ресурсов на всех предприятиях:
а) необходимости; б) единства; в) непрерывности; г) гибкости.
16. Общеэкономические принципы планирования:
а) необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точ- ность; б) комплексность, эффективность, оптимальность; в) пропорциональность, научность, детализация; г) простота и ясность.
17. Принципы участия и холизма разработаны:
а) Р. Акоффом; б) А. Файолем; в) М. Портером; г) Й. Шумпетером.
18. Понятие «проект» включает:
а) замысел и необходимые средства его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, техноло- гического или организационного результата; б) установление важнейших производственно-экономических пропорций; в) процесс приведения в относительное соответствие намерений фирмы с ее возможностями в обеспечении рынка товарами; г) систему плановых расчетов предпринимательской деятель- ности.
78
19. Первоочередным мероприятием при разработке бизнес-
плана считают:
а) составление резюме; б) разработка бизнес-идеи; в) проведение маркетинговых исследований; г) разработка товарной стратегии.
20. Ключевой элемент в планировании маркетинга бизнес-
плана:
а) НИОКР; б) маркетинговая информация; в) объем платежеспособного спроса на товар; г) конкурентоспособность предприятия.
21. Факторы, изучаемые при исследовании потребителя в
бизнес-планировании:
а) факторы социальной среды; б) факторы экономической среды; в) побудительные факторы; г) факторы внутренней среды и часть факторов макросреды.
22. Принцип планирования, включающий сбалансированный
учет ресурсов и возможностей предприятия:
а) комплексности; б) эффективности; в) оптимальности; г) пропорциональности.
23. Принцип планирования, учитывающий последние дости-
жения науки и техники:
а) комплексности; б) эффективности; в) научности; г) пропорциональности.
24. Состав принципа холизма:
а) координация и интеграция; б) интеграция и пропорциональность; в) координация и научность; г) научность и пропорциональность.
79
25. Координация принципа холизма:
а) деятельность ни одной части предприятия нельзя планиро- вать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня; б) планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне; в) охват взаимодействия единиц одного уровня; г) охват взаимодействия между единицами разных уровней.
26. Интеграция принципа холизма:
а) планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях; б) планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне; в) охват взаимодействия единиц одного уровня; г) охват взаимодействия между единицами разных уровней.
27. Место применения норматива:
а) целевое управление; б) процессное управление; в) ситуационное управление; г) стратегическое управление.
28. Характерная черта нормативных методов в планиро-
вании:
а) применение норм и нормативов; б) разработка норм; в) управление нормативами; г) применение факторного анализа.
29. Главное назначение нормативных методов:
а) выполнение трудовыми коллективами плановых заданий при минимальных затратах всех видов ресурсов; б) разработка норм; в) управление нормативами; г) применение факторного анализа.
30. Создание систем норм и нормативов зависит от:
а) единства методов формирования и управления норм и нормативов;