ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выстраивание системы внешнеторговых и финансовых расчетов.


  1. Разработка дорожной карты развития трансграничных расчетов, предусматривающей, в частности, следующее:

    1. поддержка на уровне Правительства Российской Федерации, Банка России в проведении переговоров с зарубежными финансовыми институтами по развитию сети корреспондентских отношений и организации взаимных расчетов;

    2. рассмотрение возможности открытия Банком России взаимных корреспондентских счетов Центральным банкам дружественных стран для осуществления прямых расчетов в платежной системе Банка России;

    3. создание единого механизма клиринга в иностранных валютах дружественных и нейтральных стран, в том числе рассмотрение возможности создания частной (отличной от платежной системы Банка России) клиринговой системы оптовых платежей в режиме реального времени на основе net settlement, как аналог CHIPS;

    4. утверждение и реализация программы развития системы передачи финансовых сообщений Банка России (далее - СПФС), предусматривающей увеличение количества участников и расширение использования, в том числе за счет подключения к системе СПФС финансовых институтов дружественных и нейтральных стран;

    5. участие в переговорах с зарубежными регуляторами дружественных стран, с финансовыми институтами которых установлены корреспондентские отношения, по содействию в инициировании и проведении переговоров по решению проблемных вопросов трансграничных расчетов, а именно регулярных отказов в проведении расчетов, запросов дополнительной информации и введению специальных требований, в том числе при расчетах через дочерние банки;

    6. формирование и актуализация единого реестра проблемных финансовых институтов дружественных стран, ограничивающих проведение трансграничных расчетов, с проработкой участников на уровне зарубежных регуляторов;

    7. формирование системы выявления и поддержка наиболее приоритетных для бизнеса направлений, валют, механизмов расчетов, содействия



информированию предприятий в режиме максимальной конфиденциальности о возможностях по осуществлению международных (трансграничных) расчетов с участием российских компаний в текущих условиях. В настоящее время в РСПП прорабатывается создание соответствующей платформы, ключевым аспектом которой будет обеспечение баланса между доступностью информации и конфиденциальностью предлагаемых решений. Рассчитываем, что Банк России и банковские ассоциации поддержат эту инициативу и смогут содействовать информированию банковского сообщества о возможностях и функционале такой платформы в случае ее создания;

      1. формирование закрытой базы успешных платежных маршрутов в валютах дружественных стран;

      2. система оперативного оповещения банков о подключении новых участников к системе СПФС;

      3. подключение к торгам валютами дружественных стран на ММВБ, либо создание альтернативного источника ликвидности для финансовых институтов, испытывающих санкционное давление;

      4. представители банковского сообщества предлагают рассмотреть возможность использования цифрового рубля в трансграничных операциях для расчетов в экспортно-импортных сделках, а также интеграцию и обмен цифрового рубля на цифровые валюты дружественных стран, в которых ведутся аналогичные проекты, разрешить использовать ЦФА в международных расчетах, а также предлагают двигаться в направлении разрешения криптовалют, поскольку в условиях санкций важно создать независимую инфраструктуру и исследовать возможности их использования в международных расчетах.




  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Конфигурация валютного регулирования и ограничений на движение капитала.


  1. На нормативном уровне обеспечить либерализацию валютного регулирования и валютного контроля, в т.ч.:

    1. допустить передачу долга/права требования по любым экспортным/импортным контрактам/займам резидентам Российской Федерации;

    2. допустить зачеты между разными контрагентами по импорту;

    3. допустить возможность нерезидентам КИК осуществлять валютные платежи за границу со счетов, открытых в Российской Федерации;




      1. ввести мораторий на привлечения к ответственности, если сумма неполученных (невозвращенных) по экспорту/импорту в срок денежных средств превышает 100 млн. рублей в течение 1 года;

      2. допустить возможность предоставлять займы и погашать займы партнерам вне Российской Федерации в иностранной валюте (для целей осуществления экспорта/импорта через посредников).

    1. На период санкционных ограничений, вводимых иностранными государствами в отношении РФ рассмотреть возможность введения моратория на исполнение обязательств в части оплаты основного долга, процентов, иных платежей по кредитным договорам, заключенным с кредиторами из «недружественных стран», введения моратория на начисление процентов и иных платежей по таким кредитным договорам.

Неисполнение обязательств российскими заемщиками
по кредитным договорам, заключенным с кредиторами из «недружественных» стран не признавать случаями нарушения обязательств по кредитно-обеспечительной документации и случаями кросс- дефолтов, в связи с чем, российские кредиторы и кредиторы из «дружественных» стран могут потребовать досрочного погашения задолженности в результате нарушений договорных положений о перекрестном неисполнении обязательств и нарушений финансовых ограничительных условий.

Исключить возможность для кредиторов из «недружественных» стран заявлять требования (в судебном или внесудебном порядке) о возврате задолженности и обращении взыскания на обеспечение, исключить возможность для кредиторов из «недружественных» стран приводить в исполнение на территории РФ решений судов иностранных государств о возврате задолженности и обращении взыскания на обеспечение. По истечении срока давности, отсчитываемого с даты неисполнения обязательств, в соответствии с законодательством РФ, допустить возможность списания заемщиками задолженности по кредитным договорам, заключенным с кредиторами из «недружественных» стран и, соответственно, высвобождения из залогов, обеспечения находящегося на территории России.

  1. Оптимизация и облегчение системы ПОД / ФТ.


    1. Дистанционное предоставление финансовых услуг:




      1. С целью снижения издержек профессиональных участников финансового рынка и инвесторов, представляется необходимым введение кросс- идентификации клиентов профессиональными участниками.

      2. Рассмотреть достаточность приема копий сведений/документов, истребуемых финансовыми организациями в рамках установления договорных отношений.

      3. Проработать тему «глубины и ширины» информации о клиенте (по наполнению данных, периода хранения сведений, а также каким образом и с какой частотой информация будет дополняться/изменяться в случае изменения данных клиента).

      4. Предлагается расширить перечень организаций, которым кредитные организации могут поручать идентификацию для открытия первого счета клиенту без личного присутствия и включить в их число МФЦ, почтовые отделения, удостоверяющие центры и другие кредитные организации.

      5. Целесообразно предусмотреть расширение каналов получения кредитором согласия на запрос кредитной истории, в том числе дистанционных: получение согласия субъекта на запрос его кредитного отчета с использованием простой электронной подписи.

      6. Предлагается предусмотреть продление срока действия согласия субъекта кредитной истории-физического лица на получение его кредитного отчета до 1 года с возможностью продления срока действия согласия не только в отношении кредитного договора (договора займа), но также и договора банковского счета (вклада). Также предлагается рассмотреть возможность предоставления клиентом бессрочного специализированного согласия конкретным кредитным организациям возможностью отзыва).

      7. Предлагается считать согласие субъекта кредитной истории действующим бессрочно с момента получения заявления о предоставлении кредита или заключения договора банковского счета/вклада до момента отзыва такого согласия субъектом.

      8. Представляется целесообразным закрепить возможность предоставления субъектом кредитной истории согласия в отношении всех участников одной банковской группы при условии обеспечения раскрытия информации о лицах, входящих в состав банковской группы в открытом доступе в сети Интернет на сайтах каждого из лиц, входящих в банковскую группу без необходимости оформления отдельного согласия в адрес каждого участника группы.