Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2824

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объединение, возникшее в 1903 г. Его члены — И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, К. А. Коровин и др. — продолжали линию лирическо­го пейзажа, которая шла от Левитана, осмысливали и прославляли красоту родной природы. Переработав достижения европейского искусства, они со­здали русский вариант импрессионизма.

Заметное явление русской живописи начала XX в. — авангард, крупней­шими представителями которого были: В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Фи­лонов, М. 3. Шагал, Р. Р. Фальк. Их творчеству свойственны и трагизм и одно­временно стремление к радости и свету. Выявить импульсивное, подсозна­тельное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для подсознания, — одна из целей авангарда.

Скульптура. На рубеже XIX—XX вв. оформляются различные направления и в скульптуре. Реалистические тенденции получили развитие в творчестве

510

А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвиж­никам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Автором мону­ментальных скульптурных произведений был М. О. Микешин (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богда­ну Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина (»Железный», «Идущий») и С. Т. Коненков («Ни­ка», «Старичок-полевичок», «Нищая братия») использовали новые пласти­ческие формы и световые контрасты.

Музыка. Основными центрами музыкальной культуры были консервато­рии в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также император­ский Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамон­това (впоследствии — С. И. Зимина). Деятельность русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна, способ­ствовала популяризации национальной музыки. Пропагандой русских и за­рубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкаль­ной школы, открытой в Петербурге в 60-х гг. М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие десятилетия, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Свою дея­тельность продолжали Н. А. Римский-Корсаков, создавший в эти годы «Сад­ко», «Сказание о невидимом граде Китеже»,
М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи. Начи­нают свою композиторскую деятельность А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. В их творчестве нацио­нальные традиции сочетаются с активными поисками в области музыкальной формы. В операх М. П. Мусоргского, И. А. Римского-Корсакова развернулся и окреп талант Ф. И. Шаляпина. С 1899 г. Ф. И. Шаляпин стал петь на сцене Большого и Мариинского театров. На сцене театра в начале XX в. блистали такие выдающиеся певцы, как Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др.

Театр. В жизни театра на рубеже XIX—XX вв. продолжалась борьба за де­мократизацию русской сцены.

В императорских театрах спектакли ставились в основном силами иност­ранных трупп — эффектные балетные выступления и оперы. В то же время русские пьесы, русская музыка часто замалчивались. Так, в Александринском театре были запрещены к постановке «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, сцену императорских театров покинула В. Ф. Комиссаржевская.

Однако видные деятели русской культуры стремились поддержать тради­ции русского национального искусства. Особенно сильным было демократи­ческое направление в драматическом театре. К. С. Станиславским и В. И. Неми­ровичем-Данченко был основан Художественный театр, ставший центром культурной жизни Москвы (МХТ). В нем играли О. Л. Книппер, В. И. Качалов, И. М. Москвин и др. Основатели театра ставили задачу создания общедос­тупного театра, провели реформу театрального искусства. Репертуар театра формировался на произведениях русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.

511

Крупным событием в театральной жизни стало открытие театра В. Ф. Комиссаржевской, по своим задачам и репертуару близкого Московскому худо­жественному театру. Талантливыми постановками отличались театр Ф. А. Корша и некоторые другие частные театры. По-прежнему были сильны позиции демократического искусства в Малом театре.

Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство. В мае 1896 г. в Петербурге — в саду «Аквариум» и в Москве — в саду «Эрмитаж» состоялась первая демонстрация кинофильма. К 1903 г. относится появление в России первых стационарных кинотеатров'. «иллюзионов» и «электротеат­ров>. Первоначально создавались документальные ленты. Активную роль в про­цессе создания отечественных кинофильмов принимали участие

А. О. Дранков и А. А. Ханжонков. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм — «Оборона Севастополя».

Русские меценаты. Огромное значение в поддержке творчества художни­ков, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Им рус­ская культура обязана и интенсивным собирательством отечественных цен­ностей. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы невоз­можны без их настойчивых поисков. Наиболее известными среди них были семейство текстильных фабрикантов Щукиных, в том числе и С. И. Щукин, собиравший коллекцию французской авангардной живописи (Пикассо, Ма­тисс, Гоген и др.), экспонировавшуюся в созданной им галерее новой запад­ной живописи в Москве, а также Морозовы, Рябушинские и другие предпри­ниматели.

Русские меценаты не просто отдавали средства на культуру — это было сотворчество. Так, при участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью. На его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талан­тов — композиторов, певцов, актеров, музыкантов, художников-декорато­ров, была впервые поставлена эта опера.
20.4. Советский период развития культуры России

Первая мировая война и обострение социальных и национальных проти­воречий в России привели к кризису и революции 1917 г. (которую возглави­ли большевики — наиболее радикальное политическое течение). Революция и гражданская война привели Российскую империю к распаду на самостоя­тельные национальные республики. Впоследствии возник СССР как новая супердержава. В области материально-экономической культуры начались по­иски новых форм хозяйствования: военный коммунизм, нэп, индустриализа­ция и коллективизация. Возникает погоня за количеством производимого продукта в ущерб его качеству. Коллективный труд получает приоритет над индивидуальным, тяжелая промышленность — над легкой, производство — над потреблением. Закономерным явлением становится милитаризация про­изводства. Административная команда преобладала над личной заинтересо-

512

ванностью, плановая система хозяйства — над рыночной экономикой. Не­удачи предпринимаемых экономических реформ привели к нарастанию эко­номического отставания и в итоге — к кризису административно-командной системы, возникновению необходимости коренной перестройки всего хо­зяйственного механизма и материальной культуры. Кроме того, в годы «пере­стройки» наступил общий упадок духовной культуры бывшего советского об­щества, началось пробуждение национального самосознания в республиках бывшего Союза.


Советский период представляет собой сложное и противоречивое явление не только в истории, но и культуре. С одной стороны, советский период разви­тия культуры дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантли­вых художников, писателей, музыкантов; способствовал появлению много­численных творческих сообществ, художественных школ, направлений, те­чений, стилей. С другой стороны, именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная система, сопровождавшаяся манипули­рованием сознания, уничтожением инакомыслия, физическим уничтожени­ем цвета российской интеллигенции; одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государ­ства, Отечества и лидера-пророка. Известны высказывания философа Н. Бердяева о «новом средневековье» и поэта О. Мандельштама о «веке-вол­кодаве».

Советская власть несет ответственность за серьезный ущерб русской культуре XX в. Трагическим было изгнание из страны представителей рус­ской культуры, которые не приняли советскую власть. В результате страну покинули сотни выдающихся ученых и деятелей культуры.

Среди них — С. Н. Виноградский, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, И. £. Ре­пин, Ю. П. Анненков, И. А. Бунин и др. И все-таки большинство деятелей науки и культуры осталось на Родине, продолжая свою творческую жизнь в России.

Современные исследователи, изучая историю русской советской культу­ры, прослеживают в ней несколько крупных периодов;

  1. первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России;

  2. тоталитаризм и культура (30—начало 50-х гг.);

  3. развитие культуры в 50—80-е гг.

Историю и культуру советской эпохи необходимо рассматривать в реаль­ных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в со­поставлении со всей русской культурой и культурой Русского зарубежья. В на­стоящее время исследователи приходят к выводу, что советская культура и культура советской эпохи — это не одно и то же. Многозначную культуру со­ветской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего». Ис­тинная духовность, обращение к национальным традициям и общечеловече­ским ценностям — вот что служило мерой и критериями настоящей культуры, которая сложно и трудно прорывалась через политизацию, временное непони­мание и забвение. Истинную ценность и золотой фонд России составляют име­на А. А. Блока, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, И. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, А. Ф. Лосева, А. Солженицына
и др.

513

1. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

Послеоктябрьское — после революции 1917 г. — время необходимо рас­сматривать, имея в виду два одновременных, проходящих параллельно про­цесса: с одной стороны, необычайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма, с другой — острота социальной борьбы (вылившейся в гражданскую войну), нарушения прав человека, «утечка мозгов».

Ситуация в стране была необычайно сложной. Но в ожесточенной воору­женной борьбе — гражданской войне, которая была осложнена иностранной военной интервенцией, большевики сумели удержать власть в своих руках, добившись максимальной концентрации всех сил и ресурсов страны и уста­новив свою диктатуру. Так, в силу объективной ситуации вместо провозгла­шенной после Октябрьской революции диктатуры пролетариата утвердилась диктатура одной партии.

В 20-е гг. Россию покинули выдающиеся философы, писатели, компози­торы, музыканты, художники-живописцы. Многие из них были высланы за пределы России вначале по указанию Ленина, потом по указу революцион­ного правительства. Именно поэтому их неповторимый вклад в духовное раз­витие человечества долгие годы у нас замалчивался.

Обрести в тот период времени гуманистический, подлинно человеческий взгляд на эпоху смогли немногие. Только сегодня можно оценить простые, великие мысли М. Цветаевой, на десятилетия опередившие современное со­знание. События гражданской братоубийственной войны были поняты так:

Все рядком лежат, не развесть межой.

Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой?

Белый был— красным стал: смерть побелила;

Кто ты ? — белый ? — на пойму! — привстань!

Аль и сзади и прямо; и красный, и белый: — Мама!..

К руководству страной пришли люди, не имевшие достаточного образова­ния. Например, И. В. Сталин — духовное училище, пять лет духовной семи­нарии в Тифлисе не окончил; Я. М. Свердлов — профессиональный револю­ционер, без образования; Л. Д. Троцкий — профессиональный революционер, без образования; М. И. Калинин — рабочий, токарь по металлу, профессио­нальный революционер, без образования.

Несмотря на то что среди руководителей страны были люди недостаточно образованные, большевики понимали силу идеологического воздействия культуры на народные массы. Сразу же после Октября 1917 г. партия больше­виков и Советское правительство приняли меры по централизации управле­ния культурой, искусством и наукой.