Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ишекова, С.А. Эпиграф как форма диалога автора и читателя: на материале романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» // Известия Саратовского университета. Новая серия. – Саратов, 2010. – Т. 10. Серия Филология. Журналистика. – Вып. 4. – С. 81–84.
Ишкина, Е.Л. Поэтика рассказов Л. Улицкой / Е.Л. Ишкина // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. – Киров, 2003. – С. 102–104.
Колядич, Т.М. Людмила Улицкая / Т.М. Колядич // Русская проза конца XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.М. Колядич. – М.: Академия, 2005. – С. 369–391.
Крижовецкая, О.М. Нарратология современной беллетристики: на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой: дисс... канд. филологии, наук / О.М. Крижовецкая. – Тверь, 2008. – 156 с.
Кукулин, И. «Никаких химических воздействий»: Людмила Улицкая стремится увидеть жизнь с запредельной точки зрения / И. Кукулин // Независимая газета. – 2001. – № 236. – 20 декабря. – С. 9.
Кучерская, Н. Роман меня напишет (встреча с Л. Улицкой) / Н. Кучерская // Российская газета. – 2005. – № 69. – 6 апреля. – С. 1–13.
Лариева, Э.В. Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой: автореф. дисс…к.филол.н. – Петрозаводск, 2009. – 13 с.
Лю, На Художественное свобеобразие малой прзы Людмилы Улицкой: дисс. . канд. филологии, наук / Лю На. – Тамбов, 2009. – 179 с.
Максимова, Т. Быть персонажем Людмилы Улицкой опасно / Т. Максимова // Комсомольская правда. – 2005. – № 118. – 28 июля–4 августа. – С. 6.
Мозговая, О. Людмила Улицкая: Ругать интеллигенцию ужасная пошлость / О. Мозговая // Вечерняя Москва. – 2003. – 29 мая. – С. 11.
Морозова, Т. Режь да ешь. Людмила Улицкая. Медея и ее дети. Семейная хроника, «Новый мир», №3 4, 1996 / Т. Морозова // Литературная газета. – 1996. – № 25 (5607). – 19 июня. – С. 4.
Некрасова, И.В. Сюжетообразующая функция хронотопа в романе Л.Улицкой «КазусКукоцкого» / И.В. Некрасова // Пространство и время в художественном произведении: Сборник научных статей. – Оренбург, 2002. – С. 86–90.
Побивайло, О. В. Близнечный миф в рассказе Л. Улицкой «Второе лицо» / О. В. Побивайло // Филология и человек. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2008. – № 2. – С. 115–119.
Побивайло, О.В. Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой: дисс... канд. филологии, наук / О.В. Побивайло. Красноярск, 2009. – 165 с.
Пушкарь, Г.А. Типология и поэтика женской прозы: тендерный аспект: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л Улицкой: дисс... канд. филологич. наук / Г.А. Пушкарь. – Ставрополь, 2007. – 234 с.
Ребель, Г. Черты романа XXI века в произведениях А. Иванова и Л. Улицкой / Г. Ребель // Нева. – 2008. – №4. – С.94–115.
Ремизова, М. В поисках утраченных смыслов. Роман Людмилы Улицкой в «Новом мире» / М. Ремизова // Независимая газета. – 2000. – 11 октября. – С. 7.
Ровенская, Т.А. Женская проза конца 80-х начала 90-х годов. Проблематика, ментальность, идентификация: дисс... канд. филолог, наук / Т.А. Ровенская. – М, 2001. – 188 с.
Ровенская, Т.А. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» и повесть Л.Петрушевской «Маленькая Грозная»: опыт нового женского мифотворчества / Т.А. Ровенская // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. – СПб. ГПУ, 2003. – С. 333–354.
Рыжова, О. Коитус Кукоцкого, или Самая интеллигентная домохозяйка / О.Рыжова. // Литературная газета. – 2004. – №37. – 22–28 сентября. – С. 11.
Рюрик, М. Людмила Улицкая: Мне интересна жизнь «серых людей» / М. Рюрик // Литературная газета. 1995. – № 38 (5569). – 20 сентября. – С. 3.
Савкина, И. Род / дом: семейные хроники Людмилы Улицкой и Василия Аксёнова / И. Савкина // Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 1 / Сост. и редактор С. Ушакин. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – С.156–182.
Скворцов, В.Я. О фабульном и символическом аспектах текста романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» / В.Я. Скворцов, А.И. Скворцова // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – 2001. – Вып. 1. – С. 58–66.
Сунь Чао Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой: дисс... канд. филол. Н. / Чао Сунь. – М., 2006. – 197 с.
Тимина, С. Ритмы вечности (Роман Л. Улицкой «Медея и её дети») / С. Тимина // Русская литература XX века в зеркале критики. – Спб., М.: Академия, 2003. – 656 с.
Трефилова, А. Людмила Улицкая: Поезд руками не остановишь / А. Трефилова // Театрал. – 2007. – № 2 (36). – 2 февраля. – С. 18.
Щукина, К.А. Речевые особенности проявления повествователя, персонажа и автора в современном рассказе: На материале произведений Т. Толстой, Л. Петрушевский, Л. Улицкой: дисс... канд. филол. наук / К.А. Щукина. – СПб., 2004. – 165 с.
А.П. Чудаков
Ч удаков, АлександрПавлович (1938 - 2005) – российский литературовед и писатель.
Известен, прежде всего, как исследователь творчества А.П. Чехова. Но, кроме того, им написаны статьи, посвящённые поэтике А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева и других русских писателей.
Родился в Щучинске Казахской ССР в семье учителей. Окончил филологический факультет МГУ (1960). Доктор филологических наук (1983), профессор. Работал в ИМЛИ (с 1964), преподавал в МГУ, МПГУ, Литинституте и РГГУ, а с 1987 года в качестве визитинг-профессора еще и в Гамбургском, Мичиганском, Мидлбери, Лос-Анджелесском, Принстонском университетах, в Институте иностранных языков в Сеуле.
Печатается как историк русской литературы с 1959 года: журналы «Вопросы литературы», «Новый мир», «Литературное обозрение». Член СП СССР (1977), Международного Чеховского общества (1989), редколлегии журналов «Новое литературное обозрение», «Чеховский вестник». Входил в жюри Букеровской премии (1995).
Автор книг
- Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.
- Антон Павлович Чехов: Книга для учащихся. М., 1987.
- Чехов в Таганроге: Литературная хроника. М., 1987.
- Поэтика Чехова. М., 1971.
- Спрашиваю Шкловского. – Литературно обозрение. – 1990. – № 6.
- Слово — вещь — мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М., 1992.
- Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия // «Знамя». – 2000. – № 10 (отдельное издание. М., 2011).
Составил сборники произведений Ю.Н. Тынянова (М., 1977; совместно с Е. Тоддесом и М. Чудаковой), А.П.Чехова (М., 1980, 1984), В.Б. Шкловского (М., 1990; совместно с А.Галушкиным).
ПРЕМИИ
Отмечен премией журнала «Знамя» (2000). Роман «Ложится мгла на старые ступени» входил в шорт-лист Букеровской премии (2001), получил премию «Русский Букер десятилетия» (2011).
«Ложится мгла на старые ступени»
Фрагменты
Кавалер Большой Золотой медали Великого князя
<…> В школу Антон пошел в первый послевоенный год — во второй класс. Получилось это так.
После обеда, когда дед отдыхал, Антон забирался к нему на широкий топчан. Над топчаном висела географическая карта. Между делом, незаметно дед выучил его по этой карте читать не по слогам, а по какой-то его особой методике, сразу целыми словами.
<…> Дед выучил Антона и счету, сложению–вычитанию в пределах сотни; таблицу умножения он показывал, играя «в пальцы», и Антон, тоже между прочим, ее запомнил.
— Тасенька, — позвал отец, — иди сюда, посмотришь на результаты по системе Ушинского.
Но мама не удивилась, она знала, что Антон уже читает “Из пушки на Луну” Жюля Верна.
— Что будем делать? — сказал отец. — В первом классе станут только алфавит мусолить полгода! Надо отдавать сразу во второй.
— Да он, наверное, писать не умеет, — сказала мама.
— Умею.
— Покажи.
Антон подошел к печке-голландке и, вынув из кармана мел (там держать его бабка не разрешала, но Антон надеялся, что мама этого не знает), написал на ее блестящей черной жести: «наши войска преодолевая».
— А в тетрадке ты можешь?
Антон смутился. Тетрадки у него не было. Писали они с дедом всегда мелом на той же голландке. Мама дала карандаш. Карандашом Антон только рисовал (его надо было экономить) — на старых таблицах по метеорологии, где в конце страницы всегда было много чистого места. Он очень старался, но получилось плохо.
— С чистописанием слабовато, — сказала мама. — А мел в карман не запихивай, положи.
Было решено, что Антон идет осенью этого года во второй класс, а дед начинает немедля, после дня рождения Антона, с 11 февраля заниматься с ним науками не на топчане, а как полагается, за столом, и не когда захочется, а каждый день; чистописание будет контролировать мама как бывшая учительница начальной школы.
Они стали заниматься. За столом все же почти не сидели — дед считал, что усвоение гораздо успешнее происходит не за партой.
— Кюнце погубил не одно поколение, — говорил он в спорах на эту тему с мамой (позже Антон узнал, что этот Кюнце — изобретатель парт с ячейками для чернильниц и откидными крышками, которые с грохотом Антон открывал девять лет; такие парты он увидел потом в чеховской гимназии в Таганроге). Мама не соглашалась, потому что без парты и правильного держания ручки, конец которой смотрел бы точно в плечо, нельзя было выработать хороший почерк. Ее учили чистописанию еще старые гимназические учителя; такого идеального почерка Антон не видел больше никогда.
Бабка рассказывала, что когда она приносила деду завтрак (в трех салфетках: шерстяной и льняной — чтоб не остыл, и белой накрахмаленной, сверху), то нельзя было понять, перерыв или урок — во время занятий у деда сидели кто где хотел — на подоконниках, на полу, некоторые при решении задач предпочитали бродить по классу, как на популярной картине передвижника Богданова-Бельского «Устный счет». Недавно Антон прочел в журнале «Америка» статью о новейшей методике преподавания в младших классах — со снимками. Все было точь–в–точь как у деда и на картине передвижника, только у деда не было ковров и толстых разноцветных полиформных пуфиков, разбросанных у американцев по всему интерьеру — видимо, в них особенно проявлялось новейшее слово современной педагогики.
Басни Крылова всегда разыгрывались в лицах: Волк — в волчьей шубе, Ягненок — в вывороченной овчинной.
Географию и естествознание изучали не в классе — это Антон хорошо помнил по своим прогулкам с дедом, во время которых тот учил определять высоту дерева, а когда задирали головы, пользуясь случаем, рассказывал, на какой высоте стоят облака перистые (cirrus) и на какой — перисто-кучевые (cirro-cumulus), чем оперенье малиновки отличается от оперенья иволги, какие и где у них гнезда, учил распознавать их голоса, кстати сообщая, что кукушка кукует, не раскрывая клюва. Рассказывал, как исландцы добывают гагачий пух. Этот пух — подстилка в гнезде гаги. Они ее вынимают, заодно забирают и яйца. Птица опять устилает своим пухом гнездо и снова несет яйца. Все забирают во второй раз — из десятка гнезд можно собрать до полутора фунтов пуха. Но в третий раз уже не берут — за это дед исландцев очень хвалил, Антон не понимал, почему. В доколумбовой Америке не было пчел — их завезли европейские поселенцы; слона нельзя было застрелить из ненарезного ружья — только из винтовки, с ее изобретеньем для гигантов настали плохие времена; число особей мушек во всяком их рое над озером Виктория превышает число людей на земном шаре, а таких роев там сотни; яйцо страуса можно разбить только каким-нибудь орудием, но это делают, как ни странно, не обезьяны, а грифы, которые берут в когти камень и бросают с высоты на это яйцо; из страусиного яйца можно сделать омлет на дюжину едоков (очень хотелось отведать), и странно, что не додумались этих птиц разводить (их разводят, дед, их разводят в Америке на фермах, и в середине 90-х годов страусов там было уже 10 миллионов); удар перепончатой двупалой ноги страуса так силен, что может убить льва, и львы это знают. Про львов интересных историй было много. Царь Дарий велел бросить пророка Даниила в ров с этими хищниками, но когда пришел утром, — Даниил был цел и невредим. «Бог замкнул пасти львам», — объяснил Даниил. Дарий освободил пророка и велел почитать его Бога, а врагов его бросить в ров, где львы их и растерзали. У колибри сходство с пчелой не только в том, что она почти такая же по размеру. Она и питается нектаром. Впрочем, в Австралии есть целое семейство птиц, которые тоже высасывают нектар, они так и называются: медососы. Когда в этот приезд Антона Тамара стала хвастаться, что им провели водопровод и он засмотрелся на водяную воронку в раковине, дед сказал: «А ты знаешь, почему воронка в раковине вращается не по часовой стрелке, а против?» Антон не знал. «Магнитное поле Земли расположено иначе». Тут же объяснил, почему стал плох чай: раньше с чайного куста собирали только три-четыре самых сочных и нежных верхних листика, а теперь обрывают чуть ли не весь куст, с грубыми и большими листьями, в которых много пустой клетчатки.