Файл: На сегодняшний день управление производством и персоналом является профессиональной деятельностью, а управленческий персонал основа рабочей силы, требующая новые подходы к работе с кадрами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Многие руководители компаний формально сопоставляют окончание испытательного срока нового сотрудника с окончанием адаптационного периода. Но как показывает практика, адаптация нового сотрудника продолжается и после окончания испытательного срока.
Выделяют ряд показателей, по которым можно судить об эффективно пройденной сотрудником адаптации:
-
Отсутствие у нового сотрудника всевозможных барьеров на рабочем месте. Процесс работы сотрудника не вызывает у него напряжения, становится привычным и не вызывает дополнительного стресса. -
Полученные сотрудником знания и навыки достигают уровня, при котором он способен самостоятельно и в полной мере выполнять задачи, поставленные перед ним в рабочем процессе. -
Сотрудник достигает приемлемых показателей эффективности работы, соответствует стандартам организации. -
Стремление сотрудника к развитию в его профессиональной сфере, его вовлеченность в процесс и мотивация к достижению высших целей. -
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, сотрудник уже не признается «чужаком», а имеет равные с другими членами позиции в социальной группе.
-
Затраты на адаптацию одного сотрудника. Данный показатель рассчитывается на основе стоимости работ всех сотрудников, которые участвует в процессе адаптации новичка. -
Доля сотрудников, на которых направлена адаптация. Нормативом является сто процентов, то есть любой сотрудник, вступивший в новую должность, должен пройти программу адаптации. -
Доля сотрудников, успешно прошедших адаптацию, по отношению к общему количеству новичков. -
Доля работников, не прошедших адаптацию, по отношению к общему количеству новичков в компании.
Данные критерии не обязательны для каждой организации и несут рекомендательный характер. Это связано с тем, что правовыми нормами адаптация сотрудников не регулируется. Каждая компания для себя может определять свой уровень адаптированности сотрудника самостоятельно.
Заметим, что критерии оценки эффективности адаптации носят субъективный и объективный характер, где объективные показатели характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах, а объективные характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями.
Для каждого вида адаптации существуют свои определенные субъективные и объективные критерии (табл. 1.4). Субъективные определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и квалификации; отношений с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.
Выделяя виды адаптации по содержанию, можно наблюдать разные наборы критериев адаптированности сотрудников, которые представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Виды критериев адаптированности сотрудников
Вид | Критерии адаптированности | |
Объективные | Субъективные | |
Профессиональная адаптация | Выполнение норм выработки, правильное оформление документации, соблюдение стандартов и т.д | Позитивное отношение к рабочему процессу, вовлеченность в деятельность организации, удовлетворенность своей работой, стремление к профессиональному развитию и карьерному росту. |
Социально-психологическая адаптация | Соответствие стандартам корпоративной культуры, принятие ценностей организации, следование существующих в ней традициям, заинтересованность и вовлеченность в жизнь коллектива не только в рабочее, но и в нерабочее время | Удовлетворенность межличностными отношениями в коллективе, принятие своей роли в коллективе, открытость к общению с коллегами и желание участвовать во всевозможных мероприятиях, проводимых в компании. |
Психофизиологическая адаптация | Степень заболеваемости сотрудников в первый год своей работы, степень утомляемости сотрудников на рабочем месте, уровень работоспособности. | Настроение сотрудника на рабочем месте, его самочувствие, степень соответствия рабочего места уровню, при котором сотрудник чувствует себя комфортно. |
Организационно-административная адаптация | Соблюдение сотрудником норм организационного поведения, трудовой дисциплины. | Понимание самим сотрудником его задач, их решений, готовность сотрудника к принятию изменений, удовлетворенность степенью осведомленности об организационных процессах. |
Экономическая адаптация | Принятие экономических механизмов организации, существующей системы оплаты труда и премирования | Степень удовлетворенности сотрудника уровнем своей заработной платы, существующей системой материальной мотивации в компании |
Помимо оценки эффективности адаптации сотрудника и в целом адаптационной программы, необходимо производить оценку работы менеджера по персоналу, который отвечает за процесс адаптации новичков.
Оценку можно провести на основе двух главных показателей: текучесть кадров в период прохождения испытательного срока, а так же на основе количества не прошедших испытательный срок по отношению к общему числу сотрудников, умноженному на сто процентов. В некоторых компаниях помимо данной оценки, используют показатели KPIобученных (адаптированных) сотрудников.
Рационально разработанная система оценки программ адаптации в организации позволит определить уровень полученных навыков сотрудниками, выявить сильные и слабые стороны адаптационной программы для последующей ее корректировки, принять правильное решение в отношении нового сотрудника о продолжении или прекращении трудовых отношений. Кроме того данная система оценки адаптации позволит оценить потенциал принятого работника, развить необходимые управленческие компетенции наставников и руководителей.
1.4 Наставничество как современная персонал-технология управления адаптацией персонала
Один из мощных инструментов – наставничество используется для повышения эффективности адаптации сотрудника к новой социальной среде.
Наставничество - это процесс, в котором один человек (наставник) ответствен за должностное продвижение и развитие другого человека («новичка» или наставляемого) вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного.
Это один из старых и наиболее эффективных способов передачи знаний и необходимых навыков новым сотрудникам предприятий в процессе их адаптации в незнакомом коллективе. При работе с новыми кадрами наставничество носит характер постоянного метода обучения сотрудников непосредственно на рабочем месте.
Процесс обучения проходит в коллективе непосредственно на рабочем месте, поставленные профессиональные задачи и обязанности, возложенные на нового работника, выполняются под руководством опытного специалиста. Таким образом, профессиональные задачи и обязанности выступают в качестве рабочих примеров, а опытный специалист – наставником. Наставники работают с новыми кадрами, уровень знаний и подготовки которых может быть очень широк и разнообразен. Так, новый сотрудник может иметь за спиной немалый профессиональный опыт и большой объем знаний, или же, наоборот, частичное или полное отсутствие профессиональных навыков и умений. Работники с солидным профессиональным опытом, попадая в новую организацию, также работают с наставником, но им помогают лишь адаптироваться на новом рабочем месте, оценить специфику и особенности работы компании, и освоиться в корпоративной культуре компании.
Наставничество помогает быстро и легко приспособиться к новым условиям. Главное преимущество процесса заключается в том, что данная система ускоряет процесс внедрения новых сотрудников в компанию и повышает эффективность их работы за минимально короткое время.
Данный процесс можно применять как к вновь принятым сотрудникам, так и к уже работающим в компании сотрудникам, квалификацию которых по необходимым причинам нужно изменить. Различают две формы наставничества: индивидуальную и групповую.
При индивидуальной форме наставничества к одному мастеру прикрепляется один - два новых рабочих. В этой форме наиболее плотно можно изучить индивидуальные особенности сотрудника и оказать на них воздействие.
При групповой форме наставничества к одному мастеру прикрепляется много учеников, которые требуют совместимости по разным индивидуально-психологическим качествам:
-
по физическим, -
по психологическим, -
по эмоционально-волевым, -
по социально-психологическим.
Чем разнообразнее работа, тем больше должна быть психологическая совместимость.
Наставниками в организации могут выступать:
1) сотрудники, которые работают в организации долгое время, имеют опыт, знания и заинтересованы в том, чтобы передать свой опыт, знания и навыки новым работникам;
2) также в кандидаты могут рассматриваться сотрудники, которые за последнее время сумели показать отличные результаты и карьерный рост.
Кто бы из сотрудников не рассматривался в кандидаты наставника, он должен уметь взаимодействовать со всем коллективом.
В процессе адаптации роль наставника заключается в следующем:
-
помощь сотруднику в понимании и принятии своего нового статуса в организации; -
освоение новых норм поведения; -
ознакомление с корпоративными ценностями организации; -
помощь в налаживании и поддержании взаимоотношений с коллективом; -
помощь сотруднику в формировании профессиональных навыков, необходимых для выполнения его функциональных обязанностей
В процессе передачи опыта наставник выступает в трех ролях: как руководитель, как коммуникатор и как «научитель» и поэтому он должен иметь навыки каждого из трех ролей (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Основные требования к роли наставника
Роль наставника | Требование |
Руководитель | Уметь планировать свою деятельность |
Ставить задачи новому сотруднику | |
Мотивировать сотрудника | |
Контролировать результаты обучения | |
Коммуникатор | Уметь доносить информацию сотруднику на понятном языке |
Уметь слушать и слышать | |
Научитель | Уметь учитывать особенности обучения взрослых и этапы формирования навыка |
Умело пользоваться инструментом конструктивной обратной связи |