Файл: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 810

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Закрепление изученного

Цели: закреплять письменный прием деления многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи; выполнять преобразования именованных чисел.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деле­ние трехзначного числа на двузначное; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; моде­лировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет Игра «Эстафета»

(Соревнование по рядам. Для каждого ряда своя цепочка при­меров. Учащиеся по очереди выходят к доске и решают по одному примеру из цепочки. Выигрывает ряд, который быстрее всех вы­полнит все вычисления и не допустит ошибок.)

2. Работа над задачами

• Бабушка купила 4 м шелка по 9 руб. и 3 м ситца. За всю покупку она заплатила 54 руб. Сколько стоит метр ситца? (6руб.)

• Для уроков труда купили 4 катушки белых ниток по 2 руб. и столько же катушек черных ниток по 3 руб. Сколько всего денег заплатили? (20руб.)

• Два мастера купили 9 отверток по одинаковой цене. Один заплатил за отвертки 16 руб., а другой - 56 руб. Сколько отверток купил каждый мастер? (2 отв. и 7отв.)

• У Миши было 13 руб., а у Оли - 14 руб. Сколько билетов в кино они смогут купить, если один билет стоит 3 руб.? (96.)

— Чем похожи задачи? (Это задачи на нахождение цены, коли­чества, стоимости.)

— Как найти стоимость? (Цену умножить на количество.)

— Как найти цену? количество?

3. Логическая задача

В коридоре детского сада стояли двухколесные и трехколес­ные велосипеды. Рулей было 7, а колес - 18. Сколько было двух­колесных и сколько трехколесных велосипедов? (3 двухколесных велосипеда и 4 трехколесных!)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.)

1170:26 13 160:35 4752:99 56 782:89

— На какие две группы можно разделить эти выражения? (С двузначным и трехзначным частным.)

— Как определить количество цифр в частном? (По первому неполному делимому.)

— Расскажите друг другу в парах алгоритм деления на двузнач­ное число.

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении многозначного числа на двузначное по алгоритму.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

238 (с. 62).(Работа в парах. Коллективная проверка.)

239 (с. 62).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. У доски по цепочке работают слабоус­певающие учащиеся. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 62 - ребус).)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся — (Наклоны туловища вправо и влево.)

Больше спать не захотел. (Наклоны туловища вперед и назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

240 (с. 62).

— Прочитайте задачу.

— Как удобнее составить краткую запись? (В таблице.)

— Какие вещи продавали? (Пальто и костюмы.)

— Что обозначает число 52? (Количество пальто.)

— Что обозначает число 38? (Количество костюмов.)

— Что обозначает число к? (Разность в стоимости пальто и ко­стюмов.)





Цена

Количество

Стоимость

Пальто

? (одинаковая)

52 шт.

?

На к руб. >

Костюмы




38 шт.

?





— Почему за пальто заплатили на к руб. больше? (Пальто про­дали больше.)

— Что надо узнать в задаче? (Стоимость пальто и костюмов по отдельности.)

— Что для этого надо знать? (Цену одной вещи.)

— Запишите первое выражение. ((52 - 38) : к.)

— Найдите значение выражения в скобках (упростите выра­жение). (20: к.)

— Что обозначает полученное выражение? (Цену одной вещи.)

— Запишите выражения ко второму вопросу. (20 : к 52, 20:к-32.)

241 (с. 62).(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

245 (с. 62).(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затрудне­ния, берут карточки.)

1 сут. = 24 ч 1 ч = 60 мин

1 дм2 = 100 см2 2= 100 дм2

(Самопроверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 62 — примеры).)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

12(с. 58).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

13 (с. 59).(Работа в парах. Коллективная проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 62). Самопроверка по образцу.)

Ответы

2 ч 30 мин = 150 мин

3 мин 26 с = 206 с

96 ч = 4 сут.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Каким алгоритмом вы пользовались сегодня на уроке?

— Как знание алгоритма помогает предупредить ошибки при решении примеров?

— Какие виды задач мы решали?

— Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 242, 244 (по желанию), 246 (с. 62).

______________________________

Тема: Закрепление изученного. Решение задач

Цели: закреплять письменный прием деления многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное; решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям, на движе­ние в противоположных направлениях; работать в группах; вы­полнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра «Приведи корабли к причалу»



(На доске нарисованы кораблики (можно вырезать из бумаги), на которых написаны примеры. У учащихся карточки с номерами причалов. Учитель показывает кораблик, учащиеся поднимают карточку с номером причала.)

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачу, учащиеся записывают выражение для ее решения. Один ученик работает на откидной доске.)

• Из двух городов, расстояние между которыми 60 км, од­новременно в противоположных направлениях выехали мотоцикл и автобус. Скорость мотоцикла 76 км/ч, а ско­рость автобуса 44 км/ч. Через какое время расстояние между ними будет 540 км? ((540 - 60): (76 + 44) =4 (ч).)

• Из одного села одновременно в противоположных направ­лениях выехали два велосипедиста со скоростями 12 км/ч и 8 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 3 ч? ((12 + 8) -3 = 60(км).)

• От двух станций, находящихся в 10 км друг от друга, од­новременно в противоположных направлениях вышли два поезда. Через 6 ч расстояние между ними стало 850 км. Найдите скорость второго поезда, если скорость первого 75 км/ч. ((850- 10) :6-75 = 65(км/ч).) (Проверка, самооценка.)

— Что общего у этих задач? (Это задачи на движение в проти­воположных направлениях.)

— Какая задача отличается от двух других? (Во второй задаче велосипедисты выехали из одного пункта.)

— Как называется общая скорость в таких задачах? Как ее най­ти? (Чтобы найти скорость удаления, надо сложить скорости двух объектов.)

— Как узнать общее расстояние в этих задачах? (К пройденному расстоянию прибавить расстояние, которое было в начале движения.)

  1. Работа по учебнику

255 (с. 63). (Работа в группах.)

Ответ: Нина, Дима, Костя.

III. Самоопределение к деятельности

— Составьте задачу по схематическому чертежу.

(Учитель вписывает данные условия одной из задач, состав­ленных детьми, в таблицу.) Вариант задачи




Масса одного ящика

Количество ящиков

Общая масса

Первый магазин

? (одинаковая)

9

?

На 30 кг > |

Второй магазин



7

?

















- Решите задачу.

— Составьте обратную задачу и решите ее.




Масса одного ящика

Количество ящиков

Общая масса

Первый магазин

? (одинаковая)

?

На 2 ящ. >|

135 кг

Второй магазин



?




105 кг













— Чем похожи задачи? Чем они отличаются? (Одинаковые чис­ловые данные, но разные условия и вопросы.)

— Что общего в решении? (В первом действии находим раз­ность, а потом массу одного ящика.)

— Как называются задачи, которые мы будем сегодня решать? (Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

247(с. 63).

— Прочитайте задачу.

— Почему из второго куска ткани сшили больше штор? (Во втором куске было больше ткани.)

— Как узнать, на сколько метров ткани во втором куске было больше, чем в первом? (36 —27 = 9 (м).)

— А на сколько больше сшили штор из второго куска ткани? (На З.)

— Что это значит? (Значит, из 9м ткани сшили 3 шторы.)

— Что теперь можно узнать? (Сколько метров пошло на одну штору.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Взаимопроверка.)

Решение

1) (36 - 27): 3 = 3 (м) - ткани пошло на одну штору;

2) 36 : 3 = 12 (ш.) - сшили из первого куска;

3) 27 : 3 = 9 (ш.) — сшили из второго куска.

Ответ: из первого куска ткани сшили 12 штор, а из второ­го-9.

248 (с. 63).(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на от­кидной доске. Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться, каши съесть,

Поскакать, за парту сесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику


249 (с. 63).

— Составьте задачу по чертежу.

— Что надо знать, чтобы узнать общее расстояние? (Расстоя­ние, пройденное двумя автомобилями.)

— Как его узнать? (Скорость удаления умножить на время.)

— Как мы теперь узнаем расстояние, которое будет между ав­томобилями через 4 ч? (К пройденному расстоянию прибавим 90 км.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. Решение

1) 60 + 70 = 130 (км/ч) - скорость удаления;

2) 130 • 4 = 520 (км) — расстояние, пройденное автомобилями;

3) 390 + 90 = 610 (км).

Ответ: через 4 ч между автомобилями будет расстояние 480 км.

250 (с. 63).(Коллективное выполнение с комментированием.)

251 (с. 63).(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у до­ски. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием бы­стрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 63).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 63). Взаимопроверка.) Ответы: 39, 36, 4428.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие виды задач мы решали сегодня на уроке?

— Какие вычислительные умения совершенствовали?

— Какое задание было самым интересным?

— Какое задание вызвало затруднения?

Домашнее задание

Учебник: № 254 (по вариантам), 246 (с. 62).

_________________________________

Тема: Закрепление изученного

Цели: закреплять умение выполнять деление многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навы­ки, умения решать задачи, выполнять действия с именованными числами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное; решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

— Сравните.

(Учащиеся показывают карточки со знаками сравнения и объ­ясняют свой выбор.)

15т2ц О 15 200кг 2см2 О 2 дм2

3 км 350 м О 3050 м 1000 дм2 О 1м2

120 мин О 2 ч45 мин 300 см2 О 3 м2

2. Геометрический материал

— Запишите решения задач выражениями. (Один ученик работает на откидной доске.)

• Периметр участка земли 16 м, ширина 3 м. Найдите пло­щадь участка. ((16:2 — 3) • 3 = 15 (м2).)

• Имеются два прямоугольника с одинаковой площадью. Ши­рина первого 16 см, длина 20 см, а длина второго 32 см. Ка­кова ширина второго прямоугольника?