Файл: 1. Понятие и сущность коррупции Цель рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с положениями Федерального закона, выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, а также органами, организациями, их должностными лицами при проведении правовой экспертизы и мониторинге применения нормативных правовых актов и их проектов.
В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта и в заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования и учитывается в установленном порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
Заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном порядке.
Институты гражданского общества и граждане могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Законом не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы:
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона;
4) международными и иностранными организациями;
5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Тема 5. Проведение оценки коррупционных рисков
Цель: формирование представления о коррупционных рисках в деятельности органов власти и организаций, приобретение навыков выявления, оценки и компенсации коррупционных рисков.
Одной из существенных проблем реализации антикоррупционной политики является огульное распространение всевозможных ограничений и запретов на всю систему власти и на каждого государственного и муниципального служащего без проведения диагностики коррупционных рисков. Для обеспечения реализации конкретных адресных мер противодействия коррупции необходимо исходить из потенциальных и реально существующих коррупционных схем, возможностей возникновения коррупционных проявлений в органах власти и организациях.
Впервые термин «коррупционные риски» появился в программных документах, утвержденных распоряжениями Правительства РФ «О федеральной целевой программе „Электронная Россия (2002–2010 годы)“» и «Об утверждении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах».
В Концепции административной реформы в Российской Федерации была определена группа органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском. Таковыми должны быть признаваться те органы, для которых характерно:
наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
В связи с этим в Концепции было указано на необходимость следующих мер:
создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;
внедрить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
создать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций;
разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов;
разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы.
Однако в этот период проблематика коррупционных рисков и их оценки не получила развития в законодательстве (не считая нескольких ведомственных правовых актов)1.
Возобновление активного употребления данного термина связано с Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 5571, разд. III которого обязанность по представлению сведений о доходах и имуществе была возложена на лиц, назначаемых на «другие
должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками». Если ранее в Концепции административной реформы термин «коррупционные риски» использовался для характеристики государственного органа, то в названном Указе впервые было отмечено, что коррупционные риски связаны с должностью, а их наличие обусловлено участием в осуществлении конкретных государственных функций.
Астанин В.В. понимает под коррупционным риском вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для государственных служащих в связи с прохождением государственной службы; реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности государственного служащего2.
Казаченкова О.В. определяет коррупционные риски через причину их возникновения: это обстоятельства, факторы и явления, возникающие в процессе функционирования органов государственной власти, осуществления служебной деятельности государственных служащих, создающие ситуацию возможного совершения коррупционного правонарушения3.
Обобщая различные подходы к понятию, Дементьева И.Н. дает следующее удачное, на наш взгляд, определение коррупционных рисков: «Коррупционные риски – это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для действия / бездействия должностных лиц с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий и наносящие ущерб государственным и общественным интересам»4.
В упомянутом ранее Указе Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 был предусмотрены некоторые критерии отнесения должностей федеральной государственной службы к должностям, замещение которых связано с коррупционными рисками: это должности, исполнение обязанностей по которым предусматривает:
осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
управление государственным имуществом;
осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
хранение и распределение материально-технических ресурсов.
В Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы Правительству РФ было поручено организовать систематическое проведение федеральными государственными органами оценок коррупционных рисков, возникающих при реализации ими своих функций, и внесение уточнений в перечни должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками
В Типовом плане противодействия коррупции федерального органа исполнительной власти", одобренном Правительственной комиссией по проведению административной реформы 15.06.2012, в качестве антикоррупционных мер были установлены:
- организация систематического проведения федеральным органом исполнительной власти оценок коррупционных рисков, возникающих при реализации им своих функций, и внесение уточнений в перечень должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (п. 1.5)
- выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности федерального органа исполнительной власти, мониторинг коррупционных рисков и их устранение (раздел 2).
В Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» содержалось поручение Правительству Российской Федерации до 1 декабря 2012 г. представить в установленном порядке предложения:
по корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками;
по внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
В Указе Президента РФ от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции» уже содержались поручения
- Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить требования к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.