Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
II. Предложения по блокам документа о новых задачах
Банковский сектор. Трансформация валютной структуры
Инструменты долгосрочных сбережений для граждан.
Защита неквалифицированного розничного инвестора.
Финансирование устойчивого развития.
Национальная система индикаторов на финансовом и товарном рынках.
Регулирование экосистем и платформ.
Выстраивание системы внешнеторговых и финансовых расчетов.
Конфигурация валютного регулирования и ограничений на движение капитала.
Предложения
по задачам развития финансового рынка России в современных условиях
Разделяя мнение Банка России о необходимости выполнения принципиально новых задач по развитию финансового рынка России в современных условиях и поддерживая практику выпуска Банком России до разработки стратегических документов консультативного характера, позволяющих обсудить соответствующие вопросы более обстоятельно, эксперты РСПП по результатам обсуждения размещенного на сайте Банка России для общественного обсуждения документа «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях» (далее – документ о новых задачах), считает важным при разработке Основных направлений развития финансового рынка на 2023 год и период 2024 и 2025 годов рассмотреть возможность учета следующих предложений.
-
Предложения системного и общего характера
Полностью поддерживая сформулированный Банком России в документе о новых задачах ключевой тезис о том, что «экстраординарное изменение обстоятельств, по всей видимости, надолго и будет иметь структурные последствия, требуются выработка системных решений в отношении развития российской экономики и финансового рынка, существенная адаптация, а в отдельных случаях и пересмотр подходов, приоритетов и планов при сохранении только тех из них, которые остаются актуальными и значимыми в изменившихся условиях» (с. 2), предлагается прямо выделить в качестве основной задачи - содействие структурной трансформации российской экономики и выстроить приоритетные направления развития финансового рынка в текущих условиях в четкой привязке к этой задаче, предусмотрев реализацию, прежде всего, следующего:
-
Усиление роли внутренних рычагов и инструментов экономического роста, в том числе роли Банка России РФ в непосредственном обеспечении экономики необходимым объемом финансовых ресурсов по доступной цене и с соответствующими, более длинными сроками, в том числе основанных на современных цифровых технологиях.
Российская экономика и, соответственно, финансовые рынки в условиях беспрецедентного санкционного давления должны будут развиваться в принципиально новых условиях. Первостепенную роль будут играть не внешние международные ресурсы и инструменты, а внутренние, эффективностью задействования которых во многом будет определяться экономический рост. В таких условиях наибольшее значение имеет обеспечение более прочного внутреннего спроса, большей ликвидности в экономике,
длинных денег, низких процентных ставок, эффективных механизмов денежной трансмиссии, обеспечивающих поступление ликвидности в необходимые сферы, стабильного и не обесценивающегося курса рубля, опоры на безопасные и независимые цифровые технологии в финансовой сфере, обладающие возможностью к масштабированию во внешнеэкономическом контуре.
При реализации этих задач целесообразно обратить особое внимание на успешный зарубежный опыт. Так, например, после того, как в экономической политике Китая была обозначена цель по усилению внутренних факторов роста экономики, подходы Народного банка Китая изменились – было приостановлено наращивание международных резервов и повышена роль регулятора при кредитовании банков. Это способствовало формированию очагов роста в экономике КНР, причем значение китайских банков еще больше возросло. За период с 2014 г. по 2021 г. в активах китайского центрального банка объем выданных кредитов коммерческим банкам увеличился в 4 раза, а их доля возросла с менее 10% до более 30%.
С учетом выше изложенного предлагается:
-
В документе о новых задачах предусмотрен блок «Участие банков в финансировании экономического развития» (п. 2.2). Всячески поддерживая практику выделения в стратегических документах Банка России разделов о влиянии финансового рынка на развитие экономики и о его роли для функционирования нефинансового сектора экономики в целом предлагается включить соответствующий блок в структуру Основных направлений развития финансового рынка, расширив при этом его содержание до участия всего финансового рынка в экономическом развитии и структурной трансформации российской экономики. -
В документе о новых задачах прямо указывается, что «для финансирования приоритетных, имеющих стратегическое значение для страны инвестиционных проектов и программ должны использоваться в первую очередь средства государственного бюджета» (с. 9). Вместе с тем, РСПП еще в начале марта предлагал, в частности, предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям за счет использования механизма покупки Банком России государственных бумаг Минфина России. Данная мера позволила бы обеспечить экономку достаточной денежной ликвидностью, сформировать надежный источник длинных денег, повысить устойчивость и глубину финансового рынка, увеличивать его диверсификацию. Причем, если данные программы будут иметь целевой характер, при направлении полученной таким образом ликвидности на субсидирование
процентных ставок для поддержки реального сектора экономики и спроса на соответствующих рынках не произойдет существенного роста инфляции.
Банк России при возобновлении торгов ОФЗ на Московской бирже 21 марта 2022 года, а также 22 марта 2022 года в определенной степени реализовал предлагаемую меру - осуществлял покупку ОФЗ. Однако с 23 марта Банк России перестал участвовать в торгах.
Представляется необходимым дополнительно обсудить возможность использования указанного механизма для финансирования приоритетных, имеющих стратегическое значение для страны инвестиционных проектов и программ.
-
На съезде РСПП в июне 2022 года Председатель Банка России Э.С. Набиуллина предложила обсудить перспективы и конкретные шаги по переходу от преимущественного залогового кредитования к инвестиционному (проектному). Вместе с тем, в документе о новых задачах отсутствуют какие-либо значимые положения в этой части. Представляется целесообразным выделение Банком России вопросов перехода от преимущественного залогового кредитования к инвестиционному (проектному). Соответствующие анализ и детальные предложения РСПП, в том числе в части развития проектного финансирования будут отдельно направлены в Банк России, после их проработки профильными рабочими органами. -
Реализация мер по выравниванию курса национальной валюты, в частности, путем:-
Активизации создания Банком России резервов в валютах дружественных стран, прежде всего в юане, в том числе через следующие механизмы: -
Прямые операции по купле-продаже юаней и других валют дружественных стран Банком России до стабилизации курса. -
Выпуск Правительством Российской Федерации облигаций, номинированных в юанях и других валютах дружественных стран, на внутренний рынок по привлекательным ставкам. Облигации могут покупать как Банк России, так и для управления своими валютными позициями бизнес и население. Правительство может использовать накопленные юани и другие валюты дружественных стран для финансирования дефицита бюджета при ухудшении конъюнктуры. Покупка облигаций будет создавать спрос на юани и другие валюты дружественных стран, что через кросс- курс (арбитраж) рост юаня к рублю приведет к балансировке на необходимых для развития российской экономики уровнях курса рубля к доллару и евро. -
Стимулирование банков, компаний и граждан выкупать валюту дружественных стран, в частности, путем:
-
-
Предоставления дополнительных гарантий по валютным счетам в валюте дружественных стран. -
Введения нормативов по резервам в юанях и других приоритетных валютах дружественных стран против любых валютных обязательств банков (стимулирует
«перекладку» в соответствующие валюты, создает спрос на них).
-
Отмены любых ограничений на перевод валют дружественных стран за рубеж. -
Активизации усилий биржи и Банка России по предоставлению финансовым институтам дружественных стран доступа к российской биржевой инфраструктуре, а российским институтам - к клиринговым центрам зарубежных стран (стимулирует выход из «токсичных» валют в дружественные).
-
Предоставление и стимулирование льготных кредитов дружественным странам (например, Индия, Вьетнам, Малайзия, Индонезия и т.п.), а именно:-
Правительственных кредитов в рублях по различным программам:-
с обязательством выкупить на эти рубли «недружественные» валюты у российских компаний (в том числе за рубежом); -
с обязательством возврата кредита в дружественных валютах (прежде всего, юанях); -
с возможностью возврата кредита товарами, не производящимися или дефицитными в России (сырье, тропическое с/х, инвестиционное оборудование, фармацевтическая продукция) в течение длительного периода времени (5-10 лет); -
кредитов под 0% при заключении контракта с российским экспортером высоких технологий и оборудования (Росатом, Силовые машины и т.п.).
-
-
Кредитов в валюте недружественных стран (при необходимости от тех, кто может предоставить соответствующие кредитные) под государственные гарантии.
-
-
Дальнейшее снижение ключевой ставки Банка России.
В мае 2022 ставка по кредитам нефинансовых организаций в рублях (до 1 года) составила 13.6% годовых. При этом в мае 2021 года 6.49% годовых. Ключевая ставка ЦБ в настоящий момент составляет 8%. При этом инфляция в России остановилась: с мая потребительские цены практически не растут, в течение июня наблюдалась дефляция. В этих условиях существует потенциал для дальнейшего снижения ключевой процентной ставки.
-
Увеличение ликвидности на рынке золота и других металлов, в том числе:
-
Либерализация рынка золота, увеличение количества лицензий на операции с золотом, либо снижение регулирования на данном рынке, открывающее его для новых категорий покупателей. -
Разработка механизмов выведения на внешние рынки золота из резервов Банка России. -
Выпуск цифровых финансовых активов на золото и другие металлы с допуском нерезидентов к операциям с ними.
Текущее законодательство о цифровых финансовых активах (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») позволяет осуществить выпуск ЦФА на золото и другие металлы.
Аналогичные прецеденты есть и в международной практике, так в 2020 году Стамбульский клиринговый расчетно-контрольный банк («Takasbank») запустил собственную платформу для торговли цифровым золотом, основанную на технологии блокчейна. Данный цифровой актив («BiGA Digital Gold») полностью обеспечен физическими золотыми резервами Стамбульской биржи