Файл: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 809

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(16- 20:32 = 10(см).)

• Разметили два участка земли с одинаковой площадью. Первый участок земли был квадратный, с длиной стороны 6 м, второй — прямоугольный. Найдите ширину второго участка, если его длина 9 м. (6 • 6:9 = 4 (м).)

• При перепланировке участка решили изменить размеры пруда. Первоначально он был длиной 60 м и шириной 30 м. Его увеличили в длину на 10 м и уменьшили в шири­ну на 10 м. Как изменилась его площадь? (60 • 30-70- 20 = = 400(м2).)

(Коллективная проверка.)

  1. Работа по учебнику

6 (с. 69).(Работа в группах. Учащиеся выполняют схематический чертеж.)

Ответ: 9 м, 10 м, 11 м.

III. Самоопределение к деятельности

— Выполните деление с объяснением по алгоритму. 18 312:28

Примерные рассуждения учащихся

При подборе первой цифры в частном округляем число 28 до 20, 18 д.: 2 д. = 9. Умножим 28 на 9, получается 252. Эта цифра не подходит. И т. д.

— Почему цифра называется пробной? (Она не всегда подходит.)

— Как цифру подобрать точнее?

(Учащиеся высказываются. Учитель подводит их к выводу о том, что если единиц в делителе больше 5, надо округлить до сле­дующего десятка: 28 • 30, а 22 20.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письмен­ном делении многозначного числа на однозначное, узнать, как точнее подобрать цифру в частном.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

256 (с. 64).(Первый столбик - коллективно, с комментированием, остальные — самостоятельно: вариант 1 — первая строка, вари­ант 2 — вторая строка. Взаимопроверка.)

257 (с. 64).

— Прочитайте задачу 1.

— Как выполним краткую запись? (Составим таблицу.)

— Какие графы будут в таблице? (Скорость, время, расстояние.)

— Что обозначают числа 600 и 400? (Это расстояния.)

— Что обозначает число 10? (Это разность во времени.)




Скорость

Время

Расстояние

Длина

? (одинаковая)

?

На10ч>|

<—1

600 км

Ширина




7




400 км


- Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка.)

Решение

1) (600 - 400): 10 = 20 (км/ч) - скорость;

2) 600: 20 = 30 (ч) — время, за которое водохранилище можно пересечь по длине;

3) 400 : 20 = 20 (ч) - время, за которое водохранилище можно пересечь по ширине.

Ответ: по длине водохранилище можно пересечь за 30 ч, а по ширине — за 20 ч.

— Прочитайте задачу 2.

- Чем похожи задачи и чем они отличаются?

- Как можно назвать эти задачи? (Взаимообратные.)

- Составьте таблицу для задачи 2 и решите ее самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)




Скорость

Время

Расстояние

Длина

? (одинаковая)

30 ч

?

На 200 км >

Ширина




20 ч

?




Решение

1) 200 : (30 - 20) = 20 (км/ч) - скорость;

2) 30 • 20 = 600 (км) - длина;

3) 20 • 20 = 400 (км) - ширина.

Ответ: длина водохранилища 600 км, а ширина - 400 км.

V. Физкультминутка

Стало палубу качать.

Ноги к палубе прижать!

Крепко ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Сели - руки на колени,

А теперь немного лени.

Напряженье улетело,

И расслабилось все тело.

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко,

Ровно, глубоко.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

259 (с. 64).(Первый столбик - коллективно. Учитель показывает образец оформления. Остальные - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

260 (с. 64).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

261 (с. 64).(Самостоятельное выполнение. У доски работают три учени­ка. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 64 - ребус).)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 64). Взаимопроверка.) Ответ: 31 м 80 см.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока


- Какие вычислительные умения мы совершенствовали се­годня на уроке?

- Что нового вы узнали о способах подбора цифры в частном?

- Какие виды задач мы решали?

- Какая задача вызвала затруднения?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Учебник: № 258, 262 (по желанию), 263 (с. 64).

___________________________


Тема: Письменное деление на двузначное число. Закрепление

Цели:закреплять приемы письменного деления на двузначное число; рассмотреть случаи деления, когда в частном есть нули; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на двузначное число, когда в частном есть нули; решать задачи на встречное движение; читать равенства, используя математическую терминологию; составлять и решать уравнения; работать в парах; выполнять задания творческого и по­искового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Математический диктант

1) Найдите произведение чисел 38 и 20. (760.)

2) Во сколько раз число 1800 больше 300? (В 6.)

3) Какое число уменьшили на 700, если получили 5300? (6000.)

4) Увеличьте наименьшее пятизначное число в 100 раз. (100.)

5) Запишите трехзначное число, в котором 3 сотни, а единиц и десятков поровну. Увеличьте его на 100. (Например: 311 (411), 322 (422) и т. д.)

6) К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11.)

7) Чему равно частное от деления чисел 600 и 30? (20.)

8) На огороде площадью 1000 м2 растут капуста и картофель. Капустой занято три пятых части огорода. Сколько квадрат­ных метров занято картофелем? (400м2.)

9) Сколько метров в одной десятой километра? (100м.)

10) Вычислите площадь участка прямоугольной формы, длина которого равна 20 м, а ширина в 2 раза меньше. (200м2.)

2. Работа над задачами

(На доске схематический чертеж, числовые данные записаны на карточках.)

— Составьте задачу по чертежу и запишите решение выражением. (Проверка. Затем учитель меняет карточки.)


— Составьте задачу по чертежу и решите ее. (Аналогично составляются и решаются все возможные об­ратные задачи.)

— Как называются эти задачи? (Взаимообратные.)

— Какой вид движения представлен на чертеже? (Встречное движение.)

— Как называется общая скорость в таких задачах? (Скорость сближения.)

— Сделайте вывод: как найти скорость, время, расстояние при встречном движении?

3. Работа по учебнику

3(с.69).

— Рассмотрите рисунок.

— По каким признакам можно разделить фигуры на группы? (По форме, цвету.)

— Разделите фигуры по форме. Какие получились группы? (Круги и треугольники.)

— На какие группы можно разделить треугольники? (По типу углов: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. По типу сторон: равнобедренные, разносторонние, равносторонние.)

— Выполните задание в парах. (Верные высказывания — 1, 4, неверные — 2,3.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.)

5:16 11:19 56:78

— Что общего в данных выражениях? (Делимое больше делителя.)

— Выполните деление устно. (Сильный ученик работает у доски.)

5: 16 = 0 (ост. 5)

11: 19 = 0 (ост. 11)

56 : 78 = 0 (ост. 56)

— Сделайте вывод: как разделить меньшее число на большее? (Значение частного равно нулю, а остаток — делимому?)

— Выполните деление. 16 238:23.

Примерные рассуждения учащихся

Надо разделить 16 238 на 23. Первое неполное делимое 162 сот­ни, значит, в частном будут три цифры: сотни, десятки и единицы. Ставим три точки. Разделим 162 на 23. Для этого достаточно разде­лить 162 на 20, пробная цифра 7. Проверим: 23 • 7 = 161. Вычитаем: 162 — 161 = 1. Сравниваем остаток с делителем. Остаток меньше делителя. Второе неполное делимое - 13 десятков. 13 десятков нельзя разделить на 23 так, чтобы в частном получились десятки, поэтому в частном на месте десятков запишем 0. Находим третье неполное делимое и т. д.

— Чем интересен пример? (В частном есть 0.)

— Как поступать в этом случае?

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление на двузначное число в случаях, когда неполное делимое меньше делителя.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Объясните, как выполнено деление на с. 65.

— Как можно сократить запись? (Можно не вычитать 0, а сра­зу приписать цифру третьего неполного делимого.)

— Какую ошибку можно при этом допустить и как этого из­бежать?