Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2826

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В. А. Тропинин, как и О. А. Киприенский, был сыном крепостных, по ми­лости владельца окончил Академию художеств и начал с портретной живо­писи. Известен его портрет А. С. Пушкина. В историю русской живописи В. А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины — поясного изображения человека, занятого не­сложным привычным делом («Пряхи», «Кружевница»).

Форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер, разрабатывал А. Г. Веницианов («На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др.). Неповторимым мастером цвета был К. П. Брюллов (карти­ны «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», «Итальянский

502

полдень» и др., портреты «Всадница», «Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е. П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи».

Величайший русский художник А. А. Иванов работал над философско-исторической картиной «Явление Христа народу» большую часть своей жизни. Искреннее религиозное чувство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества волнуют людей и в настоящее время. Новые идеи принес в бытовой жанр П. А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майо­ра», «Завтрак аристократа» и др.).

В 50—60-е гг. XIX в. получило развитие критическое изображение дей­ствительности. Таковы произведения В. Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и др. В своих исканиях Перов не был одинок, рядом с ним творила целая плеяда его единомышленников: Н. В. Неврев, В. В. Пукирев, И. М. Прянишников и др.

Виднейшим организатором и идеологом молодого поколения художни­ков был Н. И. Крамской, а его теоретиком — В. В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм.

В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Академии худо­жеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петер­бургских художников. В 1870 г. ее сменило «Товарищество передвижных выста­вок», в котором состояли И. Н. Крамской, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Леви­тан, В. Д. Поленов, И. Е. Шишкин, В. И. Суриков, И. Е. Репин
и др.

Важную роль в развитии русского искусства сыграло создание первой рус­ской национальной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков стал коллекционировать выдающиеся произведения русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало основой одного из богатейших нацио­нальных музеев мира — Третьяковской галереи.

Скульптура. В первой половине века активно развивалось искусство скульптуры, особенно скульптуры монументальной. И. П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер Ф. П. Толстой, И. П. Витали (многофигурные композиции на зда­ниях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), Я. К. Клодт («Укрощение огня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И. А. Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно вы­сочайшее мастерство.

Музыка. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с роман­сом привело к появлению особого жанра — русского романса {А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).

Начало нового этапа в развитии русской музыки тесно связано с именем М. И. Глинки, огромное значение для которого имело общение с замечатель-

503

ными поэтами А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, В. А. Жуковским. М. И. Глин­ка создал первые классические образцы национальной оперы, симфониче­ской и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Суса­нин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным направлениям в русском оперном искусстве XIX в. — народно-героическому и легендарно- сказочному. Оркестровые сочинения М. И. Глинки «Арагонская хота», «Ка­маринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику. Особое внимание декламационной песне и опере уделял внимание А. С. Дар­гомыжский (романсы и песни «Титулярный советник», «Старый капрал», опера «Русалка»).

Творчество композиторов и исполнителей первой половины XIX в. под­готовило основу для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», творческого союза выдающихся компо­зиторов: М. А. Балакирева, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского- Корсакова, Ц. А. Кюи. Девизом союза стали слова М. П. Мусоргского: «К но­вым берегам!», которые символизировали стремление к новаторству, поиску, использованию не только богатого европейского опыта, но и главным обра­зом традиций народной музыки.



Театр. Для театральной жизни России характерно существование различ­ных видов театров: 1) крепостные — принадлежащие русским аристократи­ческим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.); 2) го­сударственные — Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве; 3) частные — «развлечение и польза», «Московский худо­жественный общедоступный театр», «Свободный театр» и др.

В театре XIX в. господствовал классицизм и сентиментализм. Позднее появи­лись романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Ку­кольник, написавший ряд исторических пьес. Успехом пользовались сатири­ческие комедии Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова. В 30—40-е гг. XIX в. под влия­нием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждать­ся реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты — В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, А. П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Комиссаржев- ская, К. А. Варламов и др. — закладывали основы русской театральной жизни.

3. Русская культура на рубеже XIX—XX вв. (с конца XIX в. до 1917 г.)

Культура России конца XIX—начала XX в. имела основу в художествен­ных традициях, эстетических и моральных идеалах «золотого века». С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чув­ство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в са­мых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, к структуре самой личности в ее важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, позиция интеллигенции, личность интеллигента, его одиночество

504

и раздвоение. В России оформился особый историко-художественный пери­од, который его современники назвали «серебряным веком» (в сравнении с «золотым») русской культуры.

У исследователей нет единого мнения о хронологических рамках «серебря­ного века». Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф. М. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а кон­цом — речь А. А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, связанные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как о культуре «серебряного века», так и всего нынешнего —
гармоническая и трагедийная.

Россия переживала в тот период времени невероятно интенсивный интел­лектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, по мнению Н. А. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век». Это — не столько хроноло­гический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание.

Неповторимость «серебряного века» проявляется прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусст­во, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страш­ных лет России — забыть не в силах ничего», — скажет о себе и своих совре­менниках А. А. Блок.

Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщен­ностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, рожденные человеческой культурой, и вместе с тем мно­жеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новиз­ну» (появляется понятие «модерн», «модернизм»). В то же время в политике правительства по отношению к культуре прослеживались две тенденции. С одной стороны, обеспечение удовлетворения социокультурных потребно­стей государства. Около 10% государственного бюджета тратйлось на куль­турные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. С другой сто­роны, формирование общественного сознания в духе теории «официальной народности», ограничение демократизации образования, усиление цензуры и влияния церкви на общество.

В этих условиях размежевание творческих сил способствовало расколу ху­дожественного мира на два полярных сознания, основанных на альтернатив­ном восприятии эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах ис­кусства было тесно в рамках установленных классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению
символизма, акмеизма, футуриз-

505

ма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т. д. Наряду с реализмом господствующим мировоззрением и стилем в ис­кусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.

«Серебряный век» — явление сложное, неоднозначное и противоречивое. Но «кризис» в данном случае — не «упадок», «провал» или «тупик» в обыден­ном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могу­чий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.

Система образования. В конце XIX—начале XX в. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьяне. Однако развитие ка­питализма требовало грамотных и профессионально подготовленных лю­дей. Царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки требованиям о расширении народного образования. Если к 1860 г. (по дан­ным переписи) было грамотным всего около 6% населения, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать (среди женщин число грамотных было ниже — 13%.

В 80—90-е гг. возросло количество воскресных школ, которые много дела­ли для распространения образования среди городского населения. Основным звеном начального образования были государственные, земские и церковно­приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету, закону Божьему.

Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и ком­мерческие училища, причем в университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимназий (мужских и женских) функционирова­ло очень мало. Высокая плата за обучение в частных гимназиях делала обра­зование недоступным для широких масс населения. С 1896 г. на средства тор­говой и промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища.

После подавления революции 1905—1907 гг. министр народного просве­щения А. Н. Шварц (1908—1910), а затем JI. А. Кассо (1910—1914) провели ряд реакционных мероприятий: отменили университетскую автономию, запретили прием женщин-вольнослушательниц в высшие учебные заведения. На пре­подавателей составлялись политические характеристики, запрещалось все прогрессивное в образовании, исключались студенты, закрывались важней­шие кафедры, многие учителя подверглись увольнению.

Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвеще­ния и самообразования. В Москве были открыты