ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 842
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
№63 (с. 16).(Устное выполнение.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 16). Взаимопроверка.)
Ответы: 294 000, 28 162.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 18 (с. 50, 51).)
VIII. Подведение итогов урока
- Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какое задание вам понравилось выполнять?
- Какое задание вызвало затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 62, 64 (с. 16).
__________________________
Тема: Перестановка и группировка множителей
Цели:познакомить с приемами перестановки и группировки множителей; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи на встречное движение; выполнять схематические чертежи к задачам; чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника; выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».)
1) Произведение чисел 800 и 9 равно 7200.
2) Четверть килограмма больше, чем половина килограмма.
3) Чтобы найти скорость, надо расстояние умножить на время.
4) В кинотеатре 200 мест, половина была занята зрителями. Свободными остались 100 мест.
5) На мебельной фабрике выпускают 15 моделей диванов. Это на 5 моделей меньше, чем кухонных гарнитуров. Значит, кухонных гарнитуров 10 моделей.
6) Чтобы найти площадь квадрата, надо одну сторону умножить на другую.
7) Если 0 умножить на число, то получим это же число.
8) Если число умножить на 1, то получим это же число.
9) Треугольник с прямым углом называется прямоугольным.
10) Полчаса — это 50 мин.
Ответы: 1) +; 2) -; 3) -; 4) +; 5) -; 6) +; 7) -; 8) +; 9) +; 10) -.
2. Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)
• Два автобуса вышли навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми bкм, и встретились через 5 ч. Первый автобус шел со скоростью п км/ч. Какова скорость второго автобуса? (Ь: 5 — п.)
• Из двух школ навстречу друг другу вышли два мальчика и встретились через 10 мин. Первый шел со скоростью b м/ мин, а второй — со скоростью Jm/мин. Каково расстояние между школами? ((b+ d) • 10.)
№4 (с. 19).
Ответ: Настя заняла третье место, Маша — второе место, Оля — первое место.
№5 (с. 19). Ответ: 4 части по 25 см, 3 части по 16 см.
III. Самоопределение к деятельности
— Сравните. 5-аОа-5
(2 + 4)-702-7 + 4-7 (3 • 5) • 4 О 3 • (5 • 4)
— Почему во всех выражениях вы поставили знак «=»? (Мы пользовались свойствами умножения: от перестановки множителей произведение не меняется; при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое; два соседних множителя можно заменять произведением.)
— Как называются эти свойства умножения? (Переместительное, сочетательное, распределительное.)
(Учитель закрепляет на доске плакат с формулами.)
- Сформулируйте задачи урока. (Повторить свойства умножения, научиться применять их при перестановке и группировке множителей.)
IV.Работа по теме урока Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 17.
- Назовите свойства умножения.
- Что можно делать с множителями, используя эти свойства? (Группировать и переставлять.)
№65, 66 (с. 17). (Устное выполнение.)
№67 (с. 17).
- Прочитайте задачу.
- Сделаем схематический чертеж. Что известно в задаче?
— Что можно сказать о расстоянии между городами? (Оно общее для двух поездов.)
— Какое время до встречи прошел каждый поезд? (Одинаковое— 4 ч.)
— Что можно найти, зная общее расстояние и общее время? (Общую скорость.)
— Как можно назвать общую скорость при встречном движении? (Скорость сближения.)
— Как найти скорость другого поезда?
— Запишите решение задачи выражением. (520 : 4 — 60 = = 70 (км/ч).)
— Кто знает, каким еще способом можно решить задачу? (Один ученик комментирует решение, остальные записывают:
(520 - 60 • 4): 4 = 70 (км/ч).)
№68 (с. 17).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)
(Самопроверка.)
1) 22 + 18 = 40 (км/ч) —
скорость сближения;
2) 120 : 40 = 3 (ч) - время;
3) 22 • 3 = 66 (км) - прошел первый теплоход;
4) 18 • 3 = 54 (км) - прошел второй теплоход.
Ответы: теплоходы встретились через 3 ч; первый теплоход прошел 66 км, второй — 54 км.
V. Физкультминутка
Выше ноги! Стой, раз, два! (Шаги на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.(Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем.(Руки перед грудью — рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.(Шаги на месте.)
От души мы потянулись(Потянуться — руки вверх, в стороны.)
И на место вновь вернулись.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№71 (с. 17).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№70 (с. 17).(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какой треугольник у вас получился? (Прямоугольный.)
— Как называют треугольник с двумя равными сторонами? (Равнобедренный.)
— Усложним это задание. Найдите площадь этого треугольника. Как можно это сделать?
(Если у учащихся нет вариантов, можно задать вопрос-подсказку.)
— Площадь какой фигуры вы умеете находить? (Прямоугольника.)
— Как найти площадь прямоугольника? (Надо его длину умножить на ширину.)
— Как из этой фигуры получить прямоугольник? (Достроить такой же треугольник.)
— Какая фигура получилась? (Квадрат.)
— Почему? (Все стороны равны.)
— Что делать дальше? (Находим площадь квадрата и делим на 2. Получаем площадь треугольника.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие свойства умножения мы повторили сегодня на уроке?
- Кто доволен своей работой?
— Какое задание вам понравилось выполнять?
— Какое задание вызвало затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 69, 72 (с. 17).
______________________________
Тема: Что узнали. Чему научились
Цели:закреплять умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений; решать задачи на встречное движение; чертить окружность; выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа у доски
- Составь задачу по таблице и реши ее.
2. Устный счет
— Покажите ответы с помощью карточек.
• Сколько минут в половине часа? (30.)
• Сколько метров в пятой части километра? (200.)
• Сколько часов в одной третьей части суток? (8.)
• Сколько килограммов в десятой части тонны? (100.)
• Сколько секунд в одной шестой части часа? (600.)
• Сколько килограммов в половине центнера? (50.)
• Сколько квадратных сантиметров в одной четвертой части квадратного дециметра? (25.)
3. Работа по учебнику №6 (с. 19).
Решение
1) 9 ч 00 мин - 10 мин = 8 ч 50 мин - Сергей приезжает в школу;
2) 8 ч 50 мин — 8 ч 40 мин = 10 мин — занимает половина пути до школы;
3) 10 мин • 2 = 20 мин.
Ответ: путь Сергея до школы занимает 20 мин. (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите удобным способом, расставьте буквы в таблице в соответствии с ответами и расшифруйте слово.
4 • 9 • 25 • 2 (П) 25 • 6 • 7 • 4 (Р)
8 • 15 • 10 • 4(В) 45 • 6 • 2 • 10 ( ь)
14 • 25 • 10 • 4 (О) 16 • 9 • 5 • 10 (Я)
18 • 7 • 5 • 3 (Т)
Ответ: повторять.
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? (Письменные приемы вычислений, способы решения задач.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№2 (с. 20).(Устное объяснение решения примеров под цифрой 1. Самостоятельное решение примеров под цифрой 2. Взаимопроверка, взаимооценка.)
№ 12 (с. 21).
— Прочитайте задачу.
— Что значит «встретились через 10 с»? (Каждый был в пути Юс.)
Что можно узнать, зная скорость и время движения первого мальчика? (Расстояние, которое он пробежал.) Сделайте чертеж и решите задачу.
Решение
1)4- 10 = 40 (м) — пробежал первый мальчик;
2) 100 — 40 = 60 (м) - пробежал второй мальчик;
3)60: 10 = 6 (м/с).
Ответ: скорость второго мальчика 6 м/с.
№ 13 (с. 21).(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.)
Решение
1) 3 + 4 = 7 (ч) — общее время движения;
2) 315 : 7 = 45 (км/ч) - скорость поезда;
3) 45 • 3 = 135 (км) - прошел поезд до остановки;
4) 45 • 4 = 180 (км) - прошел поезд после остановки. Ответ: до остановки поез7; прошел 135 км, а после остановки— 180 км.
№4 (с. 20).
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче? Что нужно найти?
— Что значит «одна четвертая часть»?
— Сделайте краткую запись и решите задачу.
Решение
Первый способ
1) Юм 50см =1050см;
2) 1050 • 8 = 8400 (см) - обоев купили;
3)8400: 4 = 2100 (см);
4) 2100 см = 21м.
Второй способ
1) 10 м 50 см = 1050 см;
2) 8 : 4 = 2 (р.) — обоев осталось;
3)1050-2 = 2100(см);
4) 2100 см = 21м.
Ответ: остался 21 м обоев.
№16 (с. 21).
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче? (Расстояние между зимовкой и городом, скорость аэросаней и лыжника.)
— К какому типу относится эта задача? В каком направлении двигались аэросани и лыжник? (Задача на встречное движение.)
— Сделайте чертеж к задаче.
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (Нужно узнать, через сколько часов они встретились.)
— Расстояние общее, время в пути одинаковое, значит, что можно узнать в первом действии? (Общую скорость, или скорость сближения.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
Решение
1) 60 + 15 = 75 (км/ч) - скорость сближения;
2) 150 : 75 = 2 (ч) - время движения;
3)15-2 = 30 (км).
Ответ: лыжник встретил аэросани на расстоянии 30 км от зимовки.
V. Физкультминутка
В понедельник я купался,(Имитировать плавание.)
А во вторник рисовал.(
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 16). Взаимопроверка.)
Ответы: 294 000, 28 162.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 18 (с. 50, 51).)
VIII. Подведение итогов урока
- Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какое задание вам понравилось выполнять?
- Какое задание вызвало затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 62, 64 (с. 16).
__________________________
Тема: Перестановка и группировка множителей
Цели:познакомить с приемами перестановки и группировки множителей; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи на встречное движение; выполнять схематические чертежи к задачам; чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника; выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».)
1) Произведение чисел 800 и 9 равно 7200.
2) Четверть килограмма больше, чем половина килограмма.
3) Чтобы найти скорость, надо расстояние умножить на время.
4) В кинотеатре 200 мест, половина была занята зрителями. Свободными остались 100 мест.
5) На мебельной фабрике выпускают 15 моделей диванов. Это на 5 моделей меньше, чем кухонных гарнитуров. Значит, кухонных гарнитуров 10 моделей.
6) Чтобы найти площадь квадрата, надо одну сторону умножить на другую.
7) Если 0 умножить на число, то получим это же число.
8) Если число умножить на 1, то получим это же число.
9) Треугольник с прямым углом называется прямоугольным.
10) Полчаса — это 50 мин.
Ответы: 1) +; 2) -; 3) -; 4) +; 5) -; 6) +; 7) -; 8) +; 9) +; 10) -.
2. Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)
• Два автобуса вышли навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми bкм, и встретились через 5 ч. Первый автобус шел со скоростью п км/ч. Какова скорость второго автобуса? (Ь: 5 — п.)
• Из двух школ навстречу друг другу вышли два мальчика и встретились через 10 мин. Первый шел со скоростью b м/ мин, а второй — со скоростью Jm/мин. Каково расстояние между школами? ((b+ d) • 10.)
-
Работа по учебнику
№4 (с. 19).
Ответ: Настя заняла третье место, Маша — второе место, Оля — первое место.
№5 (с. 19). Ответ: 4 части по 25 см, 3 части по 16 см.
III. Самоопределение к деятельности
— Сравните. 5-аОа-5
(2 + 4)-702-7 + 4-7 (3 • 5) • 4 О 3 • (5 • 4)
— Почему во всех выражениях вы поставили знак «=»? (Мы пользовались свойствами умножения: от перестановки множителей произведение не меняется; при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое; два соседних множителя можно заменять произведением.)
— Как называются эти свойства умножения? (Переместительное, сочетательное, распределительное.)
(Учитель закрепляет на доске плакат с формулами.)
- Сформулируйте задачи урока. (Повторить свойства умножения, научиться применять их при перестановке и группировке множителей.)
IV.Работа по теме урока Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 17.
- Назовите свойства умножения.
- Что можно делать с множителями, используя эти свойства? (Группировать и переставлять.)
№65, 66 (с. 17). (Устное выполнение.)
№67 (с. 17).
- Прочитайте задачу.
- Сделаем схематический чертеж. Что известно в задаче?
— Что можно сказать о расстоянии между городами? (Оно общее для двух поездов.)
— Какое время до встречи прошел каждый поезд? (Одинаковое— 4 ч.)
— Что можно найти, зная общее расстояние и общее время? (Общую скорость.)
— Как можно назвать общую скорость при встречном движении? (Скорость сближения.)
— Как найти скорость другого поезда?
— Запишите решение задачи выражением. (520 : 4 — 60 = = 70 (км/ч).)
— Кто знает, каким еще способом можно решить задачу? (Один ученик комментирует решение, остальные записывают:
(520 - 60 • 4): 4 = 70 (км/ч).)
№68 (с. 17).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.)
(Самопроверка.)
1) 22 + 18 = 40 (км/ч) —
скорость сближения;
2) 120 : 40 = 3 (ч) - время;
3) 22 • 3 = 66 (км) - прошел первый теплоход;
4) 18 • 3 = 54 (км) - прошел второй теплоход.
Ответы: теплоходы встретились через 3 ч; первый теплоход прошел 66 км, второй — 54 км.
V. Физкультминутка
Выше ноги! Стой, раз, два! (Шаги на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.(Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим,
И рывки мы выполняем.(Руки перед грудью — рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем.(Шаги на месте.)
От души мы потянулись(Потянуться — руки вверх, в стороны.)
И на место вновь вернулись.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№71 (с. 17).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№70 (с. 17).(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Какой треугольник у вас получился? (Прямоугольный.)
— Как называют треугольник с двумя равными сторонами? (Равнобедренный.)
— Усложним это задание. Найдите площадь этого треугольника. Как можно это сделать?
(Если у учащихся нет вариантов, можно задать вопрос-подсказку.)
— Площадь какой фигуры вы умеете находить? (Прямоугольника.)
— Как найти площадь прямоугольника? (Надо его длину умножить на ширину.)
— Как из этой фигуры получить прямоугольник? (Достроить такой же треугольник.)
— Какая фигура получилась? (Квадрат.)
— Почему? (Все стороны равны.)
— Что делать дальше? (Находим площадь квадрата и делим на 2. Получаем площадь треугольника.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие свойства умножения мы повторили сегодня на уроке?
- Кто доволен своей работой?
— Какое задание вам понравилось выполнять?
— Какое задание вызвало затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 69, 72 (с. 17).
______________________________
Тема: Что узнали. Чему научились
Цели:закреплять умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений; решать задачи на встречное движение; чертить окружность; выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа у доски
- Составь задачу по таблице и реши ее.
| Количество шариков в одной пачке | Количество пачек | Общее количество Л шариков | |
Синие шарики | 60 шт. | 3 | 7 | 1320 шт. |
Красные шарики | 70 шт. | 7 | 7 | |
2. Устный счет
— Покажите ответы с помощью карточек.
• Сколько минут в половине часа? (30.)
• Сколько метров в пятой части километра? (200.)
• Сколько часов в одной третьей части суток? (8.)
• Сколько килограммов в десятой части тонны? (100.)
• Сколько секунд в одной шестой части часа? (600.)
• Сколько килограммов в половине центнера? (50.)
• Сколько квадратных сантиметров в одной четвертой части квадратного дециметра? (25.)
3. Работа по учебнику №6 (с. 19).
Решение
1) 9 ч 00 мин - 10 мин = 8 ч 50 мин - Сергей приезжает в школу;
2) 8 ч 50 мин — 8 ч 40 мин = 10 мин — занимает половина пути до школы;
3) 10 мин • 2 = 20 мин.
Ответ: путь Сергея до школы занимает 20 мин. (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите удобным способом, расставьте буквы в таблице в соответствии с ответами и расшифруйте слово.
4 • 9 • 25 • 2 (П) 25 • 6 • 7 • 4 (Р)
8 • 15 • 10 • 4(В) 45 • 6 • 2 • 10 ( ь)
14 • 25 • 10 • 4 (О) 16 • 9 • 5 • 10 (Я)
18 • 7 • 5 • 3 (Т)
1800 | 14 000 | 4800 | 1890 | 14 000 | 4200 | 7200 | 1890 | 5400 |
| | | | | | | | |
Ответ: повторять.
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? (Письменные приемы вычислений, способы решения задач.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№2 (с. 20).(Устное объяснение решения примеров под цифрой 1. Самостоятельное решение примеров под цифрой 2. Взаимопроверка, взаимооценка.)
№ 12 (с. 21).
— Прочитайте задачу.
— Что значит «встретились через 10 с»? (Каждый был в пути Юс.)
Что можно узнать, зная скорость и время движения первого мальчика? (Расстояние, которое он пробежал.) Сделайте чертеж и решите задачу.
Решение
1)4- 10 = 40 (м) — пробежал первый мальчик;
2) 100 — 40 = 60 (м) - пробежал второй мальчик;
3)60: 10 = 6 (м/с).
Ответ: скорость второго мальчика 6 м/с.
№ 13 (с. 21).(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Коллективная проверка.)
Решение
1) 3 + 4 = 7 (ч) — общее время движения;
2) 315 : 7 = 45 (км/ч) - скорость поезда;
3) 45 • 3 = 135 (км) - прошел поезд до остановки;
4) 45 • 4 = 180 (км) - прошел поезд после остановки. Ответ: до остановки поез7; прошел 135 км, а после остановки— 180 км.
№4 (с. 20).
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче? Что нужно найти?
— Что значит «одна четвертая часть»?
— Сделайте краткую запись и решите задачу.
Решение
Первый способ
1) Юм 50см =1050см;
2) 1050 • 8 = 8400 (см) - обоев купили;
3)8400: 4 = 2100 (см);
4) 2100 см = 21м.
Второй способ
1) 10 м 50 см = 1050 см;
2) 8 : 4 = 2 (р.) — обоев осталось;
3)1050-2 = 2100(см);
4) 2100 см = 21м.
Ответ: остался 21 м обоев.
№16 (с. 21).
— Прочитайте задачу.
— Что известно в задаче? (Расстояние между зимовкой и городом, скорость аэросаней и лыжника.)
— К какому типу относится эта задача? В каком направлении двигались аэросани и лыжник? (Задача на встречное движение.)
— Сделайте чертеж к задаче.
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
— Почему? (Нужно узнать, через сколько часов они встретились.)
— Расстояние общее, время в пути одинаковое, значит, что можно узнать в первом действии? (Общую скорость, или скорость сближения.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
Решение
1) 60 + 15 = 75 (км/ч) - скорость сближения;
2) 150 : 75 = 2 (ч) - время движения;
3)15-2 = 30 (км).
Ответ: лыжник встретил аэросани на расстоянии 30 км от зимовки.
V. Физкультминутка
В понедельник я купался,(Имитировать плавание.)
А во вторник рисовал.(