Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2833

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Русская культура в XIX в.

XIX в. — время небывалого расцвета литературы, живописи, музыки, нау­ки, философии. Во всех сферах духовной культуры Россия выдвинула гениев, внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Очень ярко и об­разно об этом сказал А. М. Горький: «Гигант Пушкин, величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшеб­ный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бун­товщик Толстой и больная совесть наша Достоевский, Крамской, Репин, не­подражаемый Мусоргский, Лесков: все силы на то, чтобы создать положи­тельный тип русского человека, наконец, великий лирик Чайковский и чаро­дей языка Островский, не похожие друг на друга, как это может быть у нас, на Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они психологически неслиянны. Все это грандиозное создано Русью менее чем за сотню лет. Радостно, до безумной гордости, волнует не только обилие талантов, рожденных Россией XIX века, но поражающее разнооб­разие».

Именно в XIX в. российская культура стала классической, имеющей ог­ромное значение для всех последующих поколений людей. Более того, во­просы, поставленные русской культурой этого периода, оказались актуаль­ными и в настоящее время. Необычайный взлет отечественной культуры в XIX в. дает основание исследователям называть это время «золотым веком».

Особенности культурного развития России в XIX в.:


  • развитие русской культуры опиралось на преобразования предшеству­ющего времени;

  • распространение капиталистических отношений усилило потребность в грамотных и образованных людях. Основными культурными центрами ста­ли города;

  • культура развивалась на основе возрастающего национального самосо­знания русского народа и имела ярко выраженный национальный характер;

  • существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказали победа в Отечественной войне 1812 г., движение декабри­стов, реформы 60—70-х гг., «хождение в народ», европейские буржуазные ре­волюции.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Николая I и Александра III сдерживали развитие культуры. Правительство активно боро­лось с проявлениями передовой общественной мысли и препятствовало ши­рокому народному образованию. Крепостничество являлось тормозом для культурного развития страны.

Система образования. Одним из показателей культурного развития страны является уровень образованности общества. Если в XVIII в. просвещение было доступно узкому кругу высшего дворянства, то в первой четверти XIX в.

495

его благами могли пользоваться и представители среднего дворянства.. В 30— 40-е гг. получить образование могли уже разночинцы, часть низших сосло­вий. Вырос интерес к книге, печатному слову, искусству, театру, прессе.

Чтение журналов и книг стало не просто модой, но и насущной потребно­стью для образованного общества. Уникальные для начала века библиотеки Д. П. Бутурлина или А. И. Мусина-Пушкина к 40-м гг. уже перестали вызы­вать удивление. Иметь частную библиотеку стало признаком «хорошего тона». Расширилась книжная торговля (например, большой популярностью пользовалась книжная лавка Смирдина в Петербурге).

В конце XVIII—первой половине XIX в. в России законодательно офор­милась сословная система образования. Основным проводником просве­щения оставались школы и высшие учебные заведения. В 1802 г. было уч­реждено Министерство народного просвещения, с 1804 г. по распоряжению Александра I страна была разделена на 6 учебных округов.

Центрами учебных округов стали университеты. К трем имевшимся университетам (Московскому, Виленскому, Дерптскому) добавились Петер­бургский, Харьковский и Казанский. При университетах в губернских городах открывались

гимназии, в уездных — училища. Открывались и специализирован­ные учебные заведения кадетские корпуса, Техническое училище, Строганов­ское училище декоративно-прикладного искусства, Педагогический, Лесной и Межевой институты, Медико-хирургическая академия, Лазаревский инсти­тут восточных языков и др. Низшей ступенью образования стали одногодич­ные приходские училища, в которых обучались государственные крестьяне (особенно после проведения реформы П. Д. Киселева). Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Лишь единицы могли по­лучить основы грамотности у приходского дьячка.

Образцовым учебным заведением был Царско-сельский лицей. Программа преподавания в нем практически соответствовала университетской. Лицей дал образование литераторам — А. С. Пушкину, И. И. Пущину, А. А. Дельви­гу, М. Е. Салтыкову-Щедрину; дипломатам — А. М. Горчакову и Н. К. Гирсу; министру народного просвещения Д. А. Толстому; публицисту Н. Я. Дани­левскому и др.

Система женского образования складывалась постепенно. В начале XIX в. только дворянки получили возможность обучаться в женских гимназиях (средних учебных заведениях), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7—8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство.

В начале XIX в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е гг. открылось несколь­ко школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их до­пустили туда на правах вольных слушательниц только на рубеже 70—80-х гг. В 70-е гг. на частные средства были организованы высшие женские курсы

496

с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье), в Казани, в Кие­ве и Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).

Домашнее образование по-прежнему имело значительное распростране­ние. Основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словес­ности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

К концу 50-х гг. всего 6% населения России умели читать и писать. Си­туация стала меняться к лучшему после 1864 г., когда было принято «Положе­ние о начальных народных училищах». Хотя оно и не создало преемственности между начальной и средней школами, но отчасти решило задачу обучения де­тей «полезным знаниям». В те же годы открылись учительские семинарии (педагогические училища), получили распространение трехгодичные зем­ские школы, крестьянские школы грамотности. К сожалению, в деле образо­вания либеральный дух царил недолго. После выстрела Д. В. Каракозова в 1866 г. пост министра народного просвещения занял Д. А. Толстой, кото­рый начал борьбу с реформами своего предшественника А. В. Головина.


Новый министр ввел институт инспекторов народных училищ с полицей­скими функциями, поставил во главе Советов училищ предводителей дворян­ства, многие из которых не имели ничего общего с педагогикой. В начальных школах по-прежнему видели только специальные учреждения для крестьян. Они не имели связи со средними школами. Земским школам противопоставили церковно-приходские, на развитие которых с 1884 г. отпускались значительные бюджетные средства.

Средним звеном образования считались семилетние гимназии и прогимна­зии двух типов: классические и реальные. Они давали общее образование и го­товили учащихся к поступлению в университеты или другие высшие учебные заведения. Д. А. Толстой постарался придать гимназиям «классический» ха­рактер, насаждая в них преподавание древних языков и древней истории вместо естественных наук. Эти гимназии трудно назвать и гуманитарными учреждениями, так как преподавание русской словесности, новой истории, философии было в них сокращено. Основа концепции: отвлечь учащихся от насущных общественно-политических проблем, сформировать у них офи­циально-религиозное мировоззрение.

В 70-е гг. исключение учащихся из гимназий достигло особого масштаба. Исключили до 60% детей. Вершиной борьбы «верхов» за умы молодежи стал приказ, принятый в 1887 г. и получивший название циркуляра «о кухаркиных детях». Он предписывал начальникам гимназий и прогимназий принимать в свои учебные заведения «только таких детей, которые находятся на попече­нии лиц, представляющих... ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении необходимых удобств». Формулировка оставляла место для широкого толкования и лишала среднего образования большое ко­личество детей.

Во второй половине XIX в. продолжала расширяться сеть высших учебных заведений. В 1865 г. в Новороссийский университет был преобразован Ришель- евский лицей в Одессе, а в 1888 г. открыт университет в Томске. В 60—70-е гг. приняли первых студентов почти 60 новых высших учебных заведений, среди

497

них Петербургский технологический и Горный институты, Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия, консерватории в Петербурге и Москве.

В политике правительства по отношению к образованию имели место противоречивые тенденции. С одной стороны,
многие государственные деяте­ли осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. С другой стороны, опасались распространения нежелательных идей. Система образования находилась под постоянным контролем государства. Программы образовательных учреждений наполнялись религиозным содер­жанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Наука. Становление капитализма в России требовало увеличения количе­ства технических работников, новых открытий. XIX в. — время расцвета есте­ственных и гуманитарных наук.

Появилась целая когорта талантливых ученых-естественников: физиков, химиков, биологов, математиков и др. У истоков учения о клетке как основном элементе строения растений и животных стояли Я. И. Кайданов и П. Ф. Горяи- нов. Переворот в математике произвел Н. И. Лобачевский, ставший в 23 года профессором Казанского университета. В 1826 г. он предложил новую неевк­лидову систему геометрии, которая была по достоинству оценена математи­ками лишь полвека спустя. Основы новой науки — эмбриологии — заложили труды академика К. М. Бэра.

В 1834 г. нижнетагильские мастеровые Черепановы построили первую в России железную дорогу с паровой тягой, а академик Б. С. Якоби сконст­руировал первый практически работающий электромотор. В 1838 г. он при­способил его для установки на железнодорожную тележку, т. е. сделал попыт­ку создать электровоз.

В 1842 г. профессор Казанского университета И. И. Зинин осуществил синтез анилина — вещества, употребляемого в качестве красителя в текстиль­ной промышленности. До этого подобный краситель добывался из индиго, растения, привозимого из-за границы. В те же годы П. П. Аносову удалось найти связь между строением и свойствами металлов, что помогло ему найти тайну древнего булата. Во многом благодаря его работам родилась новая от­расль науки — металлография.

Совершенствовались медицинские знания. К середине XIX в. в России на­считывалось до 10 тыс. врачей. Многие тысячи солдат, офицеров и граждан­ских лиц были спасены применением антисептических средств при хирур­гических операциях, предложенных замечательным хирургом Я. И. Пирого- вым. Он же впервые в России начал широко использовать обезболивание и уже в 1847 г. проводил операции под эфирным наркозом.

Во второй половине XIX в. русскую науку прославили имена С.