Файл: Билет Причины и исторические условия возникновения государства Община.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет 38.
Развитие государственно-политической системы США в XX веке.
Партийная система. Изменения в конституционном праве США (XVI-XXVII
поправки).
Поправки к конституции в сфере избирательного права
Согласно конституции США избирательное право устанавливается законодательным собранием каждого штата. Это приводит к исключительному разнообразию норм избирательного права. Поэтому для введения единообразных норм для всей страны приходилось вносить соответствующую поправку в конституцию США.
В 1920 г. девятнадцатая (XIX) поправка предоставила избирательные права женщинам. В 1964 г. двадцать четвёртая (XXIV) поправка запретила ограничения права голоса вследствие неуплаты какого-либо избирательного или иного налога. Избирательный налог существовал до принятия поправки в южных штатах и лишал права голоса около десяти миллионов малоимущих, в основном негров. В 1971 г. двадцать шестая (XXVI) поправка сократила возрастной ценз для избирателей с 21 года до 18 лет. В 1975 г. федеральным законом окончательно отменялся ценз грамотности. В настоящее время сохраняется ценз осéдлости - 30 дней для президентских выборов.
Билет 39.
Правовое регулирование экономики США. Антитрестовское
законодательство. Государственное регулирование экономических, трудовых и
социальных отношений в законодательстве США в 30-е годы ХХ века в период «Нового
курса» Ф.Д.Рузвельта.
Экономический кризис 1929 - 1933 г. преодолевался не только фашистскими режимами. Другой путь выхода из кризиса был намечен «новым курсом» президента США Франклина Рузвельта (1933-1938 гг.). Этот курс предполагал государственное регулирование экономики, социальных и трудовых отношений, большие бюджетные расходы. После второй мировой войны этот путь привёл к возникновению социально ориентированной рыночной экономики, названной также «государством всеобщего благосостояния». В 1933 -
1938 годах в рамках «нового курса» были приняты многочисленные законы и подзаконные акты.
Борьба с безработицей. Трудовое и социальное законодательство
Важнейшим направлением «нового курса» стала борьба с безработицей, резкое увеличение занятости населения. С этой целью учреждалась Администрация общественных работ. Она направляла безработных на строительство и ремонт дорог, мостов, аэродромов, дамб, школ, посадку лесов. Эти работы не требовали высокой квалификации и давали оплату, достаточную для пропитания работника и его семьи. Особую остроту приобрела безработица среди молодёжи от 18 до 25 лет. Под руководством армейских офицеров два с половиной миллиона молодых людей сажали леса, строили дороги, дамбы для борьбы с наводнениями, охраняли и благоустраивали национальные парки. Им предоставлялось жильё, питание и небольшая плата. Фактически эти молодежные трудовые организации можно рассматривать как «альтернативную военную службу». При осуществлении федеральной программы по борьбе с безработицей получили работу, хоть и временную, четыре миллиона человек. Кроме того, частные предприниматели, если им удавалось увеличить численность рабочих мест, получали определённые льготы в налогообложении.
«Новый курс» ознаменовался принятием важных законов в сфере трудового и социального законодательства. Закон о трудовых отношениях - закон Вáгнера 1935 г. узаконил право рабочих на создание профсоюзов и на заключение коллективных договоров с предпринимателями, провозгласил право рабочих на забастовку. Он предоставил рабочим определённые гарантии соблюдения перечисленных выше прав предпринимателями. Закон Вагнера запрещал предпринимателям препятствовать рабочим создавать профсоюзы, запрещал широко распространённую практику создания так называемых жёлтых, псевдорабочих профсоюзов. Он объявлял противоправным преследование рабочих за их профсоюзную деятельность, обязывал предпринимателя участвовать в переговорах с профсоюзом о заключении коллективного договора. Закон вводил принцип «закрытого цеха», согласно которому все работники обязывались быть членами профсоюза. Наём на работу не членов профсоюза предпринимателям запрещался. При этом создавался новый орган - Национальное управление по трудовым отношениям. Оно обязывалось рассматривать жалобы рабочих на «нечестную трудовую практику» предпринимателя. Решения этого арбитражного органа могли быть отменены только в судебном порядке.
Федеральный закон о социальном страховании 1935 г. впервые ввёл два вида обязательного страхования рабочих - по безработице и по старости. Страхование по болезни, по инвалидности и от несчастного случая предусматривались только законами некоторых штатов.
Пенсии по старости выплачивались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 дней в году. Закон о справедливых условиях труда 1938 г. впервые на федеральном уровне устанавливал минимальный почасовой размер зарплаты рабочего и максимальную продолжительность рабочей недели.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Билет 40.
Развитие государственного права Великобритании в XX веке. Партийная
система. Изменения во взаимоотношениях парламента и правительства, Акт о
парламенте 1911 года (с изменениями 1949 года). Отражение усиления
исполнительной власти в законодательстве. Реформы избирательного права в первой
половине ХХ века (1918, 1928, 1948 годов; дополнения 1969 года).
Изменения в избирательном праве
Избирательные реформы привели к установлению всеобщего избирательного права. В 1918 г. закон установил всеобщее мужское и частично женское избирательное право. Он предоставил право голоса мужчинам независимо от владения недвижимым имуществом, достигшим 21 года и проживающим в избирательном округе не менее шести месяцев. Ценз осéдлости тем самым снижался с двенадцати до шести месяцев. Впервые в выборах могли участвовать женщины, достигшие 30 лет и владеющие помещением для жилья или занятий с годовой доходностью не ниже 5 фунтов стерлингов, либо состоящие в супружестве с лицом, удовлетворяющим этим условиям.
В 1928 г. законом парламента женщины уравнивались в избирательных правах с мужчинами. имущественный ценз для женщин упразднялся, а возрастной понижался до 21 года. В Великобритании тем самым, через семьсот лет (!) после учреждения первого в мире парламента, было установлено всеобщее избирательное право для женщин и для женщин. В 1969 г. законом парламента возрастной ценз для участия в выборах снижался до 18 лет.
Акт о парламенте 1911 года. Ограничение законодательных
полномочий палаты лордов
В верхней палате английского парламента - палате лордов заседали наследственные законодатели - лорды. Юридические полномочия верхней палаты являлись почти такими же, как полномочия нижней палаты. На деле же палата лордов занимала подчинённое политическое положение к палате общин. В 1911 г. либералы провели Акт о парламенте, который ограничил законодательные полномочия палаты лордов.
Содержание акта о парламенте 1911 г. сводилось к следующим положениям:
1. Ограничение законодательных полномочий палаты лордов: а) финансовые законопроекты-билли не могли изменяться палатой лордов и должны были быть рассмотрены и одобрены не позднее чем через один месяц с момента поступления в верхнюю палату. Иначе билль подписывается королем без одобрения палаты лордов. У лордов тем самым отнимался контроль за финансовыми биллями. б) по отношению к остальным нефинансовым биллям палата лордов потеряла абсолютное вето, по которому она имела право не утвердить законопроект, принятый палатой общин и он не мог вступать в силу. На следующей сессии можно было вновь предлагать этот законопроект, вплоть до согласия палаты лордов. Абсолютное вето уступило место относительному вето, то есть палата лордов могла задержать принятие нефинансового билля на два года. Если нефинансовый билль принимался палатой общин три раза в трёх последовательных сессиях - заседаниях палаты и
каждый раз отвергался палатой лордов, то после третьего принятия он предоставлялся на утверждение короля, минуя палату лордов. При этом между первой и третьей сессиями должны были пройти не менее двух лет.
2. Введение вознаграждения депутатам палаты общин. До 1911 г. они не получали жалования.
3. Срок полномочий палаты общин сокращался с семи до пяти лет, то есть избиратели раз в пять лет избирали палату общин.
Билет 41.
Падение Третьей республики (1940-1944). Государственное право Франции
после Второй мировой войны. Конституция 1946 года. Образование Четвертой
республики. Конституционная реформа 1954 года. Установление Пятой республики
во Франции. Конституция Франции 1958 года.
Кризис и падение Третьей республики
Государственное развитие парламентарной Третьей республики между двумя мировыми войнами по-прежнему характеризовалось нестабильностью исполнительной власти, частыми сменами правительства. Средняя продолжительность пребывания правительства у власти не превышала шести месяцев. Многочисленные политические партии в парламенте, палате депутатов не могли сформировать устойчивое правительство. В республике отсутствовали политические таланты и авторитеты. Государством управляли посредственные политики.
Правые и левые политические партии разделяли острые идейные противоречия и противоборство. В 1934 г. правые силы предприняли неудачную попытку государственного переворота и установления авторитарного режима. В 1936 г. к власти пришло временно объединение левых партий, называемое правительством Народного фронта. Это правительство осуществило радикальные меры в сфере трудового права: установило 40-часовую рабочую неделю для всех рабочих и служащих, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее пятнадцати дней, минимальный почасовой размер оплаты труда для большинства отраслей промышленности. Экономический кризис
1930-х годов, усиление нацистской Германии, взявшей курс на установление мирового господства, требовали усиления исполнительной власти. Несмотря на частую смену правительств, происходило ограничение роли парламента и усиление исполнительной власти правительства. Это происходило путём широкого развития делегированного законодательства. Вместе с тем правительство издавало декреты, которые как подзаконные акты формально должны были лишь конкретизировать общие нормы закона, но фактически они содержали новые нормы.
Третья республика просуществовала шестьдесят пять лет. В 1914 г. Францию спасла от разгрома Германией царская Россия. В 1939 г.
Советская Россия (СССР) заключила советско-германский пакт о ненападении, предпочтя собственные национальные интересы военной защите Франции и западных государств. В 1940 г. Францию разгромила в течение шести недель нацистская Германия. В июне 1940 г. французское правительство капитулировало. Неприятелю почти без боя сдалось два миллиона вооружённых солдат и офицеров. Сами немцы были поражены лёгкостью одержанной ими победы. Прогнивший парламентский режим с его слабостью государственной власти и правящего класса, постоянными политическими разногласиями привёл Францию к катастрофе. Ни власть, ни французский народ, потерявший в годы первой мировой войны около полутора миллиона человек убитыми, не проявляли желания бороться, твёрдого мужества и готовности к жертвам, надеясь на внешнего спасителя, которого не оказалось.
Национальное собрание в июле 1940 г. прекратило действие конституции 1875 г., передало главе правительства престарелому восьмидесяти четырёхлетнему (!) маршалу Петэ’ну всю полноту государственной власти с правом разработки новой конституции. Две трети страны, включая Париж, оккупировала Германия. Южная часть её и колонии не подвергались оккупации и контролировались правительством Петэна. Оно обосновалось в небольшом курортном городке Вишú. В 1942 г. всю Францию оккупировали германские войска, но правительство в Виши сохранилось. Бессильное правительство в Виши не имело никакой самостоятельности и превратилось в слугу Германии.
Установление Четвёртой республики
Учредительное собрание избиралось по пропорциональной системе. В нём преобладали три крупные партии: две левые партии - коммунистическая партия, социалистическая партия и умеренно консервативная народно - республиканская партия. Генерал де Голль, выступавший за создание независимой от парламента сильной исполнительной власти президента, не получил поддержки Учредительного собрания и ушёл в отставку. Весной 1946 г. Учредительное собрание приняло проект конституции. Он утверждал политическое преобладание однопалатного Национального собрания. Проект конституции выносился на референдум, но незначительным большинством голосов был отклонён.
В июне 1946 г. французы избрали второе Учредительное собрание почти в том же партийном составе, что и первое. Оно взяло за основу первый проект конституции и внесло некоторые изменения. В октябре 1946 г. второй проект конституции получил одобрение на референдуме незначительным большинством - 9, 2 миллиона избирателей за, 8, 1 миллиона - против. Фактически произошёл раскол французской нации. Тем самым начала своё недолгое существование Четвертая республика.
Конституция 1946 года
Конституция в духе концепции «социального государства», «социальной республики» по формулировке конституции, предусматривала социально-экономические права граждан: право на труд и обязанность трудится, право на отдых, на материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право на бесплатное образование, право рабочих на объединение в профсоюзы, право на забастовки, допустимость и целесообразность национализации особо значимых для общества имуществ. Составной частью конституции считалась Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
По форме правления Франция являлась парламентарной республикой с возрастанием роли парламента даже по сравнению с третьей республикой. Преобладающее значение приобретало Национальное собрание. Оно избиралось на пять лет всеобщим мужчин и женщин, достигших 21 года, прямым, равным и тайным голосованием по пропорциональной избирательной системе. Депутатские места по округу делились между партиями пропорционально количеству голосов. Национальное собрание провозглашалось единственным законодательным органом, то есть признавалась недопустимость делегированного законодательства. Оно принимало бюджет, объявляло войну, утверждало международные договоры. Вторая палата - Совет республики наделялась лишь совещательными функциями. Она могла лишь предлагать поправки к законопроектам, которые Национальное собрание могло отвергнуть.
Президент республики по прежнему избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет и ограничивался в полномочиях, даже по сравнению с периодом Третьей республики. Исполнительная власть вручалась правительству - Совету министров.
Оно назначалось президентом после вынесения вотума доверия, согласия абсолютным большинством Национального собрания. В случае выражения большинством голосов собрания недоверия, а также в случае отклонения в палате важного правительственного законопроекта правительство обязывалось уйти в отставку. Правительство могло распустить Национальное собрание только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия.
Билет 42.
Государственное право в Германии после Ноябрьской революции 1918 года.
Веймарская конституция 1919 года. Государственно-политическая эволюция
Веймарской республики (1918-1933 годы).
Национальное Учредительное собрание. Принятие Веймарской конституции 1919 г.
В январе 1919 г. немцы всеобщим голосованием избрали Национальное учредительное собрание. Руководящая роль в нём принадлежала социал-демократам. Собрание заседало в небольшом городе Вéймаре, чтобы на него не оказывали политического давления радикальные силы. В феврале 1919 г. собрание избрало президентом Германской республики социал-демократа Фрица Э’берта.
Одновременно возникло коалиционное правительство, в котором преобладали социал-демократы.
Национальное собрание в июне 1919 г. утвердило Версальский мирный договор. Он отторгал от Германии часть территории - около
17 %, лишал её всех заморских колоний, торгового флота, обязывал уплатить денежные платежи - репарáции. Размер их определяли победители и Германия обязывалась беспрекословно их уплатить. Вооружённые силы Германии сокращались до ста тысяч человек для внутренней охраны от беспорядков. Германия лишалась права иметь военный флот, военную авиацию, артиллерию. Все крепостные укрепления подлежали уничтожению, запрещалось производство оружия. Германия тем самым становилась беззащитной не только против любой великой державы, но и перед лицом даже второстепенных европейских государств вроде Польши или Чехословакии.
В июле 1919 г. Национальное собрание приняло новую конституцию. Она получила название Веймарской по месту её принятия.
Права и свободы граждан. Принципы социального государства
Конституция содержала большой раздел - девяносто статей, регулирующий «основные права и обязанности немцев». Она впервые сформулировала принцип социального государства. Она признавала право всех на «достойное человека существование»: «Строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости, имея целью гарантировать для всех достойное человека существование. В этих пределах надлежит обеспечить хозяйственную свободу отдельной личности. Законное принуждение допустимо только для осуществления прав, которым грозит опасность, или ради высших требований общего блага» (ст. 151). «Каждый немец нравственно обязан, без ущерба для своей личной свободы, применять свои умственные и физические силы так, как этого требует благо общества» (ст.
163).
Конституция устанавливала, что «обработка и использование почвы есть обязанность землевладельца в отношении к обществу». При этом государство наделялось правом принудительного отчуждения земли «для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки».
Конституция предусматривала создание рабочих советов: «рабочие и служащие призваны, на равных правах, совместно с предпринимателями, участвовать в установлении условий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил… Рабочие и служащие получают право для защиты своих социальных и хозяйственных интересов законное представительство в виде рабочих советов предприятий, а также окружных рабочих советов для отдельных хозяйственных областей и рабочего совета империи» (ст. 165). Совместно с органами предпринимателей рабочие советы образовывали Имперский экономический совет.
Он имел право вносить в рейхстаг законопроекты социального и хозяйственного значения и давать заключения на такие законопроекты правительства.
Смешанная (полупрезидентская) республика
Веймарская конституция впервые создавала смешанную (полупрезидентскую) республику, которая характеризуется сочетанием элементов парламентарной и президентской республик. В полупрезидентской республике президент избирается независимо от парламента и оказывает значительное воздействие на государственную политику. Он является верховным главнокомандующим вооружёнными силами. Ему принадлежит ведущая роль в определении и проведении внешней политики, право вводить чрезвычайное положение в стране при определённых условиях. Однако президент не является главой правительства и разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства, канцлером. Правительство ответственно как перед рейхстагом, так и перед президентом. Канцлера назначает президент.
Правительство же фактически формируется в зависимости от соотношения партий в рейхстаге. Президент может назначить главой правительства только такого деятеля, который, сформировав правительство, получит вотум доверия рейхстага.