Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AL-FATAVA.COM
72
2. Другие учёные говорят, что допрос будет проводиться только над разумными людьми, которые понимают, кто такой пророк и что такое пророчество. Таким людям ангелы зададут вопрос:
«Уверовал ли ты в Пророка и следовал ли за ним или нет?». Также ангелы спросят: «Что ты говорил о мужчине, который был отправлен к вам?» - имея в виду Пророка. Эти вопросы не будут адресованы умершим детям, так как они ещё не понимают суть пророчества. Высказывание о том, что Аллах даст им разум в могиле для правильного ответа на допросе является ошибочным, ибо от такого допроса нет пользы.
Что касается хадиса Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, то в нем нет указания на то, что Аллах накажет младенца в могиле за то, что он не последовал за пророком или за то, что он совершал грехи, воистину Всевышний Аллах не накажет никого, кто не совершал плохие поступки. Суть этих хадисов заключается в том, что умерший младенец будет страдать (душевно), если его будут оплакивать его родные (разрывая свою одежду и царапая свое лицо и т.д.), как об этом говорится в хадисе: «Умерший человек будет страдать, если его будут оплакивать его родные (разрывая свою одежду и царапая свое лицо и т.д.)»
105
. Данный хадис никоим образом не говорит о том, что умерший человек будет наказан за грехи живых людей, ибо ни одна душа не понесёт чужое бремя.
Слово «аль-‘азаб» (наказание, мучение, страдание) в этих хадисах имеет преувеличенный смысл, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из хадисов: «Путешествие – это одна часть из частей мучения (наказания, страдания)». Из вышесказанного получается, что умерший младенец будет душевно страдать в могиле, если его родные будут оплакивать его запретным образом.
ГЛАВА 14
ДЛЯТСЯ ЛИ МУЧЕНИЯ В МОГИЛЕ ВЕЧНО?
Мучения в могиле делятся на два вида:
105
Бухари «сахих» 1242 и Муслим «сахих» 927.

AL-FATAVA.COM
73 1. Вечные. Доказательством этому является слова
Всевышнего Аллаха: «Огонь, в который ввергают их
утром и после полудня»
106
.
Также доказательством служит хадис, который привел Бухари от
Самуры, в котором говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто спрашивал своих сподвижников: «Видел ли кто-либо из вас какой-нибудь сон?», - тогда ему рассказывали то, что было угодно Аллаху. Однажды утром он сказал им: «Поистине, сегодня ночью ко мне явились двое, которые сказали «Пошли!». Я пошёл с ними, и (через некоторое время) мы подошли к лежавшему навзничь человеку, над которым с железным крюком (в руках) стоял другой
(человек), вонзивший этот крюк в угол его рта, ноздрю и глаз с одной стороны, и раздиравший их до затылка. Он переходил к другой стороне (лица) и делал с ней то же, что с первой, и ещё до того, как он заканчивал разрывать одну сторону, другая сторона
(снова) становилась такой же, как прежде, а потом он снова возвращался к ней и делал тоже, что и в первый раз. Я сказал им:
«Преславен Аллах! (Субхана-Ллах!) Кто эти двое?», - они же сказали «Иди, иди!», - и мы пошли дальше… Я сказал им (моим спутникам): «Поистине, минувшей ночью я видел (много) удивительного, но что же я видел?». Они сказали: «Мы обязательно поведаем тебе (об этом). Что касается первого человека, мимо которого ты проходил, и которому углы рта, ноздри и глаза раздирали до (самого) затылка, то (вина его состоялась в том, что) по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь. Он будет наказан таким образом
вплоть до Судного Дня…».
Также доказательством служит следующий хадис:
Передают, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, проходя мимо двух могил, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал голоса двух людей, подвергающихся мучениям в могилах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Их подвергают мучениям, но не за большой грех. Один из них не очищался от собственной мочи, а другой - распространял сплетни». Потом он
106
Коран 40/46.


AL-FATAVA.COM
74 велел принести себе пальмовую ветвь, разломал её на две половинки и воткнул их в могилы (этих людей). Его спросили: «О посланник Аллаха, зачем ты сделал это?» - на что он ответил:
«Возможно, это будет облегчать их мучения до тех пор, пока
ветки не засохнут»
107
Также доказательством служит хадис, приведённый Бухари, в котором говорится, что один человек надел (красивую) одежду и стал ходить высокомерной походкой. Аллах приказал земле проглотить его, и он (мужчина) будет погружаться в нее вплоть до Судного Дня.
Также в хадисе, переданном от Барра’а ибн Азиба говорится, что неверующему человеку в могиле откроется дверь в Ад, и он будет смотреть на своё место в Аду вплоть до Судного Дня. В версии имама Ахмада говорится, что неверующий человек будет чувствовать запах дыма Ада в могиле вплоть до Судного Дня.
2. Временные. Такой вид мучения предназначен для тех грешников, чьи грехи не являются смертными. В могиле они получат наказание, соответственное своим грехам, а потом им будет облегчено и они больше не будут наказаны.
Иногда причиной облегчения положения умершего человека могут послужить такие действия родственников и близких людей за него, как мольба, милостыня, просьба о прощении (истигфар), награда паломничества, чтение Корана. Такие действия подобны заступничеству человека за другого человека в этом мире, однако, следует сказать, что заступничество за умерших посредством добрых деяний поможет только тому человеку, которым доволен Аллах. Всевышний Аллах в нескольких аятах
Корана говорит о том, что ничье заступничество не принесёт пользу тому человеку, которым Он не доволен.
Передают, что Абдуллах ибн Нафи’ рассказывал: «Однажды, когда умер один из жителей Медины, его друг во сне увидел, что этот умерший оказался из числа обитателей Ада. Друг умершего очень сильно опечалился из-за увиденного во сне. Некоторое время спустя во сне он увидел, что его друг оказался из числа обитателей Рая, и спросил его: «Разве ты не сказал мне, что ты
107
Бухари «сахих» 216 и Муслим «сахих» 292.

AL-FATAVA.COM
75 оказался одним из обитателей Ада?» - на что тот ответил: «Да, так и было. Однако рядом со мной похоронили одного праведного человека, который заступился за сорок человек из числа своих соседей, в том числе и за меня».
Сообщается, что Ахмад ибн Йахья рассказывал, что один из его друзей сказал ему: «Когда умер мой брат, я увидел его во сне и спросил: «Что случилось с тобой после того, как ты был похоронен?» - на что он ответил: «Ко мне пришел ангел с куском огня и если бы не мольба, которую за меня произнес один человек, то ангел непременно бы ударил меня этим огнем».
Сообщается, что Амр ибн Джабир рассказывал: «Когда человек молится за своего умершего друга, ангел приносит эту мольбу в могилу умершего и говорит: «Это тебе подарок от твоего друга».
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ГЛАВА 15
ГДЕ НАХОДЯТСЯ ДУШИ УМЕРШИХ ЛЮДЕЙ
ДО СУДНОГО ДНЯ?
Люди часто спрашивают, где души будут находиться после смерти – на небесах, в Раю или в теле.
Мнения учёных по этому вопросу расходятся. Одни учёные, например, ссылаются на слова Абу Хурейры и Абдуллаха ибн
Умара, да будет доволен Аллах всеми ими: «Душа верующих людей будут в Раю, не зависимо от того, мучениками были верующие или нет. Однако, это при условии, что они не совершали большие грехи, и у них не было долгов. Всевышний
Аллах встретит этих верующих с милостью и прощением».
Другие учёные утверждают, что души людей будут находиться рядом с воротами Рая, и к ним будет приходить пропитание, награда и запах из Рая.
Другие учёные считают, что души будут находиться в могиле.
Один из великих учёных, имам Малик сказал: «Я слышал, что душа после смерти станет свободной и сможет передвигаться туда, куда пожелает».

AL-FATAVA.COM
76
По рассказам своего сына Имам Ахмад говорил: «Души неверующих людей после смерти окажутся в Аду, а души верующих – в Раю».
Абдуллах ибн Манда говорил, что некоторые сподвижники и их последователи говорили: «Души верующих людей после смерти окажутся рядом с Аллахом». Другие сподвижники со слов
Абдуллаха ибн Манды говорили: «Души верующих людей будут в
Джабийе (местечко в Шаме), а души неверующих – в Бархуте
(колодец в Хадрамавте)».
Сафван ибн Амр говорил: «Я спросил Амира ибн Абдуллаха Абу
Йамана, встречаются ли души умерших людей в каком-нибудь определённом месте. Он сказал мне: «Всевышний Аллах в Коране сказал: «Мы уже записали в Писаниях после того, как это было
записано в Напоминании (Хранимой Скрижали), что землю
унаследуют Мои праведные рабы»
108
. Души верующих соберутся и будут находиться до Судного Дня именно на той земле, которую Аллах упомянул в вышеприведенном аяте».
Ка’б говорил: «Души верующих людей после смерти будут находиться в Иллийине, на седьмом небе, а души неверующих – в
Сиджине, в седьмом слою земли, под войсками сатаны».
Некоторые другие учёные говорили: «После смерти души верующих людей окажутся в колодце Зам-зам, а души неверующих – в колодце Бархут (в Хадрамавте)».
Сальман аль-Фарси говорил: «После смерти души верующих людей будут находиться в загробном мире. Они станут свободными и смогут перемещаться туда, куда захотят. Что касается душ неверующих, то они окажутся в Сиджине, в седьмом слою земли».
Некоторые другие учёные говорили: «Души верующих людей после смерти будут находиться справа от Адама, а души неверующих – слева от него».
Ибн Хазм говорил: «Души людей после смерти будут находиться там, где они находились до сотворения тел».
108
Коран 21/105.


AL-FATAVA.COM
77
Умар ибн Абд аль-Барр говорил: «Души мучеников будут в Раю, а души остальных верующих – в могилах».
Абдуллах ибн Мубарак говорил: «Муджахид рассказывал, что после смерти души верующих людей не будут находиться в Раю, но они будут питаться райскими плодами и чувствовать запах
Рая».
Ибн Шихаб говорил: «Я слышал, что души верующих мучеников станут подобны зеленой птице, висящей на Троне. Каждое утро и вечер она (птица) будет летать в Райские сады, и каждый день она будет приветствовать Аллаха».
Некоторые другие учёные говорят: «Душа людей после смерти будут находиться в небытие». Это мнение принадлежит учёным, не согласным с Кораном и Сунной. Они заявляют, что душа – неотъемлемая часть тела, умирающая одновременно с физической смертью человека.
Некоторые учёные говорят: «После смерти каждая душа перейдёт в животное, соответствующее свойствам души. Собачьи души будут в теле собак, хищные души – в теле хищников, скотские души – в теле скотины, а подлые души – в теле насекомых». Это мнение полностью противоречит Исламу и принадлежит тем, кто отвергает воскресение.
Ниже приведены источники всех этих мнений и аргументы в пользу каждого из них. Также мы укажем на то, какое мнение правильное, а какое – нет.
1. Души после смерти будут находиться в Раю.
Учёные, придерживающиеся этого мнения, в качестве аргумента приводят слова Аллаха: «Если он (умерший человек) будет
одним из приближенных, то обретет покой (или радость; или
милость), удел (или базилик) и Сад блаженства»
109
. Это произойдёт после того, как душа человека покинет тело. Аллах в этой суре (сура «Событие») разделил души на три вида:
А) Души приближённых. Эти души окажутся в Раю.
109
Коран 56/88,89.

AL-FATAVA.COM
78
Б) Души людей, которые будут по правую сторону. Аллах сказал, что эти души будут освобождены от мучений и обретут спокойствие.
В) Души заблудших, неверующих людей и лжецов. Этим душам уготовано место в Аду.
В качестве второе в пользу своего мнения учёные приводят следующие слова Аллаха: «О обретшая покой душа! Вернись к
Своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!
Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!»
110
. Известно, что многие сподвижники и их последователи заявляли, что ангел скажет эти слова умирающему верующему человеку и обрадует его Раем.
Третьим аргументом учёных является хадис, в котором
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Душа верующего человека станет птицей, которая будет питаться на дереве в Раю вплоть до Судного Дня»
111
. Стоит отметить, что по поводу этого хадиса у учёных есть несколько мнений:
1. Одни учёные говорят: «Души всех верующих людей будут в
Раю, независимо от того, были ли они мучениками или нет, при условии, что у них не было долгов или больших грехов.
Данный хадис не разделил верующих на мучеников и других категорий людей. Также есть другой хадис, который подтверждает данное мнение: «После смерти человека ему будут показывать его место утром и вечером. Если он один из обитателей Рая, то ему будут показывать его место в
Раю, а если он один из обитателей Ада – его место в Аду.
Ему будет сказано: «Это твое место до тех пор, пока Аллах не вернет тебя в День воскресения».
2. Другие учёные заявляют: «В соответствии с Кораном и
Сунной, только души мучеников после смерти будут находиться в Раю. Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Никоим образом не считай мертвыми тех, которые
110
Коран 89/27-30.
111
Малик «муватта’» 568 и аль Хумейди «муснад» 873. Хадис является достоверным.


AL-FATAVA.COM
79
были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают
удел у своего Господа»
112
.
Что касается хадисов, то учёные приводят следующие из них:
Передают, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Место мучеников будет рядом с лампами, висящими на Трон. Мученики будут передвигаться утром и вечером. Всевышний Аллах спросит их: «Знаете ли вы лучшее почитание, чем то, которое Я вам оказал?». Они скажут: «Нет, не знаем. Мы хотим, чтобы Ты вернул наши души в наши тела, чтобы мы ещё раз сразились и пали бы на Твоём пути»
113
Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал: «Когда ваши братья погибали в битве при Ухуде, Аллах поместил их души в животах зеленых птиц. Эти птицы заходят в реки Рая, едят райские фрукты и собираются около золотых ламп под сенью Трона (‘Арш). Когда их души увидели в Раю благую пищу, благое питье и благие слова, то они сказали: «Если бы наши живые братья увидели эти блага, то они бы не перестали сражаться на пути Аллаха и не боялись бы сражений». Тогда Всевышний Аллах сказал им (душам), что Он доведёт их слова до живых верующих, и Он ниспослал следующий аят Своему Пророку: «Никоим образом не считай мертвыми
тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и
получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах
даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их
последователи, которые ещё не присоединились к ним, не
познают страха и не будут опечалены»
114
.
115
Сообщается, что когда Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, спросили об аяте: «
Никоим образом не считайте
мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и
получают удел у своего Господа…», он сказал: «Души мучеников
112
Коран 3/169.
113
Ад-Дайлами «аот-фирдавс» 3611.
114
Коран 3/169-170.
115
Ибн Исхак «ас-сира» 4/74, Ахмад «мунад» 1/265, ибн Аби Шейба «мусаннаф» 4/205, Абу
Давуд «сунан» 2520, Абу Йа’ля «муснад» 2331. Данный хадис является достоверным.

AL-FATAVA.COM
80 находятся в животах зеленых птиц, которые летают там, где пожелают. Затем они прилетают к лампам, и Аллах спрашивает их:
«Хотите ли вы чего-нибудь ещё?». Души отвечают: «А чего ещё мы можем желать после того, как Ты ввел нас в Рай?». После того, как
Аллах ещё два раза задаст им этот вопрос, они скажут: «О наш
Господь! Мы хотим, чтобы Ты вернул нас в наши тела, чтобы мы ещё раз пали жертвами на Твоём пути!»
116
Сообщается, что однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, пришла мама Харисы и сказала: «О Пророк
Аллаха! Расскажи мне про Харису (Хариса был убит в битве при
Бадре). Если он в Раю, то я не буду печалиться, а если нет, то стану усердно за него молиться». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мать Харисы, воистину, Рай состоит из нескольких слоев, а твой сын – на самом высшем слою Рая (аль- фирдавс аль-а’ля»
117
Сообщается, что Абдуллах ибн Амр сказал: «Души мучеников будут находиться в птицах, которые будут чирикать, как скворцы, знакомиться друг с другом и питаться плодами Рая»
118
Абу Умар сказал: «Все эти хадисы и предания указывают на то, что только души мучеников будут находиться в Раю. В хадисах говорится, что их души будут в облике птиц, или в животе птиц, или будут подобны зелёной птице. Я думаю, что наиболее правильным мнением является то, по которому их души будут в облике птиц или подобны птицам. В хадисе, переданном от Ка’ба говорится, что душа верующего находится не в животе птицы, а подобна птице. В версии
Абдуллаха ибн Мас’уда говорится, что душа верующего подобна зеленой птице».
Однако следует сказать Абу Умару, что в сборнике Муслима есть хадис, в котором говорится: «Души мучеников будут находиться в животе зеленой птицы».
116
Муслим «сахих» 1887.
117
Бухари «сахих» 2598.
118
Абдуллах ибн Мубарак «аз-зухд» 446 и ибн Аби Шейба «мусаннаф» 7/31. Хадис является достоверным.