Файл: 1. Понятие и сущность коррупции Цель рассмотреть основные концептуальные подходы к сущности коррупции, определить основания типологии коррупционных отношений и последствия коррупционных трансакций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- руководителям органов и организаций определить должности, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В результате Письмом от 22 июля 2013 г. №18-0/10/2-4077 Минтруд России направил «Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками». В документ указывалось, что «оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для аффилированных лиц выгоды материального характера (имущество, услуги или льготы), а также иной (нематериальной) выгоды вопреки законным интересам общества и государства».

В действующей на сегодняшней момент верcии 2.0 Методических рекомендаций (Письмо Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 18-0/10/В-8980) в качестве цели установлено обеспечение единого подхода в федеральных государственных органах и государственных корпорациях (государственной компании) к организации работы по следующим направлениям:

оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;

внесение уточнений в перечни должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях (государственной компании), замещение которых связано с коррупционными рисками;

мониторинг исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций (государственной компании), деятельность которых связана с коррупционными рисками.

Результатами применения методических рекомендаций должны стать:

определение перечня функций федеральных государственных органов, государственных корпораций (государственной компании), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;


формирование перечня должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях (государственной компании), замещение которых связано с коррупционными рисками,

минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.

Методика основана на выделении коррупционно-опасных функций, к которым относятся:

1. Функции по контролю и надзору: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения (инспекции, ревизии, проверки);

2. Функции по управлению государственным имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

3. Функции по оказанию государственных услуг: предоставление федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам, по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

Рассуждая о коррупционно-опасных функциях органов власти, следует обратить внимание на реестр наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, сформированный в исследовании И.Н. Дементьевой и включающий:

• размещение заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд;

• формирование, исполнение и контроль за исполнением бюджетных средств;

• управление и распоряжение объектами областной и муниципальной собственности (здания, строения, сооружения), в том числе по вопросам аренды

, безвозмездного пользования и приватизации этих объектов;

• управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по вопросам аренды и продажи этих участков;

• управление и распоряжение жилищным фондом, в том числе по вопросам заключения договоров социального, коммерческого найма, найма специализированного жилого фонда;

• предоставление государственных и муниципальных гарантий, бюджетных кредитов, субсидий, управление муниципальным долгом;

• транспорт и дорожное хозяйство;

• строительство и капитальный ремонт;

• природно-ресурсное регулирование и нефтегазовый промысел;

• энергетика и жилищно-коммунальный комплекс;

• здравоохранение;

• образование;

• охрана, воспроизводство и регулирование использования биоресурсов;

• агропромышленный комплекс;

• установление местных налоговых тарифов и льгот;

• принятие нормативных правовых актов;

• выдача лицензий, разрешений на проведение отдельных видов работ;

• надзор за хозяйственной деятельностью организаций;

• исполнение административного производства (сбор налогов, наложение штрафов и т. п.);

• назначение на государственные должности;

• проведение аттестации, квалификационных экзаменов государственных гражданских и муниципальных служащих, конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской и муниципальной службы в кадровый резерв.

К сожалению, этот перечень не дает представления о конкретных полномочиях органов власти, при исполнении которых возникают коррупционные риски.

В методических рекомендациях Минтруда России при определении перечня коррупционно-опасных функций рекомендуется обратить внимание на функции, предусматривающие:

размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

осуществление государственного надзора и контроля;

подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);


организацию продажи федерального имущества, иного имущества, принадлежащего Российской Федерации;

предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности;

подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;

проведение государственной экспертизы и выдачу заключений;

возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

возбуждение уголовных дел, проведение расследования;

проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации;

регистрацию имущества и ведение баз данных имущества;

предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционно-опасной) может быть выявлена:

в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии);

в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Российской Федерации;

по результатам рассмотрения:

- обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по «горячей линии», «электронной приемной» и т.д.;

- уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего, работника государственной корпорации (государственной компании)
(далее – должностные лица) к совершению коррупционных правонарушений;

- сообщений в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;


- материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; Общественной палатой Российской Федерации.

По итогам реализации предусмотренных методрекомендациями мероприятий федеральными государственными органами и государственными корпорациями (государственной компанией) формируются и утверждаются перечни коррупционно-опасных функций, которые могут быть утверждены руководителем федерального государственного органа, государственной корпорации (государственной компании) посредством оформления грифа «Утверждаю» либо одобрены на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), что также оформляется грифом «Одобрено на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов».

Далее федеральным государственным органам и государственным корпорациям (государственной компании) рекомендуется сформировать и утвердить перечень должностей в федеральных государственных органах и государственных корпорациях (государственной компании), замещение которых связано с коррупционными рисками.

В соответствии с антикоррупционным законодательством лица, замещающие должности, включенные в обозначенный перечень должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, описанными в методических рекомендациях, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно-опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.