Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
II. Предложения по блокам документа о новых задачах
Банковский сектор. Трансформация валютной структуры
Инструменты долгосрочных сбережений для граждан.
Защита неквалифицированного розничного инвестора.
Финансирование устойчивого развития.
Национальная система индикаторов на финансовом и товарном рынках.
Регулирование экосистем и платформ.
Выстраивание системы внешнеторговых и финансовых расчетов.
Конфигурация валютного регулирования и ограничений на движение капитала.
Банковский сектор. Трансформация валютной структуры
-
Необходимо введение на законодательном уровне механизмов, позволяющих заемщикам конвертировать валютные обязательства по кредитам, привлеченным в российских банках. Такая конвертация должна осуществляться на основании соответствующего запроса заемщика, без длительного процесса внесения изменений в кредитно-обеспечительную документацию, процедур по корпоративным одобрениям и т.д. Примером такого законодательного механизма может служить механизм снижения процентных ставок по кредитам с плавающей ставкой, который был введен в 2022 году в соответствии со статьей 7.1. Федерального закона № 106-ФЗ от 03.04.2020 (в редакции от 26.03.2022).
Конвертация валютных обязательств должна осуществляться либо по курсу Банка России, либо по курсу Московской биржи на дату такой конвертации.
Также на законодательном уровне необходимо предоставить право заемщикам, имеющим обязательства по кредитам в иностранных валютах перед российскими банками осуществлять досрочное (полное или частичное) погашение таких обязательств, даже в случае, если кредитной документацией досрочное (полное или частичное) погашение не предусмотрено. Дополнительные платы и комиссии при досрочном (полном или частичном) погашении обязательств по валютным кредитам должны отсутствовать.
Необходимо на законодательном уровне предоставить заемщикам право осуществлять платежи в погашение обязательств по кредитам в иностранных валютах перед российскими банками (проценты и основной долг) в рублях по курсу Банка России на день осуществления
соответствующего платежа.
На законодательном уровне необходимо предоставить компаниям-экспортерам переходный период для перевода расчетов по внешнеэкономической деятельности из
«токсичных» валют в иные валюты. В течение переходного периода кредитные организации не должны приостанавливать исполнение обязательств перед клиентами, выраженные в «токсичных» валютах. Клиентам также должно быть предоставлено право конвертировать в рубли по курсу Банка России или Московской биржи остатки на счетах в
«токсичных» валютах в банке, в отношении которого введены санкционные ограничения.
-
Перспективное применение надбавок (МПН) по операциям в недружественных валютах.
Целесообразно применять надбавки к коэффициентам риска только в отношении новых требований по кредитам, выданным юридическим лицам в иностранной валюте, и новых требований по вложениям в долговые ценные бумаги, номинированных в иностранной валюте.
В условиях санкций кредитные организации имеют определенные ограничения по работе с валютными активами, поэтому применение надбавок к ранее сформированным активам создаст необоснованную нагрузку на капитал кредитных организаций. В этой связи предлагаем:
-
Предусмотреть установление понижающих (отрицательных) надбавок для кредитных требований в валютах дружественных стран в целях поддержки кредитования экспортно-импортных операций. -
Не применять надбавки к коэффициентам риска в отношении вновь возникших кредитных требований (в том числе, в форме облигаций специализированных финансовых обществ), которые являются реструктуризацией ранее выданных кредитов (приобретенных облигаций) в том случае, если такая реструктуризация проведена в связи с
введенными в отношении банка ограничениями недружественных государств на осуществление в пользу банка платежей по кредиту (облигации) в валюте кредита (облигации). Данная мера позволит исключить необоснованное повышение риск-веса сделок, реструктурированных в целях получения платежей от заемщика в рамках снижения рисков вторичных санкций.
-
Относить к юридическим лицам-экспортерам все организации-резиденты Российской Федерации, исполняющие экспортные контракты, независимо от процента выручки в иностранной валюте за последний завершенный финансовый год.
-
Подходы к выработке критериев регуляторного стимулирования проектов модернизации и ESG.
В целях повышения эффективности и при этом диверсифицированности критериев (таксономии) определения проектов технологического суверенитета и модернизации экономики, целесообразно предусмотреть возможность проведения соответствующих оценок национальными рейтинговыми агентствами по методикам, выработанным совместно с РСПП и ассоциациями участников финансового рынка.
Это позволит повысить конкуренцию в оценочной деятельности и обеспечить более высокую пропускную способность проведения такой оценки, по сравнению со сценарием, когда такую оценку делает единый агент или банк развития, при обеспечении методологического единообразия подходов.
-
В отношении трансформации валютной структуры и банковских операций, необходим взвешенный подход к введению предложенных Банком России мер, направленных на девалютизацию. В частности, отмечается следующее:
-
Введение дополнительных надбавок к коэффициентам риска способно осложнить ситуацию с давлением на капитал кредитных организаций и ограничить их возможности по финансированию реального сектора. Предложено применять указанные надбавки к валютным кредитам, выдаваемым в рамках новых соглашений, и новым выпускам ценных бумаг, номинированных в валюте. Кроме того, если обязательство по договору возможно к исполнению в рублях, как представляется, к нему не должны применяться повышенные надбавки, как и к обязательствам экспортеров и импортеров, не попавших под санкции. -
В части запланированного роста надбавок ФОР следует учесть, что повышение обязательных резервов по иностранным валютам в текущей ситуации имеет существенный отрицательный эффект с точки зрения доступности кредитных ресурсов, а также приведет к повышению затрат на внешнеторговую деятельность и дополнительному
налогу на доходы населения. В связи с чем, предлагается воздержаться от применения указанного инструмента и заменить его на стимулирующие меры по использованию валюты дружественных стран, например на снижение ФОР по резервируемым обязательствам в иностранной валюте дружественных стран. Также переход в нетоксичные валюты можно поощрить, например, операциями валютного СВОП с «дружественными» валютами.
-
Также в качестве меры девалютизации предлагается осуществить возврат средств, заблокированных в НКО АО НРД, в рублях по курсу на день выкупа. -
В случае принятия регулятором мер дестимулирующего характера предлагается предусмотреть механизм, дающий возможность устранять ценовые искажения, которые возникнут на внутреннем валютном рынке.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10