Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
91
Б) Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда душа верующего человека выйдет из тела, ее поднимут на небеса и приведут к Аллаху».
В) Передают, что Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Местечко мучеников будет рядом с лампами, висящими на Троне».
Следует заметить, что эти хадисы не указывают на то, что души верующих людей будут всегда находиться на седьмом небе, а души неверующих – в низшем слою земли. Эти хадисы указывают на то, что когда ангелы поднимут душу верующего человека на седьмое небо,
Аллах рассудит, что ей положено. После этого душа вернется обратно в могилу в тело человека, чтобы пройти допрос, после которого она уйдет на место своего пребывания. Души некоторых верующих людей будут на седьмом небе в зависимости от своих степеней. Души некоторых неверующих людей будут в низшем слою земли в зависимости от своих прегрешений.
8. После смерти души верующих людей соберутся у колодца Зам-
зам.
Эта теория не имеет никаких доказательств из Корана или Сунны, которые могли бы подтвердить ее правдивость. Известно, что колодец Зам-зам невелик по своим размерам, и поэтому не сможет вместить в себя души всех верующих. Следовательно, эта теория является ошибочной, ибо она противоречит Корану и Сунне.
9. Души верующих людей после смерти будут находиться в
загробном мире. Они будут свободны, и будут передвигаться, куда
пожелают.
Данная теория принадлежит Сальману аль-Фарси. Слово «барзах» означает преграду между двумя вещами. По всей видимости,
Сальман, да будет доволен им Аллах, имел в виду, что после смерти души верующих будут находиться на земле, которая располагается между этим и другим мирами. Его теория является сильной, ибо, покинув свое тело, в ожидании Судного дня душа будет находиться в
AL-FATAVA.COM
92 загробном мире. Души верующих людей будут пребывать в радости, тогда как души неверующих будут подвергнуты страданиям в загробной жизни.
10. Души верующих людей будут справа от Адама, а души
неверующих – слева от него.
Сторонники этой теории в качестве аргумента приводят хадис, в котором говорится, что в ночь, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на небо, увидел, что души верующих были справа от Адама, а души неверующих – слева от него. Однако этот хадис не указывает на то, что души будут находиться там всегда. Этот хадис указывает на то, что по правую сторону от Адама – высокая степень, которую получат верующие, а по левую сторону от Адама – низкая степень и наказание, которые получат неверующие.
11. После смерти души верующих будут находиться там, где они
были до сотворения тел.
Эта теория принадлежит Абу Мухаммаду ибн Хазму. Он выдвинул ее, исходя из своих убеждений, которые заключаются в том, что души были сотворены до сотворения тел.
Эта теория является ошибочной, ибо она не подтверждается ни
Кораном, ни Сунной. Сам Абу Мухаммад ибн Хазм был согласен с мнением, что души мучеников будут в Раю. Следовательно, напрашивается вопрос: «Если души мучеников будут в Раю, то неужели души таких правдивых людей, как Абу Бакр, Абдуллах ибн
Мас’уд и других, которые обладают более высшими, чем мученики, степенями, будут пребывать в неизвестности?».
12. После смерти души людей будут в небытие.
Эта теория принадлежит тем, кто утверждает, что душа является частью тела человека. Они также утверждают, что когда тело человека умрет, то его душа исчезнет.
Эта теория является неправильной, ибо Коран, Сунна, единогласное мнение сподвижников (иджма’ сахаба) и разум свидетельствуют о другом. В Коране Всевышний Аллах сказал, что душа имеет
AL-FATAVA.COM
93 способность выходить, заходить и возвращаться в тело. В пречистой
Сунне Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что душа поднимается на небо, спускается с неба, совершает поклон Аллаху, разговаривает и т.д. Из достоверных хадисов известно, что в ночь, когда Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, поднялся на небо, он увидел души верующих справа от Адама, а души неверующих – слева от него. Также известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Душа верующего человека после смерти будет птицей, которая будет питаться райскими плодами». Всевышний Аллах в
Коране сказал, что души Фараона и его рода в могиле будут подвергаться наказанию огнем утром и вечером.
Следовательно, никто из числа сподвижников, их последователей, известных имамов и учёных не подтверждал эту ошибочную теорию.
13. Душа после смерти будет находиться в другом теле.
В этой теории есть доля истины и лжи.
Истинность данной теории заключается в том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что после смерти души мучеников будут находиться в животах зеленых птиц. В другом хадисе он сообщил, что душа верующего человека после смерти станет птицей, которая будет питаться плодами райских деревьев. Также сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда ваши братья погибли в битве при Ухуде, Аллах поместил их души в животы зеленых птиц. Эти птицы заходят в реки Рая, едят райские фрукты и собираются около золотых ламп под сенью Трона (‘Арш). Когда их души увидели в Раю благую пищу, благое питье и благие слова, то они сказали: «Если бы наши живые братья увидели эти блага, то они не перестали бы сражаться на пути Аллаха и не боялись бы сражений».
Тогда Всевышний Аллах сказал им (душам), что Он доведет их слова до живых верующих, и Он ниспослал следующий аят Своему Пророку:
«Никоим образом не считайте мертвыми тех, которые были убиты
на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,
радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от
AL-FATAVA.COM
94
того, что их последователи, которые ещё не присоединились к ним,
не познают страха и не будут опечалены»
135
.
136
Все эти хадисы указывают на то, что после смерти души верующих людей будут находиться в птицах и питаться Райскими плодами вплоть до Судного
Дня, когда они будут возвращены в свои тела.
Лживость данной теории: «Душа после смерти будет находиться в другом теле» заключается в том, что сторонники этой теории подразумевают под ней реинкарнацию. Следует заметить, что вышеприведенные хадисы никоим образом не подтверждают истинность реинкарнации, ибо по Исламу реинкарнации не существует. Сторонники реинкарнации отвергают воскрешение людей после смерти и утверждают, что после смерти души людей перейдут в тела животных, насекомых и птиц, где они будут пребывать вечно.
ДОСТОВЕРНОЕ МНЕНИЕ О МЕСТЕ ПРЕБЫВАНИЯ ДУШ ПОСЛЕ СМЕРТИ
ЧЕЛОВЕКА
В зависимости от степени в загробном мире души людей могут быть причислены к разным категориям:
А) Некоторые души будут обладать самой высшей степенью и будут находиться на самом высшем месте. К душам этой категории относятся души пророков и посланников Аллаха. Увидев разных пророков на разных слоях неба во время вознесения на небеса пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что души пророков и посланников Аллаха будут разными по степени.
Б) Некоторые души будут находиться в животах зеленых птиц и передвигаться в Раю туда, куда пожелают. Обладателями таких душ являются души некоторых мучеников. Те мученики, которые имеют долги перед людьми, не смогут так же свободно передвигаться, как другие.
Сообщается, что Абдуллах ибн Джахш рассказывал, что однажды один мужчина подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Что будет со мной, если я погибну на пути
135
Коран 3/169-170.
136
Ибн Исхак «ас-сира» 4/74, Ахмад «муснад» 1/265, ибн Аби Шейба «мусаннаф» 4/205,
Абу Давуд «сунан» 2520, Абу Йа’ля «муснад» 2331. Данный хадис является достоверным.
AL-FATAVA.COM
95
Аллаха?» - на что он сказал: «Рай». Когда тот мужчина повернулся и хотел уйти, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Только что Джибриль сказал мне, что это исполнится при условии, что у тебя не будет долгов»
137
Души некоторых мучеников на пути Аллаха будут остановлены около врат Рая. В одном из хадисов Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал по поводу одного человека, который погиб в сражении: «Я увидел, что он был остановлен около Рая».
Души некоторых мучеников будут находиться в могилах, и не смогут оттуда выйти до Судного Дня. В одном из хадисов рассказывается про одного человека, который без спроса взял одну накидку из трофея и спустя некоторое время пал в бою и умер. Люди стали говорить о нем, что он наслаждается в Раю. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чей длани моя душа! Накидка, которую он взял (без спроса) стала причиной того, что в его могиле горит пламя»
138
Души некоторых мучеников будут пребывать около врат Рая, как об этом говорится в хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Аббаса:
«(Некоторые) мученики будут под зеленым куполом, где будут получать удел из Рая каждое утро и вече».
В) Души некоторых людей будут находиться на земле и не поднимутся на небеса. Умершие люди, чьи души не небесах не равны умершим людям, чьи души пребывают на земле. Следовательно, после смерти душа того, кто в этом мире познал своего Господа, заслужил Его любовь, много поминал Его и приблизился к Нему своим поклонением, будет пребывать на небесах. Душа же того, кто не познал своего Господа, не поклонялся Ему, не заслужил Его Любовь и милость, будет пребывать на земле. Из достоверных источников известно, что в загробном мире и в Судный День человек будет вместе с теми, кого он любил. Из этого следует, что душа верующего человека будет вместе с пророками, правдивыми, мучениками и праведными рабами Аллаха, ибо он любит их. Что касается
137
Ахмад «муснад» 4/350 и ибн Аби Шейба «мусаннаф» 3/49. Хадис является достоверным.
138
Бухари «сахих» 3993 и Муслим «сахих» 115.
AL-FATAVA.COM
96 неверующего человека, то его душа будет в седьмом слою земли под войсками сатаны, ибо он слушался сатану.
Г) Души прелюбодеев и прелюбодеек будет гореть в печи, а души ростовщиков плавать по реке с ртами, наполняемыми камнями (как об этом сказано в хадисах).
Из всего вышесказанного следует, что верующие и неверующие люди не будут пребывать в одном и том же месте. Души верующих будут находиться на высоком месте и в почетном положении, а души некоторых неверующих – под сатаной в седьмом слою земли, в униженном положении.
Душа человека проходит четыре этапа. Каждый последующий этап значительнее предыдущего по размеру:
1. Очень тесная и темная утроба матери.
2. Этот мир, в котором человек взрослеет и совершает благие или дурные дела, которые становятся причиной его счастья или несчастья.
3. Загробный мир, который больше чем этот мир.
4. Вечная обитель: Рай или Ад. Всевышний Аллах переносит человека с одного этапа на другой до тех пор, пока он не попадет в вечную обитель – конечное место назначения. Для каждого из этих этапов Аллах Установил конвертные законы и нормы, которые не применимы по отношению к другим этапам. Человек, постигнувший законы Аллаха, станет повиноваться Аллаху и Его пророкам и посланникам для того, чтобы заслужить Его довольство.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 17
ГЛАВА 16
МОГУТ ЛИ ЖИВЫЕ ЛЮДИ СВОИМИ ДЕЛАМИ
ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ МЕРТВЫМ?
Умершие люди получают пользу от дел живых людей двумя путями:
1. Умершие люди при жизни стали причиной тому, что живые люди совершают добрые дела.
AL-FATAVA.COM
97 2. Живые люди просят прощения за умерших, молятся за них, дают милостыню за них, совершают за них паломничество. По мнению некоторых ученых, умерший верующий человек получит пользу только в том случае, если живые люди подарят ему награду за совершенные ими добрые дела. Другие учёные считают, что умерший верующий человек получит пользу, если живые люди совершат за него добрые дела (эти учёные полагают, что необязательно дарить награду умершим за совершенные добрые дела). По мнению некоторых учёных ханафитского мазхаба, до умершего верующего человека награда за дела, совершённые живыми людьми, дойдет только в том случае, если живые люди сами подарят умершему награду за свои добрые дела.
Среди учёных нет единого мнения по поводу того, дойдет ли до умерших награда за совершение поклонения, выраженного физическими действиями, как например, молитва, пост, или чтение
Корана. По мнению имама Ахмада, Абу Ханифы и всех ранних учёных такая награда дойдет до умерших. Имам аш-Шафи’и и Малик считали, что награда до умерших не дойдет. Некоторые сторонники нововведений считают, что до умершего человека никакая награда вообще не дойдет.
Доказательством на то, что умерший человек получит награду за то, что при жизни стал причиной совершения благих дел, служат нижеприведенные хадисы.
Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После смерти человека все его дела, кроме трех дел, прекращаются: непрерывная милостыня, знание, которым пользуются другие, и праведный ребенок, который молится за него
(умершего)»
139
Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий будет получать награду после смерти, если он (при жизни) оставил знание, которому он обучал
139
Муслим «сахих» 1631.
AL-FATAVA.COM
98
(других) и распространял его; оставил праведного ребенка; оставил в наследство Коран; оставил мечеть, которую он построил; оставил дом, который он построил, и в котором он мог приютить путника; оставил сделанное им средство для добывания воды (например, водохранилище или колодец); давал милостыню из своего имущества, когда был здоров»
140
Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ни йоту не уменьшит их награду. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!»
141
Передают со слов Хузейфы, да будет доволен им Аллах, что однажды во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один попрошайка попросил у людей милостыню, но люди ничего не дали ему. Когда один мужчина дал ему милостыню, другие люди тоже стали давать. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ни на йоту не уменьшит их награду. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесёт на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что не уменьшит бремени их собственных грехов ни на йоту!»
142
Передают со слов Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им
Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто бы ни был несправедливо убит, на первого сына Адама обязательно ляжет часть (бремени греха за пролитую) кровь, ибо
140
Ибн Маджа «сунан» 242, ибн Хузейма «сахих» 2490 и ас-Суйути «ад-ийбадж» 1632.
Хадис является хорошим (хасан).
141
Муслим «сахих» 1017.
142
Ахмад «муснад» 5/387 и 6/520.
AL-FATAVA.COM
99 именно он положил начало убийствам»
143
. Из этого хадиса можно понять, что если человек получает грех за то, что он стал причиной для совершения греховных дел, он получит награду за то, что станет причиной для совершения благих дел.
Доказательством на то, что умершие люди получат пользу, если живые будут молиться и просить за них, служит Коран, Сунна и единогласное мнение учёных.
1. Доказательство из Корана.
Всевышний Аллах в Коране сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас»
144
. В этом аяте Всевышний Аллах хвалит тех верующих, которые просят прощения за других умерших верующих.
Данный факт указывает на то, что их мольба приносит пользу умершим людям.
2. Доказательство из Сунны.
Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы будете совершать заупокойную молитву умершему, то искренне молитесь за него»
145
Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, совершал заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал:
«О Аллах, прости его, помилуй его, дай ему хороший приём, сделай его могилу просторной, омой его водой, снегом и градом, очисти его от грязи белую одежду, дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, введи его в Рай, защити его от мук могилы и от мук Огня!»
146 143
Бухари «сахих» 6890 и Муслим «сахих» 1677.
144
Коран 59/10.
145
Абу Давуд «сунан» 3199, ибн Маджа «сунан» 1497 и ибн Хиббан «сахих» 3076. Хадис является хорошим (хасан).
146
Муслим «сахих» 963.
AL-FATAVA.COM
100
Сообщается, что Василя бин аль-Аска’, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с нами совершал заупокойную молитву за одного мусульманина, и я слышал, как он сказал: «О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушений могилы и мук Огня, ведь Ты выполняешь обещания и достоин похвалы! О Аллах, прости и помилуй его, ведь Ты – Прощающий, Милосердный!»
147
В другом хадисе говорится: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутствовал на похоронах.
После погребения он сказал: «Молитесь за своего друга, ибо сейчас он отчитывается»
148
Также молиться за умершего человека следует около его могилы.
Передают со слов Бурейды ибн аль-Хусейба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал их, чтобы они говорили около могил: «Мир вам, жители этой местности из числа верующих и мусульман. Мы присоединимся к вам, если на то будет воля Аллаха. Мы просим спокойствия для себя и для вас»
149
Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды она спросила Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, как просить прощения за покойников на кладбище. Тогда пророк сказал: «Скажи: Мир вам, жители этой местности из числа верующих и мусульман. Пусть Аллах помилует первые и последующие поколения людей из нашего числа. Мы присоединимся к вам, если на то будет воля Аллаха»
150
Сообщается, что однажды ночью Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в Баки’ (кладбище в Медине) и сказал: «Мир вам, верующие этой местности. К вам пришло то, что было обещано (смерть). Скоро мы присоединимся к вам, если на то
147
Ахмад «муснад» 3/491, Абу Давуд «сунан» 3202 и ибн Маджа «сунан» 1499. Хадис является хорошим (хасан).
148
Абу Давуд «сунан» 3221. Данный хадис является хорошим (хасан).
149
Муслим «сахих».
150
Муслим «сахих» 974.