Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— А ты бы брала с него пример, если бы он подавал?

— Брала бы, — подтверждает Маша.

— Вот и бери, — советует Градусов. — С таким, какой он есть, мне баще.

Я лежу, делаю вид, что сплю, и слушаю, как шлифуют мои кости. Конечно, никакой я для отцов не пример. Не педагог, тем более не учитель. Но ведь я и не монстр, чтобы мною пугать. Я им не друг, не приятель, не старший товарищ и не клевый чувак. Я не начальник, я и не подчиненный. Я им не свой, но и не чужой. Я не затычка в каждой бочке, но и не посторонний. Я не собутыльник, но и не полицейский. Я им не опора, но и не ловушка и не камень на обочине. Я им не нужен позарез, но и обойтись без меня они не смогут. Я не проводник, но и не клоун. Я — вопрос, на который каждый из них должен ответить.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте фрагмент из работы Г.М. Ребель «Явление географа, или живая вода романов Алексея Иванова.

- Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте анализом соответствующих мест романа.

«Как ни выразительны и замечательны, в том числе и по характеру своего художественного предъявления, служкинские ученики, но даже они, не говоря уже об остальных персонажах, показаны только извне, со стороны, через его, Служкина, восприятие и оценку. Обо всех героях мы знаем только то, что знает он. Изнутри, во всей противоречивой сложности, доступной его собственному внутреннему взору, мы видим лишь самого Служкина. Даже повествование словно прогибается под него, и в кульминационной, «походной», части рассказ от третьего лица, изначально ярко субъективно окрашенный, вполне закономерно сменяется рассказом от лица служкинского я».

2. Многие литературоведы и критики в качестве одной из основных тем романа А. Иванова называют тему «смысла реки».

«Смысл реки раскрывается как смысл похода и, помимо своего изначально заданного этико-эстетического наполнения, обнаруживает тенденцию целенаправленного движения к смыслу национальной судьбы».

– Как образ реки воплощается на художественном уровне? О каких конкретно реках идет речь в тексте? Приведите примеры.

– Какова роль поэтического фрагмента? Охарактеризуйте художественное своеобразие «песни сплавщиков».


3. Прочитайте характеристики главного героя произведения, данные Т.Д. Долгих и Г.М. Ребель:

«Служкин символизирует в романе идею рыцарства, поэтому он, с точки зрения «дикарей» – «тряпка», «идеалист и неумеха», с ним «легко», однако он даже у себя дома «на коне и в броне», он трубадур и миннезингер, охотно исполняющий песни и стихи, он помнит всех своих женщин и огорчается, когда они не соответствуют высокому идеалу, а награда ему – лишь поцелуй, он «по женщинам и детям не стреляет»60.

«Первый романный герой Иванова въезжает в книгу «глухонемым козлищем»-безбилетником, затем последовательно, одновременно и попеременно предстает шутом, бабником, раздолбаем, вралем, «бивнем», аттестуется просто «козлом», без какого бы то ни было мифологического подтекста, развенчивается из Виктора Сергеевича в Географа и увенчивается этим прозвищем, которое оказывается званием, титулом. В качестве «творческой личности», «чудотворца и выдумщика», блистательного рассказчика-мистификатора, провокатора и организатора приключений он несомненно является не просто протагонистом, но художественным двойником своего создателя, персонификацией авторского авантюрного творческого духа. Но кончается бурный роман Географа со школой (вот, пожалуй, и жанровое определение: не школьный роман, а роман со школой) очень печально»61.

- Согласны ли Вы с мнением литературоведов? Можно ли проиллюстрировать данные положения примерами из текста?

- Определите, как проявляется в представленных фрагментах авторское отношение к герою. С какими персонажами мировой литературы можно было бы сопоставить Служкина? Обоснуйте свой ответ.

4. Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи Г.М. Ребель. Сформулируйте, почему автор считает тему любви основной в романе А. Иванова. Согласны ли вы с его точкой зрения? Свой ответ обоснуйте.

«Походную» часть романа рефреном пронизывает слово, которое, кажется, совершенно не к месту и некстати употребляет в самых разных случаях один из отцов – Чебыкин. «Эротично получилось» (256), – впервые срывается у него при виде только что построенного и спущенного на воду катамарана. А затем это однажды найденное определение проецируется на все, что вызывает у Чебыкина восторг. Эротичным называет он плавание вдоль таежных берегов, эротичным кажется ему состояние опьянения, эротична тайга, церковная старина, эротичны пережитые приключения, и даже грозно кипящий Долгановский порог выглядит, по мнению Чебыкина, эротично. На первый взгляд, это слово-заменитель, употребленное вместо то ли неизвестного мальчику, то ли кажущегося ему школярски-неуместным, неэффектным, немодным слова «романтично». Все перечисленные явления действительно содержат романтическую составляющую, да и сам поход – реализация неутоленной в обыденной жизни жажды романтики.



И все-таки замена очевидно невозможна. Эротично здесь не равно романтично, хотя и включает в себя его семантику как дополнительную. Чебыкинское эротично значит – волнующе, возбуждающе, пьяняще, это то, что источает любовь и вызывает ответное чувство, это физически осязаемая связь, соитие с жизнью в самых разных ее воплощениях, это состояние, настроение, отношение, которым пронизан от начала до конца весь роман, даже в трагикомических сценах школьных «побоищ», ибо этим переполнен, с этим движется по жизни, это выплескивает на окружающих главный герой. «Я ведь тоже разрываюсь от любви», – утешает он жену, плачущую под пушкинские строки о мертвой невесте и от созвучной им собственной тоски из-за невозможности согласовать в себе тягу к Будкину и долг перед семьей. И в ответ на ее гнусавое от слез и непреодолимо недоверчивое: «К кому? /…/ К себе?» – совершенно искренне отвечает: «Почему же – к себе? К тебе… К Таточке… К Будкину… К Пушкину…» (154). Любовь Служкина никогда не замыкается на единственном объекте, а, отталкиваясь от него как от центра и источника энергии, концентрическими кругами расходится во все стороны, обнимая собою мир: «…Я безответно-глухо люблю Машу, люблю этот мир, эту реку, люблю небо, луну и звезды, люблю эту землю, которая дышит прошедшими веками и народами, люблю эту бессмертную горечь долгих и трудных верст» (303).

В конечном счете, именно об этом – о любви и о неразлучно сопряженной с нею боли – рассказывает роман. И именно этому вольно и невольно Географ учит отцов: «Я думал, что я устроил этот поход из любви к Маше. А оказалось, что я устроил его просто из любви. И может, именно любви я и хотел научить отцов – хотя я ничему не хотел учить. Любви к земле, потому что легко любить курорт, а дикое половодье, майские снегопады и речные буреломы любить трудно. Любви к людям, потому что легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно. Любви к человеку, потому что легко любить херувима, а Географа, бивня, лавину любить трудно» (345)... Трудно сказать, в какой мере удалось Виктору Сергеевичу Служкину выполнить столь сложную задачу применительно к своим подопечным – в этом смысле финал открытый, и иного быть не может»62.

ЛИТЕРАТУРА

Абашева, М.П. «Ландшафт формирует мышление»: интервью с A. Ивановым / М.П. Абашева // Современная русская литература: Проблемы изучения и преподавания: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2005. – С. 21–28.


Абашеев, В.В. Геопоэтический взгляд на историю литературы Урала / В.В. Абашев // Литература Урала: История и современность: материалы Всерос. науч. конф.: сб. ст. Екатеринбург, 2006. – Вып. 1. – С. 17–30.

Абашеев, В.В. Пермь как текст / В.В. Абашев. – Пермь: изд-во Перм. унта, 2000. – 404 с.

Абашеев, В.В. Урал в пространстве России. Геопоэтические доминанты / В.В.Абашев // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. трудов. – Пермь: изд-во Перм. ун-та, 2005. – Вып. 8. – С. 238–247.

Долгих, Т.Д. Основные мотивы романа А. Иванова «Географ глобус пропил» / Т.Д. Долгих. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.arkada-ivanov.ru/ru/meth_learn/osnovnie/.

Подлесных, А.С. Геопоэтика Алексея Иванова в контексте прозы об Урале: дисс… к.филол.н. – Пермь, 2208 – 190с.

Прокопова, М.В. Архетип культурного героя в сибирском тексте русской литературы / М.В. Прокопова // Литература в контексте современности: материалы III Междунар. науч-метод. конф. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2007. – С. 76–78.

Ребель, Г.М. «Пермское колдовство», или роман о парме Алексея Иванова / Г.М. Ребель // Филолог, 2004. №4. – С. 26–43.

Ребель, Г.М. Методические рекомендации к изучению романа Алексея Иванова «Сердце пармы» / Г.М. Ребель // Филолог. – 2004. – №4. – С. 43–45.

Ребель, Г.М. Черты романа XXI века в произведениях А. Иванова и Л. Улицкой / Г.М. Ребель // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Пермь, 2007. – Ч. 1. – С. 195–201.

Ребель, Г.М. Явление Географа, или живая вода романов Алексея Иванова / Г.М. Ребель. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.arkada-ivanov.ru/ru/meth_learn/javlenie/.

 Якшин, И., Иткин В. Рецензия на книгу А. Иванова «Золото бунта, или вниз по реке теснин» / И. Якшин, В. Иткин // Книжная витрина, 2005. — 1-14 нояб. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// optkniga.ru/ kv/review.asp?book=2319.


В. Пелевин

П елевин, Виктор Олегович (р. 1962) русский писатель.

Окончил Московский энергетический институт, служил в ВДВ. После окончания Литературного института несколько лет проработал в журнале «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. 

Первые рассказы появились в конце 1980-х в сборниках фантастики и журнале «Химия и жизнь». Дебютный сборник «Синий фонарь» поначалу не был замечен критикой, но через год получает малую букеровскую премию как лучший сборник рассказов 1992 года.
 
АВТОР КНИГ: