Файл: Билет Причины и исторические условия возникновения государства Община.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет 43.
Установление и юридическое оформление и государственный механизм
национал– социалистической диктатуры в Германии в период Третьей империи
(1933-1945 годы).
Назначение А. Гитлера канцлером коалиционного правительства
В результате сложных закулисных интриг, неспособности последнего канцлера Веймарской республики генерала Кýрта Шлéйхера сформировать правительство парламентского большинства и справиться с возникшими трудностями, под давлением финансистов и промышленников президент Гинденбург, действуя в рамках конституции, 30 января 1933 г. назначил канцлером Адольфа Гитлера как лидера наиболее многочисленной партии в рейхстаге. Правительство являлось коалиционным. Нацисты в нём находились в меньшинстве.
Большинство составляли консерваторы - националисты, то есть правительство состояло из противников Веймарской республики.
Правительство Гитлера являлось вполне конституционным президентским кабинетом. Нацисты вошли в коалиционное правительство всего с тремя постами. Однако они обладали разветвлённой партийной организацией, программой действий, волей к власти, энергией, подвижничеством, массовой народной поддержкой и сочувствием. Сохраняя видимость соблюдения конституции, национал-социалисты менее чем за полгода при дряхлеющем президенте с необыкновенной лёгкостью демонтировали Веймарскую республику, практически не встречая сопротивления. Период Веймарской республики закончился.
Огромные права избираемого народом на длительный срок президента с правом роспуска рейхстага и введения чрезвычайного положения, отсутствие реального противовеса ему в лице рейхстага и конституционная возможность совмещения в одном лице полномочий канцлера и президента в конечном счёте сыграли роковую роль в судьбе Веймарской республики. Они создали легальные предпосылки для захвата власти руководством нацистской партии.
Установление однопартийной системы
В течение полугода в Германии нацисты установили однопартийную диктатуру нацистской партии. На первом этапе нацисты при поддержке консерваторов осуществили насильственную ликвидацию левых партий. Деятельность Коммунистической партии
Германии формально не запрещалась. Однако с 28 февраля 1933 г. она становится нелегальной. Социал-демократическая партия была запрещена в июне 1933 г. Затем в конце июня - начале июля 1933 г. под давлением нацистов остальные политические партии - либералы, католическая партия центра, консерваторы-националисты объявили о самороспуске.
Рейхстаг 14 июля 1933 г. принял закон «против образования» новых партий». Он объявил национал- социалистическую партию единственной легальной политической партией, а участие в каких-либо других политических партиях - уголовно наказуемым преступлением.
В мае 1933 г. нацисты разгромили профсоюзы. Здания профсоюзов захватили штурмовики Их руководителей арестовали. Профсоюзное имущество конфисковали. Вместо независимых профсоюзов нацисты создали Германский трудовой фронт.
В ноябре 1933 г. прошли новые выборы в рейхстаг. На них подавляющее большинство избирателей (92 %) проголосовали за единственный список кандидатов от нацистской партии - список фюрера. Новый нацистский рейхстаг 1 декабря 1933 г. принял закон «Об обеспечении единства партии и государства». Он объявлял национал-социалистическую партию «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». Партия объявлялась не носительницей государственной власти, а только
«государственной идеи», то есть никаких властных функций партия по этому закону не получала.
Закон о верховном главе Германской империи от 1 августа 1934 года
После смерти престарелого президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. правительство приняло закон о верховном главе Германской империи. По этому закону должности канцлера и президента объединялись в лице фюрера и рейхсканцлера Гитлера. Пост президента упразднялся. Его полномочия перешли к Гитлеру. Права главы государства присваивались Гитлеру пожизненно. При этом Гитлеру, как монарху, предоставлялось право назначить себе преемника. Гитлер стал верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Офицеры и чиновники принесли присягу верности в безусловном повиновении лично Гитлеру.
В силу особой значимости данный закон прошёл утверждение народным голосованием и приобрёл тем самым высшую конституционную силу. Этот закон о наделении Гитлера неограниченной властью одобрили подавляющее большинство немцев: 90 % или более 38 миллионов избирателей голосовали за, лишь четыре миллиона двести пятьдесят тысяч - против. Результат референдума о поддержке фюрера не вызывает особых сомнений в их общем более или менее соответствии действительности. Политика Гитлера тем самым получила поддержку всех слоев немцев. Третий рейх возник путём свободного массового волеизъявления.
Конституционные основы национал - социалистической диктатуры
Веймарская республика фактически была ликвидирована. Веймарская конституция практически прекратила действие, хотя формально в неё лишь были внесены поправки. Однако официально Веймарская конституция не отменялась. Новое тоталитарное нацистское государство сохраняло прежнее официальное название государства - Германская империя (Deutsches Reich), в политическом обиходе часто именовалось
«Третьим рейхом» или «Третьей империей» (Drittes Reich). Только 26 июня 1943 г. официальное самоназвание нацистского государства изменилось на «Великую Германскую империю», или «Великий Германский рейх» (Grossdeutsches Reich).
Термин «Третий рейх» нацисты заимствовали у известного консервативного публициста Артура Мё’ллера ван ден Брýка, выпустившего книгу под названием «Третий рейх». Миф о Третьем, или Тысячелетнем рейхе являлся идеологическим обоснованием претензий нацистов на мировое господство. Нацисты употребляли термин «Третий рейх», чтобы подчеркнуть преемственность своего государства великим империям прошлого
Третий Рейх к осени 1934 г. практически не имел ни писанной, ни неписаной конституции. Правовую основу нацистской диктатуры составили три важнейших конституционных закона. Президентский декрет «О защите народа и государства» от 28 февраля 1933 г., который временно отменял все гражданские права немцев. Он действовал в течение всех лет существования третьего рейха и устанавливал практически постоянное чрезвычайное положение в Германии. На основании этого президентского декрета подверглись аресту десятки тысяч человек, создавались особые чрезвычайные суды.
Конституционный закон рейхстага «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 23 марта 1933 г. предоставил правительству право издавать законы, в том числе и не соответствующие конституции. Он рассматривался как новая конституция Германии.
Сохранение однопартийного рейхстага
В качестве единственного конституционного органа сохранялся рейхстаг. Однако кандидатов в депутаты рейхстага с ноября 1933 г. выставляла только одна партия - нацистская. Избиратели не выбирали из нескольких кандидатов то или иное лицо, а, голосуя за список фюрера, одобряли или не одобряли политику государства, политику фюрера. Рейхстаг стал формироваться канцлером на основе списков, одобренных на референдуме, плебисците.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Билет 44. Образование ФРГ и ГДР. Оккупационный статут.
Государственное право ФРГ. Конституция ФРГ 1949 года.
Образование ФРГ и ГДР
Начало «холодной войны» в 1946-1947 гг., растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. Различия в подходе СССР и США к решению германской проблемы оказались непреодолимы. СССР выступал за воссоединение Германии, США выступали против нейтрального статуса объединённой Германии. В результате победы СССР в войне страны Восточной Европы оказались под его контролем. США и западные государства в противостоянии СССР стремились сохранить Западную
Германию в своей сфере влияния. Это предопределило государственный раскол Германии.
В 1948 г. для разработки и принятия проекта конституции западногерманского государства созывался особый
Парламентский совет - Учредительное собрание, избранный ландтагами западногерманских земель. Проект конституции разрабатывался в комитетах Парламентского совета при участии немецких правоведов и утверждался военными губернаторами. В мае 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон. Он получил ратификацию, одобрение ландтагов западногерманских земель, кроме Баварии, однако действующий и для неё, и вступил в силу.
Так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). Она охватывала половину прежней территории страны и там проживало две трети немцев. Западные государства в 1949 г. приняли оккупационный статýт. Он ограничивал суверенитет ФРГ в области внешней политики, обороны, внешней торговли вплоть до 1955 г. Германия до сих пор оккупирована американскими войсками.
Конституция ФРГ официально называется Основным законом, так как при принятии этот акт рассматривался как временный до объединения германских земель в единое государство, после чего предполагалась разработка конституции объединённой Германии. Согласно Основному закону ФРГ была открыта для присоединения остальных германских земель. После достижения единства Германии Основной закон действует для всего немецкого народа и теряет силу в день, когда вступает в силу новая конституция, которая будет принята по свободному решению немецкого народа. Конституция 1949 г. называлась также Боннской - по названию новой столицы ФРГ - Бонн.
В советской зоне оккупации, то есть в восточной части Германии, в октябре 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская демократическая республика (ГДР). В результате начался длительный сорокалетний период существования двух самостоятельных германских государств.
Они не остались нейтральными, а вошли в противостоящие друг другу военнополитические союзы. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а ГДР в Организацию Варшавского договора.
Основные черты конституции ФРГ 1949 года
Конституция провозглашает ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Вся государственная власть исходит от народа, который осуществляет её путём выборов и голосований, то есть непосредственно, а также через выборные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Референдум - решения народа по поставленным перед ним вопросам в основном допускается лишь в связи с изменением территориального устройства федерации.
Выборы народом федерального президента конституция заменила в пользу избрания специальным федеральным собранием. Президент уже не является избранником всего народа и его полномочия существенно ограничивались.
Учитывая уроки второй мировой войны, конституция провозглашает, что действия, предпринятые с целью нарушения мирного сосуществования народов и подготовки агрессивной войны, являются антиконституционными и лица, их совершившие, подлежат наказанию. Социальное государство помогает слабому, стремится повлиять на распределение материальных благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Социальная справедливость представляет собой «принцип распределения, который должен обеспечить каждому слою населения хозяйственное и культурное существование на соразмерном уровне».
Впервые в конституционной истории Германии охрана конституции поручается Федеральному конституционному суду.
Конституция закрепляет основы правового положения политических партий, которые рассматриваются в качестве органов формирования политической воли народа. С учётом деятельности нацистской партии в Веймарской республике конституция предусматривала возможность запрещать как антиконституционные те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся вредить свободному демократическому порядку или устранить его или угрожать существованию ФРГ.
Билет 45.
Изменения в системе и источниках англосаксонской и континентальной
систем права в период развитого буржуазного государства (в XX веке).
Систематизация права в странах континентальной
и англо-саксонской систем права
Во-первых, наблюдается тенденция к систематизации нормативных актов в форме кодификации, инкорпорации и консолидации. В XX веке, особенно в последние десятилетия, в связи с бурным ростом и усложнением законодательства все более отчетливо проявляется тенденция к его систематизации.
В странах континентальной системы происходила кодификация права. Постепенное обновление содержания старых кодексов является единственным способом сохранения их в качестве действующих нормативных актов. Например, В 1958 г. был утвержден новый Уголовно- процессуальный кодекс Франции (вместо УПК 1808 года). В июле 1992 г. был принят и весной 1994 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Франции (взамен УК 1810 г.).
В английском праве применяется консолидация права, при котором нормы, содержащиеся в ряде законов и посвященные одному предмету, объединяются в тексте одного закона. Например, основным источником английского акционерного права является Закон о компаниях 1985 г., который консолидировал нормы, относящиеся к созданию и деятельности компаний.
Федеральное законодательство США с 1926 г. публикуется в систематизированном виде в качестве Свода законов США, состоящего из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту. Например, раздел 12 -
«Банки и банковское дело», раздел 17 - «Авторское право». По своему составу Свод весьма неоднороден. Некоторые его разделы представляют собой просто собрание близких по содержанию актов, изданных в разное время и мало связанных между собой, здесь используется инкорпорация - объединение, сведение множества нормативных актов в единое целое - своды, собрания нормативных актов.
При инкорпорации в нормативные акты, включаемые в собрания, никаких изменений и дополнений не вносится, они включаются в том состоянии, в каком они были на момент инкорпорации.
Другие разделы Свода, напротив, включают в себя кодексы законов по соответствующей отрасли права, составленные по определенной схеме. Например, раздел 18 (части 1) Свода законов содержит главу «Общие положения», рассматривающую вопросы классификации преступлений, соучастия, невменяемости, там же дается определение некоторых терминов. «Особенная часть» Свода представляет собой федеральные законы, изданные в алфавитном порядке. Например, законы: о контроле над организованной преступностью (1970 г.); о торговле наркотиками (1982 г., 1988 г.); о злоупотреблениях с компьютерами (1986 г.); о контроле над преступностью (1984 г.); о контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах (1984 г.).
Билет 46.
Изменения в гражданском праве зарубежных стран в ХХ в.
Эволюция права собственности в праве западных стран
Основными тенденциями развития права собственности в праве западных стран после второй мировой войны являются следующие:
1. Уменьшение роли индивидуальной и возрастание значения смешанной, а также государственной собственности. После второй мировой войны в результате национализации в западноевропейских странах был создан значительный государственный сектор экономики.
Несмотря на политику приватизации государственной собственности в 80-е и 90-е годы XX в., государство по-прежнему выступает как крупнейший собственник, вкладчик капитала, предприниматель.
Широкое распространение получает, наряду с государственной и частной, смешанная собственность, где часть принадлежит государству, а часть - приватным лицам. Обычно это акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.
2. Увеличение числа ограничений права собственности. В западной юриспруденции XVIII-XIX вв. право собственности рассматривалось как наиболее полное господство лица над вещью. Однако уже право XIX столетия знало различные ограничения права собственника. В XX в. ограничения собственности становится неотъемлемым элементом содержания собственности. Собственность перестала быть абсолютной, ее содержание определяется ныне в законе.
Особенно много таких ограничений было установлено в отношении права собственности на землю, что связано с особенностями земли как объекта собственности. Первоначально собственник земельного участка являлся также собственником соответствующих недр и воздушного пространства в границах земельного участка. Вместе с тем эти права ограничиваются либо в интересах соседних участков, либо в публичных (общественных) интересах.
Германский гражданский кодекс 1900 г. устанавливал, что собственник земельного участка не может воспретить воздействие на участок на такой глубине или на такой высоте, что устранение его не представляет для него интереса (ст. 905). Уже после принятия германского гражданского уложения были приняты специальные законы о телеграфном сообщении, о воздушных путях, непосредственно обязавшие земельного собственника терпеть телеграфные провода и пролеты летательных аппаратов.
Постепенно законодательство западных стран, по сути, лишило собственника земли возможности по своему усмотрению добывать наиболее ценные полезные ископаемые. В частности по законодательству Франции, ФРГ для разведки и добычи полезных ископаемых требуется специальное разрешение компетентного государственного органа. В ряде стран полезные ископаемые вообще были объявлены собственностью государства и, следовательно, владелец земельного участка не вправе претендовать на получение компенсации за их добычу.
Исходя из требований охраны окружающей среды, соблюдения определенного режима водопользования, в законодательстве стран
Запада вводится множество ограничений в осуществлении собственником земельного участка той или иной хозяйственной деятельности, которая может иметь неблагоприятные экологические последствия.
Развитие городов сопровождается разработкой специального нормативного регулирования вопросов отвода земельных участков для строительства. Государство осуществляет контроль за использованием земли, и оно может давать обязательные для собственника указания по землепользованию. В некоторых странах за государством признается право выкупа земли в случае ненадлежащего ее использования или когда она не используется вообще. Возможность изъятия земельного участка в публичных интересах с выплатой компенсации владельцу признается во всех западных государствах.
В западном правоведении получает распространение концепция собственности как социальной функции, которая была воспринята западным законодателем. Согласно этой концепции частная собственность - это не столько право, сколько обязанность. Собственник не может безгранично распоряжаться ей по своему произволу, при ее использовании границей ему должно быть общее благо. Подобному праву отнюдь не соответствует безусловная обязанность терпеть любые действия собственника. Кому много дано, с того много и спросится.
Напротив, в случае явного злоупотребления своим правом, наносящим вред обществу в целом, или в случае неисполнения лежащих на собственнике обязанностей государство может вмешиваться в права собственника, может ограничить его свободу и даже лишить его права.
Согласно п.2 ст. 14 Конституции ФРГ 1949 г., «собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу».
Эта статья почти дословно воспроизводит положения, содержащиеся в ст. 153 Веймарской Конституции.
Законодатель в западных странах стремится подробно урегулировать условия проведения национализации. Закон, как правило, требует, чтобы изъятие частного имущества по акту национализации производилось только в общественных, публичных интересах, а собственнику выплачивалась полная или, по крайней мере, справедливая компенсация до или после изъятия имущества.
В законодательстве западноевропейских стран предусматривается все больше ситуаций, когда собственник может быть принудительно лишен своей собственности. Основную часть из них нельзя квалифицировать как национализацию. Например, Конституции
Греции 1975 г. устанавливает (ст. 24), что при осуществлении градостроительных мероприятий частная собственность в обязательном