Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AL-FATAVA.COM
81
По моему мнению (по мнению автора книги), между словами
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Душа верующего человека станет птицей, которая будет питаться на дереве в Раю вплоть до Судного Дня» и «Когда человек умрет, ему будут показывать его место утром и вечером. Если он из обитателей Рая, то ему будут показывать его место в Раю, а если он из обитателей Ада – его место в Аду» нет противоречия. В этих хадисах речь идет как о мучениках, так и об остальных верующих людях. Что касается Райской обители, то души мучеников и остальных верующих попадут туда только в Судный День, ибо вышеприведенный хадис говорит о том, что после своей смерти верующий человек будет смотреть на своё место в Раю до Судного Дня. В загробной жизни души неверующих люде также увидят своё место в Аду и попадут туда только в Судный
День.
Что касается хадиса Ка’ба ибн Малика «Душа верующего человека станет птицей, которая будет питаться на дереве в Раю вплоть до
Судного Дня», то в нем нет четкого указания только на мучеников, в нем нет четкого указания только на мучеников, в нем говорится обо всех верующих. Если бы в этом хадисе говорилось только о мучениках, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал бы: «Душа мученика…», а не душа верующего.
Известно, что в некоторых хадисах Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал именно о мучениках и их достоинствах. Например, хадис, переданный от Микдама ибн
Ма’дЙакриба:
«Аллах уготовил для мученика семь наград: ему
(мученику) будут прощены грехи с первой каплей его крови; он будет освобождён от мучения в могиле; он будет освобождён от больших ужасов (Судного Дня); на его голову будет одета Корона
Достоинства, одна жемчужина которой лучше, чем этот мир и все то, что в нем; он будет женат на семидесяти двух Райских Гуриях; он будет заступаться (в Судный День) за семьдесят человек из числа своих родственников»
119
Что касается хадисов, в которых говорится, что души мучеников попадут в Рай и будут питаться Райскими плодами, то эти хадисы
119
Ат-Тирмизи «джами’ сахих» 1663, ибн Маджа «сунан» 2799, Ахмад «муснад» 4/131, ибн
Аби Асим «аль-джихад» 207 и ат-Табарани «аль-му’джам аль кабир» 20/266.

AL-FATAVA.COM
82 не противоречат тому, что души всех верующих могут попасть в
Рай и питаться райскими плодами. В этих хадисах говорится только о мучениках, чтобы подчеркнуть их высокую степень перед Аллахом. Доказательством их высокой степени служит то, что Аллах поместит их души в живот зелёных птиц. Мученики в этом мире тратят все свои силы и не жалеют себя на пути Аллаха, а в загробной жизни Аллах даст им тело лучше, чем их тела в мирской жизни. Они будут вкушать Райские плоды и находиться в этих телах до Судного Дня. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о душах верующих: «Душа верующего будет в облике птицы», в другой версии: «Душа верующего будет подобна птице», а что касается мучеников, то он сказал: «Душа мученика будет находиться в животе птицы». Из всего этого следует, что душа верующего человека, будь он мучеником или нет, будет птицей, поэтому в словах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует нет противоречия.
2. После смерти души верующих людей не будут находиться в
Раю – они будут питаться райскими плодами и чувствовать
запах Рая.
Это мнение принадлежит Муджахиду. В качестве аргумента своим словам он привел хадис, переданный Абдуллахом ибн Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мученики будут на берегу реки, около врат Рая под зеленым куполом. Они будут получать пропитание из Рая каждое утро и вечер»
120
Следует сказать, что этот хадис никоим образом не отрицает тот факт, что мученики могут находиться в Раю. Река и пропитание, о которых упоминается в этом хадисе – Райские, из чего следует, что они в Раю.
Сообщается, что Умм Кабша рассказывала: «Однажды к нам зашел
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мы спросили его, что будет с душами после смерти. Он ответил:
«Души верующих людей будут находиться в животах зеленых
120
Ахмад «муснад» 1/266, ибн Хиббан «сахих» 4658, ат-Табарани «аль-му’джам аль-кабир»
10/333. Хадис является хорошим (хасан).


AL-FATAVA.COM
83 птиц, передвигаться в Раю, вкушать райские плоды, пить райские напитки и собираться около золотых ламп под Троном. Они будут говорить: «Господь наш! Присоедини наших братьев к нам и дай нам то, что Ты нам обещал». Души неверующих людей будут находиться в животах черных птиц, будут есть и пить из Ада и собираться около камня в Аду. Они будут говорить: «Господь наш!
Не присоединяй к нам наших братьев и не давай нам то, что Ты нам обещал».
Сообщается, что Тамим ад-Дари рассказывал, что Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда
Ангел смерти поднимает душу верующего человека на небеса, её
(душу верующего) встретит Джибриль вместе с семи десятью тысячами ангелов, каждый из которых принесет верующей душе радостную весть. Поднеся душу к Трону, Ангел смерти падет ниц перед Всевышним Аллахом. Аллах скажет ему: «Веди душу Моего раба и клади ее среди лотосов, лишенных шипов, под бананами с висящими рядами плодов, в распростертой тени и среди обильных вод»
121
Необходимо упомянуть, что когда Муджахид сказал следующие слова: «Души верующих людей не будут после смерти в Раю», он имел в виду, что верующие люди попадут в Рай телом и душой только в Судный День.
3. Души будут находиться в могиле
Если сторонники этой теории придерживаются мнения, что души умерших людей никогда не покинут могилы, то они ошибаются, так как Коран и Сунна опровергает это. Если же они утверждают, что души будут пребывать в могилах в течении некоторого времени, а затем покинут их, то они правы. Таким образом, нельзя считать, что местом пребывания души является могила.
Сторонники этой теории, в том числе и Абу Умар ибн Абд аль-
Барр, приводили в качестве аргумента в свою пользу следующие хадисы:
121
Ибн Касир «тафсир» 2/537.

AL-FATAVA.COM
84
А) «Когда человек умрет, ему будет показывать его место утром и вечером. Если он из обитателей Рая, то ему будут показывать его место в Раю, а если он из обитателей Ада – его место в Аду».
Б) «После того как раба Аллаха положат в могилу, а его товарищи уйдут, и он услышит стук их сандалий… он увидит свое место в
Раю».
В) «Для верующего человека могила расширится на семьдесят локтей, а неверующего – сузится», и другие хадисы.
Однако стоит отметить, что нельзя считать эту теорию верной, так как Коран, Сунна и достоверные предания отрицают её. Тот факт, что ангел покажет умершему в могиле его место в Раю или в
Аду, не указывает на то, что душа умершего останется в могиле.
Душа умершего верующего человека будет в Иллийюне (высшее место), но каждый раз, когда живой человек будет приветствовать умершего человека, Аллах будет возвращать душу умершего в тело, чтобы он ответил на приветствие. Душа нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, находится вместе с «ар-рафик аль-а’ля» (самые великие ангелы: Джибриль, Микаиль, Исрафиль и Ангел смерти).
Каждый раз, когда мусульмане приветствует его, Аллах возвращает его душу в тело, и он отвечает им. Известно, что
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел пророка Мусу, мир ему, молящегося в могиле, а затем увидел его на шестом и седьмом небесах. Два факта объясняют данное явление:
1. Душа может передвигаться с огромной скоростью, преодолевая огромные расстояния в мгновение ока.
2. Может быть и так, что сама душа будет находиться на небесах, а свет от нее – в могиле, подобно тому, как лучи солнца, находящегося на небе, попадают на землю.
В достоверных хадисах сказано, что душа спящего человека поднимается на небо, когда открывается небесные врата, и совершает земной поклон Аллаху около Его Трона. Затем она очень быстро возвращается в тело спящего человека. После смерти душа умершего верующего человека поднимется с ангелами до Трона Аллаха и совершит земной поклон. Затем


AL-FATAVA.COM
85
Аллах рассудит, как с ней поступить. Ангелы покажут ей то, что
Аллах уготовил для нее, после чего она вернется в свое тело и будет смотреть, как обмывают и хоронят её тело.
Сообщается, что Убайдуллах рассказывал: «Однажды, находясь в пути, я уснул около могилы Абдуллаха ибн Умара ибн Харама. Во сне я услышал такое чтение Корана, лучше которого я не слышал никогда в своей жизни. Когда я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, он сказал: «Это был Абдуллах. Ты разве не знаешь, что Аллах забирает души верующих, помещает их в жемчужно-изумрудные лампы и вещает их посередине Рая. Каждую ночь Аллах возвращает их души в тела, где они пребывают вплоть до наступления рассвета. По наступлении рассвета, их души возвращаются на свои места». Этот хадис указывает на то, что души умерших людей могут быстро передвигаться с одного места на другое. Исходя из этого, имам Малик, другие известные имамы и учёные утверждали: «Душа умерших верующих людей свободны и передвигаются туда, куда хотят. Нет ничего удивительного в том, что души умерших людей могут приходить к живым людям».
Необходимо знать, что души людей не похожи друг на друга.
Душа одних людей может быть сильной и большой, а других – слабой и маленькой. Это зависит от состояния тела и веры человека. Души верующих людей с крепкой верой – сильные.
Души неверующих людей – слабые, ибо они будут окованы.
Существует очень много достоверных и правдивых снов, в соответствии с которыми люди видели, как дух Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, побеждали многочисленную армию неверующих.
Удивительно то, что души верующих людей, которые любят друг друга на пути Аллаха, встречаются во сне.
Сообщается, что Абдуллах ибн Амр рассказывал: «Душ верующих людей встречаются друг с другом. Иногда душа верующего человека может встретиться с душой другого верующего, с которым он не знаком».

AL-FATAVA.COM
86
Сообщается, что Абдуллах ибн Манда рассказывал, что некоторые учёные говорили: «Душа человека частично покидает его тело, выходя из его носа. Если душа полностью покинет тело, то человек умрет, ибо жизнь тела зависит от души. Это подобно тому, как если лампу отдалить от фитиля, то лампа погаснет.
Известно, что основа огня находится в фитиле, а его свет может наполнить дом. Душа человека может покинуть тело во сне, подняться на небеса и встречаться с душами мертвых людей.
Если спящий человек умный и правдивый, то он вспомнит, что увидела его душа и извлечет из этого урок. А если спящий человек приверженец лжи и нечестия, то он не сможет уразуметь то, что увидела его душа во сне. Он не извлечет никаких уроков из этих снов и видений, ибо он не может отличить истину от лжи».
Это одно из лучших объяснений по этому вопросу.
4. Души верующих людей у Аллаха.
Сторонники этой теории приводят в качестве аргумента в свою пользу следующий аят:
«Никоим образом не считайте мертвыми
тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают
удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей
милости, и ликуя от того, что их последователи, которые ещё не
присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены»
122
,
и следующие хадисы:
А) Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда душа верующего человека выйдет из тела, ее поднимут на небеса и приведут к Аллаху. Когда поднимут душу неверующего человека на небо, то ей не откроются небесные врата, и она будет брошена в могилу»
123
Б) Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда душа верующего человека выйдет из тела, от нее будет исходить аромат лучше, чем аромат мускуса. Ангелы возьмут ее и поднимут на небеса. Когда они будут проходить по небесам, ангелы небес будут спрашивать ангелов, несущих душу: «Кто это?» - на что
122
Коран 3/169-170.
123
Ахмад «муснад». Хадис является достоверным.


AL-FATAVA.COM
87 они скажут: «Это такой-то, сын такого-то, он совершил такие-то и такие-то дела (ангелы упомянут его благие деяния). Тогда ангелы небес скажут: «Добро пожаловать вам и этой душе». Душа верующего человека будет подниматься через те же ворота, через которые на небеса поднимались его дела. Его душа будет сиять на небесах и от нее будет исходить свет, подобно свету солнца. Так будет продолжаться до тех пор, пока его душу не поднимут к Трону Аллаха.
Что касается неверующего человека, то когда ангелы поднимут его душу на небо, ангелы небес спросят: «Кто это?» - на что несущие неверующего человека ангелы ответят: «Это такой-то, сын такого-то, он совершил такие-то и такие-то дела (ангелы упомянут его плохие деяния). Тогда ангелы небес скажут: «Пусть эта душа не проходит дальше, верните ее на самое дно земли»
124
В) Передают, что Хузейфа ибн аль-Йаман рассказывал: «После смерти души (верующих) людей будут находиться около Всевышнего Аллаха и ждать Дня Воскресения».
Г) Сообщается, что Сафийя рассказывала: «После того, как ибн аз-
Зубейр был убит, Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах всеми ими, пришел к нему домой. Асма’ стала оплакивать ибн аз-Зубейра, а
Абдуллах ибн Умар сказал ей: «Тебе нужно проявить богобоязненность и терпение. Знай, что это только тело, а его душа находится у Аллаха». Она сказала ему: «Конечно, я проявлю терпение, ибо знаю, что голову пророка Йахьи (Ионанна) отрезали по просьбе одной из распутниц сынов Израиля»
125
Д) Сообщается, что Хиляль ибн Йасиф рассказывал: «Однажды, когда я сидел вместе с Ка’бом, Раби’ем ибн Хайсамом и Халидом ибн
‘Ар’арой, к нам пришел Абдуллах ибн Аббас и спросил Ка’ба: «Ка’б, я понял всё, что сказано в Коране, кроме четырех вещей. Я хочу, чтобы ты объяснил мне эти вещи: «Что такое «иллийюн»? Что такое
«сиджин»? Что такое «сидрат аль-мунтаха» (крайний лотос)? Что значат слова Аллаха о пророке Идрисе: «Мы вознесли его на высокое
место»
126
. Тогда Ка’б ему сказал: «Иллийюн – это седьмое небо, там
124
Ат-Тайалиси «муснад». Хадис является хорошим (хасан).
125
Имеется в виду, что семейство пророка Йахьи проявили терпение, так и я буду проявлять его.
126
Коран 19/57.

AL-FATAVA.COM
88 будут находиться души верующих людей. Сиджин – это седьмой слой земли, там под сатаной будут находиться души неверующих. Что касается слов Аллаха, то они означают, что пророк Идрис каждый день поднимался на небеса, подобно делам сынов Адама. Однажды пророк Идрис сказал одному из ангелов обратиться к Ангелу смерти, чтобы он немного отсрочил его срок, дабы он смог совершить больше благих дел. Тогда ангел спрятал его между своими двумя крыльями и поднялся с ним к Ангелу смерти. Когда ангел смерти услышал просьбу пророка Идриса, он спросил того ангела: «А где сам Идрис?». Ангел сказал ему: «Между моими крыльями», тогда Ангел смерти сказал:
«Удивительно! Ведь мне было сказано забрать душу Идриса на четвертом небе» и он забрал душу Идриса. Что касается «сидрат аль- мунтаха» (крайний лотос), то это лотос на головах тех ангелов, которые поднимают Трон Аллаха. Никому, кроме Аллаха неизвестно, что находится за этим лотосом и, поэтому он называется «крайний лотос».
Следует сказать, что данная теория не отрицает тот факт, что души верующих людей и мучеников будут пребывать в Раю. Известно, что
Рай находится около крайнего лотоса, рядом с Аллахом. Всевышний
Аллах в Коране сказал, что души мучеников у Него, а Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам в хадисах, что их души будут передвигаться в Раю туда, куда пожелают.
Таким образом, как слова Аллаха, так и слова Его Посланника указывают на одно и то же: «Души верующих будут в Раю».
5. Души верующих людей находятся в Джабийе (местечко в Шаме),
а души неверующих – в колодце Бархут и Хадрамавте.
Абу Мухаммад ибн Хазм сказал, что эта теория принадлежит рафидитам (направление в шиизме). Следует сказать, что утверждение Абу Мухаммада ибн Хазма является неверным, так как эта теория принадлежит некоторым учёным из числа ахль ас-сунны.
Абу Абдуллах ибн Манда сказал: «Некоторые сподвижники и их последователи утверждали, что души верующих людей будут находиться в Джабийе.


AL-FATAVA.COM
89
Сообщается, что Абдуллах ибн Амр сказал: «Души верующих людей после смерти будут в Джабийе, а души неверующих – в колодце
Бархут, в Хадрамавте»
127
Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Самый лучший колодец на земле – Зам-зам, а самый худший колодец –
Бархут в Хадрамавте. Самая лучшая долина на земле - долин– Мекки, и долина в Индии, куда спустился Адам и где растут благие растения.
Самая худшая долина на земле – долина аль-Ахкаф в Хадрамавте, где собираются души неверующих»
128
Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Самое плохое место на земле – колодец в Хадрамавте, который называется
«Бархут». В этом колодце будут находиться души неверующих. Днем вода в этом колодце черного гнойного, и он (колодец) является местом сборища насекомых»
129
Сообщается, что Суфьян рассказывал: «Когда мы спросили жителей
Хадрамавта о свойствах колодца Бархут, они сказали нам: «Никто не сможет провести ночь около него (так как ночью там очень шумно и раздаются голоса людей)».
Следует сказать, что если Абдуллах ибн Амр и другие сторонники этой теории утверждают, что души верующих находятся в таком просторном месте, как Джабийа, то они правы. Если же они считают, что души верующих будут находиться непосредственно в самом
Джабийе, то в хадисах об этом не говорится. Быть может, эта теория перенята от людей Писания.
6. Души людей соберутся на той земле, о которой Аллах упомянул в
Коране, сказав: «Мы уже записали в Писаниях после того, как это
было записано в Напоминании (Хранимой скрижали), что землю
унаследуют Мои праведные рабы»
130
.
127
Ибн Хиббан «сахих» 7/284.
128
Абд ар-Раззак «мусаннаф» 5/116 и аль-Факихи «ахбару Мекка» 1110. Предание (асар) является достоверным.
129
Аль-Факихи «ахбару Мекка» 1111.
130
Коран 21/105.

AL-FATAVA.COM
90
Данное толкование является ошибочным, ибо у толкователей Корана по этому поводу есть разные мнения.
Согласно мнению Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, в этом аяте под «землей» подразумевается Райская земля.
Этого мнения придерживались большинство толкователей Корана
131
В другой версии Абдуллаха ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, говорится, что под землей в этом аяте имеется в виду те земли, которые Аллах открыл и отдал общине Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Такое толкование считается правильным, и оно подтверждается аятом, в котором говорится:
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали
праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на
земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до
них»
132
.
В достоверном хадисе Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне были показаны восточные и западные стороны земли. Власть моей общины непременно дойдёт до тех мест, которые мне были показаны»
133
Согласно мнению некоторых толкователей Корана, под «землей» в этом аяте имеется в виду «Святая земля» (байт аль-макдис).
7. Души верующих людей после смерти будут находиться в
Иллийине, на седьмом небе, а души неверующих – в Сиджине, в
седьмом слою земли, под войсками сатаны.
Некоторые учёные из числа ранних и поздних учёных придерживались этой теории. В качестве аргумента, они приводили следующие хадисы:
А) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал перед смертью: «О Аллах! Присоедини меня к высшим друзьям»
134 131
Хунад «аз-зухд» 160 и ат-Табари «тафсир» 17/104.
132
Коран 24/55.
133
Ахмад «муснад» 5/278, Абу Давуд «сунан» 4254, ад-Дани «ас-сунан аль-варида» 1/184 и
Абу Наим «аль-хулийя» 2/289.
134
Согласно мнению некоторых учёных, высшие друзья – это Джибриль, Микаиль,
Исрафиль и Ангел смерти, которые находятся на седьмом небе. Некоторые другие учёные считают высшими друзьями пророков, мучеников, праведников и правдивых людей.