Файл: Дальневосточный государственный гуманитарный университет П. И. Колесник, О. А. Сысоева Современная русская литература.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
97.

2) Ларионов Д.:

«Не ограничиваясь рефлексией персонажей, помещает их в мифологическое пространство, где им отведена роль марионеток, разыгрывающих архетипические литературные сценарии…: выделенные тем же Марком Липовецким концепты «рока», «судьбы» играют в «Письмовнике» исключительно важную роль, а рассмотренные в контексте постисторического подхода, дают картину бесконечной повторяемости роковых событий… Думается, не в последнюю очередь именно апелляция к архетипам позволяет текстам Шишкина состояться»98.

4. Сопоставьте и прокомментируйте следующие высказывания о специфике цитатной природы романа.

Д. Ларионов:

«Оглядываясь на название романа и вспоминая первоисточник, на который указывает автор («Письмовник» Николая Курганова, вышедший в 1793 году), можно предположить, что перед нами энциклопедия общих мест русской литературы, не способной справиться с хаосом бытия…

«Письмовник» — проза как раз «нешаламовская» (по Гольдштейну): герои, мучающиеся толстовскими вопросами, испытывающие достоевские унижения, всегда оказываются на шаг позади, в эпистемологическом Эдеме, таящем в себе лишь бездну архетипических сценариев»99.

«Цитатная природа текстов Шишкина послужила причиной литературного скандала, инспирированного председателем секции поэзии Союза писателей Санкт-Петербурга Александром Танковым, чья статья с характерным названием «Шествие перепёрщиков», просочившись в блогосферу, вызвала эмоциональное, как водится в этом сегменте Интернета, обсуждение. Статья А. Танкова опубликована на сайте «Литературной газеты»: http:// www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/8_2.htm».

Гораздо важнее информация М. Ганина об источнике цитат в письмах Володи: они состоят из почти дословно переписанных фрагментов мемуаров военного журналиста Дмитрия Янчевецкого «У стен недвижного Китая» (1903), посвященных описанию Ихэтуанского восстания… Рецензию Ганина см. здесь: http://www.openspace.ru/literature/events/ details/17894/»100.

5. Перечислите реминисценции на литературные произведения и аллюзии на произведения искусства и явления культуры, встречающиеся в приведенных фрагментах романа. Попытайтесь объяснить роль каждой из них.
ЛИТЕРАТУРА

Шишкин, М. На русско-швейцарской границе / М. Шишкин // Новый журнал. – 2006. – № 242 .

Шишкин, М. «Писатель должен ощутить всесилие» (беседа с Сергеем Ивановым) / М. Шишкин [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kontrakty.ua/proekty/rejtingi/19431-mixail-shishkin-lpisateldolzhen-oshhutit-vsesilier.


Шишкин, М. Тот, кто взял Измаил (интервью с Николаем Александровым) / М. Шишкин // Итоги. – 2000. – № 42 (228) [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.itogi.ru/archive/2000/42/115757.html.

Шишкин, М. «Язык — это оборона» (беседа с Глебом Моревым) // Критическая масса. – 2005. – № 2 / М. Шишкин [Электронный ресурс] Режим досутпа: http:// magazines.russ.ru/km/2005/2/sh3.html.

Шишкин, М. Гражданин Альп (интервью с Евгением Белжеларским) / М. Шишкин // Итоги. – 2005. – № 40 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.itogi. ru/iskus/2010/40/157417.html).

Ларионов, Д. Общие места: в любви и на войне. Рец. на кн.: Шишкин М. Письмовник: Роман. М., 2010 / Д. Ларионов // Новое литературное обозрение. – 2011. – № 107.

Лашова, С.Н. Хронотоп в прозе М. Шишкина / С.Н. Лашова // Сборник III Международной научной конференции «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты». – Чита: Изд-во: ЗабГГПУ, 2010. – С. 184–188.

Лашова, С.Н. Поэтика Михаила Шишкина: система мотивов и повествовательные стратегии: автореф. дисс…к.филолн. / С.Н. Лашова. – Пермь, 2012.

Оробий, С.П. «Словом воскреснем»: истоки и смысл прозы Михаила Шишкина / С.П. Оробий // Знамя. – 2011. – № 8.

Оробий, С.П. Вавилонская башня» Михаила Шишкина: опыт модернизации русской прозы / С.П. Оробий. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. – 161 с.
УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ,

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
Абашева, М.П.Литература в поисках лица (русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности) / М.П. Абашева. - Пермь: изд-во Перм. ун-та, 2001. - 320 с.

Богданова,О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века — начало XXI века) / О.В. Богданова. — СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2004. - 716 с.

Богданова, О.В. Современный литературный процесс: к вопросу о постмодернизме в русской литературе 70—90-х годов ХХ века: материалы к курсу «История русской литературы ХХ века (часть III) / О.В. Богданова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – 250 с.

Воробьева, А.Н. Современная русская литература. Проза 19701990-х годов: уч. пособие / А.Н. Воробьева. — Самара: Изд-во Самарской гос. академии культуры и искусств, 2001. - 182 с.

Гашева, Н.В.Художественные структуры индивидуальных текстов русской прозы (рубеж XX– XXI веков): учеб. пособие / Н.В. Гашева. – Пермь: Перм гос. ун-т, 2009. - 102 с.

Игошева, Т.В. Современная русская литература: уч. пособие / Т.В. Игошева. Новгород: Изд-воНовгород. гос. ун-та, 2002. – 118 с. 

Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 2001.

- 384 c. 

Казарина, Т.В. Современная отечественная проза: учебное пособие / Т.В. Казарина. – 2-е издание, доп. – Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2004. – 237 с.

Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 2-х т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Нефагина, Г.Л.Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х гг. XX в.: учеб. пособие для студ. филол. ф-тов вузов / Г.Л. Нефагина. – Минск: Издательский центр «Эконом-пресс», 1998. – 231 с.

Нефагина, Г.Л.Русская проза конца XX в.: учеб. пособие для ВУЗов / Г.Л. Нефагина. – 2-е изд. –.: Флинта;Наука, 2005. – 320 с.

Попова, И.М., Хворова, Л.Е. Проблемы современной русской литературы: Курс лекций /И.М. Попова, Л.Е. Хворова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. – 104 с.

Руднев, В. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В. Руднев. – М.: Аграф, 1999 — 384 с. 

Русская литература XX–начала XXI века / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Н.М. Малыгина и др.; под ред. Л.П.Кременцова: в 2 т. Т.2: 19502000-е годы. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 496 с.

Русская литература ХХ века в зеркале критики: Хрестоматия для студентов филологич. факультетов высш. учебн. заведений / сост. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н. Кякшто. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Изд центр «Академия», 2003. – 656 с.

Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. П.А. Николаев. – М. Большая Российская энциклопедия; Рандеву, 2000. – 810 с.

Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов / И.С. Скоропанова. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 608 с.

Скоропанова, И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык / И.С. Скоропанова. – СПб.: Невский простор, 2001. – 416 с.

Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник   / ред.-сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. – М.:Интрада, 1996. – 320 с.

Тимина, С.И. Русская литература ХХ века: школы, направления, методы творческой работы / С.И. Тимина. – СПб.: Логос, 2002. – 586 с.
НАУЧНАЯ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антоненко, С. Пост-модерн? / С. Антоненко // Москва. – 1998. – № 8.

Баевский, В.С. История русской поэзии. 1730-1980: Компендиум / В.С. Баевский. М.: Едиториал УРСС, 2013. 344 с.


Барт, Р. Избр. работы: Семиотика. Поэтика/ Р. Барт; Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989 616 с.

Берг, М. Литературократия: проблемы присвоения и перераспределения власти в литературе / М. Берг. — М.: Новое литературное обозрение. — 2000. – 342 с.

Берг, М. Утопическая идея утопического постмодернизма // Новое литературное обозрение. – 1997. – № 24. — С. 383 – 390.

Белокурова,С.П. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: Учеб.пособие / С.П. Белокурова. – СПб: Паритет, 2001. – 511 с.

Болынев, А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века / А.О. Больнев. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2002. – 171 с.

Большев, А. Современная русская литература (1970-90-е годы) / А. Большев, О. Васильева. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2000. – 162 с.

Вагнер,E.H. Национальные культурные мифы в литературе русского постмодернизма: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. / Е.Н. Вагнер. – Барнаул, 2007. - 20 с.

Гашева, Н.В., Кондаков, Б.В. Тенденции развития русской прозы 1990-х гг. Статья первая / Н.В. Гашева, Б.В. Кондаков // Вестник Пермского университета. – 2010. – Вып. 5 (11). – С. 175 – 183.

Гашева, Н.В., Кондаков, Б.В. Тенденции развития русской прозы 1990-х гг. Статья вторая / Н.В. Гашева, Б.В. Кондаков // Вестник Пермского университета. – 2010. – Вып. 6 (12). – С. 172 – 179.

Генис, А. Иван Петрович умер: статьи и расследования / А.Генис. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 336 с.

Глинтерщик, Р. Очерки новейшей русской литературы: постмодернизм / Р. Глинтерщик. – Вильнюс: AB OVO, 1996. – 440 с.

Гройс, Б. Полуторный стиль: социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом / Б. Гройс // Новое литературное обозрение. – 1995. – № 5.

Жанрово-стилевые проблемы русской литературы ХХ века: Сб. науч. трудов / отв. ред. А.В.Огнев. – Тверь: Твер.гос. ун-т, 1994. – 146 с.

Жолковский, А. Блуждающие сны и другие работы / А. Жолковский. – М., 1994. – 428 с.

Затонский, Д.В. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств: (от сочинений Умберто Эко до пророка Екклесиаста) / Д.В. Затонский. – М.: ФОЛИО – АСТ, 2000. – 256 с.

Имехелова, С.С. Проблема самоидентификации человека и ее осмысление в русской прозе второй половины XX века / С.С. Имхелова // Вестник ТГУ. – 2000. – Вып. 6. – Серия: Гуманитарные науки (филология). – С. 51 – 55.

Казак, В. Лексикон русской литературы ХХ века / В. Казак. – М.: РИК «Культура», 1996.
492 с. 

Катаев, В.Б. Игра в осколки: судьбы русской классики в эпоху постмодернизма / В.Б. Катаев. – М.: Издательство МГУ, 2002. – 256 с.

Курицын, В. Книга о постмодернизме / В. Курицын. – Екатеринбург, 1992. – 127 с.

Курицын, В. К ситуации постмодернизма / В. Курицын // Новое литературное обозрение. –1995. – № 11.

Курицын, В. Время множить приставки: к понятию постмодернизма / В. Курицын // Октябрь. – 1997. – №7.

Курицын, В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. – М.: ОГИ, 2000. – 288 с.

Кутырев, В. Постмодернизм / В. Кутырев // Москва. – 1998. – № 9.

Кучина,Т.Г. Поэтика русской прозы конца XX начала XXI вв.: перволичные повествовательные формы: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.ф.н. / Т.Г. Кучина. – Ярославль, 2009. – 42 с.

Ладохина,О.Ф. Филологический роман как явление историко-литературного процесса XX века: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. / О.Ф. Ладохина. – Архангельск, 2009. – 24 с.

Липовецкий, М. Изживание смерти: специфика русского постмодернизма / М. Липовецкий // Знамя. – 1995. – № 8.

Липовецкий, М. Русский постмодернизм: очерки исторической поэтики) / М. Липовецкий. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997. – 317 с.

Липовецкий, М. Паралогия русского постмодернизма / М. Липовецкий // Новое литературное обозрение. – 1998. – № 2.

Маньковская, Н. Эстетика постмодернизма / Н. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

Немзер, А.С.Замечательное десятилетие русской литературы / А.С. Немзер. – М.: Захаров, 2003. – 608 с.

Постмодернизм и культура/ отв. ред. Е. Н. Шапинская. – М.: Ин-т философии (ИФАН), 1991. 138 с. 

Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и критиками / сост. и предисл. С. Ролл. – М.: ЛИА Р. Элинина, 1996. – 195 с.

Пятигорский, А.М. Избр. труды / А.М. Пятигорский. – М.: Языки русской культуры, 1996. 594 с.

Рейнгольд, С. Русская литература и постмодернизм / С. Рйенгольд // Знамя. – 1998. – № 4.

Руднев, В. Морфология реальности: исследование по «философии текста» / В. Руднев. – М.: Аграф, 2000. – 272 с.

Тупицын, В. Коммунальный (пост)модернизм: Русское искусство второй половины XX века / В. Тупицын. – М. Ad Marginem, 1998. – 206 с.

Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / У. Эко // Иностранная литература. – 1988. – №10.

Эпштейн, М.Н. Парадоксы новизны / М.Н. Эпштейн. – М.: Советский писатель, 1988. – 416 с.

Эпштейн, М. Искусство авангарда и религиозное сознание / М.Н. Эпштейн // Новый мир. – 1989. – №12.