ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 812
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
- Решите цепочку примеров на полях учебника (с. 60).
2. Геометрический материал
- Решите задачи.
• Каковы могут быть длина и ширина прямоугольника, если его периметр 18 см? (Длина и ширина должны быть выражены целым числом.)
• Длина прямоугольника 5 см. Чему равна его ширина, если
периметр равен 26 см?
• Периметр квадрата 64 см. Чему равна его сторона?
• Длина прямоугольника 5 см, а ширина 3 см. Чему равны периметр и площадь прямоугольника?
• Ширина прямоугольника 8 см, а длина на 4 см больше. Чему равны периметр и площадь прямоугольника?
3. Задание на смекалку
(Работа в группах.)
— Разрежьте треугольник на две части так, чтобы из них можно было составить квадрат.
Ответ
III. Самоопределение к деятельности
— Вспомните алгоритм письменного деления на двузначное число.
— Определите, не вычисляя, сколько цифр будет в частном в следующих выражениях:
252:28 420:28 2856:28 10 332:28
— Чем отличаются делимые в выражениях? (Количеством цифр.)
— Нужно ли для каждого случая составлять свой алгоритм? (Нет.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться использовать изученный алгоритм при делении многозначных чисел.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Пользуясь алгоритмом, объясните, как выполнено деление на с. 60.
(Работа в парах.)
— Сделайте вывод: как использовать этот алгоритм при делении любого многозначного числа?
— Почему цифра, которую мы подбираем, называется пробной? (Ее нельзя писать сразу, так как она может не подойти к первому делимому.)
№ 226 (с. 60).
(Первые три примера - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Солнце спит, и небо спит,(Сложенные ладони прислонить сначала к левой щеке, затем к правой.)
Даже ветер не шумит.(Качать поднятыми вверх руками:)
Рано утром солнце встало,(Руки вверх, потянуться.)
Всем лучи свои послало.(Качать поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок,(Качать разведенными в стороны руками.)
Небо тучей заволок(Закрыть лицо руками.)
И деревья раскачал.(Наклоны в стороны.)
Дождь по крышам застучал.(Прыжки на месте.)
Барабанит дождь по крышам,(Хлопки в ладоши.)
Солнце клонится все ниже.(Наклоны вперед.)
Вот и спряталось за тучи,(Присесть.)
Ни один не виден лучик.(Встать, спрятать руки за спину.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №227(с. 60).
— Прочитайте задачи.
— Чем они похожи и чем отличаются? (В задачах идет речь о теплоходах, которые были в пути 2 дня, но условия и вопросы разные.)
— Как удобнее составить краткие записи? (В таблицах.)
— Составьте таблицы и решите задачи: вариант 1 — задача 1, вариант 2 — задача 2.
(Два ученика работают у доски. Проверка, самооценка.)
1)
| Скорость | Время | Расстояние | |
Первый день | ? (одинаковая) | 8ч | ? | 350 км |
Второй день | | 6ч | ? | |
Решение
1) 8 + 6 = 14 (ч) - общее время в пути;
2) 350: 14 = 25 (км/ч) - скорость теплохода;
3) 25 • 8 = 200 (км) — прошел в первый день;
4) 25 • 6 = 150 (км) - прошел во второй день.
Ответ: в первый день теплоход прошел 200 км, а во второй — 150 км. 2)
Решение
1) 50 : (8 — 6) = 25 (км/ч) — скорость теплохода;
2) 25 • 8 = 200 (км) - прошел в первый день;
3) 25 • 6 = 150 (км) — прошел во второй день.
Ответ: в первый день теплоход прошел 200 км, а во второй — 150 км.
№230 (с. 60).
— Прочитайте задание.
— Начертите прямоугольник. Разделите его на две части так, как сказано в учебнике.
— Какие получились треугольники? (Прямоугольные.)
— Как вы это определили, не пользуясь чертежным угольником? (Мы разделили прямоугольник на треугольники, один прямой угол в треугольниках остался.)
— Найдите площадь каждого треугольника.
— Постройте два треугольника: остроугольный, тупоугольный.
— Какие треугольники называются остроугольными? прямоугольными? тупоугольными?
№229 (с. 60).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. Четыре ученика работают у доски. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 60). Самопроверка по образцу.) Ответ: 456.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Каким алгоритмом вы пользовались сегодня на уроке?
— Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?
— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?
— Какие виды задач мы решали?
Домашнее задание
Учебник: № 228 (с. 60).
Дополнительно: индивидуальные задания на карточках.
___________________________________
Тема: Письменное деление на двузначное число
Цели: продолжать учить выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения и задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на двузначное; решать уравнения; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Лабиринт»
— Пройдите через четверо ворот так, чтобы произведение соответствующих чисел равнялось числу, записанному в центре.
Ответ: 6 • 4 • 2 • 9, 1 • 16 • 9 • 3 и т. д.
Игра «Молчанка»
(Учитель читает вопрос, учащиеся показывают ответ карточкой.)
— Сколько минут в одной двенадцатой суток? (120.)
— Сколько сантиметров в одной пятой метра? (20.)
— Прошла пятая часть века и еще 2 года. Сколько это лет? (22.)
— Сколько минут в одной четвертой часа? (75.)
— Арбуз на четыре пятых состоит из воды. Сколько тонн воды в 2 т 500 кг арбузов? (2.)
— Ученик находится в школе одну четвертую часть суток. Сколько часов ученик учится? (6.)
2. Логическая задача
— Вокруг замка со спящей царевной вырыт глубокий ров, имеющий форму квадрата, шириной 2 м. Как королевичу перебраться через ров с помощью двух досок длиной по 2 м каждая?
III.Самоопределение к деятельности
— Пользуясь алгоритмом деления на двузначное число, проверьте правильность решения примера.
- Какую ошибку допустили? (При подборе пробной цифры в частном: цифра 3 не подходит, так как произведение получилось больше делимого.)
- Округлите число 27. (20.)
- Сколько десятков возьмем в частном?
(60.)
- Если 6 разделить на 2, получится 3. Почему же цифра не подошла? (Ответы детей.)
Бывают такие случаи деления, когда пробная цифра частного не подходит и ее нужно изменять.
- Сформулируйте задачи урока. (Продолжать учиться выполнять деление многозначного числа на двузначное.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 61.
- Как выполнено деление?
- Почему цифра 7 не подошла?
№232 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. У доски по цепочке работают слабоуспевающие учащиеся, учитель оказывает им индивидуальную помощь. Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.(Показать нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,(Покружиться.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.(Соответствующие движения руками.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику №233 (с. 61).
— Прочитайте задачу.
— Как будем составлять краткую запись? (В таблице.)
— Что обозначает число 17 066? (Общую массу сена для коров.)
— Что обозначает число 10 176? (Общую массу сена для телят.)
— Что обозначают числа 23 и 12? (Расход сена на одно животное.)
| Расход сена на одно животное | Количество животных | Общий расход сена |
Коровы | 23 ц | ? | 17 066 ц |
Телята | 12 ц | ? | 10 176 ц |
— Что надо узнать в задаче? (Количество телят и коров.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка. Один ученик объясняет решение задачи. Самооценка.)
Решение
1) 17 066 : 23 = 742 (к.);
2) 10 176: 12 = 848 (т.).
Ответ: в хозяйстве 742 коровы и 848 телят.
№236 (с. 61).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Четыре ученика по цепочке работают у доски. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 61). Коллективная проверка.)
— Какие получились треугольники? (Прямоугольные.)
— Как вы определили? (Квадрат разделили пополам. А квадрат — это прямоугольник.)
— Какую часть квадрата составляет треугольник? (Одну вторую.)
— Найдите площадь каждого треугольника.
— Сколько таких треугольников в составленной фигуре?
— Из каких фигур состоит елочка?
— Какую часть квадрата составляют маленькие треугольники? квадрат?
— Сравните площади. (Площадь фигур, из которых составлена елочка, больше.)
(Сильным ученикам можно предложить познакомиться с материалом для расширения и углубления знаний и выполнить задание 2 (с. 109).)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№10 (с. 58).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
№ 11 (с. 58).(Работа в парах. Коллективная проверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 61). Проверка.) Ответ: 11, 13 и т. д.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой алгоритм вы учились использовать сегодня на уроке?
— Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом?
— Что надо помнить при подборе пробной цифры в частном?
— Какие виды задач мы решали?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 234, 237 (с. 61).
_____________________________