Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
38 подошли к чему-то, напоминающему печь. Мы заглянули туда, и оказалось, что там находится обнажённые мужчины и женщины, к которым снизу подступал огонь. Когда огонь подбирался к ним
(совсем близко), они поднимали крик. Я спросил: «Кто эти
(люди)?», - они же сказали мне: «Иди, иди!», - и мы пошли
(дальше, а через некоторое время) подошли к (какой-то) реке,
(вода которой была) красной, как кровь. В этой реке плавал
(какой-то) человек, (в то время как) на берегу реки стоял другой человек, перед которым лежала целая груда собранных им камней. Человек в реке плавал (некоторое время), потом к нему подходил человек, собравший камни, и (тогда находившийся в реке) открывал для него рот, а (стоявший на берегу) бросал в него камень, после чего тот (снова начинал) плавать. А потом он возвращался к нему, и каждый раз, когда он возвращался,
(человек, плававший в реке), открывал для него рот, а он бросал в него камень. Я спросил их: «Кто эти двое?», - они же сказали мне:
«Иди, иди!», - и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к саду, где было множество высоких деревьев. В этом саду находился человек, вокруг которого собрались очень много детей. Я спросил: «Кто эти (люди)?», - они же сказали мне: «Иди, иди!», - и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к человеку, который раздувал огонь и ходил вокруг него. Я спросил их: «Что это?», - они же сказали мне: «Иди, иди!», - и мы пошли
(дальше, а через некоторое время) подошли к огромному дереву.
Мне никогда не приходилось видеть дерева больше и прекраснее, чем это. Они сказали мне: «Поднимайся!», - и мы принялись подниматься (по этому дереву, пока не добрались) до дома, лучше которого я ещё не видел. В нем были старики и дети. Затем мы поднялись и зашли в другой дом, который был лучше и красивее первого. Я сказал им (моим спутникам): «Поистине, минувшей ночью я видел (много) удивительного, но что же я видел?». Они сказали: «Мы обязательно поведаем тебе (об этом). Что касается первого человека, мимо которого ты проходил, и которому углы рта, ноздри и глаза раздирали до (самого) затылка, то (вина его состоялась в том, что) по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь. Он будет наказан таким образом вплоть до Судного Дня. Что касается второго человека, голову которого разбивали камнем, то этот человек (сначала) читал
Коран, а (потом) отвергал его и не следовал ему. К тому же, он
AL-FATAVA.COM
39 просыпал обязательную молитву. Он будет наказан таким образом вплоть до Судного Дня. Что касается нагих мужчин и женщин, которые находятся в некоем подобии печи, то поистине, они – прелюбодейки. Что касается плававшего в реке человека, мимо которого ты проходил, и которому набивали рот камнями, то он занимался ростовщичеством. Что касается человека
(находившегося) в саду, то поистине, это – Ибрахим, а все окружавшие его дети являются младенцами (которые умерли, не достигнув совершеннолетия). Что же касается человека, который разжигал и ходил вокруг огня, то это – Малик, страж Ада. Первый дом, в который ты вошел, предназначен для обычных верующих, что же касается этого дома, то это – дом павших за веру. Я
Джибриль, это – Микаиль, а теперь подними голову». Подняв голову, я увидел над собой нечто вроде облака, они сказали: «Это твоё жилище». Я сказал: «Позвольте же мне войти в моё жилище!». (Однако) они сказали: «Поистине, твоя жизнь ещё не завершена, а когда она закончится, ты придёшь в своё жилищу!»
49
Сообщается, что Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Одному умершему человеку полагалось сто ударов плетью, однако он стал просить у Аллаха облегчения, и Аллах сократил ему наказание до одного удара плетью. Затем его могила была наполнена огнём, а когда огонь утих, он пришел в себя и спросил: «Почему вы ударили меня?». Ему было сказано:
«Один раз ты совершил молитву без омовения, а в другой раз ты прошёл мимо угнетаемого человека и не помог ему»
50
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывая о своём путешествии на небеса, сказал: «Я сел на Бурак (животное, на котором Пророк поднялся на небеса), шаги которого доходили до конца его взора. Со мной был Джибриль. Мы увидели народ, который в течение дня сеял, а на следующий день собирал урожай, но даже после сбора урожая посев не уменьшался. Я спросил Джибриля: «Кто эти люди?» - на что он сказал мне: «Они мученики, которые пали за веру.
49
Бухари «сахих» 7047.
50
Ат-Тахави, ибн Абд аль-Барр «ат-тамхид» 23/299, аль-Мунзири «ат-таргиб ва ат-тархиб»
3/132 (3380). Хадис является достоверным.
AL-FATAVA.COM
40
Воистину, Аллах умножает им их награды до семи ста раз, ибо
Аллах сказал: «Он (Аллах) возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он наилучший из дарующих удел»
51
. Затем мы пошли дальше, пока не дошли до людей, головы которых разбивались камнями. Каждый раз, когда их головы разбивались, они (головы) снова становились целыми, как прежде. Я спросил
Джибриля: «Кто эти люди?» - на что он сказал мне: «Это те, которые не совершали молитву». Затем мы пошли дальше, пока не увидели людей, находящихся посередине поля. Они паслись там, подобному тому, как животные пасутся и едят колючки. Я спросил Джибриля: «Кто эти люди?» - на что он сказал мне: «Это те, которые не давали закят со своего имущества. Аллах не навредил им, это они сами себе навредили». Затем мы пошли дальше, пока не увидели людей, перед которыми была кастрюля с хорошим мясом, и кастрюля с плохим и вонючим мясом. Эти люди не притрагивались к хорошему мясу, но ели плохое. Я спросил
Джибриля: «Кто эти люди?» - на что он сказал мне: «Это те, которые оставляли своих жен, которые были им дозволены, и шли к другим женщинам, которые были им запрещены». Затем мы подошли к бревну, лежавшему на дороге, оно било каждого человека (который сбивал других людей с пути Аллаха), проходящего по этой дороге. Аллах говорит: «Не садитесь на дорогах, угрожая и сбивая с пути Аллаха…»
52
. Затем мы пришли к мужчине, который собирал так много дров, что не мог их поднять, однако он не переставал добавлять в эту кучу ещё дрова. Я спросил Джибриля: «Кто этот человек?» - на что он сказал мне:
«Этот мужчина принадлежит твоей общине. При жизни он брал много доверенного (или долгов), но не мог расплатиться». Затем мы пришли к людям, губы которых резались железными ножницами, но каждый раз, после того, как их губы изрезались, они приобретали изначальную форму. Я спросил Джибриля: «Кто эти люди?» - на что он сказал мне: «Это те, которые призывали к смуте». Затем мы подошли к маленькому камню, из него вышел бык. Он вышел и вскоре захотел войти обратно в камень, однако он не смог сделать этого. Я спросил Джибриля: «Что это?» - на что он сказал мне: «Этот бык – человек, который говорил что-либо, а
51
Коран 34/39.
52
Коран 7/86.
AL-FATAVA.COM
41 затем расстраивался из-за сказанных им слов, но не мог вернуть их обратно»
53
Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда я поднимался на небо, я увидел людей, которые царапали себе лица и грудь своими медными ногтями. Я спросил: «О Джибриль! Кто Эти люди?». Он сказал мне:
«Это те, которые ели мясо людей (говорили о людях плохое и сплетничали) и покушались на их (людей) честь»
54
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
ГЛАВА 7
ОТВЕТ ТЕМ, КТО ОТРИЦАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ
МУЧЕНИЙ В МОГИЛЕ
Некоторые люди спрашивают, как можно доказать, что в могиле есть мучения. Ведь неоднократно после захоронения люди открывали могилы и не находили там ни ангелов, избивающих людей железным молотом, ни змей, ни огня. Некоторые утверждают, что для того, чтобы удостовериться в существовании наказания в могиле, они клали на грудь умершего зерна. После завершения погребения они вскрывали могил, но обнаруживали зерна, неподвижно лежащими на груди усопшего.
Эти люди спрашивают: «Как же можно доказать, что в могиле человек подвергается мучениям?».
Некоторые другие люди заявляют, что хадисы, рассказывающие о мучениях или вознаграждении в могиле, противоречат человеческому разуму и логике. Они приводят следующие доводы:
Если кого-нибудь убили посредством распятия на кресте, и покойный долго находился на нем, то почему же никто, на пример, не видят, как его допрашивают ангелы?
53
Ат-Табари «тафсир» 8/239 и аль-Хайсами «маджма’ аз-заваид» 1/72.
54
Ахмад «муснад» 3/224, Абу Давуд «сунан» 4878, ат-Табари «сарих ас-сунна» 39, аль-
Хатиб «тарих Багдад» 5/116. Хадис является хорошим (хасан).
AL-FATAVA.COM
42
Если человек съело животное или птицы, то каким образом можно собрать его тело по кускам? Как такого умершего человека могут допрашивать ангелы? Каким образом могила такого человека может стать садом или огненной ямой для него, как об этом говориться хадисах?
Ниже приведем аргументы, подтверждающие, что в могиле
есть мучения:
Первый аргумент. Необходимо знать, что пророки и посланники
Аллаха никогда не рассказывали что-либо, противоречащее человеческой природе. Рассказы пророков и посланников делятся на два вида:
1. Постижимые для человеческого разума рассказы.
2. Непостижимые для человеческого разума рассказы.
К таким рассказам относятся рассказы о загробной жизни, о
Судной Дне, о награде и наказании и т.д. Для того, чтобы не сбиться с истинного пути, необходимо понимать слова пророков и посланников в буквальном смысле. Пророки и посланники ничего не преувеличивали. Невзирая на ограниченные возможности человеческого разума, верующий человек должен уверовать в то, что говорили пророки и посланники. Что касается тех людей, чьи сердца покрыты мраком невежества, то они всегда находятся в сомнении.
Всевышний Аллах говорит: «Те, которым даровано знание,
видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина,
которая ведет к пути Могущественного, Достохвального
(Аллаха)»
55
.
Он также говорит: «Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе
является истинной, может быть подобен слепцу? ...»
56
.
В другом аяте говорит: «Те, кому Мы даровали Писание,
радуются тому, что ниспослано тебе. Но среди союзников
(иудеев и язычников) есть такие, которые отрицают часть
этого…»
57
.
55
Коран 34/6.
56
Коран 13/19.
57
Коран 13/36.
AL-FATAVA.COM
43
Второй аргумент. Всевышний Аллах сотворил три вида жизни:
1. Мирская жизнь.
2. Загробная жизнь.
3. Вечная жизнь.
Всевышний Аллах установил законы и нормы для каждой из этих жизней. Для мирской жизни Всевышний Аллах установил виды поклонений, которые человек должен соблюдать телом и душой.
В мирской жизни душа человека следует телу.
Аллах также установил законы для загробной жизни. Умерший будет соблюдать эти законы душой и телом. В загробной жизни тело человека будет следовать за его душой. Если умерший человек заслужил наказание в могиле, то его тело будет чувствовать боль наказания вместе с душой. Если же он заслужил награду, то его тело будет наслаждаться наградой вместе с душой.
В мирской жизни тело человека является его внешним проявлением, а его душа – скрытым. В мирской жизни тело человека подобно могиле, внутри которой находится душа. В загробной жизни душа человека является его внешним проявлением, а его тело – скрытым. В загробной жизни душа человека подобна могиле, внутри которой существует тело.
По Своей милости Всевышний Аллах приводит нам в мирской жизни доказательства этих фактов в снах. Результаты научных исследований показывают, что порой человек во сне может видеть, как его избивают. После пробуждения от такого сна, человек может обнаружить следы избивания на своём теле.
Человек также может увидеть во сне, как он что-либо ест или пьет. После пробуждения он может ощутить вкус этой еды или питья у себя во рту. Более того, спящий человек может встать с кровати во время сна и совершить какие-либо действия: передвигаться, бить других или защищаться от кого-то. Такое явление может быть объяснено тем, что душа человека, находящаяся вне тела человека, попросила помощи у тела. Если же душа спящего человека войдет в тело во время такого сна, то человек проснется и осознает, что он делает. Следовательно, тело человека следовало за его душой. Этот же процесс происходит в загробной жизни, только более масштабно. В загробной жизни душа человека отдалится от тела, но не полностью.
AL-FATAVA.COM
44
Если люди изучат вышеприведенные и другие подобные факты, и состояния, то все сомнения исчезнут: они поверят в то, что в могиле они могут быть подвержены мучениям или вознаграждены; в то, что могила быть Райским садом или Адской ямой.
Третий аргумент. Всевышний Аллах по Своей мудрости скрыл от людей события загробной жизни. Мудрость этого состоит в том, чтобы узнать, кто из людей истинно верует в скрытое (гайб).
Необходимо также упомянуть, что бывали случаи, когда на смертном одре люди видели пришедших к ним ангелов.
Рассказывается, что Хайр ан-Нассадж, да помилует его Аллах, при смерти сказал: «Потерпи немного! Ты успеешь выполнить свой приказ (имеется в виду, что увидев Ангела смерти, он попросил его не торопиться забрать его душу, ибо Ангел смерти успеет сделать это), а я могу не успеть совершить то, что приказано мне
(имеется в виду совершение молитвы)». Затем он попросил воды, совершил омовение и молитву и умер, сказав перед этим: «Теперь выполни то, что тебе приказано».
Сообщается, что находясь на смертном одре, Умар ибн Абд аль-
Азиз, да помилует его Аллах, обратился к Аллаху с таким словами трижды: «Ты мне приказал, но я не всегда выполнял Твои приказы. Ты запретил мне грешить, но я иногда совершал грехи.
Нет бога, кроме Аллаха». Затем он поднял свою голову и стал пристально смотреть наверх. Люди из его окружения сказали ему:
«Правитель верующих, Вы так пристально смотрите на что-то» - на что он сказал: «Я сейчас вижу тех, кто пришел ко мне. Они – ни люди и ни джинны». Вскоре он умер.
Сообщается, что Фудаля ибн Динар рассказывал: «Я пришел к
Мухаммаду ибн Васи’, когда он находился при смерти. Я слышал его слова: «Добро пожаловать, ангелы моего Господа. Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха». Услышав эти слова, я почувствовал очень приятный, ранее неведомый для меня запах.
Затем Мухаммад устремил свой взор вверх и умер».
Помимо этих рассказов, существует множество других рассказов, подтверждающих, что по воле Аллаха люди могут видеть ангелов и других скрытые для взора людей существа.