Файл: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 812

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

- Решите цепочку примеров на полях учебника (с. 60).

2. Геометрический материал

- Решите задачи.

• Каковы могут быть длина и ширина прямоугольника, если его периметр 18 см? (Длина и ширина должны быть выра­жены целым числом.)

• Длина прямоугольника 5 см. Чему равна его ширина, если

периметр равен 26 см?

• Периметр квадрата 64 см. Чему равна его сторона?

• Длина прямоугольника 5 см, а ширина 3 см. Чему равны периметр и площадь прямоугольника?

• Ширина прямоугольника 8 см, а длина на 4 см больше. Чему равны периметр и площадь прямоугольника?

3. Задание на смекалку

(Работа в группах.)

— Разрежьте треугольник на две части так, чтобы из них мож­но было составить квадрат.

Ответ

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомните алгоритм письменного деления на двузначное число.

— Определите, не вычисляя, сколько цифр будет в частном в следующих выражениях:

252:28 420:28 2856:28 10 332:28

— Чем отличаются делимые в выражениях? (Количеством цифр.)

— Нужно ли для каждого случая составлять свой алгоритм? (Нет.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться использовать из­ученный алгоритм при делении многозначных чисел.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Пользуясь алгоритмом, объясните, как выполнено деление на с. 60.

(Работа в парах.)

— Сделайте вывод: как использовать этот алгоритм при деле­нии любого многозначного числа?

— Почему цифра, которую мы подбираем, называется проб­ной? (Ее нельзя писать сразу, так как она может не подойти к первому делимому.)

226 (с. 60).

(Первые три примера - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Солнце спит, и небо спит,(Сложенные ладони прислонить сначала к левой щеке, затем к правой.)

Даже ветер не шумит.(Качать поднятыми вверх руками:)

Рано утром солнце встало,(Руки вверх, потянуться.)

Всем лучи свои послало.(Качать поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок,(Качать разведенными в стороны руками.)

Небо тучей заволок(Закрыть лицо руками.)

И деревья раскачал.(Наклоны в стороны.)

Дождь по крышам застучал.(Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам,(Хлопки в ладоши.)


Солнце клонится все ниже.(Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи,(Присесть.)

Ни один не виден лучик.(Встать, спрятать руки за спину.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №227(с. 60).

— Прочитайте задачи.

— Чем они похожи и чем отличаются? (В задачах идет речь о теплоходах, которые были в пути 2 дня, но условия и вопросы разные.)

— Как удобнее составить краткие записи? (В таблицах.)

— Составьте таблицы и решите задачи: вариант 1 — задача 1, вариант 2 — задача 2.

(Два ученика работают у доски. Проверка, самооценка.)

1)




Скорость

Время

Расстояние

Первый день

? (одинаковая)



?

350 км

Второй день





?



Решение

1) 8 + 6 = 14 (ч) - общее время в пути;

2) 350: 14 = 25 (км/ч) - скорость теплохода;

3) 25 • 8 = 200 (км) — прошел в первый день;

4) 25 • 6 = 150 (км) - прошел во второй день.

Ответ: в первый день теплоход прошел 200 км, а во второй — 150 км. 2)

Решение

1) 50 : (8 — 6) = 25 (км/ч) — скорость теплохода;

2) 25 • 8 = 200 (км) - прошел в первый день;

3) 25 • 6 = 150 (км) — прошел во второй день.

Ответ: в первый день теплоход прошел 200 км, а во второй — 150 км.

230 (с. 60).

— Прочитайте задание.

— Начертите прямоугольник. Разделите его на две части так, как сказано в учебнике.

— Какие получились треугольники? (Прямоугольные.)

— Как вы это определили, не пользуясь чертежным угольни­ком? (Мы разделили прямоугольник на треугольники, один прямой угол в треугольниках остался.)

— Найдите площадь каждого треугольника.

— Постройте два треугольника: остроугольный, тупоугольный.

— Какие треугольники называются остроугольными? прямо­угольными? тупоугольными?

229 (с. 60).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. Четыре ученика работают у доски. Взаимопроверка.)


VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 60). Самопроверка по образцу.) Ответ: 456.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Каким алгоритмом вы пользовались сегодня на уроке?

— Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?

— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?

— Какие виды задач мы решали?

Домашнее задание

Учебник: № 228 (с. 60).

Дополнительно: индивидуальные задания на карточках.


___________________________________

Тема: Письменное деление на двузначное число

Цели: продолжать учить выполнять письменное деление мно­гозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислитель­ные навыки, умение решать уравнения и задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деле­ние многозначного числа на двузначное; решать уравнения; мо­делировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет Игра «Лабиринт»

— Пройдите через четверо ворот так, чтобы произведение соот­ветствующих чисел равнялось числу, записанному в центре.

Ответ: 6 • 4 • 2 • 9, 1 • 16 • 9 • 3 и т. д.

Игра «Молчанка»

(Учитель читает вопрос, учащиеся показывают ответ карточкой.)

— Сколько минут в одной двенадцатой суток? (120.)

— Сколько сантиметров в одной пятой метра? (20.)

— Прошла пятая часть века и еще 2 года. Сколько это лет? (22.)

— Сколько минут в одной четвертой часа? (75.)

— Арбуз на четыре пятых состоит из воды. Сколько тонн воды в 2 т 500 кг арбузов? (2.)

— Ученик находится в школе одну четвертую часть суток. Сколько часов ученик учится? (6.)

2. Логическая задача

— Вокруг замка со спящей царевной вырыт глубокий ров, имеющий форму квадрата, шириной 2 м. Как королевичу перебраться через ров с помощью двух досок длиной по 2 м каждая?

III.Самоопределение к деятельности

— Пользуясь алгоритмом деления на двузначное число, про­верьте правильность решения примера.

- Какую ошибку допустили? (При подборе пробной цифры в частном: цифра 3 не подходит, так как произведение полу­чилось больше делимого.)

- Округлите число 27. (20.)

- Сколько десятков возьмем в частном?
(60.)

- Если 6 разделить на 2, получится 3. Почему же цифра не по­дошла? (Ответы детей.)

Бывают такие случаи деления, когда пробная цифра частного не подходит и ее нужно изменять.

- Сформулируйте задачи урока. (Продолжать учиться выпол­нять деление многозначного числа на двузначное.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 61.

- Как выполнено деление?

- Почему цифра 7 не подошла?

232 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. У доски по цепочке работают слабо­успевающие учащиеся, учитель оказывает им индивидуальную помощь. Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.(Показать нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,(Покружиться.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.(Соответствующие движения руками.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику №233 (с. 61).

— Прочитайте задачу.

— Как будем составлять краткую запись? (В таблице.)

— Что обозначает число 17 066? (Общую массу сена для коров.)

— Что обозначает число 10 176? (Общую массу сена для телят.)

— Что обозначают числа 23 и 12? (Расход сена на одно живот­ное.)




Расход сена на одно животное

Количество животных

Общий расход сена

Коровы

23 ц

?

17 066 ц

Телята

12 ц

?

10 176 ц

— Что надо узнать в задаче? (Количество телят и коров.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка. Один ученик объясняет решение задачи. Само­оценка.)

Решение

1) 17 066 : 23 = 742 (к.);

2) 10 176: 12 = 848 (т.).

Ответ: в хозяйстве 742 коровы и 848 телят.

236 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Четыре ученика по цепочке работают у доски. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 61). Коллективная проверка.)


— Какие получились треугольники? (Прямоугольные.)

— Как вы определили? (Квадрат разделили пополам. А ква­драт это прямоугольник.)

— Какую часть квадрата составляет треугольник? (Одну вторую.)

— Найдите площадь каждого треугольника.

— Сколько таких треугольников в составленной фигуре?

— Из каких фигур состоит елочка?

— Какую часть квадрата составляют маленькие треугольники? квадрат?

— Сравните площади. (Площадь фигур, из которых составлена елочка, больше.)

(Сильным ученикам можно предложить познакомиться с ма­териалом для расширения и углубления знаний и выполнить за­дание 2 (с. 109).)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

10 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

11 (с. 58).(Работа в парах. Коллективная проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 61). Проверка.) Ответ: 11, 13 и т. д.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой алгоритм вы учились использовать сегодня на уроке?

— Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?

— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?

— Какие виды задач мы решали?

— Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 234, 237 (с. 61).

_____________________________