Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
166
- другие ангелы возьмут душу у Ангела смерти;
- ангелы завернут душу в саван и намажут ее благовонием;
- душа поднимается на небо;
- душа будет благоухать ароматом мускуса;
- душе откроются врата небес;
- пока душа не поднимется к Аллаху, ангелы будут приветствовать ее на небесах;
- Аллах скажет: «Верните [душу] Моего раба на землю»;
- душа вернется тело;
- душа неверующего человека захочет спрятаться в теле;
- душа неверующего будет очень сильно вонять;
- душа неверующего будет сброшена с неба и упадет на землю.
12. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Душа верующего человека выйдет и будет обладать более приятным ароматом, чем аромат мускуса. Ангелы поднимут душу верующего [на небеса]. Ангелы, находящиеся на небесах, будут спрашивать, кто этот человек, а несущие ангелы ответят: «Это такой-то, сын такого-то. Он совершал такие-то и такие-то добрые дела». Тогда они [ангелы, которые на небесах] скажут: «Добро пожаловать вам и ему». Тогда они возьмут ее [душу верующего] у этих ангелов и поднимут и пронесут ее через дверь, через которую поднимались его дела [к
Аллаху]. Свет, подобный солнечному, озарит небеса и будет светить до тех пор, пока душа не поднимется к Трону. Когда ангелы заберут душу неверующего человека и поднимут ее на небо, они скажут: «Это такой-то, сын такого-то. Он совершал такие-то и такие-то дурные дела». [Ангелы, находящиеся на небесах] скажут: «Не надо ее сюда, не надо ее сюда. Верните ее в самый нижний слой земли». В этом хадисе описаны десять действий, совершаемые самой душой и над ней:
- душа выходит из тела;
- душа будет обладать ароматом;
AL-FATAVA.COM
167
- ангелы поднимут душу на небо;
- ангелы будут приветствовать душу;
- ангелы возьмут душу;
- ангелы поднимут душу к Трону;
- небеса осветятся от света души;
- душа поднимется вплоть до Трона;
- ангелы будут расспрашивать о том, кто это.
Слово «кто» применяется только к разумному существу;
- ангелы спустят душу на землю.
13. Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ангелы придут к верующему человеку [перед его смертью]. Если он был праведным человеком, они скажут: «Выйди благая душа, пребывавшая в благом теле. Выйди восхваляемой и радуйся покою, базилике (или уделу) и Господу, Который не будет гневаться». Ангелы будут говорить ей эти слова до тех пор, пока она не выйдет, и ангелы поднимут ее на небо. Ангелы попросят открыть врата неба и при этом другие ангелы их спросят: «Кто это?», на что они скажут: «Такой-то, сын такого-то». Тогда будет сказано: «Добро пожаловать благая душа, пребывавшая в благом теле. Войди восхваляемой и радуйся покою, базилике (или уделу) и Господу,
Который не будет гневаться». Это будет говориться ей до тех пор, пока ее не поднимут к Всевышнему Аллаху. Если же умирающий был неверующим человеком, то ангелы скажут: «Выйди скверная душа, пребывавшая в скверном теле. Выйди упрекаемой и радуйся кипятку, гною и другим видам подобных мучений». Ангелы будут говорить эти слова до тех пор, пока она не выйдет, и ее поднимут на небо. Ангелы попросят открыть врата неба и при этом другие ангелы их спросят:
«Кто это?», на что они скажут: «Такой-то, сын такого-то». Тогда будет сказано: «Не надо сюда скверную душу, пребывавшую в скверном теле. Вернись упрекаемой, ибо врата неба не откроются для тебя».
После этого она будет отправлена на землю, а затем в могилу». В этом
AL-FATAVA.COM
168 хадисе содержится десять действий, совершаемые самой душой и над ней:
- душа пребывает либо в благом теле, либо в скверном;
- душа верующего выйдет восхваляемой;
- душа верующего обрадуется покою и базилике;
- ангелы будут радовать душу верующего до тех пор, пока не поднимут ее в небо;
- душе верующего откроются врата неба;
- душа верующего пройдет через врата небес;
- душа верующего поднимется к Аллаху;
- душа неверующего будет упрекаемой и вернется на землю упрекаемой;
- душе неверующего не откроются врата неба;
- душа неверующего вернется вернётся не землю, а затем в могилу.
14. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души - собранные войска. Души, которые узнают друг друга, разойдутся». В этом хадисе говорится о том, что некоторые души узнают друг друга.
15. В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Мас'удом, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что души встречаются друг с другом.
16. В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Мас'удом, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, души верующих, незнакомые между собой, могут встречаться друг с другом».
17. В хадисе, переданном Тамимом ад-Дари говорится о том, что когда душу верующего человека поднимут к Аллаху, она падет ниц перед Аллахом.
18. В хадисе о воскресении Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...[ангел] Исрафиль, мир ему, призовет души и все они придут к нему. Души верующих людей будут светлыми, а
AL-FATAVA.COM
169 неверующих черными. Он соберёт их всех, поместит в дудку и вдунет в неё. Тогда Всевышний Аллах, Могуч Он и Велик, скажет: «Клянусь
Своим величием! Пусть каждая душа вернётся в своё тело». Тогда души выйдут из дудки, как пчёлы, и заполнят собой пространство между небом и землей. Каждая душа вернётся в своё тело. Аллах прикажет земле раскрыться для них (умерших людей), и они
(умершие люди) выйдут, спеша к своему Господу …».
19. Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: «Люди будут спорит между собой до Судного дня, пока дух и тело не поспорят между собой. Дух скажет: «Господь!
Я был только Духом от Тебя, которого Ты поместил в этом теле, поэтому нет на мне греха». Тело скажет: «Господь! Я был только телом, которое Ты сотворил. Затем в меня, как огонь, вошёл этот Дух.
Только с его помощью я вставал, сидел, ходил, поэтому нет на мне греха». Тогда Аллах скажет им: «Я рассужу меж вами. Однажды слепой и инвалид оказались в саду. Инвалид сказал слепому: «Я вижу фрукты, если бы я мог ходить, то я бы сорвал их». Слепой сказал инвалиду: «Я подниму тебя и подведу к плодам. Слепой помог инвалиду, и инвалид сорвал фрукты. Они вместе съели фрукты.
Скажите Мне, на ком из них грех?». Тогда дух и тело сказали: «На обоих». Аллах сказал: «Вот Я и рассудил меж вами».
Помимо вышеприведенных, существует множество других доказательств, указывающих на то, что человек состоит из тела и души, которая обладает описанными свойствами.
ГЛАВА 20
ОДНО ЛИ И ТО ЖЕ НАФС И РУХ?
У учёных есть разные мнения по этому вопросу:
1. По мнению большинства учёных, эти слова синонимичны.
2. Они отличаются друг от друга.
С помощью Аллаха мы раскроем суть этого вопроса.
AL-FATAVA.COM
170
Слово нафс (душа) имеет несколько значений:
1. Рух (дух, душа).
Аль-Джавхари говорил: «Нафс – это рух». Арабы говорят: «Хараджат нафсух – его душа вышла».
2. Кровь.
Арабы говорят: «саалят нафсух – у него потекла кровь». В одном из хадисов, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если в воде умерло насекомое с нетекучей кровью (ма ля нафса ляху са’иля), то оно не загрязняет воду».
Слово «нафс» в Коране зачастую употребляется в значении
«личность»:
Всевышний сказал: «Когда вы входите в дома, то приветствуйте себя
(анфусикум)»
312
; «Не убивайте самих себя (анфусакум)»
313
; «В тот
день каждый человек (куллю нафс) придет и будет препираться за
себя (нафсиха)»
314
; «Каждая душа (куллю нафс) является
заложником того, что она приобрела»
315
.
Помимо этого, слово «нафс» иногда употребляется в значении
«душа»: Всевышний сказал: «О обретшая покой душа (нафс)»
316
;
«…Отдайте свои души! (анфусакум)»
317
; «и удерживал себя (нафса)
от страстей»
318
; «Душа человека (нафса) повелевает зло»
319
.
Что касается слова «рух», то она никоим образом не обозначает тело.
В Коране слово может указывать на сам Коран, который Аллах ниспослал Своему Пророку. Всевышний сказал: «Таким же образом
Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего
повеления»
320
.
312
Коран 24/61.
313
Коран 4/29.
314
Коран 16/111.
315
Коран 74/38.
316
Коран 89/27.
317
Коран 6/93.
318
Коран 79/40.
319
Коран 12/53.
320
Коран 42/52.
AL-FATAVA.COM
171
Слово «рух» также используется в значении «Откровение», которое
Аллах ниспослал Своим пророкам и посланникам. Всевышний сказал:
«Он (Аллах) ниспосылает дух (Откровение) со Своими велениями
тем из Своих рабов, кому пожелает, чтобы предупредить о Дне
встречи»
321
; «Он (Аллах) ниспосылает ангелов с духом
(Откровением) по Своему повелению тому из Своих рабов, кому
пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня.
Бойтесь же Меня»
322
. Откровение Аллаха было названо «рух»
(духом), потому что жизнь может стать счастливой и полезной только с ним (с Откровением).
Само слово «рух» (дух, душа) указывает на то, что тело живет до тех пор, пока в нем есть душа. Эквивалентом слова «рух» являются такие слова, как:
- «рих» - ветер, который способствует появлению жизни;
- «равх» - покой;
- «райхан» - базилик;
- «истираха» - отдых.
Слово «нафс» (душа) происходит от:
1. От слова «нафис» (ценный, драгоценный): душа человека драгоценна.
2. От слова «танаффаса» (дышать): душа часто выходит из тела и входит в него. Когда человек спит, она выходит; когда он просыпается – душа возвращается. Когда человек умрет, она полностью выйдет из тела.
Разница между «нафс» и «рух» не в самой сущности понятий, а только в их качествах и свойствах. Следовательно, когда человек умерт, можно сказать:
«хараджат нафсух», «фаракат нафсух» или «хараджат рухух»,
«фаракат рухух» (его душа вышла, покинула его).
321
Коран 40/15.
322
Коран 16/2.
AL-FATAVA.COM
172
Следует заметить, что некоторые учёные из числа мухаддисов, факихов и суфиев говорят, что «Рух – это не нафс».
Мукатиль ибн Сулейман говорил: «У человека есть хайат (жизнь), рух
(дух) и нафс (душа). Когда человек спит, его нафс (душа), благодаря которому он мыслит и понимает происходящее вокруг, выходит из тела. Во время сна нафс (душа) не полностью отделяется от тела, связь между телом и душой сохраняется. Душа обладает светом, спящий человек видит сон своей душой, вышедшей из его тела. Во время сна его жизнь и дух остаются с ним. Он дышит и шевелится с помощью духа. Когда же спящий человек начинает двигаться во время сна, его нафс (душа) возвращается к нему в мгновение ока.
Если же Аллах захочет умертвить спящего человека, то Он удержит его вышедшую из тела душу».
Мукатиль ибн Сулейман также сказал: «Когда человек спит, его душа выходит из него и поднимается. Если она видит сон, она приходит к духу и рассказывает его. Дух в свою очередь рассказывает это сон сердцу. По пробуждении утром человек знает, что он увидел во сне».
Абдуллах ибн Манда сказал: «Определения «руха» (духа) и «нафса»
(души) этих учёных противоречивы».
Некоторые учёные говорят: «Душа – из глины и огня. Дух – светлый».
Некоторые другие учёные говорят: «Дух – божественное, а душа – человеческое».
Некоторые другие учёные говорят: «Дух – это не душа, душа – это не дух. Сила души зависит от духа. Душа – это облик человека, в ней смешаны страсть и похоть. У человека нет более сильного врага, чем его нафс (душа). Душа желает и любит только мирское, а дух призывает и побуждает душу ставить в приоритет жизнь вечную.
Страсть следует за душой, а шайтан следует за душой и страстью».
Некоторые другие учёные говорят: «Дух – от повеления Аллаха и только Он Сам знает о нём».
Мнения этих учёные также противоречивы по поводу того, умрет ли
«рух» (дух) после смерти тела или нет:
Некоторые из них говорят, что «Дух не умрет и не исчезнет».
AL-FATAVA.COM
173
Некоторые другие говорят, что «Дух имеет облик подобный человеческому. У духа есть руки, ноги, глаза, слух, зрение и язык».
Некоторые другие говорят: «У верующего человека три духа, а у неверующего человека и лицемера – один дух».
Некоторые другие говорят: «У пророков и правдивых людей пять духов».
Достоверным мнением является то, что нафс (душа), который умирает и которого возьмут ангелы – это один дух (рух).
Дух, которым Аллах поддерживает Своих друзей (верующих рабов) – другой дух. Аллах сказал о нем: «Аллах начертал в их сердце веру и
укрепил их духом от Него»
323
. Этим же духом Аллах поддержал Ису
(Иисуса) сына Марьям. Аллах сказал: «Аллах скажет: «О Иса (Иисус),
сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и
твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем)»
324
.
Аллах по Своей воле может ниспосылать некоторым из Своих рабов другого духа, помимо того духа, который находится в их теле.
Что касается силы, находящейся в человеческом теле, то она также называется духом. Некоторые говорят: «Видящий дух, слышащий дух, чувствующий дух и т.д.». Этот дух – сила, которая заложена в теле. Он умрет, когда умрет тело. Этот дух смертен. Иногда слово дух несет особый смысл: сила познания Аллаха, стремления и любви к Нему, и сила желания достичь Его довольства.
Если дух потеряет свою силу, то он станет подобен телу без души.
Поэтому люди говорят: «У этого человека сильный дух, а тот – слабый духом. Следует знать, что дух может быть в знании и искренности, в любви и покаянии, в уповании и правдивости. Люди отличаются друг от друга своими духами. У некоторых преобладает добрый дух, и они становятся духовными людьми. У некоторых других преобладает дурной дух, и они становятся похожими на животных.
323
Коран 58/22.
324
Коран 5/110.
AL-FATAVA.COM
174
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17