ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 830
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра «Кто быстрее полетит в космос»
(Соревнование по рядам. Каждый ряд получает карточку с изображением ракеты, на которой написаны примеры на умножение и деление. Ученик решает один пример и передает карточку следующему. Выигрывает ряд, быстрее других решивший все примеры и допустивший наименьшее количество ошибок.)
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.)
• Собранные в саду яблоки разложили в ведра по 10 кг в каждое, при этом понадобилось 20 ведер. Сколько килограммов яблок собрали? (200кг.)
• Автомат упаковывает 60 пачек эскимо за минуту, в каждую минуту поровну. Сколько эскимо автомат упакует за 9 мин? (540 эск.)
• В булочной до обеда продали 350 батонов, а после обеда -560 батонов. Сколько всего батонов продали задень? (9106.)
• На товарной станции разгрузили 72 вагона с овощами, а с фруктами - в 3 раза меньше. Сколько вагонов с фруктами разгрузили? (24в.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
204 500 : 500 = 409 24 500 : 500 = 49
24 180 : 30= 806 2580 : 30 = 86
81 200 : 40 = 2030 920 : 40 = 23
- Чем похожи и чем отличаются равенства? (Делимые и частные разные, делители одинаковые.)
- Чем похожи и чем отличаются частные? (В частных одинаковые цифры, но в первом столбике во всех примерах в частном есть нули.)
- Как вы думаете, когда при выполнении деления в частном могут получиться нули? (Если следующее неполное делимое нельзя разделить на делитель.)
- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном есть нули.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Прокомментируйте решение примеров на с. 32.
№120 (с. 32).(Первый и второй столбики - коллективно, с комментированием у доски, последний - самостоятельно. Самопроверка, самооценка. На доске дан алгоритм деления.)
№ 121 (с. 31).(Первые три примера — коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели. (Круговые движения руками в противоположные стороны.)
А потом кругом, кругом.
Все бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите. (Замедление бега.)
Раз-два, раз-два —
Вот и кончилась игра. (Остановиться, потянуться.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№122 (с. 32).
— Прочитайте задачу.
— Выполним чертеж к задаче. Что известно в задаче? (Пловцы двигались в противоположных направлениях, известны их скорости и расстояние, которое проплыл первый пловец.)
— Как узнать расстояние? (Время умножить на скорость.)
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, так как неизвестно время.)
— Как мы можем узнать время? (Первый и второй пловцы плыли одинаковое время. Известны скорость первого пловца и расстояние, которое он проплыл. Зная это, мы можем найти время.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка.)
Решение
1) 270 : 90 = 3 (мин) - время;
2) 40 • 3 = 120 (м).
Ответ: второй пловец проплывет 120 м.
— Составьте обратные задачи. Какие вопросы вы поставите к задачам? (За какое время пловцы удалятся друг от друга на данное расстояние? Какова скорость одного из пловцов? И т. д.)
- Составьте чертеж к любой обратной задаче и решите ее. (Несколько учеников выполняют чертежи на доске. Проверка,
самооценка. Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 124 (с. 32).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 32). Взаимопроверка.) Ответ: 626 (ост. 300).
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- В чем особенность примеров, которые учились решать на уроке?
- Какой шаг алгоритма деления обязателен для предупреждения ошибок?
- Как называются задачи, которые мы решали?
- Какое задание на уроке было интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 123 (с. 32).
_______________________________
Тема: Решение задач
Цели: развивать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях; составлять и решать обратные задачи; определять порядок действий в сложных выражениях; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пропуск, учащиеся — карточку с ответом. Анализ ошибок с комментированием правильного решения.)
Делимое | 720 | | 910 | | 810 | | 660 | 920 | | 400 |
Делитель | 3 | 180 | | 65 | | 240 | | 4 | 5 | 20 |
Частное | | 5 | 7 | 3 | 9 | 4 | 3 | | 230 | |
2. Работа над задачами
• Из одного поселка одновременно в противоположных направлениях выехали автомобиль и автобус. Какое расстояние между ними будет через 5 ч, если скорость автомобиля 80 км/ч, а скорость автобуса 60 км/ч? ((80 + 60)-5= 700(км).)
• От одной станции одновременно в противоположных направлениях отошли два поезда со скоростями 75 км/ч и 85 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 640 км?
(640: (75 + 85) = 4(ч).)
• Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали два велосипедиста со скоростями 12 км/ч и 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними, когда первый велосипедист проедет 48 км? (48:12 • (12 + + 15) = 108(км).)
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите чертеж и составьте по нему задачу.
- Чем отличается эта задача от предыдущей? Что в ней надо узнать? (Учитель снова меняет карточки на чертеже.)
— Что надо узнать в этой задаче?
— Как называются такие задачи?
— О каком виде движения идет речь в этих задачах?
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на движение в противоположных направлениях, научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам, составлять и решать взаимообратные задачи.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№125(с. 33).
— Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертеж.
- Что известно в задаче? Что нужно найти?
— Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления.)
- Как узнаем расстояние? (Скорость удаления умножим на время.)
- Запишите решение задачи выражением. ((5 + 4) • 3=27(км).)
— Каким еще способом можно решить задачу? (Узнать, какие расстояния пройдут один и другой пешеходы, и сложить их: 5-3 + 4-3 = 27(км).)
— Прочитайте задачу 2. Рассмотрите чертеж.
- Что известно в этой задаче? Что нужно найти?
— Как найти время? (Расстояние разделить на скорость.)
- Как узнать скорость удаления?
- Запишите решение задачи выражением. (27: (5 + 4) = 3(ч).)
— Прочитайте задачу 3. Рассмотрите чертеж.
— Что известно в этой задаче? Что нужно найти?
- Как найти общую скорость?
- Как узнать скорость второго пешехода?
— Запишите решение задачи выражением. (27:3—5=4(км/ч).)
— Прочитайте все три задачи. Похожи ли они? Чем? (Задачи на движение в противоположных направлениях.)
- Чем они отличаются? (Если в первой задаче неизвестно расстояние, то во второй и третьей задачах оно дано, но неизвестным во второй задаче становится время, а в третьей — скорость.)
— Как называются такие задачи? (Взаимообратные.)
№126 (с. 33).(Работа в парах. Выборочная проверка, самооценка.)
V. физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хочет хомка сильным стать.
VI. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа
(См.: сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 19 (с. 52, 53).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 33). Взаимопроверка.) Ответы: 5405, 3050.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
- Почему они называются взаимообратными?
- Как называют общую скорость при движении в противоположном направлении?
- Какое задание сегодня было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 127, 128 (с. 33).
____________________________
Тема: Закрепление изученного
Цели: отрабатывать вычислительные приемы умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение в противоположных направлениях; составлять и решать обратные задачи; определять порядок действий в сложных выражениях; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними, выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
1) Найдите произведение чисел 700 и 4. (2800.)
2) Делимое 800, делитель 80. Чему равно частное? (10.)
3) Какое число меньше, чем число 560, в 80 раз? (7.)
4) Во сколько раз 4 тысячи больше 2 сотен? (В20.)
5) Чему равно частное от деления чисел 3200 и 800? (4.)
6) Увеличьте число 22 в 30 раз. (660.)
7) Первый множитель 400, второй 30. Чему равно произведение? (12 000.)
8) Уменьшите число 7200 в 80 раз. (90.)
9) Произведение чисел 15 и 400 уменьшите в 100 раз. (60.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№129 (с. 34).
- Рассмотрите решение примеров. Что вы заметили? Какие ошибки вы нашли? (В частных пропущены нули.)
- Что нужно сделать, чтобы не допустить подобных ошибок? (Сначала нужно найти первое неполное делимое и определить количество цифр в частном.)
- Что нужно сделать дальше? Расскажите алгоритм. (Учитель закрепляет плакат с алгоритмом на доске.)