Файл: Билет Причины и исторические условия возникновения государства Община.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теократическая монархия - это форма правления, при которой монарх сочетал в себе религиозную и светскую власть.
Правящий класс (элита):
1. это те люди, которые участвуют в создании или принятии значимых решений;
2. люди, которые являются образцами для подражания.
Элита - совокупность людей, принимающих важнейшие решения в едином социуме. Остальные граждане - народ.
Зажиточные группы населения:
1) аристократия (знать по праву происхождения)
2) крупные землевладельцы – военные, духовенство, богатые граждане (по имущественному признаку; в конституционном государстве – это предприниматели, банкиры, фабриканты)
3) бюрократия (профессиональные управленцы-чиновники)
4) интеллигенция (лица, имеющие высшее образование и профессионально, занятые умственным трудом – адвокаты, журналисты, профессоры)
5) профессиональные политики в конституционном (правовом) государстве.
Причины существования правящего класса:
1. Большая территория и большая численность населения делают невозможным непосредственное участие
граждан в государственном управлении в форме народного собрания, то есть оказывается невозможным созыв
народного собрания
2. Некомпетентность народа в сложных вопросах государственного управления.
3. Нежелание граждан, занятых физическим и умственным трудом, участвовать в государственном управлении.
Бюрократический аппарат управления - политическая основа деспотической монархии
Политическая основа - бюрократический аппарат управления
Социальная основа - чиновничество, бюрократия
Бюрократия - это господство слоя профессиональных чиновников, находящихся в иерархической зависимости друг от друга.
Бюрократический аппарат - это система подчиненных монарху профессиональных чиновников, которые назначаются сверху, и назначение происходит по принципу личной преданности монарху, профессионализму (знанию дела), а не по происхождению.
Особенности бюрократического аппарата управления в Китайской монархии
Китайские методы отбора чиновников (конкурс).
В основном чиновниками становились: потомки знати и чиновников, зажиточных землевладельцев. НО упорные, способные, честолюбивые выходцы из небогатых слоев населения могли попасть в сословие чиновников.
Система государственного управления в деспотической монархии
1. Центр управления - царский дворец
2. Государственный совет при монархе - совещательный орган
Разделение функций власти, появление органов центрального отраслевого управления (ведомств):
1. Финансовое
2. Военное
3. Общественных работ
Иерархическая структура власти:
1. Центральный уровень (высший): монарх, главы ведомств
2. Региональный (средний): наместники, назначаемые из центра
3. Местный (низовой): города, поселки. На уровне общин - выборные органы (староста) и общинное самоуправление.
Экономическая основа деспотической монархии
Экономическая основа - государственный сектор экономики (дворцовые и храмовые земли)
Государственные монополии на рудники (добычу металлов и минералов, особенно золота, серебра), на соль, спиртные напитки.
Экономика основывалась на государственной и общинной собственности, частная собственность решающей роли не играла.
Билет 4.
Возникновение права. Отличительные черты раннего
права.
Мононормы - нормы, соединяющие в себе правило поведения общесоциального, религиозного и бытового характера;
обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции;
Социальные нормы поддерживались самопомощью, самоуправством, моральными санкциями, третейским судом старейшин.
Табý - это совокупность особого рода запретов тех действий, которые неотвратимо навлекали на людей непонятную, но грозную опасность.
- отсутствие всякого обоснования


- запрещалось: убийство сородичей, телесные повреждения, кровосмешение (инцест), общение с чужими (не членами рода) как потенциальными носителями «зловредной магии», способной нанести вред тем, кто соприкасается с ними и др.
- соблюдение табу было обеспечено карой, неминуемо поражающей нарушителя. (общественная кара - изгнание из общины, религиозная кара -смерть от удара молнии)
Мораль (нравственность) - это совокупность взглядов, идей, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и складывающихся на их основе норм поведения.
- оценка поведения людей с помощью понятий добра и зла
- действий людей подразделялись на одобряемые и неодобряемые
-
добро - это действия людей, совпадающие с интересами общества и служащие интересам его самосохранения и благополучия
-
зло - это действия людей, идущие вразрез с интересами общества, наносящие ему ущерб, разрушающие общество. Это влечет санкции - неблагоприятные последствия.
- нормы морали выражаются или в отрицательной форме запретов или в положительной форме повелений.
Различие между моралью и правом проявляется в характере санкций (неблагоприятных последствий для нарушителя) и способе их осуществления.
Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях.
Миф - это особая форма мысли, наиболее простая, наиболее всеобщая, присущая человеку на всех ступенях развития; предание, сказание, повествование о происхождении мира, в которых боги творят мир, а герои обустраивают его, о первопредках, от которых пошел народ.
Современные аналоги мифа: кинофильмы, политические идеи построения на земле идеального общества, земного рая
- коммунизма, правового государства, свободного рынка и др.
Обычаи - устойчивые правила поведения, нормы, возникшие путем продолжительного соблюдения людьми. Обычай обязателен независимо от того, признается он или не признается государством. Авторитет обычая был основан на
старине.
Причины происхождения права:
1. численный рост социальной группы, формирование территориальной общины, которое объединяло общины
2. нарушение однородности социальной группы
3. увеличение числа правил, необходимых для сохранения сплоченности
Правовые обычаи - правила поведения людей (нормы права), сложившиеся в жизни (практике) людей в течение длительного времени в силу повторяемости их в действиях людей, признанные государством в лице судов или других государственных органов в качестве общеобязательных норм поведения и обеспечиваемые силой государственного принуждения.
Правовые обычаи находят свое внешнее выражение в:
1) юридических пословицах
2) символических действиях (действия в поступках людей)
3) судебных решениях, основанных на обычаях, высказываниях сведущих
Отличия правового обычая от не правового обычая:
1. Правовой обычай обеспечивается силой государственного принуждения, а обязательность не правового обычая основывается на старине.
2. Правовой обычай является нормой права, а неправовой – не является.
3. Обычай становится правовым только вследствие того, что суд своим решением обеспечит сложившейся норме юридическую защиту.
Судебные прецеденты - это нормы права, правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела.
Закон - это норма права, письменно сформулированная, принятая верховной государственной властью в особом порядке, и обеспеченная принудительной силой государства.
Отличие закона от обычного права:
1.Закон исходит от верховной государственной власти, правовой обычай – от общества в целом.
2. Закон – право писаное, обычное право – неписаное право.
3. Закон имеет большую определенность и большую доступность, но не является общеизвестным, а для правового обычая характерна неопределенность.
4. Закон характеризуется большим однообразием, действует на всей территории государства и на всех лиц, а обычное право отличается партикуляризмом (раздробленностью).
Пáртикуляризм обычного права - обычное право действует не на всей территории государства, а на определенной территории - деревне, области, городе (партикуляризм также выделяется по лицам)
Основным источником раннего права являлось неписаное партикулярное (местное) обычное право, а государственное законодательство носило второстепенный, дополнительный к обычному праву характер.
Преобладание обычного права над законом, сведение законов к авторитетному закреплению обычного права было вызвано консерватизмом государственной власти и подвластного населения.
Консерватизм - это уважение к старому праву, постепенное его развитие, преемственность, устойчивость.


Согласно персональному принципу действия права каждый свободный человек жил, судился по своему этническому праву, то есть праву того этноса (народа), к которому он принадлежал. Согласно принципу территориального
действия (утвердился в Римской империи в III - IV веках, в Западной Европе в XVI в.)права все лица, проживающие в пределах данного государства, включая иностранцев, должны были подчиняться его праву.
Право юристов/ научное право (юриспруденция) - источник права. С установлением монополии государственной власти на законодательство мнения ученых и сочинения ученых юристов перестали признаваться источником права.
Признаки древнего (раннего права)
1. Сравнительная простота, ограниченное число правовых институтов.
2. Невысокий уровень юридической техники - несовершенство форм выражения юридических норм.
Юридическая техника - это искусство формулировать нормы права.
Казуистичность - фиксация норм права в виде перечня случаев (казусов) из судебной практики.
Древний формализм - такое состояние права, при котором для своей действительности, для своей защиты все юридические акты должны быть облечены в строго определённую форму, которая должна быть особенно тщательно выполнена.
Проявляется:
1. произнесение торжественных слов (нельзя изменить ни одного слова)
2. привлечение законом установленного числа свидетелей
3. употребление различных символов, предметов, выражающих определенную идею или представляющих собой другой предмет.
Факторы порождения древнего формализма:
1. Характер юридического мышления своего времени, который отличался конкретностью, неумением отличить форму и сущность юридических актов.
2. Формализм позволял отличать действия, влекущие правовые последствия, от моральных действий, влекущих не правовые санкции, а моральные санкции.
3. При не писаном, устном характере древнего права формальные, торжественные, драматические акты сохранялись в памяти лучше, чем абстрактные, отвлеченные нормы.
4. Формализм в известной мере ограничивал судебный произвол
Новый формализм - обусловленность тех или иных юридических последствий определёнными и предписанными законом формами;
Новый формализм устанавливал, что не во всех случаях соблюдение формы порождает правовые последствия.
Новый формализм ограничивался определенными сферами, а в остальных случаях допускал неформальное совершение актов.
Религия - вера в существование сверхъестественных высших сил, организованное поклонение этим высшим силам.
Специфические цели религии:
1. преодоление смерти
2. общение с высшими силами.
Основные элементы религии:
1. мировоззрение (догмат)
2. жизненные нормативы (нормы)
3. мистические чувства
Основная идея религии - спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, смерть, всё зло в мире.
Политеизм - это язычество, то есть вера во многих богов - высших существ, похожих на человека, но отличающихся от него могуществом и бессмертием.
Монотеизм - вера в единого Бога, распоряжающегося в полной мере всеми силами Вселенной и управляющего человечеством на основе морально-нравственных принципов.
- иудаизм (национальная религия еврейского народа)
- христианство
- ислам
Мировые религии- это религии, которые, хотя и зародились среди определенного этноса (народа), но перешагнули за рамки одного народа и распространились в настоящее время среди народов разных государств, разных языков.
Билет 7
Образование и развитие государства в Афинах в VIII – VI вв. до
н.э.
Пóлис - это город - государство, то есть небольшое по размерам государство, включающее в себя центр - город и прилегающую к нему земледельческую округу, небольшую область.
Для полиса была характерна в основном республиканская форма правления, но с различным политическим
режимом - аристократическим, олигархическим и демократическим.
Афинский полис делился на 4 филы (отдельные этнические группы), филы делились на 3 фратрии, фратрии делились на 30 родов.


Род - совокупность семей и отдельных лиц, объединенных сознанием общего происхождения, связанных единством родового имени, родового культа.
Фратрии - это религиозно - культовые объединения с общими обрядами и совместными трапезами.
Синойкизм – совместное поселение жителей ряда первичных сельских общин в общем городском центре; слияние общин (деревень) в одно поселение больших размеров, которое обносилось стеной для защиты от нападений.
Система управления соседских общин у АФИН:
1. Во главе общины стоял вождь. Он был выборным, но не из всех общинников, а из рода правителей:
а) административные функции – управляли делами общины;
б) судебные функции – судил народ (т.е. общинников), хранил и толковал обычаи;
в) военные функции – был главой дружины и общинного ополчения;
г) религиозные функции – являлся верховным жрецом общинных культов и имел право на получение даров
В Греции не было необходимости в системе ирригации, то коллективный фонд здесь возник в форме священного хозяйства при хозяйстве вождя.
2. Совет знати, члены которого назывались геронтами; совещательный орган при вожде, решающий важнейшие вопросы.
Функции:
1) судебные функции (решали споры общинников)
2) военные функции (в общинном ополчении возглавляли отряды своих сородичей)
3) религиозные функции (были жрецами родовых культов, исполняли обряды на родовых праздниках).
3. Третий орган – народное собрание
РЕФОРМА ТЕСЕЯ
1. Реформа органов управления. Вместо двенадцати басилеев теперь была создана должность басилея. Один человек стал басилеем всей общины. 1 совет знати вместо 12. Создается 1 народное собрание вместо 12. В результате синойкизма происходит укрупнение общины и создание единых органов управления общины.
2. Введение новых названий социальных групп
1. эвпатрùды (“дети благородных отцов” [корень -патр- “отец”] (общинная знать Атики)
2. Для рядовых он придумал два названия: а) геомòры (“обрабатывающие землю”) – общинники-земледельцы б) демиỳрги (“работающие на народ”) – общинники–ремесленники. Впоследствии, к рядовым общинникам стал применяться термин дèмос (“народ”), который обозначал всех общинников, включая общинную знать.
Названия не общинников остались прежними: чужаки – аклеры или феты; рабы – дулос.
Билет 8
Демократическая республика в Афинах. Государственный строй
Афин в период расцвета демократии. Правовое положение населения.
Население Афин делилось на полноправных свободных граждан и метэков, рабов.
Право гражданства было только у тех, кто родился от полноправных граждан.
Гражданское полноправие наступало с совершеннолетия - 18 лет для юношей. Права:
1. Право собственности на землю
2. На движимые вещи
3. Совершать сделки, участвовать в торговом обороте
4. Защищать свои интересы в суде
5. Защищать жизнь, здоровье, имущественные права
6. Вступать в брак
7. Община-государство заботилась о том, чтобы рядовые общинники не разорялись
8. Запрет долгового рабства (вследствие реформы Солона). Право на свободу - право не быть рабом.
9. Почитание и защита отеческих богов.
10. Политические права - участвовать в делах государства.
Обязанности:
1. Военная обязанность
2. Натуральные и денежные (налоговые) обязательства
3. Беречь имущество , трудиться на земельном участке
4. Приходить на помощь полису в чс
5. Повиноваться законам и власти
6. Принимать активное участие в общественной жизни
7. Почитать отеческих богов
*богатые граждане также осуществляли литургию
Метеки - неполноправные свободные субъекты права (чужаки: иностранцы, вольноотпущенники, которые не получили гражданство)
1. Нет права собственности на землю и недвижимость
2. Занимались торговлей и ремеслом


3. Нет права на свою защиту в суде, но закон охраняет жизнь, здоровье и имущество их
4. Нельзя вступать в брак с гражданами
5. Привлекались к военной службе, но не в общинном ополчении
6. Нет политических прав
Существовали общинные и частные рабы.
Общинные: заняты на общественных работах, на рудниках, на полицейской службе и т.д.
Частные: использовались в домашнем хозяйстве.
Источники рабства в Афинах:
1. Рождение от несвободных родителей в доме господина.
2. Военный плен, морской разбой
3. Наказание за тяжкое уголовное преступление. Однако рабство свободных граждан было запрещено
реформой Солона.
Рабы могли получить свободу:
1. От государства: за военную службу или особо важные заслуги
2. От господина: за выкуп или без него
Народное собрание - ЭККЛЕССИЯ
Афинская демократическая республика управлялась тремя органами:
1. народное собрание - экклессия
2. Совет пятисот - Буле
3. Должностные лица - магистраты
Высшая государственная власть была у народного собрания. На нем решались важнейшие дела государства
(например,объявление войны, заключение мира, выборы должностных лиц, введение налогов и т.д.), в народном собрании могли участвовать полноправные граждане Афин, которым уже исполнилось 20 лет.
Руководящая роль была у народного собрания как фактически, так и юридически.
Порядок законодательства
Сложный порядок законодательства в целях избежания противоречий народному благу.
Пересмотр законов - только раз в год, в определенное время.
Проект закона поступал на рассмотрение в Буле. Далее он выставлялся на доске для всеобщего сведения на площади, давалось время на обдумывание.
Затем проект вносился в Народное собрание. Далее передавался для окончательного решения законодательной комиссии из числа членов суда присяжных - Гелии. Только при одобрении номофетами закон вступал в силу.
Можно было подавать обвинение против одобренных законов.
Совет Пятисот - Буле
Члены избирались на 1 год из граждан более 30 лет.
Постоянно рабочая комиссия Верховного органа власти - Народного собрания. Самостоятельный высший
исполнительный орган.
1. Занимался предварительным рассмотрением дел, которые далее шли в Народное собрание.
2. Заботился о реализации Постановления Народного собрания.
3. Проводил докимасию - проверку кандидатов на должности.
4. Контролировал должностные лица
5. Заведовал финансами государства и так далее
Гелиэя
Народный суд присяжных (был учреждён реформой Солона) из граждан не моложе 30. Делилась на палаты -
дикастерии.
1. Рассматривала важнейшие дела
2. Являлась апелляционной инстанцией по делам, которые были рассмотрены в других судах
3. Гласные, публичные заседания, состязательные процессы
4. Дело являлось решенным, если более половины членов палаты проголосовали за приговор.
5. Обладала правом отмены законов, принятых Народным собранием.
6. Номофеты выбирались из состава Гелиэи.
Должностные лица - магистраты
1. Выборность: выбирались Народным собранием путем жребия или поднятия рук.
2. Краткосрочность: обычно на 1 год, запрет на занятие одной и той же должности два раза. (Исключение- военные должности).
3. Коллегиальность: чаще всего коллегии состояли из 10 человек. Члены считались равными в правах.
4. Возмездность: получали жалование.
5. Ответственность: подлежали контролю, обязывались давать отчет о своих действиях.
Особенности афинской демократии
1. Демократия меньшинства: политическими правами обладали только полноправные граждане.