ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 839
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять деление числа на произведение разными способами; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Работа по учебнику
№87 (с. 26).(Работа в группах. Учитель заранее готовит листы, разлинованные в клетку, ножницы, листы для вычислений по количеству групп. Проверка. К доске выходят по одному представителю от каждой группы и рассказывают, как выполнили задания.)
III. Самоопределение к деятельности
Игра «Учитель — ученики»
(К доске выходят два ученика. Один из них читает выражения на карточках, выданных учителем, используя математическую терминологию. Второй ученик записывает на доске соответствующие выражения. Остальные учащиеся работают в тетрадях.)
420: (7 10) 40: (5-2) 36: (4-3)
720 : (8 • 10) 81: (3-3) 630 : (7- 10)
(Проверка. Далее вычисление значений выражений с комментированием. В каждом случае учащиеся выбирают наиболее удобный способ вычислений.)
— Как можно разделить число на произведение?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении числа на произведение разными способами.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
№78 (с. 26).(Коллективное выполнение с комментированием.)
— Как удобнее в этих примерах разделить число на произведение? (Разделить число сначала на второй множитель, потом на первый множитель.)
— На сколько всего разделили каждое число?
— Произведением каких множителей заменили числа 40, 20, 90? Почему один из множителей 10? (Мы делим число, оканчивающееся нулем.)
№79 (с. 26).
— На сколько разделили 360? (Да 12.)
— Каким произведением заменили число 12? (6и 2.)
— Почему этим произведением? (Число 36удобно разделить на 6.)
— Как будем делить число 360 на произведение чисел 6 и 2? (Сначала 360 разделим на 6, получится 60, потом на 2, получится 30.)
(Аналогично разбирается второй пример.)
№80 (с. 26).(Коллективное выполнение с комментированием.)
№ 81 (с. 26).(Коллективное выполнение. Первый пример учитель объясняет и записывает на доске.)
Разделим 320 на 10, получится 32. 32 разделим на 8, получится 4. Записываем: 320: 80 = 4.
(Следующие примеры кратко объясняют учащиеся. Последний столбик — самостоятельно. Проверка, самооценка.)
V.
Физкультминутка
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнемся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьем ладошкой,
Прыгаем на правой ножке.
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала еще раз!
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№82 (с. 26).
- Прочитайте задачу. Рассмотрите чертеж.
- Расскажите по чертежу, что известно о движении поездов. (Поезда шли навстречу друг другу, один со скоростью 85 км/ч, другой со скоростью 60 км/ч.)
- Произошла ли встреча поездов? (Нет.)
- Сколько часов каждый поезд был в пути? (3 ч.)
- Как узнать, сколько прошел за 3 ч первый поезд? второй поезд?
- Из чего складывается расстояние между городами? (Из расстояния, которое прошел первый поезд, расстояния, которое прошел второй поезд, и расстояния, которое осталось между ними.)
- Что можно определить, зная скорость и время? (Расстояние, которое прошли оба поезда.)
- Как узнать оставшееся расстояние?
- Запишите решение задачи самостоятельно.
Решение
Первый способ
1) 85 • 3 = 255 (км) — прошел первый поезд;
2) 60 • 3 = 180 (км) - прошел второй поезд;
3) 846 - (255 + 180) = 411 (км).
Второй способ
1) 85 + 60 = 145 (км/ч) — скорость сближения;
2) 145 • 3 = 435 (км) — расстояние, которое пройдут поезда;
3)846-435 = 411 (км).
Ответ: через 3 ч между поездами будет расстояние 411 км.
№83 (с. 26).
- Прочитайте задачу.
- Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице.)
- Составим таблицу. Что обозначают числа 120, 100? (Общее количество мешков.)
- Что обозначает число 6? (Количество дней, или время работы.)
Какого столбца не хватает в таблице? (Количество мешков, сшитых за один день.)
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Нет.)
— Что можно узнать, пользуясь данными первой строки? (Сколько спальных мешков шили за один день: 120: 6 = 20 (м.).)
— Теперь в первой строке нам все известно. Посмотрите, как вторая строка связана с первой. Что теперь можно узнать?
(Сколько спальных мешков будут шить за один день: 20 + 5 = = 25(м.).)
— Теперь ответьте на вопрос задачи. (Чтобы узнать количество дней, надо количество мешков разделить на количество мешков, сшитых за один день: 100:25 = 4 (дн.).)
№85 (с. 26).
— Что нужно вспомнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Правила порядка выполнения действий в выражениях.)
— Назовите действия первого порядка. (Деление или умножение.)
— Найдите значения выражений. (Взаимопроверка, самооценка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 26). Взаимопроверка.) Ответы: 80, 32.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Как разделить число на произведение разными способами?
— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 84, 86 (с. 26).
_____________________________________
Тема: Деление с остатком на 10,100,1000
Цели: учить выполнять деление с остатком на 10,100,1000; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать творческое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление с остатком на 10,100,1000 и делать проверку; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
- Решите цепочку примеров на полях на с. 27 учебника. (Работа в парах. Пара, подсчитавшая первой, встает. Результаты проверяется. Победители получают приз.) Ответ: 100.
2. Задания на смекалку
(Работа в парах.)
- Назовите пары однозначных чисел, неравных единице, про изведения которых одинаковы. (3 • 8 = 6 • 4, 2 • 8 = 4 •4, 2 • 6 = 3 •4,2• 9 = 3• 6,4 •9 = 6 •6.)
3. Работа над задачами
• В бидоне было 36 л молока. Доярка наполнила 10 трехлитровых банок. Сколько литров молока осталось в бидоне? (36-3-10 = 6 (л).)
• В спортивную школу привезли 126 мячей. Их запаковали в 12 коробок по 10 мячей в каждой. Сколько мячей осталось? (126- 10-12 = 6(м.).)
• В соревнованиях по бальным танцам участвовали 36 человек. После первого тура выбыло 10 пар. Сколько участников выступит во втором туре? (36 - 2 • 10 = 16 (чел.).)
• На элеваторе было 42 т зерна. Зерном загрузили 10 машин по4т. Сколько тонн осталось загрузить? (42— 4-10 = 2 (т).)
III. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите на примеры.
68 :10 400: 100 3456 : 1000
340 : 10 827 : 100 7000 : 1000
- На какие две группы их можно разделить? (Примеры на деление без остатка и примеры на деление с остатком.)
— Запишите примеры в два столбика.
340 : 10 68 : 10
400 : 100 827 : 100 7000 : 1000 3456 : 1000
— Вспомните, как мы делим на 10 и на 100. (Чтобы число разделить на 10, достаточно убрать один ноль. Чтобы число разделить на 100, достаточно убрать два нуля.)
- Найдите значения выражений первого столбика. (34, 4, 7.)
— А сейчас рассмотрим выражения второго столбика. Можем ли мы 68 разделить на 10 без остатка?
(Нет. Без остатка не делится.)
- Сколько единиц можно без остатка разделить на 10? (60.)
— Выполните деление этого числа на 10. (60:10 = 6.)
— Как узнать, сколько единиц остается в остатке? (68—60 = 8.)
— Решите аналогично второй пример с объяснением. (800:100 = 8 (ост. 27).)
- Решите третий пример с объяснением. (3456 : 1000 = 3 (ост. 456).)
- Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 27 в парах.
№88 (с. 27).(Первые три столбика - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)
Примерные рассуждения учащихся
69 : 10 - без остатка не разделится. Разделим 60 на 10. Получим 6. Это частное, а остаток 9. И т. д.
V. Физкультминутка
Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присесть.)
Тронет руку, тронет нос. (Показать руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№89 (с. 27).
— Прочитайте задачу.
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Нет. Нам неизвестна скорость машины.)
— Как можно найти скорость? (Расстояние разделить на время.)
— Что вы заметили? (6 нельзя разделить на 5.)
— А кто догадался, что нужно сделать? (6 км перевести в метры: 6км = 6000м.)
— Как изменятся теперь единицы измерения скорости? (Скорость будет измеряться в метрах в минуту.)
— Как мы узнаем расстояние, пройденное за 40 мин?
— Что нужно сделать, прежде чем узнать, сколько пройдет машина с такой же скоростью за 1 ч? (Надо 1 ч перевести в минуты.)
— Запишите решение задачи двумя выражениями.
№90 (с. 27).
— Прочитайте задачу.
— Как кратко записать условие? (В таблице.)
— Составим таблицу. Что обозначают числа 19, 23? (Количество рюкзаков.)
— Что обозначает число 84? (Общий расход ткани.)
— Какого столбца не хватает? (Расход ткани на один рюкзак.)
— Что нам об этом известно? (На один рюкзак идет одинаковое количество ткани.)
| Расход ткани на один рюкзак | Количество рюкзаков | Общий расход ткани | |
Первый день | ? (одинаковый) | 19 шт. | ? | ]-84м |
Второй день | | 23 шт. | ? | |