ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2826
Скачиваний: 116
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В. А. Тропинин, как и О. А. Киприенский, был сыном крепостных, по милости владельца окончил Академию художеств и начал с портретной живописи. Известен его портрет А. С. Пушкина. В историю русской живописи В. А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого несложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).
Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А. Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К. П. Брюллов (картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский
502
полдень» и др., портреты «Всадница», «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е. П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».
Величайший русский художник А. А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа народу» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чувство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П. А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и др.).
В 50—60-е гг. XIX в. получило развитие критическое изображение действительности. Таковы произведения В. Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н. В. Неврев, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников и др.
Виднейшим организатором и идеологом молодого поколения художников был Н. И. Крамской, а его теоретиком — В. В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм.
В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выставок», в котором состояли И. Н. Крамской, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, И. Е. Шишкин, В. И. Суриков, И. Е. Репин
и др.
Важную роль в развитии русского искусства сыграло создание первой русской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало основой одного из богатейших национальных музеев мира — Третьяковской галереи.
Скульптура. В первой половине века активно развивалось искусство скульптуры, особенно скульптуры монументальной. И. П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер Ф. П. Толстой, И. П. Витали (многофигурные композиции на зданиях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), Я. К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И. А. Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно высочайшее мастерство.
Музыка. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романсом привело к появлению особого жанра — русского романса {А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).
Начало нового этапа в развитии русской музыки тесно связано с именем М. И. Глинки, огромное значение для которого имело общение с замечатель-
503
ными поэтами А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, В. А. Жуковским. М. И. Глинка создал первые классические образцы национальной оперы, симфонической и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героическому и легендарно- сказочному. Оркестровые сочинения М. И. Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику. Особое внимание декламационной песне и опере уделял внимание А. С. Даргомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).
Творчество композиторов и исполнителей первой половины XIX в. подготовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся композиторов: М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского- Корсакова, Ц. А. Кюи. Девизом союза стали слова М. П. Мусоргского: «К новым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, использованию не только богатого европейского опыта, но и главным образом традиций народной музыки.
Театр. Для театральной жизни России характерно существование различных видов театров: 1) крепостные — принадлежащие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.); 2) государственные — Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве; 3) частные — «развлечение и польза», «Московский художественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.
В театре XIX в. господствовал классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова. В 30—40-е гг. XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Комиссаржев- ская, К. А. Варламов и др. — закладывали основы русской театральной жизни.
3. Русская культура на рубеже XIX—XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.)
Культура России конца XIX—начала XX в. имела основу в художественных традициях, эстетических и моральных идеалах «золотого века». С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, к структуре самой личности в ее важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиция интеллигенции, личность интеллигента, его одиночество
504
и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» (в сравнении с «золотым») русской культуры.
У исследователей нет единого мнения о хронологических рамках «серебряного века». Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а концом — речь А. А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, связанные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как о культуре «серебряного века», так и всего нынешнего —
гармоническая и трагедийная.
Россия переживала в тот период времени невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, по мнению Н. А. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век». Это — не столько хронологический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание.
Неповторимость «серебряного века» проявляется прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего», — скажет о себе и своих современниках А. А. Блок.
Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, рожденные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну» (появляется понятие «модерн», «модернизм»). В то же время в политике правительства по отношению к культуре прослеживались две тенденции. С одной стороны, обеспечение удовлетворения социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратйлось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. С другой стороны, формирование общественного сознания в духе теории «официальной народности», ограничение демократизации образования, усиление цензуры и влияния церкви на общество.
В этих условиях размежевание творческих сил способствовало расколу художественного мира на два полярных сознания, основанных на альтернативном восприятии эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установленных классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению
символизма, акмеизма, футуриз-
505
ма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т. д. Наряду с реализмом господствующим мировоззрением и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.
«Серебряный век» — явление сложное, неоднозначное и противоречивое. Но «кризис» в данном случае — не «упадок», «провал» или «тупик» в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.
Система образования. В конце XIX—начале XX в. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьяне. Однако развитие капитализма требовало грамотных и профессионально подготовленных людей. Царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки требованиям о расширении народного образования. Если к 1860 г. (по данным переписи) было грамотным всего около 6% населения, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать (среди женщин число грамотных было ниже — 13%.
В 80—90-е гг. возросло количество воскресных школ, которые много делали для распространения образования среди городского населения. Основным звеном начального образования были государственные, земские и церковноприходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету, закону Божьему.
Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища, причем в университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимназий (мужских и женских) функционировало очень мало. Высокая плата за обучение в частных гимназиях делала образование недоступным для широких масс населения. С 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища.
После подавления революции 1905—1907 гг. министр народного просвещения А. Н. Шварц (1908—1910), а затем JI. А. Кассо (1910—1914) провели ряд реакционных мероприятий: отменили университетскую автономию, запретили прием женщин-вольнослушательниц в высшие учебные заведения. На преподавателей составлялись политические характеристики, запрещалось все прогрессивное в образовании, исключались студенты, закрывались важнейшие кафедры, многие учителя подверглись увольнению.
Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования. В Москве были открыты