ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 814
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(840: (560:4) = 6 (б.).)
• На 5 грузовиках привезли 300 мешков муки. Сколько потребуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки? (420: (300:5) = 7(г.).)
3. Задания на смекалку
— Сколько получится, если из наименьшего четырехзначного числа вычесть наибольшее однозначное? (991.)
— Три различных числа сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1, 2, 3.)
— Во сколько раз наименьшее четырехзначное число больше наименьшего двузначного? (В 100.)
— На сколько наибольшее трехзначное число больше наименьшего четырехзначного? (На 1.)
III. Самоопределение к деятельности
— Сравните выражения.
488 : 61
366:61
376:61
— Чем они похожи? (Это частные. Делитель одинаковый.)
— Как вы научились делить на двузначное число? (Надо подобрать число, которое при умножении дает делимое.)
— Найдите значения выражений. Какое лишнее? (Второе выражение лишнее: в частном получается остаток.)
— Как вы определили? (Взяли по 6— получилось 366, это меньше 376; взяли по 7— получилось 427— больше делимого.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на двузначное с остатком.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Объясните, как выполнено деление на с. 58. (Примерный ответ. Нужно разделить 324 на 62. Будем делить не на 62, а на 60. Для этого разделим 32 на 6, получим 5. Проверим, подходит ли цифра 5: 62 • 5 = 310, 310 < 324, значит, цифра 5 подходит. Запишем в частном 5. Умножим 62 на 5 и запишем число 310 под делимым. Из 324 вычтем 310, получим 14. 14 меньше 62, значит, вычисления выполнены правильно.)
(Аналогично комментируются остальные примеры.) №211 (с. 58).
(Первые три примера - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)
№212 (с. 58).
— Прочитайте задачу.
— Сколько часов в сутках? (24 ч.)
— Как перевести часы в сутки? (Надо узнать, сколько раз по 24 содержится в 290.)
— Выполните деление самостоятельно.
— Какое получилось частное? (12.)
— Какой остаток? (4.)
— Сколько это суток и сколько часов? (12сут. и 4 ч.)
V. Физкультминутка
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№213 (с. 58).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее составить краткую запись? (Сделать схематический чертеж.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)
— Объясните, что обозначают выражения.
№215 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 58 - магический квадрат).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 58). Самопроверка по образцу.) Ответы: 7, 4, 5, 16 371.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
— Кто успешно решил все примеры?
— Кто не до конца понял тему?
— Кто может помочь своим товарищам?
Домашнее задание
Учебник: №214, 216 (с. 58).
______________________________
Тема: Алгоритм письменного деления на двузначное число
Цели: составить алгоритм письменного деления трехзначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на двузначное по алгоритму; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Сравните, не вычисляя.
(Учащиеся показывают знаки сравнения и объясняют свой выбор.)
412-26 О 26-412 68 • 523 О 67 • 523
370 • 54 О 360 • 54 218 • 38 О 38 • 218
2. Работа над задачами
• Кит весит 150 т, а масса слона составляет одну тридцатую часть его массы. Сколько весит слон? (150:30 = 5 (т).)
• Мальчик прочитал 60 страниц, что составило одну пятую часть всех страниц книги. Сколько страниц в книге? (60- 5 = 300(c).)
• Средняя продолжительность жизни человека 72 года. Одну четвертую часть своей жизни он растет. До какого возраста растет человек? (72: 4 = 18(л.).)
• Человек спит одну третью часть суток. Сколько часов спит человек? (24:3 = 8(ч).)
• Рабочий изготовил за день 200 деталей. Это составляет одну пятую всех деталей, которые нужно изготовить за рабочую неделю. Какова недельная норма рабочего? (200 • 5 = 1000(д.).)
— Сделайте вывод: как найти долю числа и число по его доле?
3. Логическая задача
Муравьишка был в гостях в соседнем муравейнике. Туда он шел пешком, а обратно ехал. Первую половину пути он ехал на гусенице — в 2 раза медленнее, чем шел пешком. А вторую половину пути он ехал на кузнечике — в 5 раз быстрее, чем шел пешком. На какой путь Муравьишка затратил времени меньше — в гости или обратно? (В гости.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске плакат с алгоритмом деления на однозначное число.)
1. Находим первое неполное делимое.
2. В частном ... цифр.
3. Делим.
4. Умножаем.
5. Вычитаем.
6. Сравниваем остаток с делителем.
7. Образуем второе делимое...
— Объясните решение примера, пользуясь алгоритмом. 1764:6
(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)
— Решите следующий пример. 1764:36
— Чем отличается этот пример от предыдущего? (Делитель — двузначное число.)
— Как вы думаете, можно ли использовать старый алгоритм для этого случая деления? (Ответы детей.)
— Кто хочет попробовать выполнить деление?
(К доске выходит желающий ученик и начинает работу по алгоритму.)
— Как найти первое неполное делимое? (Надо 36 округлить до 30. 176 делим на 10, получается 17 десятков. 17 десятков делим на 3 десятка. Подберем пробную цифру в частном — 5. 36-5 = 180, 180 > 176, значит, цифра 5не подходит. Пробуем цифру 4.36-4= 144, 144 < 176, эта цифра подходит. И т. д.)
— Какой шаг вы бы добавили к алгоритму? (Подбираем пробную цифру в частном.)
— Сформулируйте задачи урока. (Составить алгоритм письменного деления трехзначного числа на двузначное и научиться работать по этому алгоритму.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Пользуясь алгоритмом, объясните, как выполнено деление нас. 59.
(Работа в парах.)
— Сделайте вывод: почему нельзя сразу писать цифру в частном? (Первое произведение может оказаться больше делимого.)
№219 (с. 59).(Первый столбик - коллективно, с комментированием у доски, второй - самостоятельно с последующей самопроверкой третий — самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Самооценка.)
№220 (с. 59).
— Прочитайте задачу.
— Как кратко записать условие задачи? (С помощью ключевых слов.)
- Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)
Решение
1) 3360 : 10 = 336 (т) — привезли извести;
2) 3360 : 12 = 280 (т) - привезли цемента;
3) 336 - 280 = 56 (т).
Ответ: извести привезли на 56 т больше, чем цемента.
V. Физкультминутка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.(Прыжки на месте на двух ногах.)
В барабан он громко бьет,(Шаги на месте.)
В чехарду играть зовет.(Хлопки в ладоши.)
Зайцу холодно сидеть,(Присесть.)
Нужно лапочки погреть.(Хлопки в ладоши.)
Лапки вверх, лапки вниз,(Руки вверх, затем вниз.)
На носочках потянись.(Потянуться —руки вверх.)
Лапки ставим на бочок,(Руки на пояс.)
На носочках скок-скок-скок.
(Прыжки на месте на двух ногах.)
А затем вприсядку, (Присесть.)
Чтоб не мерзли лапки.(Потопать ногами.)
Зайцы скачут —
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№222 (с. 59).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)
— Почему со второй пасеки собрали больше меда? (На этой пасеке больше ульев.)
— На сколько больше? Как это узнать? (52 -47 = 5.)
— Что можно узнать, зная эти две разности: 350 кг и 5 ульев? (Сколько килограммов собирали с одного улья.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка, самооценка.)
Решение
1) 350 : (52 — 47) = 70 (кг) — получили с одного улья;
2) 70 • 47 = 3290 (кг) — меда собрали с первой пасеки;
3) 70 • 52 = 3640 (кг) — меда собрали со второй пасеки. Ответ: с первой пасеки собрали 3290 кг меда, а со второй —
3640 кг меда.
№223 (с. 59).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 59 - ребус).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 59). Самопроверка по образцу.) Ответы: 23, 13.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой алгоритм мы составили сегодня на уроке?
— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?
— Кто не разобрался в теме урока?
— Кто может помочь своим товарищам?
Домашнее задание
Учебник: № 221, 225 (с. 59).
________________________________
Тема: Письменное деление на двузначное число
Цели: закреплять письменный прием деления многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения и задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на двузначное; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; решать геометрические задачи; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
• На 5 грузовиках привезли 300 мешков муки. Сколько потребуется грузовиков, чтобы доставить 420 таких же мешков муки? (420: (300:5) = 7(г.).)
3. Задания на смекалку
— Сколько получится, если из наименьшего четырехзначного числа вычесть наибольшее однозначное? (991.)
— Три различных числа сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1, 2, 3.)
— Во сколько раз наименьшее четырехзначное число больше наименьшего двузначного? (В 100.)
— На сколько наибольшее трехзначное число больше наименьшего четырехзначного? (На 1.)
III. Самоопределение к деятельности
— Сравните выражения.
488 : 61
366:61
376:61
— Чем они похожи? (Это частные. Делитель одинаковый.)
— Как вы научились делить на двузначное число? (Надо подобрать число, которое при умножении дает делимое.)
— Найдите значения выражений. Какое лишнее? (Второе выражение лишнее: в частном получается остаток.)
— Как вы определили? (Взяли по 6— получилось 366, это меньше 376; взяли по 7— получилось 427— больше делимого.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление трехзначного числа на двузначное с остатком.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Объясните, как выполнено деление на с. 58. (Примерный ответ. Нужно разделить 324 на 62. Будем делить не на 62, а на 60. Для этого разделим 32 на 6, получим 5. Проверим, подходит ли цифра 5: 62 • 5 = 310, 310 < 324, значит, цифра 5 подходит. Запишем в частном 5. Умножим 62 на 5 и запишем число 310 под делимым. Из 324 вычтем 310, получим 14. 14 меньше 62, значит, вычисления выполнены правильно.)
(Аналогично комментируются остальные примеры.) №211 (с. 58).
(Первые три примера - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)
№212 (с. 58).
— Прочитайте задачу.
— Сколько часов в сутках? (24 ч.)
— Как перевести часы в сутки? (Надо узнать, сколько раз по 24 содержится в 290.)
— Выполните деление самостоятельно.
— Какое получилось частное? (12.)
— Какой остаток? (4.)
— Сколько это суток и сколько часов? (12сут. и 4 ч.)
V. Физкультминутка
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№213 (с. 58).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее составить краткую запись? (Сделать схематический чертеж.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)
— Объясните, что обозначают выражения.
№215 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 58 - магический квадрат).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 58). Самопроверка по образцу.) Ответы: 7, 4, 5, 16 371.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?
— Кто успешно решил все примеры?
— Кто не до конца понял тему?
— Кто может помочь своим товарищам?
Домашнее задание
Учебник: №214, 216 (с. 58).
______________________________
Тема: Алгоритм письменного деления на двузначное число
Цели: составить алгоритм письменного деления трехзначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на двузначное по алгоритму; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Сравните, не вычисляя.
(Учащиеся показывают знаки сравнения и объясняют свой выбор.)
412-26 О 26-412 68 • 523 О 67 • 523
370 • 54 О 360 • 54 218 • 38 О 38 • 218
2. Работа над задачами
• Кит весит 150 т, а масса слона составляет одну тридцатую часть его массы. Сколько весит слон? (150:30 = 5 (т).)
• Мальчик прочитал 60 страниц, что составило одну пятую часть всех страниц книги. Сколько страниц в книге? (60- 5 = 300(c).)
• Средняя продолжительность жизни человека 72 года. Одну четвертую часть своей жизни он растет. До какого возраста растет человек? (72: 4 = 18(л.).)
• Человек спит одну третью часть суток. Сколько часов спит человек? (24:3 = 8(ч).)
• Рабочий изготовил за день 200 деталей. Это составляет одну пятую всех деталей, которые нужно изготовить за рабочую неделю. Какова недельная норма рабочего? (200 • 5 = 1000(д.).)
— Сделайте вывод: как найти долю числа и число по его доле?
3. Логическая задача
Муравьишка был в гостях в соседнем муравейнике. Туда он шел пешком, а обратно ехал. Первую половину пути он ехал на гусенице — в 2 раза медленнее, чем шел пешком. А вторую половину пути он ехал на кузнечике — в 5 раз быстрее, чем шел пешком. На какой путь Муравьишка затратил времени меньше — в гости или обратно? (В гости.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске плакат с алгоритмом деления на однозначное число.)
1. Находим первое неполное делимое.
2. В частном ... цифр.
3. Делим.
4. Умножаем.
5. Вычитаем.
6. Сравниваем остаток с делителем.
7. Образуем второе делимое...
— Объясните решение примера, пользуясь алгоритмом. 1764:6
(Один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях.)
— Решите следующий пример. 1764:36
— Чем отличается этот пример от предыдущего? (Делитель — двузначное число.)
— Как вы думаете, можно ли использовать старый алгоритм для этого случая деления? (Ответы детей.)
— Кто хочет попробовать выполнить деление?
(К доске выходит желающий ученик и начинает работу по алгоритму.)
— Как найти первое неполное делимое? (Надо 36 округлить до 30. 176 делим на 10, получается 17 десятков. 17 десятков делим на 3 десятка. Подберем пробную цифру в частном — 5. 36-5 = 180, 180 > 176, значит, цифра 5не подходит. Пробуем цифру 4.36-4= 144, 144 < 176, эта цифра подходит. И т. д.)
— Какой шаг вы бы добавили к алгоритму? (Подбираем пробную цифру в частном.)
— Сформулируйте задачи урока. (Составить алгоритм письменного деления трехзначного числа на двузначное и научиться работать по этому алгоритму.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Пользуясь алгоритмом, объясните, как выполнено деление нас. 59.
(Работа в парах.)
— Сделайте вывод: почему нельзя сразу писать цифру в частном? (Первое произведение может оказаться больше делимого.)
№219 (с. 59).(Первый столбик - коллективно, с комментированием у доски, второй - самостоятельно с последующей самопроверкой третий — самостоятельно с последующей взаимопроверкой. Самооценка.)
№220 (с. 59).
— Прочитайте задачу.
— Как кратко записать условие задачи? (С помощью ключевых слов.)
- Запишите решение задачи самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)
Решение
1) 3360 : 10 = 336 (т) — привезли извести;
2) 3360 : 12 = 280 (т) - привезли цемента;
3) 336 - 280 = 56 (т).
Ответ: извести привезли на 56 т больше, чем цемента.
V. Физкультминутка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.(Прыжки на месте на двух ногах.)
В барабан он громко бьет,(Шаги на месте.)
В чехарду играть зовет.(Хлопки в ладоши.)
Зайцу холодно сидеть,(Присесть.)
Нужно лапочки погреть.(Хлопки в ладоши.)
Лапки вверх, лапки вниз,(Руки вверх, затем вниз.)
На носочках потянись.(Потянуться —руки вверх.)
Лапки ставим на бочок,(Руки на пояс.)
На носочках скок-скок-скок.
(Прыжки на месте на двух ногах.)
А затем вприсядку, (Присесть.)
Чтоб не мерзли лапки.(Потопать ногами.)
Зайцы скачут —
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№222 (с. 59).
— Прочитайте задачу.
— Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)
— Почему со второй пасеки собрали больше меда? (На этой пасеке больше ульев.)
— На сколько больше? Как это узнать? (52 -47 = 5.)
— Что можно узнать, зная эти две разности: 350 кг и 5 ульев? (Сколько килограммов собирали с одного улья.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка, самооценка.)
Решение
1) 350 : (52 — 47) = 70 (кг) — получили с одного улья;
2) 70 • 47 = 3290 (кг) — меда собрали с первой пасеки;
3) 70 • 52 = 3640 (кг) — меда собрали со второй пасеки. Ответ: с первой пасеки собрали 3290 кг меда, а со второй —
3640 кг меда.
№223 (с. 59).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 59 - ребус).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 59). Самопроверка по образцу.) Ответы: 23, 13.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой алгоритм мы составили сегодня на уроке?
— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?
— Кто не разобрался в теме урока?
— Кто может помочь своим товарищам?
Домашнее задание
Учебник: № 221, 225 (с. 59).
________________________________
Тема: Письменное деление на двузначное число
Цели: закреплять письменный прием деления многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения и задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на двузначное; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; решать геометрические задачи; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.