Файл: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 814

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(840: (560:4) = 6 (б.).)

• На 5 грузовиках привезли 300 мешков муки. Сколько по­требуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки? (420: (300:5) = 7(г.).)

3. Задания на смекалку

— Сколько получится, если из наименьшего четырехзначного числа вычесть наибольшее однозначное? (991.)

— Три различных числа сложили, а затем их же перемножи­ли. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1, 2, 3.)

— Во сколько раз наименьшее четырехзначное число больше наименьшего двузначного? (В 100.)

— На сколько наибольшее трехзначное число больше наи­меньшего четырехзначного? (На 1.)

III. Самоопределение к деятельности

— Сравните выражения.

488 : 61

366:61

376:61

— Чем они похожи? (Это частные. Делитель одинаковый.)

— Как вы научились делить на двузначное число? (Надо подо­брать число, которое при умножении дает делимое.)

— Найдите значения выражений. Какое лишнее? (Второе вы­ражение лишнее: в частном получается остаток.)

— Как вы определили? (Взяли по 6— получилось 366, это мень­ше 376; взяли по 7— получилось 427— больше делимого.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на двузначное с остатком.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Объясните, как выполнено деление на с. 58. (Примерный ответ. Нужно разделить 324 на 62. Будем делить не на 62, а на 60. Для этого разделим 32 на 6, получим 5. Проверим, подходит ли цифра 5: 62 • 5 = 310, 310 < 324, значит, ци­фра 5 подходит. Запишем в частном 5. Умножим 62 на 5 и запишем число 310 под делимым. Из 324 вычтем 310, получим 14. 14 меньше 62, значит, вычисления выполнены правильно.)

(Аналогично комментируются остальные примеры.) №211 (с. 58).

(Первые три примера - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)

212 (с. 58).

— Прочитайте задачу.

— Сколько часов в сутках? (24 ч.)

— Как перевести часы в сутки? (Надо узнать, сколько раз по 24 содержится в 290.)

— Выполните деление самостоятельно.

— Какое получилось частное? (12.)

— Какой остаток? (4.)

— Сколько это суток и сколько часов? (12сут. и 4 ч.)

V. Физкультминутка

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку,

Отдохнули ножки, спинки.

VI. Закрепление изученного материала


Работа по учебнику

213 (с. 58).

— Прочитайте задачу.

— Как удобнее составить краткую запись? (Сделать схемати­ческий чертеж.)

(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в те­традях.)

— Объясните, что обозначают выражения.

215 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у до­ски. Взаимопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 58 - магический квадрат).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 58). Самопроверка по образцу.) Ответы: 7, 4, 5, 16 371.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким вычислительным приемом вы познакомились се­годня на уроке?

— Кто успешно решил все примеры?

— Кто не до конца понял тему?

— Кто может помочь своим товарищам?

Домашнее задание

Учебник: №214, 216 (с. 58).

______________________________


Тема: Алгоритм письменного деления на двузначное число

Цели: составить алгоритм письменного деления трехзначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять де­ление трехзначного числа на двузначное по алгоритму; читать ра­венства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения ме­жду ними; моделировать с помощью таблиц и решать задачи из­ученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Сравните, не вычисляя.

(Учащиеся показывают знаки сравнения и объясняют свой выбор.)

412-26 О 26-412 68 • 523 О 67 • 523

370 • 54 О 360 • 54 218 • 38 О 38 • 218

2. Работа над задачами

• Кит весит 150 т, а масса слона составляет одну тридцатую часть его массы. Сколько весит слон? (150:30 = 5 (т).)

• Мальчик прочитал 60 страниц, что составило одну пя­тую часть всех страниц книги. Сколько страниц в книге? (60- 5 = 300(c).)

• Средняя продолжительность жизни человека 72 года. Одну четвертую часть своей жизни он растет. До какого возраста растет человек? (72: 4 = 18(л.).)

• Человек спит одну третью часть суток. Сколько часов спит человек? (24:3 = 8(ч).)

• Рабочий изготовил за день 200 деталей. Это составляет одну пятую всех деталей, которые нужно изготовить за рабочую не­делю. Какова недельная норма рабочего? (200 • 5 = 1000(д.).)

— Сделайте вывод: как найти долю числа и число по его доле?

3. Логическая задача

Муравьишка был в гостях в соседнем муравейнике. Туда он шел пешком, а обратно ехал. Первую половину пути он ехал на гу­сенице — в 2 раза медленнее, чем шел пешком. А вторую половину пути он ехал на кузнечике — в 5 раз быстрее, чем шел пешком. На какой путь Муравьишка затратил времени меньше — в гости или обратно? (В гости.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске плакат с алгоритмом деления на однозначное число.)

1. Находим первое неполное делимое.

2. В частном ... цифр.

3. Делим.

4. Умножаем.

5. Вычитаем.

6. Сравниваем остаток с делителем.

7. Образуем второе делимое...

— Объясните решение примера, пользуясь алгоритмом. 1764:6


(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)

— Решите следующий пример. 1764:36

— Чем отличается этот пример от предыдущего? (Делитель — двузначное число.)

— Как вы думаете, можно ли использовать старый алгоритм для этого случая деления? (Ответы детей.)

— Кто хочет попробовать выполнить деление?

(К доске выходит желающий ученик и начинает работу по ал­горитму.)

— Как найти первое неполное делимое? (Надо 36 округлить до 30. 176 делим на 10, получается 17 десятков. 17 десятков делим на 3 десятка. Подберем пробную цифру в частном — 5. 36-5 = 180, 180 > 176, значит, цифра 5не подходит. Пробуем цифру 4.36-4= 144, 144 < 176, эта цифра подходит. И т. д.)

— Какой шаг вы бы добавили к алгоритму? (Подбираем проб­ную цифру в частном.)

— Сформулируйте задачи урока. (Составить алгоритм пись­менного деления трехзначного числа на двузначное и научиться работать по этому алгоритму.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Пользуясь алгоритмом, объясните, как выполнено деление нас. 59.

(Работа в парах.)

— Сделайте вывод: почему нельзя сразу писать цифру в част­ном? (Первое произведение может оказаться больше дели­мого.)

219 (с. 59).(Первый столбик - коллективно, с комментированием у доски, второй - самостоятельно с последующей самопроверкой третий — самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Самооценка.)

220 (с. 59).

— Прочитайте задачу.

— Как кратко записать условие задачи? (С помощью ключевых слов.)

- Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)

Решение

1) 3360 : 10 = 336 (т) — привезли извести;

2) 3360 : 12 = 280 (т) - привезли цемента;

3) 336 - 280 = 56 (т).

Ответ: извести привезли на 56 т больше, чем цемента.

V. Физкультминутка

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.(Прыжки на месте на двух ногах.)

В барабан он громко бьет,(Шаги на месте.)

В чехарду играть зовет.(Хлопки в ладоши.)

Зайцу холодно сидеть,(Присесть.)

Нужно лапочки погреть.(Хлопки в ладоши.)

Лапки вверх, лапки вниз,(Руки вверх, затем вниз.)

На носочках потянись.(Потянуться —руки вверх.)

Лапки ставим на бочок,(Руки на пояс.)

На носочках скок-скок-скок.
(Прыжки на месте на двух ногах.)

А затем вприсядку, (Присесть.)

Чтоб не мерзли лапки.(Потопать ногами.)

Зайцы скачут —

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

222 (с. 59).

— Прочитайте задачу.

— Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схема­тического чертежа.)

(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в те­традях.)

— Почему со второй пасеки собрали больше меда? (На этой пасеке больше ульев.)

— На сколько больше? Как это узнать? (52 -47 = 5.)

— Что можно узнать, зная эти две разности: 350 кг и 5 ульев? (Сколько килограммов собирали с одного улья.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка, самооценка.)

Решение

1) 350 : (52 — 47) = 70 (кг) — получили с одного улья;

2) 70 • 47 = 3290 (кг) — меда собрали с первой пасеки;

3) 70 • 52 = 3640 (кг) — меда собрали со второй пасеки. Ответ: с первой пасеки собрали 3290 кг меда, а со второй —

3640 кг меда.

223 (с. 59).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием бы­стрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 59 - ребус).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 59). Самопроверка по образцу.) Ответы: 23, 13.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой алгоритм мы составили сегодня на уроке?

— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?

— Кто не разобрался в теме урока?

— Кто может помочь своим товарищам?

Домашнее задание

Учебник: № 221, 225 (с. 59).

________________________________

Тема: Письменное деление на двузначное число

Цели: закреплять письменный прием деления многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на двузначное; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с по­мощью таблиц и решать задачи изученных видов; решать геоме­трические задачи; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.