Файл: Билет Причины и исторические условия возникновения государства Община.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет
28.
Установление
Первой
республики
во
Франции.
Законодательство якобинцев – монтаньяров. Конституция Франции 1793 г.
Якобинская Декларация прав человека и гражданина 1793 года
Якобинский комитет общественного спасения воспринял жирондистский проект конституции с некоторыми существенными изменениями. Проект Конституции в конце июня 1793 г. принял Конвент и одобрило народное голосование. Из семи миллионов избирателей один миллион восемьсот тысяч высказались за принятие конституции, против около 12 тысяч. Само голосование происходило под руководством и давлением местных якобинцев и поэтому везде имело благоприятный для диктатуры результат. Это был первый референдум - голосование избирателей по конституции, который проводился диктаторской авторитарной властью. Этим успешным якобинским опытом в дальнейшем воспользуются Наполеон I и Наполеон III.
Конституции 1793 г. предшествовала Декларация прав человека и гражданина. Она содержала новые черты, которые отсутствовали в
Декларации 1789 г. Учредительного собрания:
1. С бóльшей силой якобинская декларация подчёркивала верховенство народа и право сопротивления угнетению, которое превращалось в «право восстания со стороны народа или любой части народа». Восстание признавалось «священным долгом и безотлагательной обязанностью», если правительство нарушает права народа. При этом не уточнялось, ни что понимается «под частью народа», ни кто должен судить о нарушении его прав.
2. На общество возлагалась обязанность помощи неимущим путём предоставления работы или пропитания.
3. Обязанностью общества считалось содействие образованию всех граждан.
Якобинцы тем самым отмечали необходимость социальной помощи населению. Однако они не являлись социалистами. Они провозглашали неприкосновенность собственности. В остальном якобинская Декларация мало чем отличалась от первой декларации 1789 г.
Общественного строя, установленного конституцией 1791 г., якобинская Декларация не меняла.
Республиканская Конституция якобинцев 1793 года
Якобинская Конституция 1793 г. отличалась крайним радикализмом, окончательно порывала с прошлым и являлась нежизнеспособной. По форме правления Франция объявлялась республикой, по форме государственного устройства - унитарным государством, Франция провозглашалась единой и неделимой республикой. Характерными чертами республики являлись коллегиальность - это правление многих, принятие решений большинством, выборность и кратковременное пребывание у власти.
Конституция исходила из идеи Ж. Ж. Руссó о непосредственном участии народа в законодательстве. Согласно Руссо верховная власть принадлежит народу и она неотчуждаема, то есть не может быть передана одному или нескольким лицам. Поэтому для принятия закона необходимо созывать народ. Руссо выступал за демократическую республику, в которой непосредственно правит народ, сходящийся на собрания. Непосредственная демократия Руссо осуществима лишь в небольшом государстве, как это было в античном полисе. Поэтому
Конституция 1793 г. осуществила идею Руссо лишь наполовину. Она вводила факультативный референдум для утверждения законов.
Конституция устанавливала всеобщее, равное и прямое избирательное право. Возраст избирателей мужчин снижался с 25 лет до 21 года, имущественный ценз отменялся. Выборы депутатов стали прямыми, не двухступенчатыми, как по конституции 1791 г. Избиратели выбирали депутатов непосредственно, а не выборщиков.
Конституция 1793 г. не признавала разделения властей. Государственными властями являлись законодательное собрание и исполнительный совет. Должностные лица исполнительной власти обязывались подчиняться законодательной власти. Законодательная власть принадлежала однопалатному законодательному собранию, избираемому на один год. Он заседал как постоянный орган в течение года.
Конституция вводила различие между законами и декретами. Законы предлагались законодательным собранием и считались принятыми, если они не были опротестованы десятой частью первичных собраний избирателей более половины департаментов республики. В случае отклонения законопроекта собирались первичные собрания избирателей, которые и принимали окончательное решение о судьбе законопроекта - утвердить или отклонить. Законы считались выражением воли народа, пока народным голосованием не будут отклонены.
Декреты как распоряжения, касающиеся отдельных случаев и лиц, издавались законодательным собранием, то есть они имели окончательную силу и не подлежали народному голосованию.
Между законодательным собранием и должностными лицами администрации Конституция поставила Исполнительный совет из 24 лиц.
Они назначались законодательным собранием из числа 83 кандидатов, представленных департаментскими собраниями избирателей. Члены
Совета не осуществляли сами непосредственно исполнительную власть. Они назначали главных должностных лиц администрации.
Конституция 1793 г. не вводилась в действие. Конвент решил отложить введение в действие конституции до окончания военных действий. Тем не менее, Конституция выдвинула как идеал всеобщее избирательное право, которое постепенно было достигнуто в западных конституционных государствах.


Билет 29. Государственное право Франции конца XVIII – начала XIX
веков: в период Термидорианского конвента и Директории (Конституция
Франции 1795 года); в период Консульства и Первой империи во Франции
(1799-1814 годы). Конституция Франции 1799 года. Органические сенатус–
консульты 1802 и 1804 годов.
Термидорианский Конвент
Переворотом 9 термидора завершился наиболее радикальный период революции, произошло отступление революции с радикальных позиций на умеренные. Такой мощный революционный размах не может быть ликвидирован одним удачным переворотом.
После термидорианского переворота власть оказалась в руках термидорианского Конвента, очищенного от крайних якобинцев.
Термидорианцы выступали как против якобинских крайностей революции - террора, регулируемых цен, анархии, так и против реставрации монархии Бурбонов. Они обогатились при распродаже церковных и дворянских земель, как «цареубийцы» голосовали в Конвенте за казнь
Людовика XVI и вообще не хотели делиться властью.
Переворот 9 термидора спас страну от произвола и насилия террористов, наступило время отрицания политики якобинцев, отказа от чрезвычайных революционных форм правления в пользу конституционных. Термидорианский Конвент отменил террористические законы.
«Подозрительных» стали выпускать из тюрем, террор прекратился. Некоторых наиболее отличившихся террористов настигло возмездие.
Конвент упразднил революционные трибуналы, революционные комитеты, самозванную Коммуну Парижа, якобинский клуб. Власть комитетов Конвента ограничивалась и состав их изменился. Свобода печати и дискуссий в Конвенте восстановилась.
Конституция 1799 г.
Конституция 1799 г. отказалась от разделения и равенства властей, которые пытались установить конституции 1791 г. и 1795 г. и тем более от подчинения исполнительной власти законодательной по конституции 1793 г. Целью Конституции 1799 г. являлось установление прочного, устойчивого государственного порядка. Поэтому устанавливалось явное преобладание исполнительной власти над законодательной.
Вся полнота исполнительной власти передавалась в руки первого консула Наполеона, при котором второй и третий консулы пользовались только совещательным голосом. Тем самым упразднялась вредная коллегиальность Директории. Первый консул стал единоличным главой государства. Консулы назначались самой Конституцией на 10 лет с неограниченным правом переизбрания. Первый консул назначал и смещал наиболее важных должностных лиц: министров, членов государственного совета, послов, офицеров армии и флота, членов местной администрации, большинство судей, но без права их смещать, так как судьи провозглашались несменяемыми. Он руководил внешней политикой: объявлял войну и заключал международные договоры, но решения первого консула по этим вопросам подлежали утверждению законодательным корпусом. Первый консул заботился о внешней и внутренней безопасности государства, являлся главнокомандующим вооружёнными силами, распоряжался государственными доходами и расходами. Принятие бюджета в целом входило в прерогативу законодательной власти. Он подписывал и обнародовал законы, принятые законодательным корпусом. Его распоряжения приобретали силу закона, будучи опубликованы в форме постановлений.
Законодательная власть разделялась между четырьмя законодательными собраниями, члены которых назначались, а не избирались населением. После переворота 18 брюмера большинство членов этих законодательных собраний назначались первым консулом и его окружением из бывших революционеров, выступающих как против реставрации дореволюционной монархии, так и против якобинцев.
Законодательная инициатива принадлежала первому консулу, который поручал составление законопроектов Государственному совету. Он состоял из 30-40 человек, члены которого назначались первым консулом. Обсуждение законопроектов без права принятия по ним решений предоставлялось Трибунáту, который состоял из 100 членов, назначаемых сенатом на пять лет. Затем законодательный корпус, который состоял из 300 лиц, назначаемых сенатом на пять лет, принимал законопроекты целиком, без обсуждения и поправок. Далее охранительный сенат рассматривал новый закон с точки зрения его соответствия или несоответствия конституции. Он мог отменить неконституционные законы и назначал членов законодательного корпуса и трибуната. Сенат состоял из 80 пожизненных членов. Первоначально большинство сенаторов назначили консулы. Затем сенат обязывался самопополняться из кандидатов, предложенных первым консулом. Законопроект подписывал и обнародовал первый консул, который не имел право отлагательного вето.
Законом 1800 г. сохранялось деление Франции на искусственные департаменты. При этом ликвидировалось местное самоуправление и восстанавливалась система бюрократической централизации. Первый консул назначал и смещал в департаментах префéктов, в округах - супрефектов, в общинах - муниципалитетах - мэров. При префектах, супрефектах и мэрах состояли совещательные органы - советы, членов которых назначал первый консул. Префекты занимали место интендáнтов старой монархии.
Органические сенатус - консульты 1802 и 1804 годов
Конституция 1799 г. вскоре подверглась изменениям. Первое изменение внёс органический сенáтус - кóнсульт 1802 г.. Он был утвержден народным голосованием. Три с половиной миллиона избирателей проголосовали за конституционный закон и только 8,3 тысяч против. Сенáтус - кóнсультами назывались постановления сената, изменявшие государственный строй, Конституцию. Конституция 1799 г. не содержала никаких указаний на возможность её пересмотра. Сенатус - консульт 1802 г. объявлял Первого консула пожизненным консулом с правом назначать себе преемника. Ему предоставлялось право утверждения международных договоров (этого права лишался законодательный корпус), миловать преступников. Сенат получил право распускать законодательный корпус и трибунат, а также изменять конституцию органическими сенатус-консультами. Зависимость сената от первого консула увеличилась. Он получил право непосредственно назначать сенаторами лиц, «отличившихся талантами и заслугами».
Через два года в 1804 г. органический сенатус - консульт провёл новую редакцию конституции. Она была утверждена народным голосованием. Три с половиной миллиона избирателей проголосовали за конституционный закон и только 2,5 тысяч против. Первому консулу вручалась наследственная императорская власть. Большинство французов считали, что, только установив наследственную власть новой династии Бонапартов, можно обеспечить социальные приобретения революции и обезопасить Францию от восстановления династии
Бурбонов.
Билет 30. Конституционное право Франции в XIX веке.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Конституционные хартии 1814 и 1830 годов в период Легитимной и

Июльской монархий (1814-1848 годы). Конституционное право Второй
республики (1848-1851). Конституция 1848 года. Конституционное право
Второй империи (1852-1870 годы). Конституция 1852 года.
Конституционная реформа 1870 года.
Конституционная хартия 1830 года
Палата депутатов сохранила конституционную монархию, провозгласив королём представителя младшей ветви Бурбонов герцога
Орлеанского под именем Людовика-Филиппа. Хартия 1814 г. была несколько изменена палатой депутатов и получила название хартии 1830 г. Палата депутатов в качестве учредительной власти приняла новую конституцию, призвала нового короля, который принёс присягу на верность хартии. Новая хартия провозглашала, что король будет царствовать не по наследственному праву, а по приглашению французского народа. Традиционный религиозный обряд коронации заменялся присягой короля на верность изменённой хартии в присутствии обеих палат.
Король мог издавать ордонансы только для исполнения законов. Он лишался права отменять законы или приостанавливать их действие.
Законодательная инициатива могла исходить не только от короля, но и от обеих палат парламента. Восстановление цензуры запрещалось.
Преступления по делам печати, как и государственные, передавались в введение суда присяжных. Король лишался права жаловать наследственное звание пэра. Он мог назначать только пожизненных пэров из определённого круга лиц. Хартия понижала возрастной ценз избирателей с 30 до 25 лет, депутатов - с 40 до 30 лет. Избирательный ценз для избирателей и депутатов понижался. Это увеличило число избирателей примерно на 100 тысяч - с 90 тысяч до 200 тысяч. Однако огромное большинство французов лишалось избирательного права и не участвовало в политической жизни.
Июльская монархия (1830-1848 гг.) - монархия финансовой олигархии
В результате июльской революции 1830 г. во Франции установилась Июльская монархия, которая просуществовала до февраля 1848 года. Хартия 1830 г. действовала около 18 лет. В этот период происходило перерастание конституционной дуалистической монархии в парламентарнуюУспешная индустриализация Франции привела к формированию многочисленного рабочего класса, который под флагом юридической свободы договора подвергался необузданной эксплуатации со стороны предпринимателей, фабрикантов. Правящая буржуазия игнорировала интересы рабочих. Во Франции отсутствовало законодательство, регулирующее условия труда и защищающее интересы рабочих, даже детей и женщин от злоупотреблений фабрикантов. В результате выдвинулись новые социальные противоречия между буржуазией и пролетариатом.
Конституционная монархия во Франции просуществовала тридцать четыре года с 1814 по 1848 годы. Слабость и падение конституционной монархии во Франции проистекали из того, что правящие династии представляли интересы одного какого - либо класса общества. Легитимная монархия Бурбонов являлась монархией крупных землевладельцев - дворянства и духовенства, а Июльская монархия
Людовика - Филиппа - монархией крупной буржуазии. И это их погубило. Июльская монархия своей исключительной заботой об интересах наиболее зажиточного меньшинства - финансовой олигархии вызывала глубокое недовольство нации. Широко применялся подкуп немногочисленных избирателей, депутатов, которые назначались на платные государственные должности, сохраняя депутатство. Депутаты - чиновники составляли треть палаты депутатов и всегда голосовали за правительство.
В 1840-х годах Июльская монархия утратила авторитет и в средних, имущих слоях буржуазии, городской интеллигенции. Они стали требовать исключения депутатов - чиновников из палаты. Для этого следовало принять закон о запрещении совмещения государственных должностей с депутатским мандатом. Другим важнейшим требованием являлось проведение избирательной реформы. Для этого следовало понизить имущественный ценз и расширить число избирателей.
Конституция 1852 года
Новая конституция была обнародована в январе 1852 г. Она по образцу конституции 1799 г. устанавливала почти неограниченную власть президента, срок полномочий которого увеличивался до десяти лет. Президент как глава государства являлся главнокомандующим вооружёнными силами страны, объявлял войну и заключал международные договоры. Он обладал исключительным правом законодательной инициативы, утверждал законопроекты, имел право абсолютного вето, издавал декреты, необходимые для исполнения законов. Президент объявлял осадное (чрезвычайное) положение в департаментах, при котором происходил переход власти от гражданских лиц к военным и временно ограничивались права граждан. От его имени осуществлялось в стране правосудие. Президент назначал и смещал министров, офицеров армии и флота, послов, префектов и других должностных лиц. Министры не могли быть депутатами. Они несли индивидуальную ответственность перед президентом, который приглашал их для совещаний. Все решения исходили от президента.
Министры являлись лишь его советниками.
Законодательная власть разделялась между тремя законодательными учреждениями: государственным советом, законодательным корпусом и сенатом. Государственный совет, назначаемый президентом (40-50 человек), на основе предложений президента, разрабатывал законопроекты. Законодательный корпус утверждал законопроекты, не имея права вносить законопроекты и вносить в них поправки, изменения. Он лишался возможности контролировать исполнительную власть.
Законодательный корпус состоял из сравнительно небольшого числа депутатов. Они избирались всеобщим голосованием на шесть лет и не получали вознаграждения. При их избрании выставлялись официальные кандидатуры, намеченные президентом, министрами, местной администрацией, а избирателям предлагалось голосовать за них «голосуя за друзей президента, они (избиратели) проголосовали бы второй раз за самого президента». Выборы в законодательный корпус тем самым не являлись выборами депутатов, а фактически превратились в референдум о доверии президенту и его политике. Сенат, состоящий из лиц, назначаемых пожизненно президентом, наблюдал за конституционностью законов и мог с согласия президента вносить изменения в конституцию.


Билет 31. Конституционное право Третьей республики во Франции
(1870-1940): государственный строй по конституционным законам 1875 года,
поправки 1884 года; партийная система; особенности усиления
исполнительной власти; развитие избирательного права в первой половине XX
века.
Конституция 1875 года
Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту, состоящему из палаты депутатов и сената, которые избирались различными способами и на различные сроки. Палата депутатов избиралась на четыре года всеобщим, равным, тайным и прямым голосованием мужчин, достигших 21 года. Сенат формировался по сложной системе. Четверть сенаторов была избрана пожизненно из числа депутатов Национального собрания 1871-1876 гг., а позднее пополнялась бы самим сенатом. Остальные три четверти избирались на девять лет коллегиями выборщиков от департаментов. В 1884 г. институт пожизненных сенаторов упразднялся. С тех пор все сенаторы стали избираться непрямыми, многоступенчатыми выборами на девять лет. В коллегиях выборщиков преобладали представители сельских местностей. Это обеспечивало более консервативный состав сената, по сравнению с палатой депутатов. Для сенаторов устанавливался более высокий возрастной ценз - 40 лет, а для депутатов ценз составлял 25 лет.
Обе палаты заседали отдельно и наделялись равными правами. Они обладали правом законодательной инициативы, принимали законы, бюджет, объявляли войну, утверждали международные договоры, контролировали деятельность правительства, объявляли осадное
(чрезвычайное) положение.
Главой государства считался президент республики. Он избирался на семь лет на совместном заседании палаты депутатов и сената, то есть законодательной властью. Конституция 1875 г. тем самым отказалась от всенародных выборов президента, которые предусматривались конституцией 1848 г. Это вызывалось страхом перед президентом, избираемым народом. Горький опыт Второй республики показал, что в централизованной Франции первый президент Второй республики, избранный народом, будучи гораздо более авторитетным, чем национальное собрание, совершил успешный государственный переворот, упразднил республику и установил при народной поддержке единоличную власть. Однако выборы президента законодательной властью привели к зависимости президента от парламента. Президент есть доверенное лицо палат, политических партий, представленных в них. Президентом может быть избрано только то лицо, которое заслужило доверие партийных лидеров парламента.
Президент имел право законодательной инициативы через правительство, обнародовал законы, но не утверждал их, обладал правом отлагательного (задерживающего) вето сроком на один месяц. Он мог требовать вторичного голосования закона, палаты могли принять закон вновь простым большинством. Вето совершенно не применялось президентами. Он имел право с согласия сената распустить палату депутатов. Это было сделано президентом всего один раз - в 1877 г., но привело к нежелательным результатам. Палата депутатов фактически стала нераспускаема. Президент не имел доступа в палаты. Он осуществлял контакты с ними через особые письменные послания, которые зачитывались уполномоченным на то министром.
Президент представлял республику во внешних связях. Он мог объявлять войну только с согласия палат. международные договоры, заключаемые президентом, подлежали утверждению обеими палатами. Президент располагал вооружёнными силами, но не командовал ими.
Президенту принадлежало право назначения на гражданские и военные должности, включая министерские. Однако министры несли ответственность перед палатами и обязывались уходить в отставку в случае выражения недоверия как палатой депутатов, так и сенатом.
Председателем правительства становился лидер партийного большинства в палате депутатов. Ни один акт президента не обладал юридической силой без министерской скрепы - подписи, так как ответственность за акт ложилась на министра. Исполнительную власть осуществлял Совет министров - правительство, которое являлось небольшим по численности коллегиальным органом - не более 15 министров.
Франция являлась централизованным унитарным государством. Полномочным представителем центральной власти в департаменте, осуществлявшим административную власть, являлся префéкт - губернатор. Он назначался президентом по представлению министра внутренних дел. Департаменты делились на округа. В них административную власть осуществляли супрефекты, назначаемые министром внутренних дел и подчинённые префекту. Низшей административно-территориальной единицей являлись городские и сельские коммуны.
Органами местного самоуправления являлись в департаментах - генеральные советы, в округах - окружные советы, в коммунах - муниципальные советы. Эти выборные местные советы ведали вопросами местного значения: строительство школ и дорог, благоустройство, местные налоги. Все эти органы избирались всеобщей подачей голосов, первые на шесть лет, остальные - на четыре года. Муниципальные советы получили право избирать мэров. В больших городах они назначались правительством. Мэр подчинялся префекту и мог быть временно отстранён от должности тем же префектом, а министром внутренних дел мог быть смещён со своего поста.


Билет 32.
Борьба за образование единого германского государства и развитие
конституционного права германских государств в первой половине XIX века.
Конституция Пруссии 1850 года. Образование Второй империи в Германии.
Конституция Германской империи 1871 года.
Падение «Священной римской империи германской нации»
и образование Германского союза
Германия к началу XIX в. состояла из более чем трёхсот государств почти совершенно самостоятельных. Лишь номинально они составляли Священную Римскую империю германской нации. В Германии существовал княжеский абсолютизм, то есть абсолютная монархия установилась в пределах отдельных княжеств. Французский император Наполеон I ликвидировал Священную Римскую империю в начале XIX в. Результатом наполеоновских войн стало территориальное укрупнение германских государств. Число самостоятельных государств сократилось с трёхсот до примерно сорока.
После разгрома Наполеона в 1815 г. на международном Венском конгрессе великих европейских держав - победительниц учреждался
Германский союз. Он объединял около сорока государств - тридцать четыре государства - монархии и четыре вольных города - республики.
Германский союз представлял собой слабо связанную конфедерацию, целью которой являлось обеспечение внешней и внутренней безопасности Германии. Члены союза сохраняли свою независимость, но отдельное государство не могло покинуть союз по своей воле.
Единственным органом союза являлся союзный сейм. Он состоял из представителей, назначаемых правительствами отдельных государств союза. Эти представители голосовали согласно указаниям, получаемым от своих правительств. Сейм имел право объявлять войну, заключать мир, организовывать союзную армию. Особенностью германского союза стало соперничество в нём двух наиболее крупных германских государств Австрии и Пруссии.
Становление конституционных дуалистических монархий
в отдельных германских государствах
Члены Германской конфедерации имели различное государственное устройство. После Венского конгресса в 1816-1821 гг. под влиянием
Франции южно-германские государства приняли конституции. Все эти германские конституции являлись октроúрованными, то есть дарованными абсолютным монархом. По содержанию эти конституции чрезвычайно приближались к французской конституционной хартии
1814 г. Они устанавливали конституционные дуалистические монархии, учреждали двухпалатные парламенты, которые состояли из верхней палаты, формировавшейся из аристократии и лиц, назначаемых монархом, и нижней палаты, члены которой избирались лицами с высоким имущественным цензом. Министры назначались монархом без участия парламента и отвечали перед ним.
В 30-е годы XIX в. под влиянием июльской революции 1830 г. во Франции появились конституции в ряде восточных и северных германских государств.