Файл: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 835

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Цели: познакомить с письменным приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры; совершен­ствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; моде­лировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; планировать и контролировать свои действия; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Работа над задачами

(Учитель читает задачи, учащиеся выбирают решение среди записанных на доске.)

50-10 10 + 50 50:10 50+10

• В наше время размах крыльев у стрекоз 10 см, а в камен­ноугольный период он был на 50 см больше. Какой размах крыльев был у стрекоз в каменноугольный период?

• Килограмм грейпфрута стоит 50 руб., а килограмм яблок на 10 руб. дешевле. Сколько стоит килограмм яблок?

• Обезьяна может прожить 50 лет, а попугай - 10 лет. Во сколь­ко раз продолжительность жизни обезьяны больше?

• Обхват ствола векового дуба 10 м, а баобаба - 50 м. На сколько метров баобаб толще дуба?

• На аэродроме 50 вертолетов и 10 самолетов. Сколько еди­ниц техники на аэродроме?

III. Самоопределение к деятельности

— Сравните примеры.

560:80 2170:70 3600:900 6480:90

— Распределите примеры по двум группам.

(Учащиеся могут предложить несколько вариантов. Подроб­нее следует остановиться на следующем варианте.)

560 : 80 2170 : 70

3600 : 900 6480: 90

— Чем похожи примеры в каждой группе? (В первой группе в частном будет одна цифра, а во второй — две.)

— Примеры какой группы вы уже умете решать? (Первой.)

— Решите примеры.

— Кто хочет попробовать решить первый пример второй группы? (Желающий ученик выходит к доске.)

Примерные рассуждения ученика

Первое неполное делимое 217, в частном будет две цифры. Подбираем первую цифру. Для этого можно каждое число (217 и 70) разделить на 10 или закрыть справа по одной цифре: 21 : 7 = 3. Умножаем 70 на 3, записываем 210. Вычитаем и полу­чаем остаток 70.


Второе неполное делимое 70. Подбираем вторую цифру част­ного — 1. Умножаем 70 на 1, записываем. Вычитаем и получаем 0. Ответ: 31.

- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры.)

IV. Работа по теме урока

1. Составление алгоритма деления

- Дополним алгоритм, который мы составили на прошлом уроке. Какой шаг будем делать первым? (Определять первое неполное делимое и количество цифр в частном.)

(Учитель вывешивает на доске дополненный алгоритм.)

Алгоритм деления на круглое число

1. Находим первое неполное делимое.

2. В частном ... цифр.

3. Делим.

4. Умножаем.

5. Вычитаем.

6. Сравниваем остаток с делителем.

7. Читаем ответ.

2. Работа по учебнику

- Прочитайте алгоритм деления на с. 30 в парах.

109 (с. 30). (Один ученик записывает решение примера на доске с объяс­нением, остальные работают в тетрадях.)

110 (с. 30).(Первый столбик - коллективно, с комментированием у до­ски, остальные - самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

111 (с. 30).(Самостоятельное выполнение. Четыре ученика по очереди работают на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили.(Показать, как играют на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили.(Прыжки на месте.)

А теперь на барабане,

Бум-бум-бум,(Хлопки в ладоши.)

Трам-трам-трам!(Топать ногами.)

В страхе зайки разбежались

По кустам, по кустам.(Присесть.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику № 112 (с. 30).

— Прочитайте задачу.

— Как лучше кратко записать условие? (С помощью таблицы.)

— Составим таблицу. Какие были вагоны? (Большие — по 90 т и маленькие — по 60 т.)

— Что обозначают числа 60 и 90? (Массу груза в одном вагоне.)

— Что обозначает число 3600? (Общую массу груза.)

— Что обозначает число 4? (Массу одного ящика.)

— Что надо узнать в задаче? (Каких вагонов потребовалось боль­ше и на сколько больше.)

Масса груза в одном вагоне

Количество вагонов

Общая масса груза

60 т

?

На?>

3600 т

90 т

?




3600 т


- Запишите решение задачи самостоятельно.

Решение

1)3600: 60 = 60 (в.)-по60т;

2) 3600 : 90 = 40 (в.) - по 90 т;

3) 60 - 40 = 20 (в.).

Ответ: вагонов по 60 т потребовалось на 20 больше, чем ва­гонов по 90 т.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополни­тельно можно предложить выполнить задание на полях (с. 30).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб-кик, с. 30). Взаимопроверка.) Ответ: 611 (ост. 20).

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие примеры вы научились решать сегодня на уроке?

— Кто может сказать, что хорошо справляется с решением таких примеров?

— Для кого что-то осталось непонятным?

— Какое задание сегодня было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: №113 (с. 30).

_______________________________

Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Цели: закреплять умение выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычисли­тельные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; планировать и контролировать свои действия; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Выполните вычисления, расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте название 1 страны.

52 + 8 (Н) 200 : 5 (Е)

61 + 19 (Т) 270 : 10 + 680 : 10 (Н)

4600 + 900 (А) 60-7-90-3 (Е)

43 • 20 (Р) 72 : 12 + 178 (Г)

154: 2 (И)

Ответ: Аргентина.

3. Задание на смекалку

— Вставьте пропущенные знаки действий и расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.

III. Самоопределение к деятельности

— Посмотрите на примеры.

450: 50

4550: 50

45 050: 50

— Чем они отличаются? (Первое делимое трехзначное, второе четырехзначное, третье пятизначное.)

— Как изменится количество цифр в частном? (В первом при­мере будет однозначное частное, во втором — двузначное, в третьем — трехзначное.)

— Проверим без вычислений. Назовите в каждом примере первое неполное делимое. (450, 455, 450.)

— Сколько цифр остается в делимом? (В первом примере цифр не остается, во втором примере остается одна цифра, в третьем
две цифры.)

— Обозначим количество цифр в частном точками. Проверьте себя вычислениями: первый ряд - первый пример, второй ряд — второй пример, третий ряд - третий пример.

— Какие частные получились? (9, 91, 901.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении на числа, оканчивающиеся нулями.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Вспомните алгоритм, по которому решаются такие примеры.

— Прокомментируйте по этому алгоритму решение примеров нас. 31.

114 (с. 31).(Первый и второй столбики — коллективно, с комментирова­нием у доски, третий столбик — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)

115 (с. 31).(Первые три примера - коллективно, с комментированием у доски, последний - самостоятельно. Взаимопроверка, само­оценка.)

V. Физкультминутка

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,(Шаги на месте.)

Я всем напоказ выставляю живот,(Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:(Хлопки в ладоши.)

- Эй, люди, я с вами чай пить хочу!(Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1Работа по учебнику №116 (с. 31).

— Прочитайте задачи.

— Чем они похожи? Чем отличаются? Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

— Как кратко можно записать условия? (С помощью таблиц.)

— Составим таблицу к первой задаче. Какие были кирпичи? (Белые и красные.)

— Что обозначает число 475? (Количество красных кирпичей.)

— Что обозначает число 425? (Количество белых кирпичей.)

— Что обозначает число 3600? (Массу всех кирпичей.)

— Что надо узнать в задаче? (Массу красных и белых кирпичей по отдельности.)

— Что для этого надо знать? (Массу одного кирпича.)

— Что известно о массе одного кирпича? (Кирпичи были одинаковые по массе.)




Масса одного кирпича

Количество кирпичей

Общая масса кирпичей

Красные кирпичи

? (одинако­вая)

475 шт.

?

3600 кг

Белые кирпичи



425 шт.

?




- Запишите решение задачи самостоятельно.

(Самопроверка.)

Решение

1) 475 + 425 = 900 (к.) - всего;

2) 3600 : 900 = 4 (кг) - масса одного кирпича;

3) 4 • 475 = 1900 (кг) - масса красных кирпичей;

4) 4 • 425 = 1700 (кг) — масса белых кирпичей.

Ответ: масса красных кирпичей 1900 кг, масса белых кир­пичей 1700 кг.

— Составьте таблицу к следующей задаче.

(Один ученик составляет таблицу на доске. Проверка.)




Масса одного кирпича

Количество кирпичей

Общая масса кирпичей

Красные кирпичи

? (одинаковая)

?

1900 шт.

1900 кг

Белые кирпичи




?




1700 кг

— Что теперь нужно узнать в задаче? (Количество красных и бе­лых кирпичей.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка. )

Решение

1) 1900 + 1700 = 3600 (кг) — масса всех кирпичей;

2) 3600 : 900 = 4 (кг) - масса одного кирпича;

3) 1900 : 4 = 475 (к.) - красных;

4) 1700:4 = 425 (к.)-белых.

Ответ: привезли 475 красных кирпичей и 425 белых кир­пичей.

(Самооценка. Тем, кто справится с задачами быстрее осталь­ных, дополнительно можно предложить выполнить № 119 (с. 31).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 31). Взаимопроверка.) Ответ: 54.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие примеры мы решали на уроке?

— Расскажите алгоритм деления.

— Какое задание сегодня на уроке было для вас самым труд­ным?

- О каком задании вы расскажете дома?

Домашнее задание

Учебник: №117, 118 (с. 31).


___________________________________________

Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Цели: познакомить с приемом деления на числа, оканчиваю­щиеся нулями, когда в частном есть нули; совершенствовать вы­числительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять де­ление на числа, оканчивающиеся нулями; моделировать с помо­щью чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях; планировать и контролировать свои действия; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.