Файл: Развитие экспортного потенциала малого и среднего.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, в результате проведенного анализа выявлена необходимость исследования факторов формирования экспортного потенциала на глобальном уровне.


1.3. Факторы, оказывающие влияние на развитие экспортного потенциала малого и среднего бизнеса


Сегодня Россия находится в условиях воздействия санкций, беспрецедентных по своему масштабу. Санкционное воздействие отразилось на большинстве хозяйствующих субъектов, в том числе на субъектах малого и среднего предпринимательства.

В процессе формирования и развития экспортного потенциала национальной экономики на глобальном уровне важно понимание, каким образом международное экономическоесообществобудетпланироватьдеятельность в новых экономических обстоятельствах, учитывая фактор неопределенности и неспособности мировой экономики обеспечивать прежние темпы роста.

Современная тенденция ослабления процессов глобализации как двигателя роста, переориентация ведущих экономик на решение собственных внутренних социально-экономических проблем, их нежелание разрабатывать новые глобальные проекты для создания новых двигателей роста мировой экономики, обусловило необходимость анализа условий работы международного бизнеса с учетом неустойчивости и нестабильности международного сотрудничества, а также роста протекционистских настроений.

С этой целью, была предложена классификация факторов формирования экспортного потенциала во взаимоувязке с современными тенденциями мировой экономики.

Глобальный уровень предполагает классификацию факторов формирования экспортного потенциала, учитывающую:

– способности использовать современные тенденции мировой экономики как возможности развития экспортного потенциала хозяйствующего субъекта, применяя его существующие ресурсы;

– способности адаптировать/эволюционировать существующую ресурсную базу хозяйствующего субъекта согласно требованиям мировой экономики и отдельных зарубежных рынков.

Современные тенденции мировой экономики были определены на основе исследовании конъектуры мировой экономики, которое было основано на анализе тематики ключевых международных мероприятий в области мировой экономики и международного бизнеса, к которым относятся WorldEconomicForumAnnualMeeting, AsianFinancialForum, Петербургский международный экономический форум, Международный дискуссионный клуб «Валдай».

В результате в рамках предлагаемой классификации были выделены четыре группы факторов формирования экспортного потенциала и определена взаимосвязь между тенденциями мировой экономики и данными факторами формирования экспортного потенциала:

1. Глобализация и регионализм (протекционизм) и социально- экономические факторы формирования экспортного потенциала.

Под социально-экономическими факторами подразумевается группа факторов, отражающих условия работы внешнего рынка, включая достигнутый уровень жизни и потребностей населения; покупательная способность населения; численность населения, его социальный и половозрастной составы; степень насыщенности рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сети; географическое расположение рынка ассортиментную линейку и качество выпускаемой продукции/услуги; уровень и соотношение цен на товары и другие. В большей степени социально-экономические факторы представляют собой факторы способствующие реализации экспортного потенциала, так как первоначально определяют привлекательность внешнего рынка для экспорта.

Процессы глобальной и региональной интеграции, с одной стороны, призваны сократить различия в социально-экономических факторах стран- участниц интеграционных объединений, с другой стороны, такие процессы могут усилить различия между странами, входящими в разные интеграционные группировки за счет необходимости соблюдения и выполнения заключенных в рамках них соглашений.

Как уже упоминалось ранее, глобализация больше не в состоянии не только стимулировать рост мировой экономики, но и обеспечивать собственное развитие. Развитые страны в большей степени концентрируются при этом на развитии национальных экономик, нежели на поддержании системы международного экономического сотрудничества. Как следствие маловероятно, что международное сообщество согласится пожертвовать национальным суверенитетом, даже, если это будет необходимо для укрепления международной экономической системы. Подтверждением тому стала пандемия COVID-19, которая имела негативный эффект для взаимоотношений между государствами и подтвердила невозможность глобального взаимодействия в условиях неопределенности и сложности прогнозирования процессов мировой экономики, ставящих под угрозу жизнедеятельность целых стран. За время пандемии на смену пропагандируемым глобализацией ценностям всеобщей взаимопомощи и сотрудничества пришли эгоизм и недоверие, причем не только в политике, но и в корпоративных цепочках поставок. Пример несоблюдения деловой этики в отношениях партнеров продемонстрировали США, перекупив у Китая крупный заказ медицинских масок, которые предназначались для больниц и домов престарелых во Франции.

На сегодняшний день процессы региональной экономической интеграции приобретают всесторонний и международный характер и претендуют на формирование новых форм и правил регулирования торгово-экономической деятельности на мировом и региональном уровне. А крупнейшие региональные экономические державы стремятся к формированию собственной глобальной архитектуры, что приводит к усложнению имеющейся системы экономической взаимосвязанности.

Как и для любого явления, относительно региональной интеграции можно выделить как ееположительныемоменты,такиряднегативныхчерт. К положительным относится то, что более узкий состав участников объединения, облегчает достижение консенсуса в конечном итоге. К отрицательным чертам можно причислить следующие: устранение барьеров во взаимоотношениях с партнерами по региональной интеграции влечет за собой их сохранение для третьих стран; в дальнейшем возможно возникновение противостояния между региональными блоками стран; региональная интеграция снижает интерес к глобальной интеграции, так как в рамках региональной интеграции страны преследуют в большей степени цель получения локальной выгоды в ущерб решению глобальных проблем.

Нельзя не отметить, что регионализация также была поставлена под вопрос пандемией COVID-19, хотя и в меньшей степени, чем глобализация. Так, с одной стороны, в литературе подчеркивается, что преодоление экономического кризиса Евросоюзом зиждется во многом на усилиях общих институтов – Европейского механизма стабильности, мерах Европейского Центробанка и др. С другой стороны, «европейская семья» не проявила солидарности и сплоченности при поиске решений в вопросе борьбы с пандемией, поэтому каждая страна определяла свой набор мер и способов преодоления и предотвращения эпидемии,

Производственно-технологические факторы, в большей степени, это факторы, способствующие реализации экспортного потенциала, так как они могут быть не только источником конкурентного преимущества экспортера при уникальных/отличительных производственно-технологических свойствах продукции/услуги, но и способствовать повышению его конкурентоспособности, в случае необходимости усовершенствования деятельности в соответствии с производственно-технологическими требованиями рынка.

Инновации в области технологий производства, оживление глобальной торговли, изменения моделей спроса и потребления в сочетании с новыми логистическими платформами привели к возникновению необходимости.

Так, современные тенденции мировой экономики определяют условия работы международного бизнеса, которые могут, как создавать возможности реализации экспортного потенциала национальной экономики, так и ликвидировать их. В свою очередь, факторы формирования экспортного потенциала отражают особенности взаимоотношений между членами общества страны-импортера, поэтому важен их анализ, как по отдельности, так и в совокупности, последнем случае, с точки зрения автора, в качестве совокупности данных факторов необходимо рассматривать предпринимательскую культуру общества. Предпринимательская культурапредставляетсобойявление,представляющеесобойопределеннуюмодельсоциально-стандартизированногоповедения,применяемуючленамиобществанаопределенномисторическомэтапеегосоциально-экономическогоразвития,содержащаявсебеосновныехарактеристикихозяйственнойдеятельности индивидов.

В тоже время, в рамках предложенной классификации, с целью,учета ианализатребованиймировойэкономикииотдельныхзарубежныхрынков,факторыформированияэкспортногопотенциалабылирассмотреныираспределены с точки зрения отраслевого и регионального аспектов экспортногопотенциала,где:

  • отраслевойаспектпозволяетоценитьработуотрасликакединогомеханизмавмировоммасштабеивыделитьобщийэкспортныйпотенциалкомпании, определяемый относительно отрасли и предполагающий способностькомпании соответствовать мировым стандартам отрасли, а также осуществлятьсвою деятельность в установленных рамках и заданном темпе (производственно-технологическиефакторы).

  • региональныйаспектдаетвозможностьочертитькругпотенциальноинтересныхзарубежныхрынковиопределитьрегиональныйэкспортныйпотенциал,подразумевающийспособностькомпаниисоответствоватьтребованиям,предъявляемымотдельнымзарубежнымрынкомвмасштабахнациональнойэкономикистраны-импортера(социально-экономические,политико-правовыеи национально-культурныефакторы).

В совокупности общий и региональный экспортный потенциал образуют интегральный экспортный потенциал, подразумевающий под собой способность и возможность компании создавать, производить, продвигать и реализовывать конкурентоспособную продукцию/услугу на мировом отраслевом рынке в целом, и на отдельном зарубежном рынке в частности.

Таким образом, в рамках данного параграфа была предложена классификация факторов формировании экспортного потенциала на глобальном уровне, которая позволяет учесть и проанализировать факторы формирования экспортного потенциала в связке с современными тенденциями мировойэкономики.



Глава 2. Анализ российской и зарубежной практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса

2.1. Анализ российской практики экспортного потенциала малого и среднего бизнеса


Экспорт России в 2022 году увеличился за год на 19,9%. Определяющим стало увеличение вывоза минерального топлива на 42,8%, которое перекрыло снижение экспорта прочих товаров на 7,4%. В результате доля минерального топлива в стоимостных объемах вывоза подскочила до 64,9%.

Санкционные ограничения и перенаправление российского экспорта привели к значительному расхождению динамики поставок на «недружественные» рынки и рынки нейтральных стран31. Экспорт в «недружественные» страны в начале 2022 г. значительно превосходил уровни предыдущего года, что было вызвано рекордно высокими.

Стоит отметить, что статистика федеральной таможенной службы доступна только по годовым объемам импорта и экспорта, помесячная динамика оценивалась по зеркальной статистике основных торговых партнеров. Мониторинг экономической ситуации в России ценами на энергоносители, в первую очередь на природный газ в Европе. Последующая нормализация цен и снижение поставок из-за действующих санкцийнаглядному понижению с начала марта. Следственно уже к концу года, к декабрю стоимостные объемы поставок на «недружественные» рынки снизились уже в 2 раза (год к году).Для этого месяца данные показатели явились рекордно низкими за последние десять лет. Экспорт в страны, занимающиенейтралитет, впрочем,был относительно стабилен. Он превысил уровень предыдущего года на 20–60%.Умеренное снижение темпов роста в феврале-марте 2022г. связано с эффектом базы – увеличением экспорта в начале 2021 г. Рост поставок в апреле-июне связан с начавшимся перенаправлением российского экспорта на нейтральные рынки. Дальнейшая динамика определялась наложением двух факторов: продолжающимся процессом перенаправления поставок в нейтральные страны и корректировкой цен на глобальных сырьевых рынках, в первую очередь топливно-энергетических, относительно пиковых значений II квартала.

Также стоит заметить, что устройство ориентированных наэкспорт субъектов МСБ по продолжительности экспортной деятельности демонстрирует, что большинство МСП, занимающиеся экспортом работают на рынке от более десяти лет (33%), что может быть интерпретировано как то, что малый и средний бизнес имея накопленный опыт, стремления и возможности расширения, в качестве одного из путей дальнейшего развития выбирает экспортную деятельность.(рисунок 1).




Рисунок 1 – Структура экспортоориентированных субъектов МСБ по продолжительности экспортной деятельности, % (сумма не равна 100%)32
Особый интерес представляет собой анализ основных причин, побуждающих компанию начать экспортную деятельность. К таким причинам можно отнести «стали экспортировать в процессе роста и развития» (59%) и«бизнес изначально планировался для экспорта» (29%), что свидетельствует о том, что экспортная деятельность, в большинстве случаев, является результатом процесса расширения компании.

По результатам анализа экспорта российских МСБ, можно заключить, что совокупный образ российского МСБ-экспортера представляет собой: среднюю производственную компанию, работающую на рынке около пяти лет и ставшую экспортировать в результате роста и развития, основой ее экспорта является готовая продукция. Такой образ свидетельствует о наличии путей развития экспорта МСБ как по отраслям, так и по направлениям.С целью активизации развития экспортной деятельности МСБ необходимо, непосредственно, изучить причины отказа компании от экспорта.



Рисунок 2 – Причины экспорта МСБ, % (сумма не равна 100%)33
При этом следует отметить сдерживающие факторы, которые играют важную роль: отсутствие широкого понимания правил, которым необходимо следовать на зарубежных рынках; незнание правил, которые должны соблюдаться; решение вопросов иностранного налогообложения представляется слишком сложным; разрешение трансграничных споров и жалоб рассматривается как слишком дорогостоящие; поиск деловых партнеров за рубежом считается слишком сложным.

Неважные сдерживающие факторы: высокая стоимость доставки на внешний рынок; отсутствие верховенства закона или коррупция на внешнем рынке; коррупция.

1). Причины, связанные с барьерами, которые являются внутренними для малого и среднего бизнеса.

Важные сдерживающие факторы: отсутствие высококвалифицированных кадров, специализирующихся на экспортной деятельности; необходимость крупных инвестиций