Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 536
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Циклы произведений
Романы
-
1993 — Жизнь насекомых. -
1996 — Чапаев и Пустота. -
1999 — Generation «П». -
2003 — Числа. -
2004 — Священная книга оборотня. -
2005 — Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре. -
2006 — Empire «V». -
2009 — t. -
2011 — S.N.U.F.F.
Повести и рассказы
-
1989 — Колдун Игнат и люди (Сказочка). -
1990 — Затворник и Шестипалый. -
1990 — Оружие возмездия. -
1990 — Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка). -
1991 — Вести из Непала. -
1991 — Встроенный напоминатель. -
1991 — Девятый сон Веры Павловны. -
1991 — День бульдозериста. -
1991 — Жизнь и приключения сарая Номер XII. -
1991 — Луноход (отрывок из повести «Омон Ра»). -
1991 — Мардонги. -
1991 — Миттельшпиль. -
1991 — Музыка со столба. -
1991 — Онтология детства. -
1991 — Откровение Крегера (Комплект документации). -
1991 — Принц Госплана. -
1991 — Проблема верволка в средней полосе (Верволки средней полосы). -
1991 — СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель). -
1991 — Синий фонарь. -
1991 — Спи. -
1991 — Ухряб. -
1991 — Хрустальный мир. -
1992 — Омон Ра. -
1992 — Ника. -
1993 — Бубен Нижнего мира (Зелёная коробочка). -
1993 — Бубен Верхнего мира. -
1993 — Жёлтая стрела. -
1993 — Зигмунд в кафе. -
1993 — Полет над гнездом врага (глава из романа «Жизнь насекомых»). -
1993 — Происхождение видов. -
1994 — Иван Кублаханов. -
1994 — Тарзанка. -
1995 — Папахи на башнях. -
1996 — Водонапорная башня. -
1996 — Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR. -
1997 — Греческий вариант. -
1997 — Краткая история пэйнтбола в Москве. -
1999 — Нижняя тундра. -
1999 — Явление героя (отрывок из романа «Generation П»). -
2001 — Time Out (Тайм-аут, или Вечерняя Москва). -
2003 — Акико. -
2003 — Гость на празднике Бон. -
2003 — Запись о поиске ветра. -
2003 — Македонская критика французской мысли. -
2003 — Один вог. -
2003 — Фокус-группа. -
2004 — Свет горизонта (дополнение к «Жизни насекомых»). -
2005 — Who by fire. -
2006 — Сны о Герое. -
2008 — Ассасин. -
2008 — Зал поющих кариатид. -
2008 — Кормление крокодила Хуфу. -
2008 — Некромент. -
2008 — Пространство Фридмана. -
2010 — Тхаги.
Эссе
-
1990 — Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума. -
1990 — Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека). -
1993 — ГКЧП как Тетраграмматон. -
1993 — Джон Фаулз и трагедия русского либерализма. -
1993 — Икстлан — Петушки. -
1996 — Ultima Тулеев, или Дао выборов. -
1998 — Имена олигархов на карте Родины. -
1998 — Последняя шутка воина. -
2001 — Код Мира (на русском не публиковалось, в сети — перевод с немецкого, выполненный энтузиастами). -
2001 — Мост, который я хотел перейти.
Сборники
-
1991 — Синий фонарь. -
1996 — Сочинения. -
1998 — Жёлтая стрела. -
2002 — Встроенный напоминатель. -
2003 — Песни царства «Я». -
2005 — Все повести и эссе. -
2005 — Все рассказы. -
2005 — Relics. Раннее и неизданное. -
2008 — П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана. -
2010 — Ананасная вода для прекрасной дамы.
НАГРАДЫ
-
им. Ленинского комсомола за рассказ «Рамон». -
1990: «Великое Кольцо-90» за рассказ «Реконструктор». -
1990: «Золотой шар-90» за повесть «Затворник и Шестипалый». -
1991: «Великое Кольцо-91» за повесть «Принц Госплана». -
1992: Малая Букеровская премия за сборник «Синий фонарь». -
1993: «Великое Кольцо-93» за рассказ «Бубен верхнего мира». -
1993: «Бронзовая улитка-93» за повесть «Омон Ра». -
1993: «Интерпресскон-93» за повесть «Омон Ра». -
1993: «Интерпресскон-93» за повесть «Принц Госплана». -
1995: «Странник-95» за эссе «Зомбификация». -
1997: «Странник-97» за роман «Чапаев и Пустота». -
2000: «Немецкая литературная премия имени Рихарда Шёнфельда» за роман «Generation P». -
2001: «Нонино-2001» в Зальцбурге как лучшему иностранному писателю. -
2003: «Национальный бестселлер-2003» за роман «ДПП NN». -
2003: «Премия Аполлона Григорьева-2003» за роман «ДПП NN». -
2007: Национальная литературная премия «Большая книга»: финалист, один из трёх победителей читательского интернет-голосования (роман «Empire V»). -
2010: Национальная литературная премия «Большая книга»: финалист, третья премия (роман «t (роман)»).
Ананасная вода для прекрасной дамы
Часть I БОГИ И МЕХАНИЗМЫ
Фрагмент
Советский реквием
Я стою у стены. Мое тело, конечности и голова прижаты стальными обручами к холодному пластику. В зависимости от инъекции, которую мне делают перед допросом, я чувствую себя то скованным Прометеем, то приколотым к обоям насекомым.
Я удовлетворяю свои телесные надобности подобно космонавту — в пристегнутую к телу посудину. Меня кормят, как парализованного. Когда приходит время спать, стена поворачивается и становится жестким ложем. Лишь самые страшные враги нового мирового порядка удостаиваются подобного обращения.
Человеку в моем положении нет смысла врать. Я, разумеется, не собираюсь и оправдываться. Мне всего лишь хочется высказать некоторые мысли, которые я раньше не давал себе труда ясно сформулировать, хотя они смутно присутствовали в моем уме всю жизнь. Теперь, наконец, я могу это сделать, потому что других забот у меня нет.
У меня нет возможности писать на бумаге. Я способен только водить согнутым указательным пальцем по стене, словно я мелом рисую букву за буквой на одном и том же месте. Палец не оставляет на пластике никаких следов, но глядящие на меня телекамеры — их не меньше пяти — фиксируют каждое мое движение.
Я знаю, что аль-америки, если захотят, расшифруют все содрогания моей кисти, затем соединят буквы в слова и получат полный текст этого послания. Их компьютеры вполне на такое способны. Но даже если они это сделают, вряд ли многие прочтут мое письмо. Скорей всего, файл с ним просто канет в небытие в архивах Пентагона.
Несколько слов о себе. Меня зовут Савелий Скотенков; афганские моджахеды, среди которых прошла лучшая часть моей жизни, называли меня Саул Аль-Эфесби. Это имя я склонен считать своим настоящим.
Мои предки были волосатыми низколобыми трупоедами, которые продалбливали черепа и кости гниющей по берегам рек падали, чтобы высосать разлагающийся мозг. Они делали это миллионы лет, пользуясь одинаковыми кремниевыми рубилами, без малейшего понимания, почему и зачем с ними происходит такое — просто по велению инстинкта, примерно как птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины. Они не брезговали есть и друг друга.
Потом в них вселился сошедший на Землю демон ума и научил их магии слов. Стадо обезьян стало человечеством и начало свое головокружительное восхождение по лестнице языка. И вот я стою на гребне истории и вижу, что пройдена ее высшая точка.
Я родился уже после того, как последняя битва за душу человечества была проиграна. Но я слышал ее эхо и видел ее прощальные зарницы. Я листал пыльные советские учебники, возвещавшие, что Советский Союз сделал человека свободным и позволил ему шагнуть в космос. Конечно, даже в детстве мне было понятно, что это вранье — но в нем присутствовала и правда, которую было так же трудно отделить от лжи, как раковые метастазы от здоровой плоти.
Если не ошибаюсь, впервые я задумался об этом, когда мне было всего десять лет.
На школьные каникулы меня отправляли к бабке — в деревню недалеко от Орла. Бабка жила в старой избе, отличавшейся от жилищ пятнадцатого века только тем, что под ее потолком сверкала стоваттная колба, которую бабка ехидно называла «лампочкой Ильича». Вероятно, она имела в виду не Ленина, а Брежнева — но для меня большой разницы между двумя этими покойниками не было. Зато я хорошо понимал, чем была «лампочка Ильича» в русской деревне двадцатых годов, потому что ни лампа, ни деревня с тех пор принципиально не изменились.
Надо знать, что такое русская зимняя деревня, чтобы понять, каким космическим чудом выглядит в ней сочащийся сквозь наледь на стекле электрический свет.
Я вовсе не иронизирую — это искусственое сияние действительно казалось лучом, приходящим из неведомого, и было понятно без объяснений, как русский человек променял на него и своего царя, и своего Бога, и свой кабак, и всю древнюю тьму вокруг. Этот желто-белый свет был заветом новой веры, миражом будущего, загадочно переливавшимся в замерзшем окне, когда я брел по вечернему двору в холодный нужник — и, точно так же, как мои поэтичные прадеды, я видел в узорах льда волшебные сады новой эры.
Кроме лампы, в бабкином доме было еще одно чудо.
Это был стоявший в сенях сундук со старыми советскими журналами. Бабка не разрешала в него лазить. Я делал это с ощущением греха и надвигающейся расплаты — чувствами, сопровождавшими каждый шаг моего детства.
Сундук был заперт, но, приподняв угол крышки, можно было просунуть руку в пахнущую сыростью щель и вытаскивать журналы по нескольку штук. Они были в основном шестидесятых годов — времен младенчества моих родителей. Их имена звучали романтично и гордо: «Техника — Молодежи», «Знание — Сила», «Юный Техник». От них исходил странный свет, такой же загадочный и зыбкий, как сияние ленинского электричества в заледенелых окнах.
Тот, кто долго листал старые журналы, знает, что у любой эпохи есть собственное будущее, подобие «future in the past» английской грамматики: люди прошлого как бы продлевают себя в бесконечность по прямой, проводя через свое время касательную к вечности.
Такое будущее никогда не наступает, потому что человечество уходит в завтра по сложной и малопонятной траектории, поворотов которой не может предсказать ни один социальный математик. Зато все сильны задним умом. Любая рыбоглазая англичанка с «CNBC» бойко объяснит, почему евро упал вчера вечером, но никогда не угадает, что с ним будет завтра днем, как бы ее ни подмывало нагадить континентальной Европе. Вот и все человеческое предвидение.
Будущее советских шестидесятых было самым трогательным из всех национальных самообманов.
Люди из вчерашнего завтра, полноватые и старомодно стриженные, стоят в надувных скафандрах у своих пузатых ракет, а над ними в бледном зените скользит ослепительная стрелка стартующего звездолета — невозможно прекрасный Полдень человечества.
Рядом отсыревшие за четверть века закорючки букв — фантастические повести, такие же придурочные и чудесные, как рисунки, пронизанные непостижимой энергией, которая сочилась тогда из всех щелей. И, если разобраться, все об одном и том же — как мы поймем пространство и время, построим большую красную ракету и улетим отсюда к неведомой матери.
Ведь что такое, в сущности, русский коммунизм? Шел бухой человек по заснеженному двору к выгребной яме, засмотрелся на блеск лампадки в оконной наледи, поднял голову, увидел черную пустыню неба с острыми точками звезд — и вдруг до такой боли, до такой тоски рвануло его к этим огням прямо с ежедневной ссаной тропинки, что почти долетел.
Хорошо, разбудил волчий вой — а то, наверно, так и замерз бы мордой в блевоте. А как проснулся, оказалось, что дом сгорел, ноги изрезаны о стекло, а грудь пробита аккуратными европейскими пулями…
Так что мы делали все это время? Куда летели в наркотическом сне, что строили в своем стахановском гулаге, о чем мечтали в смрадных клетушках, спрятанных за космической настенной росписью? Куда ушла романтическая сила, одушевлявшая наш двадцатый век?
Мне кажется, я знаю ответ.
Если долго смотреть телевизор во время какого-нибудь финансового кризиса, начинаешь видеть, что мир подобен трансформатору, превращающему страдание одного в ослепительную улыбку другого — они синхронны, как рекламные паузы на каналах «CNBC» и «Bloomberg» (из чего, кстати, дураку понятно, что это на самом деле один и тот же канал).