Файл: 1. Цель и предмет проектного исследования в рамках прохождения практики 4.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и предмет проектного исследования в рамках прохождения практики
2. Задачи исследования в процессе практической подготовки
3. Организационно-экономическая характеристика ГБУЗ ЯНАО "ЛГБ"
4. Анализ структуры и динамики доходов ГБУЗ ЯНАО "ЛГБ"
5. Анализ расходов и эффективности деятельности ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ»
6. Рекомендации по увеличению доходов ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ»
7. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
4. Анализ структуры и динамики доходов ГБУЗ ЯНАО "ЛГБ"
Оценка финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения производится по следующему алгоритму:
1) анализ источников финансирования и структуры расходов;
2) анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
3) показатели эффективности финансовой и хозяйственной деятельности.
Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания и средств, поступающих от ОМС. Предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг, являются разновидностью бюджетных ассигнований.
Для начала рассмотрим динамику спроса услуг учреждения на основании количества потребителей за последние 3 года (таблица 2).
Таблица 2
Количество потребителей услуг ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ»
№ п/п | Вид работ (услуг) | Количество потребителей | Изменения | ||||||
2020 | 2021 | 2022 | 2021 / 2020 | 2022 / 2021 | |||||
Абсол. | % | Абсол. | % | ||||||
1 | Итого количество потребителей платных услуг | 19 680 | 11 861 | 19 676 | (7819) | (0,4) | 7815 | 0,66 | |
2 | Итого количество потребителей бесплатных услуг | 43 746 | 49 852 | 43 246 | 6106 | 0,14 | (6606) | (0,13) | |
3 | Всего количество потребителей | 63 426 | 61 713 | 62 922 | (1713) | (0,03) | 1203 | 0,02 |
Из таблицы 2 видно, что количество потребителей платных услуг в 2021 году уменьшилось на 0,4% (7819 чел.), что связано с увеличением тарифов на данные услуги, а также с появлением конкуренции. В 2022 г. ситуация обратная, на 7815 единиц платных услуг стало больше.
В 2022 г. наблюдается спад количества потребителей бесплатных услуг на 0,13%, на что повлияло снижение заболеваний короновирусной инфекцией. В общем виде данная динамика представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Количество потребителей услуг ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ» за 2020-2022 гг.
В целом динамика количества потребителей больницы удовлетворительная, без резких колебаний, что говорит о стабильной работе учреждения.
При анализе финансирования устанавливается полнота обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями для организации нормальной работы. Рассмотрим полноту обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями в таблице 3.
Таблица 3
Анализ полноты обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями за 2020-2022гг., млн. руб.
Наименование расходов | Утверждено плановых назначений | Исполнено плановых назначений | Не использовано плановых назначений | ||||||
абс. зн., руб. | отн., % | ||||||||
Бюджетное финансирование | 2020 г. | 420,54 | 418,45 | 2,09 | 0,50 | ||||
2021 г. | 436,49 | 434,17 | 2,32 | 0,53 | |||||
2022 г. | 456,31 | 454,37 | 1,94 | 0,43 |
Как видно из таблицы 3, в 2020 году учреждение недоиспользовало 2,09 млн. руб., в 2021 г. – 2,32 млн. руб., в 2022г. – 1,94 млн. руб. В среднем ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ» недоиспользует 0,49% бюджетных средств. Следовательно, делаем вывод, что учреждение обеспечено бюджетными ассигнованиями полностью.
В распоряжении бюджетных учреждений кроме бюджетных имеются и средства, образующиеся за счет оказания платных услуг. Все средства, получаемые дополнительно (помимо бюджетных), учитываются как внебюджетные.
Доходы, которые поступают от хозяйственной деятельности, не вносятся в бюджеты, и расходуют их точно на цели, прописанные в плане финансово-хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам.
В качестве источников информации анализа доходов бюджетной организации используются:
-
план финансово-хозяйственной деятельности; -
отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности; -
пояснительная записка.
Изучение исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности по внебюджетным средствам начинается с анализа источников их образования. Обусловлено это тем, что формирование внебюджетных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в пределах разрешенных видов деятельности. Поэтому изучение источников их образования связано с проверкой правильности получения доходов.
Данные для анализа внебюджетных средств учреждения приведены в таблице 4.
Из таблицы 4 следует, что с 2020 по 2022 года доходы от предпринимательской деятельности сократились чуть более, чем на 19% (на 2,49 млн. руб.) не смотря на рост потребителей платных услуг в 2022 г. Данную ситуацию можно интерпретировать следующим образом: увеличилось количество платных услуг по сравнительно недорогим услугам, а дорогостоящие процедуры пациенты предпочитают получать на бесплатной основе, например МРТ, КТ, стоматологические услуги.
Таблица 4
Анализ источников поступления внебюджетных средств за 2020-2022 гг.
Наименование показателя | Код ана-литики | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2022 г. в % к 2020 | ||||||
Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | | |||||
Доходы от оказания платных услуг (работ) | 130 | 12,86 | 98,24 | 12,44 | 96,81 | 10,30 | 97,17 | 80,09 | |||
Доходы от штрафов, пени, иных сумм принудительного изъятия | 140 | 0,23 | 1,76 | 0,33 | 2,57 | 0,14 | 1,32 | 60,87 | |||
Доходы от операций с активами | 170 | - | - | - | - | - 0,02 | 0,19 | - | |||
Прочие доходы | 180 | - | - | 0,08 | 0,62 | 0,18 | 1,70 | - | |||
Итого доходов от приносящей доход деятельности | | 13,09 | 100 | 12,85 | 100 | 10,60 | 100 | 80,98 |
Основным источником поступления внебюджетных средств являются доходы от оказания платных услуг, их удельный вес за анализируемый период в среднем составляет 97,41%. С 2020 года данная статья уменьшилась почти на 20% (2,56 млн. руб.). Строка «прочие доходы», которая увеличилась в 2022 году на 0,1 млн. руб., может включать в себя: доходы от сдачи в аренду основных средств и нематериальных активов; активы, полученные на безвозмездной основе; доходы, полученные в виде возмещения убытка, причиненного организации и т.д.
Доходы планируются по смете внебюджетных средств на основании установленных норм обследования, тарифов и расценок по каждому виду услуг, по подразделениям и по учреждению в целом. При планировании доходов следует уделять внимание четкости планирования по направлениям исследований.
Рассмотрим структуру доходов учреждения и их динамику (рисунок 2).
Рис. 2. Структура финансирования ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ»
На протяжении анализируемого периода происходит ежегодный рост бюджетного финансирования. В 2020 г. доля субсидий из бюджета и субвенций из ОМС составила 96,98%, в 2021 г. они увеличились на 0,16%, а в 2022 г. еще на 0,59%. Доходы от платных услуг имеют отрицательную динамику. В 2022 г. они уменьшились на 0,75% по сравнению с 2020 г.
Таким образом, необходимо отметить, что учреждение ежегодно не дополучает дополнительные источники финансирования.
5. Анализ расходов и эффективности деятельности ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ»
Проанализируем состав и структуру расходов ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ» в таблице 5.
Из таблицы 5, видно, что за исследуемый период увеличение расходов составило 109,04%. Наибольшими темпами возросли расходы на социальное обеспечение — в 8 раз. Значительно увеличились расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда – на 16,53%. По статье расходы по операциям с активами снижение составило более 20%. Также следует отметить стабильное исполнение сметы расходов, в среднем за исследуемый период оно составило 99,03%. В структуре расходов наибольший удельный вес составляет статья «оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» - в среднем за анализируемый период 73,22%.
Таблица 5
Состав и структура расходов за 2020-2022 гг.
Наименование показателя | Код ана-литики | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2022 г. в % к 2020 | |||
Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | |||
Оплата труда и страховые взносы | 210 | 328,46 | 71,12 | 338,26 | 72,54 | 382,74 | 76,00 | 116,53 |
Оплата работ, услуг | 220 | 45,60 | 9,87 | 48,58 | 10,42 | 42,29 | 8,40 | 92,74 |
Безвозмездные перечисления организациям | 240 | - | - | 1,11 | 0,24 | 11,36 | 2,26 | - |
Социальное обеспечение | 260 | 0,09 | 0,02 | 0,26 | 0,06 | 0,72 | 0,14 | 800 |
Прочие расходы | 290 | 8,19 | 1,77 | 7,51 | 1,61 | 7,36 | 1,46 | 89,87 |
Расходы по операциям с активами | 270 | 79,48 | 17,21 | 70,28 | 15,07 | 59,14 | 11,74 | 74,41 |
Расходы будущих периодов | | 0,05 | 0,00 | 0,32 | 0,07 | - | - | - |
Итого расходов | 200 | 461,87 | 100 | 466,32 | 100 | 503,61 | 100 | 109,04 |
В % к утвержденным по ПФХД | | 99,0 | х | 99,2 | х | 98,9 | х | х |