ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 804
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Можно забыть записать О в частном. Чтобы этого не случилось, нужно ставить точки для обозначения количества цифр в частном.)
№265 (с. 65).(Первый и второй столбики — коллективно, с комментированием у доски, третий и четвертый — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)
№266 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
— Как называются такие задачи? (Задачи на встречное движение.)
— Как выполнить краткую запись? (В виде схематического чертежа.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные - в тетрадях.)
— Объясните, что обозначают выражения, в парах. (Коллективная проверка.)
— Что неизвестно в задаче?
— Как найти скорость второго лыжника? (Из скорости сближения вычесть скорость первого лыжника.)
— Как найти скорость сближения? (Расстояние разделить на время.)
— Как 20 км разделить на 40 мин? (Перевести километры в метры.)
— Каким еще способом можно найти скорость второго лыжника? (Сначала узнать расстояние, которое прошел первый лыжник, потом вычесть его из общего расстояния и разделить полученный результат на время.)
— Запишите решение задачи любым способом.
(Два ученика работают у доски. Проверка, самооценка.)
Решение
Первый способ
1)20 км = 20 000 м;
2) 20 000 : 40 = 500 (м/мин) — скорость сближения;
3) 500 - 240 = 260 (м/мин).
Второй способ
1) 240 • 40 = 9600 (м) - прошел первый лыжник! -v
2) 20 км = 20 000 м;
3) 20 000 - 9600 = 10 400 (м) - прошел второй лыжник;
4) 10 400: 40 = 260 (м/мин).
Ответ: скорость второго лыжника 260 м/мин.
V. Физкультминутка
В небе плавает луна.(Плавные покачивания вправо и влево.)
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять —(Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать.(Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять —(Хлопки над головой.)
И пониже перевесить.(Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь —(Шаги на месте.)
Чтоб луна светила всем.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№268 (с. 65).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 65). Взаимопроверка.) Ответы: 5 мин, 4 мин.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие вычислительные умения мы совершенствовали сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали о делении на двузначное число?
- Какие задачи мы решали?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Учебник: № 267, 269, задание на полях (по желанию) (с. 65).
____________________________
Тема: Закрепление изученного. Решение задач
Цели: закреплять умение выполнять деление многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное; решать задачи с величинами «производительность», «время», «работа»; читать равенства, используя математическую терминологию; составлять и решать уравнения; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Заполните таблицу.
2. Работа по учебнику №2 (с. 68).
(Коллективное выполнение. Учитель знакомит учащихся с понятиями расход, выгода.)
— Прочитайте условие задачи.
— Прочитайте вопрос 1.
— Какие данные необходимы для ответа на первый вопрос? Занесем их в таблицу.
— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? (Узнать, сколько страниц требуется распечатать на семью в год, и сравнить это число и число 2000.)
— Решите задачу.
Решение
1) 150 • 9 = 1350 (с.) — количество страниц на семью в год;
2) 1350 < 2000.
Ответ: одного картриджа хватит на весь учебный год.
— Прочитайте вопрос 2.
— Можем ли мы ответить на этот вопрос? (Нет, так как мы не знаем, сколько листов бумаги в одной пачке.)
— Прочитайте вопрос 3.
— Какие данные нужны для ответа на этот вопрос? Занесем их в таблицу. Сколько таблиц нужно составить? (Две, так как нужно высчитать расход на распечатку дома и у специалиста.)
Расход на распечатку дома
Расход на распечатку у специалиста
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи? (Нет, так как мы не знаем, сколько денег семья должна потратить на бумагу.)
3. Логические задачи
• На весах, которые находятся в равновесии, на одной чаше лежат 1 морковка и 2 одинаковые редиски. На другой чаше - 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче — морковка или редиска? (Массы морковки и редиски одинаковы.)
• Как с помощью пятилитровой кастрюли и трехлитровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 л воды? (С помощью трехлитровой банки в кастрюлю надо налить 5 л, тогда в банке останется 1 л воды, ее выливаем в ведро. Далее в это ведро добавить Зл воды.)
III. Самоопределение к деятельности
— Составьте задачу по таблице.
— Прочитайте, как называются графы в таблице.
- Какая из величин будет являться произведением, а какие -множителями?
— Что такое производительность? (Работа за единицу времени— 1 ч.)
— Как узнать время, за которое выполнит работу мастер?
— Как узнать время, за которое выполнит работу ученик?
— Как узнать, сколько деталей они делали вместе за 1 ч?
— Как узнать время, за которое они вместе сделают эту работу?
— Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? (Задачи с величинами «производительность», «время», «работа».)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику №270 (с. 66).
— Прочитайте задачу 1.
— Как лучше кратко записать условие задачи? (В таблице.)
— Какие графы будут в таблице?
— Как найти время работы? (Работу разделить на производительность.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
Решение: 70 : 10 = 7 (ч).
Ответ: мастер работал 7 ч.
— Прочитайте задачу 2.
— Какие графы будут в таблице? Сколько в ней будет строк?
— Что обозначают числа 7 и 8? (Производительность первого и второго токарей.)
— Что обозначает число 90? (Общую работу.)
— Что надо узнать в задаче? (Время изготовления при одновременной работе.)
— Как узнать общую производительность первого и второго токарей? (Сложить производительность первого и второго токарей.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Взаимопроверка.)
Решение
1)7 + 8=15 (д.) — изготовят за 1 ч при одновременной работе;
2) 90 : 15 = 6 (ч).
Ответ: 90 деталей они изготовят за 6 ч.
— Составьте и решите обратные задачи. (Проверка.)
№273 (с. 66).
— Прочитайте задачу.
— Как называются такие задачи? (Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.)
— Как выполним краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
(Сильные учащиеся выполняют чертеж и записывают решение самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. С теми, кто испытывает затруднения, задачу разбирает учитель.)
— Почему в этом году молока стали перевозить больше? (Машин стало больше.)
— На сколько стало больше машин? (7-5 = 2(м.).)
— Как, зная две эти разности, узнать, сколько тонн молока привозит один молоковоз-гигант?
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка, самооценка.)
Решение
1) 38 : (7 - 5) = 19 (т) - молока привозит один молоковоз;
2) 19 • 5 = 95 (т) — молока привозили в прошлом году;
3) 19 • 7 = 133 (т) — молока привозят в этом году.
Ответ: в прошлом году в город привозили 95 т молока, а в этом году привозят 133 т молока.
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 278 (с. 66).)
№271 (с. 66).(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)
№272 (с. 66).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. Самопроверка по образцу, самооценка.)
V. Физкультминутка
Встали дети ровно в крут,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
VI. Рефлексия
Самостоятельная работа
(См.: сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 24 (с. 65, 66). Проверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
- Как называются величины в этих задачах?
- Какие вычислительные умения мы совершенствовали?
- Какое задание было самым интересным?
№265 (с. 65).(Первый и второй столбики — коллективно, с комментированием у доски, третий и четвертый — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)
№266 (с. 65).
— Прочитайте задачу.
— Как называются такие задачи? (Задачи на встречное движение.)
— Как выполнить краткую запись? (В виде схематического чертежа.)
(Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные - в тетрадях.)
— Объясните, что обозначают выражения, в парах. (Коллективная проверка.)
— Что неизвестно в задаче?
— Как найти скорость второго лыжника? (Из скорости сближения вычесть скорость первого лыжника.)
— Как найти скорость сближения? (Расстояние разделить на время.)
— Как 20 км разделить на 40 мин? (Перевести километры в метры.)
— Каким еще способом можно найти скорость второго лыжника? (Сначала узнать расстояние, которое прошел первый лыжник, потом вычесть его из общего расстояния и разделить полученный результат на время.)
— Запишите решение задачи любым способом.
(Два ученика работают у доски. Проверка, самооценка.)
Решение
Первый способ
1)20 км = 20 000 м;
2) 20 000 : 40 = 500 (м/мин) — скорость сближения;
3) 500 - 240 = 260 (м/мин).
Второй способ
1) 240 • 40 = 9600 (м) - прошел первый лыжник! -v
2) 20 км = 20 000 м;
3) 20 000 - 9600 = 10 400 (м) - прошел второй лыжник;
4) 10 400: 40 = 260 (м/мин).
Ответ: скорость второго лыжника 260 м/мин.
V. Физкультминутка
В небе плавает луна.(Плавные покачивания вправо и влево.)
В облака зашла она.
Раз, два, три, четыре, пять —(Хлопки в ладоши.)
Можем мы луну достать.(Руки вверх.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять —(Хлопки над головой.)
И пониже перевесить.(Руки вниз.)
Десять, девять, восемь, семь —(Шаги на месте.)
Чтоб луна светила всем.(Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№268 (с. 65).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 65). Взаимопроверка.) Ответы: 5 мин, 4 мин.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие вычислительные умения мы совершенствовали сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали о делении на двузначное число?
- Какие задачи мы решали?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Учебник: № 267, 269, задание на полях (по желанию) (с. 65).
____________________________
Тема: Закрепление изученного. Решение задач
Цели: закреплять умение выполнять деление многозначного числа на двузначное; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на двузначное; решать задачи с величинами «производительность», «время», «работа»; читать равенства, используя математическую терминологию; составлять и решать уравнения; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
— Заполните таблицу.
Делимое | 1200 | 300 | | 1290 | | 400 | | 1860 | 1200 |
Делитель | 24 | | 96 | 43 | 54 | | 27 | 30 | |
Частное | | 75 | 30 | | 50 | 100 | 40 | | 200 |
2. Работа по учебнику №2 (с. 68).
(Коллективное выполнение. Учитель знакомит учащихся с понятиями расход, выгода.)
— Прочитайте условие задачи.
— Прочитайте вопрос 1.
— Какие данные необходимы для ответа на первый вопрос? Занесем их в таблицу.
Количество страниц в месяц | Время | Общее количество страниц |
150 | 9мес. | ? |
— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? (Узнать, сколько страниц требуется распечатать на семью в год, и сравнить это число и число 2000.)
— Решите задачу.
Решение
1) 150 • 9 = 1350 (с.) — количество страниц на семью в год;
2) 1350 < 2000.
Ответ: одного картриджа хватит на весь учебный год.
— Прочитайте вопрос 2.
— Можем ли мы ответить на этот вопрос? (Нет, так как мы не знаем, сколько листов бумаги в одной пачке.)
— Прочитайте вопрос 3.
— Какие данные нужны для ответа на этот вопрос? Занесем их в таблицу. Сколько таблиц нужно составить? (Две, так как нужно высчитать расход на распечатку дома и у специалиста.)
Расход на распечатку дома
Принтер | 3600 руб. |
Заправка на 2000 с. | 650 руб. |
Бумага | ? |
Расход на распечатку у специалиста
Цена | Количество | Стоимость |
4 руб. | 1350 с. | ? |
- Можем ли мы ответить на вопрос задачи? (Нет, так как мы не знаем, сколько денег семья должна потратить на бумагу.)
3. Логические задачи
• На весах, которые находятся в равновесии, на одной чаше лежат 1 морковка и 2 одинаковые редиски. На другой чаше - 2 такие же морковки и 1 такая же редиска. Что легче — морковка или редиска? (Массы морковки и редиски одинаковы.)
• Как с помощью пятилитровой кастрюли и трехлитровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 л воды? (С помощью трехлитровой банки в кастрюлю надо налить 5 л, тогда в банке останется 1 л воды, ее выливаем в ведро. Далее в это ведро добавить Зл воды.)
III. Самоопределение к деятельности
— Составьте задачу по таблице.
| Производительность | Время | Работа | ||
Мастер | 9 д. в час | ? | }? | ? | }90д. |
Ученик | 6 д. в час | ? | | ? | |
— Прочитайте, как называются графы в таблице.
- Какая из величин будет являться произведением, а какие -множителями?
— Что такое производительность? (Работа за единицу времени— 1 ч.)
— Как узнать время, за которое выполнит работу мастер?
— Как узнать время, за которое выполнит работу ученик?
— Как узнать, сколько деталей они делали вместе за 1 ч?
— Как узнать время, за которое они вместе сделают эту работу?
— Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? (Задачи с величинами «производительность», «время», «работа».)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику №270 (с. 66).
— Прочитайте задачу 1.
— Как лучше кратко записать условие задачи? (В таблице.)
— Какие графы будут в таблице?
Производительность | Время | Работа |
10 д. в час | ? | 70 д. |
— Как найти время работы? (Работу разделить на производительность.)
— Запишите решение задачи самостоятельно.
Решение: 70 : 10 = 7 (ч).
Ответ: мастер работал 7 ч.
— Прочитайте задачу 2.
— Какие графы будут в таблице? Сколько в ней будет строк?
— Что обозначают числа 7 и 8? (Производительность первого и второго токарей.)
— Что обозначает число 90? (Общую работу.)
| Производительность | Время | Работа | |
Первый токарь | 7 д. в час | ? | ? | }90д. |
Второй токарь | 8 д. в час | | ? | |
— Что надо узнать в задаче? (Время изготовления при одновременной работе.)
— Как узнать общую производительность первого и второго токарей? (Сложить производительность первого и второго токарей.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Взаимопроверка.)
Решение
1)7 + 8=15 (д.) — изготовят за 1 ч при одновременной работе;
2) 90 : 15 = 6 (ч).
Ответ: 90 деталей они изготовят за 6 ч.
— Составьте и решите обратные задачи. (Проверка.)
№273 (с. 66).
— Прочитайте задачу.
— Как называются такие задачи? (Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.)
— Как выполним краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
(Сильные учащиеся выполняют чертеж и записывают решение самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. С теми, кто испытывает затруднения, задачу разбирает учитель.)
— Почему в этом году молока стали перевозить больше? (Машин стало больше.)
— На сколько стало больше машин? (7-5 = 2(м.).)
— Как, зная две эти разности, узнать, сколько тонн молока привозит один молоковоз-гигант?
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка, самооценка.)
Решение
1) 38 : (7 - 5) = 19 (т) - молока привозит один молоковоз;
2) 19 • 5 = 95 (т) — молока привозили в прошлом году;
3) 19 • 7 = 133 (т) — молока привозят в этом году.
Ответ: в прошлом году в город привозили 95 т молока, а в этом году привозят 133 т молока.
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 278 (с. 66).)
№271 (с. 66).(Коллективное выполнение с комментированием у доски.)
№272 (с. 66).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 - вторая строка. Самопроверка по образцу, самооценка.)
V. Физкультминутка
Встали дети ровно в крут,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу.
VI. Рефлексия
Самостоятельная работа
(См.: сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 24 (с. 65, 66). Проверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
- Как называются величины в этих задачах?
- Какие вычислительные умения мы совершенствовали?
- Какое задание было самым интересным?