Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 536

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Циклы произведений

Романы


  • 1993 — Жизнь насекомых.

  • 1996 — Чапаев и Пустота.

  • 1999 — Generation «П».

  • 2003 — Числа.

  • 2004 — Священная книга оборотня.

  • 2005 — Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре.

  • 2006 — Empire «V».

  • 2009 — t.

  • 2011 — S.N.U.F.F.

Повести и рассказы


  • 1989 — Колдун Игнат и люди (Сказочка).

  • 1990 — Затворник и Шестипалый.

  • 1990 — Оружие возмездия.

  • 1990 — Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка).

  • 1991 — Вести из Непала.

  • 1991 — Встроенный напоминатель.

  • 1991 — Девятый сон Веры Павловны.

  • 1991 — День бульдозериста.

  • 1991 — Жизнь и приключения сарая Номер XII.

  • 1991 — Луноход (отрывок из повести «Омон Ра»).

  • 1991 — Мардонги.

  • 1991 — Миттельшпиль.

  • 1991 — Музыка со столба.

  • 1991 — Онтология детства.

  • 1991 — Откровение Крегера (Комплект документации).

  • 1991 — Принц Госплана.

  • 1991 — Проблема верволка в средней полосе (Верволки средней полосы).

  • 1991 — СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель).

  • 1991 — Синий фонарь.

  • 1991 — Спи.

  • 1991 — Ухряб.

  • 1991 — Хрустальный мир.

  • 1992 — Омон Ра.

  • 1992 — Ника.

  • 1993 — Бубен Нижнего мира (Зелёная коробочка).

  • 1993 — Бубен Верхнего мира.

  • 1993 — Жёлтая стрела.

  • 1993 — Зигмунд в кафе.

  • 1993 — Полет над гнездом врага (глава из романа «Жизнь насекомых»).

  • 1993 — Происхождение видов.

  • 1994 — Иван Кублаханов.

  • 1994 — Тарзанка.

  • 1995 — Папахи на башнях.

  • 1996 — Водонапорная башня.

  • 1996 — Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR.

  • 1997 — Греческий вариант.

  • 1997 — Краткая история пэйнтбола в Москве.

  • 1999 — Нижняя тундра.

  • 1999 — Явление героя (отрывок из романа «Generation П»).

  • 2001 — Time Out (Тайм-аут, или Вечерняя Москва).

  • 2003 — Акико.

  • 2003 — Гость на празднике Бон.

  • 2003 — Запись о поиске ветра.

  • 2003 — Македонская критика французской мысли.

  • 2003 — Один вог.

  • 2003 — Фокус-группа.

  • 2004 — Свет горизонта (дополнение к «Жизни насекомых»).

  • 2005 — Who by fire.

  • 2006 — Сны о Герое.

  • 2008 — Ассасин.

  • 2008 — Зал поющих кариатид.

  • 2008 — Кормление крокодила Хуфу.

  • 2008 — Некромент.

  • 2008 — Пространство Фридмана.

  • 2010 — Тхаги.

Эссе


  • 1990 — Гадание на рунах, или Рунический оракул Ральфа Блума.

  • 1990 — Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии (Зомбификация советского человека).

  • 1993 — ГКЧП как Тетраграмматон.

  • 1993 — Джон Фаулз и трагедия русского либерализма.

  • 1993 — Икстлан — Петушки.

  • 1996 — Ultima Тулеев, или Дао выборов.

  • 1998 — Имена олигархов на карте Родины.

  • 1998 — Последняя шутка воина.

  • 2001 — Код Мира (на русском не публиковалось, в сети — перевод с немецкого, выполненный энтузиастами).

  • 2001 — Мост, который я хотел перейти.

Сборники


  • 1991 — Синий фонарь.

  • 1996 — Сочинения.

  • 1998 — Жёлтая стрела.

  • 2002 — Встроенный напоминатель.

  • 2003 — Песни царства «Я».

  • 2005 — Все повести и эссе.

  • 2005 — Все рассказы.

  • 2005 — Relics. Раннее и неизданное.

  • 2008 — П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана.

  • 2010 — Ананасная вода для прекрасной дамы.


НАГРАДЫ

  • им. Ленинского комсомола за рассказ «Рамон».

  • 1990: «Великое Кольцо-90» за рассказ «Реконструктор».

  • 1990: «Золотой шар-90» за повесть «Затворник и Шестипалый».

  • 1991: «Великое Кольцо-91» за повесть «Принц Госплана».

  • 1992: Малая Букеровская премия за сборник «Синий фонарь».

  • 1993: «Великое Кольцо-93» за рассказ «Бубен верхнего мира».

  • 1993: «Бронзовая улитка-93» за повесть «Омон Ра».

  • 1993: «Интерпресскон-93» за повесть «Омон Ра».

  • 1993: «Интерпресскон-93» за повесть «Принц Госплана».

  • 1995: «Странник-95» за эссе «Зомбификация».

  • 1997: «Странник-97» за роман «Чапаев и Пустота».

  • 2000: «Немецкая литературная премия имени Рихарда Шёнфельда» за роман «Generation P».

  • 2001: «Нонино-2001» в Зальцбурге как лучшему иностранному писателю.

  • 2003: «Национальный бестселлер-2003» за роман «ДПП NN».

  • 2003: «Премия Аполлона Григорьева-2003» за роман «ДПП NN».

  • 2007: Национальная литературная премия «Большая книга»: финалист, один из трёх победителей читательского интернет-голосования (роман «Empire V»).

  • 2010: Национальная литературная премия «Большая книга»: финалист, третья премия (роман «t (роман)»).



Ананасная вода для прекрасной дамы

Часть I БОГИ И МЕХАНИЗМЫ

Фрагмент

Советский реквием
Я стою у стены. Мое тело, конечности и голова прижаты стальными обручами к холодному пластику. В зависимости от инъекции, которую мне делают перед допросом, я чувствую себя то скованным Прометеем, то приколотым к обоям насекомым.

Я удовлетворяю свои телесные надобности подобно космонавту — в пристегнутую к телу посудину. Меня кормят, как парализованного. Когда приходит время спать, стена поворачивается и становится жестким ложем. Лишь самые страшные враги нового мирового порядка удостаиваются подобного обращения.

Человеку в моем положении нет смысла врать. Я, разумеется, не собираюсь и оправдываться. Мне всего лишь хочется высказать некоторые мысли, которые я раньше не давал себе труда ясно сформулировать, хотя они смутно присутствовали в моем уме всю жизнь. Теперь, наконец, я могу это сделать, потому что других забот у меня нет.

У меня нет возможности писать на бумаге. Я способен только водить согнутым указательным пальцем по стене, словно я мелом рисую букву за буквой на одном и том же месте. Палец не оставляет на пластике никаких следов, но глядящие на меня телекамеры — их не меньше пяти — фиксируют каждое мое движение.

Я знаю, что аль-америки, если захотят, расшифруют все содрогания моей кисти, затем соединят буквы в слова и получат полный текст этого послания. Их компьютеры вполне на такое способны. Но даже если они это сделают, вряд ли многие прочтут мое письмо. Скорей всего, файл с ним просто канет в небытие в архивах Пентагона.

Несколько слов о себе. Меня зовут Савелий Скотенков; афганские моджахеды, среди которых прошла лучшая часть моей жизни, называли меня Саул Аль-Эфесби. Это имя я склонен считать своим настоящим.

Мои предки были волосатыми низколобыми трупоедами, которые продалбливали черепа и кости гниющей по берегам рек падали, чтобы высосать разлагающийся мозг. Они делали это миллионы лет, пользуясь одинаковыми кремниевыми рубилами, без малейшего понимания, почему и зачем с ними происходит такое — просто по велению инстинкта, примерно как птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины. Они не брезговали есть и друг друга.

Потом в них вселился сошедший на Землю демон ума и научил их магии слов. Стадо обезьян стало человечеством и начало свое головокружительное восхождение по лестнице языка. И вот я стою на гребне истории и вижу, что пройдена ее высшая точка.


Я родился уже после того, как последняя битва за душу человечества была проиграна. Но я слышал ее эхо и видел ее прощальные зарницы. Я листал пыльные советские учебники, возвещавшие, что Советский Союз сделал человека свободным и позволил ему шагнуть в космос. Конечно, даже в детстве мне было понятно, что это вранье — но в нем присутствовала и правда, которую было так же трудно отделить от лжи, как раковые метастазы от здоровой плоти.

Если не ошибаюсь, впервые я задумался об этом, когда мне было всего десять лет.

На школьные каникулы меня отправляли к бабке — в деревню недалеко от Орла. Бабка жила в старой избе, отличавшейся от жилищ пятнадцатого века только тем, что под ее потолком сверкала стоваттная колба, которую бабка ехидно называла «лампочкой Ильича». Вероятно, она имела в виду не Ленина, а Брежнева — но для меня большой разницы между двумя этими покойниками не было. Зато я хорошо понимал, чем была «лампочка Ильича» в русской деревне двадцатых годов, потому что ни лампа, ни деревня с тех пор принципиально не изменились.

Надо знать, что такое русская зимняя деревня, чтобы понять, каким космическим чудом выглядит в ней сочащийся сквозь наледь на стекле электрический свет.

Я вовсе не иронизирую — это искусственое сияние действительно казалось лучом, приходящим из неведомого, и было понятно без объяснений, как русский человек променял на него и своего царя, и своего Бога, и свой кабак, и всю древнюю тьму вокруг. Этот желто-белый свет был заветом новой веры, миражом будущего, загадочно переливавшимся в замерзшем окне, когда я брел по вечернему двору в холодный нужник — и, точно так же, как мои поэтичные прадеды, я видел в узорах льда волшебные сады новой эры.

Кроме лампы, в бабкином доме было еще одно чудо.

Это был стоявший в сенях сундук со старыми советскими журналами. Бабка не разрешала в него лазить. Я делал это с ощущением греха и надвигающейся расплаты — чувствами, сопровождавшими каждый шаг моего детства.

Сундук был заперт, но, приподняв угол крышки, можно было просунуть руку в пахнущую сыростью щель и вытаскивать журналы по нескольку штук. Они были в основном шестидесятых годов — времен младенчества моих родителей. Их имена звучали романтично и гордо: «Техника — Молодежи», «Знание — Сила», «Юный Техник». От них исходил странный свет, такой же загадочный и зыбкий, как сияние ленинского электричества в заледенелых окнах.


Тот, кто долго листал старые журналы, знает, что у любой эпохи есть собственное будущее, подобие «future in the past» английской грамматики: люди прошлого как бы продлевают себя в бесконечность по прямой, проводя через свое время касательную к вечности.

Такое будущее никогда не наступает, потому что человечество уходит в завтра по сложной и малопонятной траектории, поворотов которой не может предсказать ни один социальный математик. Зато все сильны задним умом. Любая рыбоглазая англичанка с «CNBC» бойко объяснит, почему евро упал вчера вечером, но никогда не угадает, что с ним будет завтра днем, как бы ее ни подмывало нагадить континентальной Европе. Вот и все человеческое предвидение.

Будущее советских шестидесятых было самым трогательным из всех национальных самообманов.

Люди из вчерашнего завтра, полноватые и старомодно стриженные, стоят в надувных скафандрах у своих пузатых ракет, а над ними в бледном зените скользит ослепительная стрелка стартующего звездолета — невозможно прекрасный Полдень человечества.

Рядом отсыревшие за четверть века закорючки букв — фантастические повести, такие же придурочные и чудесные, как рисунки, пронизанные непостижимой энергией, которая сочилась тогда из всех щелей. И, если разобраться, все об одном и том же — как мы поймем пространство и время, построим большую красную ракету и улетим отсюда к неведомой матери.

Ведь что такое, в сущности, русский коммунизм? Шел бухой человек по заснеженному двору к выгребной яме, засмотрелся на блеск лампадки в оконной наледи, поднял голову, увидел черную пустыню неба с острыми точками звезд — и вдруг до такой боли, до такой тоски рвануло его к этим огням прямо с ежедневной ссаной тропинки, что почти долетел.

Хорошо, разбудил волчий вой — а то, наверно, так и замерз бы мордой в блевоте. А как проснулся, оказалось, что дом сгорел, ноги изрезаны о стекло, а грудь пробита аккуратными европейскими пулями…

Так что мы делали все это время? Куда летели в наркотическом сне, что строили в своем стахановском гулаге, о чем мечтали в смрадных клетушках, спрятанных за космической настенной росписью? Куда ушла романтическая сила, одушевлявшая наш двадцатый век?

Мне кажется, я знаю ответ.

Если долго смотреть телевизор во время какого-нибудь финансового кризиса, начинаешь видеть, что мир подобен трансформатору, превращающему страдание одного в ослепительную улыбку другого — они синхронны, как рекламные паузы на каналах «CNBC» и «Bloomberg» (из чего, кстати, дураку понятно, что это на самом деле один и тот же канал).