ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2824
Скачиваний: 116
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
объединение, возникшее в 1903 г. Его члены — И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, К. А. Коровин и др. — продолжали линию лирического пейзажа, которая шла от Левитана, осмысливали и прославляли красоту родной природы. Переработав достижения европейского искусства, они создали русский вариант импрессионизма.
Заметное явление русской живописи начала XX в. — авангард, крупнейшими представителями которого были: В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Филонов, М. 3. Шагал, Р. Р. Фальк. Их творчеству свойственны и трагизм и одновременно стремление к радости и свету. Выявить импульсивное, подсознательное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для подсознания, — одна из целей авангарда.
Скульптура. На рубеже XIX—XX вв. оформляются различные направления и в скульптуре. Реалистические тенденции получили развитие в творчестве
510
А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Автором монументальных скульптурных произведений был М. О. Микешин (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина (»Железный», «Идущий») и С. Т. Коненков («Ника», «Старичок-полевичок», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и световые контрасты.
Музыка. Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорский Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (впоследствии — С. И. Зимина). Деятельность русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна, способствовала популяризации национальной музыки. Пропагандой русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х гг. М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.
Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие десятилетия, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Свою деятельность продолжали Н. А. Римский-Корсаков, создавший в эти годы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже»,
М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции сочетаются с активными поисками в области музыкальной формы. В операх М. П. Мусоргского, И. А. Римского-Корсакова развернулся и окреп талант Ф. И. Шаляпина. С 1899 г. Ф. И. Шаляпин стал петь на сцене Большого и Мариинского театров. На сцене театра в начале XX в. блистали такие выдающиеся певцы, как Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др.
Театр. В жизни театра на рубеже XIX—XX вв. продолжалась борьба за демократизацию русской сцены.
В императорских театрах спектакли ставились в основном силами иностранных трупп — эффектные балетные выступления и оперы. В то же время русские пьесы, русская музыка часто замалчивались. Так, в Александринском театре были запрещены к постановке «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, сцену императорских театров покинула В. Ф. Комиссаржевская.
Однако видные деятели русской культуры стремились поддержать традиции русского национального искусства. Особенно сильным было демократическое направление в драматическом театре. К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко был основан Художественный театр, ставший центром культурной жизни Москвы (МХТ). В нем играли О. Л. Книппер, В. И. Качалов, И. М. Москвин и др. Основатели театра ставили задачу создания общедоступного театра, провели реформу театрального искусства. Репертуар театра формировался на произведениях русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.
511
Крупным событием в театральной жизни стало открытие театра В. Ф. Комиссаржевской, по своим задачам и репертуару близкого Московскому художественному театру. Талантливыми постановками отличались театр Ф. А. Корша и некоторые другие частные театры. По-прежнему были сильны позиции демократического искусства в Малом театре.
Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство. В мае 1896 г. в Петербурге — в саду «Аквариум» и в Москве — в саду «Эрмитаж» состоялась первая демонстрация кинофильма. К 1903 г. относится появление в России первых стационарных кинотеатров'. «иллюзионов» и «электротеатров>. Первоначально создавались документальные ленты. Активную роль в процессе создания отечественных кинофильмов принимали участие
А. О. Дранков и А. А. Ханжонков. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм — «Оборона Севастополя».
Русские меценаты. Огромное значение в поддержке творчества художников, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством отечественных ценностей. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы невозможны без их настойчивых поисков. Наиболее известными среди них были семейство текстильных фабрикантов Щукиных, в том числе и С. И. Щукин, собиравший коллекцию французской авангардной живописи (Пикассо, Матисс, Гоген и др.), экспонировавшуюся в созданной им галерее новой западной живописи в Москве, а также Морозовы, Рябушинские и другие предприниматели.
Русские меценаты не просто отдавали средства на культуру — это было сотворчество. Так, при участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью. На его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талантов — композиторов, певцов, актеров, музыкантов, художников-декораторов, была впервые поставлена эта опера.
20.4. Советский период развития культуры России
Первая мировая война и обострение социальных и национальных противоречий в России привели к кризису и революции 1917 г. (которую возглавили большевики — наиболее радикальное политическое течение). Революция и гражданская война привели Российскую империю к распаду на самостоятельные национальные республики. Впоследствии возник СССР как новая супердержава. В области материально-экономической культуры начались поиски новых форм хозяйствования: военный коммунизм, нэп, индустриализация и коллективизация. Возникает погоня за количеством производимого продукта в ущерб его качеству. Коллективный труд получает приоритет над индивидуальным, тяжелая промышленность — над легкой, производство — над потреблением. Закономерным явлением становится милитаризация производства. Административная команда преобладала над личной заинтересо-
512
ванностью, плановая система хозяйства — над рыночной экономикой. Неудачи предпринимаемых экономических реформ привели к нарастанию экономического отставания и в итоге — к кризису административно-командной системы, возникновению необходимости коренной перестройки всего хозяйственного механизма и материальной культуры. Кроме того, в годы «перестройки» наступил общий упадок духовной культуры бывшего советского общества, началось пробуждение национального самосознания в республиках бывшего Союза.
Советский период представляет собой сложное и противоречивое явление не только в истории, но и культуре. С одной стороны, советский период развития культуры дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов; способствовал появлению многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. С другой стороны, именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная система, сопровождавшаяся манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, физическим уничтожением цвета российской интеллигенции; одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества и лидера-пророка. Известны высказывания философа Н. Бердяева о «новом средневековье» и поэта О. Мандельштама о «веке-волкодаве».
Советская власть несет ответственность за серьезный ущерб русской культуре XX в. Трагическим было изгнание из страны представителей русской культуры, которые не приняли советскую власть. В результате страну покинули сотни выдающихся ученых и деятелей культуры.
Среди них — С. Н. Виноградский, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, И. £. Репин, Ю. П. Анненков, И. А. Бунин и др. И все-таки большинство деятелей науки и культуры осталось на Родине, продолжая свою творческую жизнь в России.
Современные исследователи, изучая историю русской советской культуры, прослеживают в ней несколько крупных периодов;
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассматривать в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой и культурой Русского зарубежья. В настоящее время исследователи приходят к выводу, что советская культура и культура советской эпохи — это не одно и то же. Многозначную культуру советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего». Истинная духовность, обращение к национальным традициям и общечеловеческим ценностям — вот что служило мерой и критериями настоящей культуры, которая сложно и трудно прорывалась через политизацию, временное непонимание и забвение. Истинную ценность и золотой фонд России составляют имена А. А. Блока, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, И. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, А. Ф. Лосева, А. Солженицына
и др.
513
1. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России
Послеоктябрьское — после революции 1917 г. — время необходимо рассматривать, имея в виду два одновременных, проходящих параллельно процесса: с одной стороны, необычайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма, с другой — острота социальной борьбы (вылившейся в гражданскую войну), нарушения прав человека, «утечка мозгов».
Ситуация в стране была необычайно сложной. Но в ожесточенной вооруженной борьбе — гражданской войне, которая была осложнена иностранной военной интервенцией, большевики сумели удержать власть в своих руках, добившись максимальной концентрации всех сил и ресурсов страны и установив свою диктатуру. Так, в силу объективной ситуации вместо провозглашенной после Октябрьской революции диктатуры пролетариата утвердилась диктатура одной партии.
В 20-е гг. Россию покинули выдающиеся философы, писатели, композиторы, музыканты, художники-живописцы. Многие из них были высланы за пределы России вначале по указанию Ленина, потом по указу революционного правительства. Именно поэтому их неповторимый вклад в духовное развитие человечества долгие годы у нас замалчивался.
Обрести в тот период времени гуманистический, подлинно человеческий взгляд на эпоху смогли немногие. Только сегодня можно оценить простые, великие мысли М. Цветаевой, на десятилетия опередившие современное сознание. События гражданской братоубийственной войны были поняты так:
Все рядком лежат, не развесть межой.
Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой?
Белый был— красным стал: смерть побелила;
Кто ты ? — белый ? — на пойму! — привстань!
Аль и сзади и прямо; и красный, и белый: — Мама!..
К руководству страной пришли люди, не имевшие достаточного образования. Например, И. В. Сталин — духовное училище, пять лет духовной семинарии в Тифлисе не окончил; Я. М. Свердлов — профессиональный революционер, без образования; Л. Д. Троцкий — профессиональный революционер, без образования; М. И. Калинин — рабочий, токарь по металлу, профессиональный революционер, без образования.
Несмотря на то что среди руководителей страны были люди недостаточно образованные, большевики понимали силу идеологического воздействия культуры на народные массы. Сразу же после Октября 1917 г. партия большевиков и Советское правительство приняли меры по централизации управления культурой, искусством и наукой.
Заметное явление русской живописи начала XX в. — авангард, крупнейшими представителями которого были: В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Филонов, М. 3. Шагал, Р. Р. Фальк. Их творчеству свойственны и трагизм и одновременно стремление к радости и свету. Выявить импульсивное, подсознательное, проникнуть в сферу, до времени закрытую для подсознания, — одна из целей авангарда.
Скульптура. На рубеже XIX—XX вв. оформляются различные направления и в скульптуре. Реалистические тенденции получили развитие в творчестве
510
А. М. Опекушина (памятник А. С. Пушкину в Москве) и близкого к передвижникам М. М. Антокольского, создавшего галерею скульптурных портретов («Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»). Автором монументальных скульптурных произведений был М. О. Микешин (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине Второй в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве). Под влиянием импрессионизма в начале XX в. скульпторы А. С. Голубкина (»Железный», «Идущий») и С. Т. Коненков («Ника», «Старичок-полевичок», «Нищая братия») использовали новые пластические формы и световые контрасты.
Музыка. Основными центрами музыкальной культуры были консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорский Мариинский и Большой театры, Московская частная опера С. И. Мамонтова (впоследствии — С. И. Зимина). Деятельность русского музыкального общества, основанного в 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна, способствовала популяризации национальной музыки. Пропагандой русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открытой в Петербурге в 60-х гг. М. А. Балакиревым и учителем пения Г. Я. Ломакиным.
Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие десятилетия, было тесно связано с именами композиторов — членов «Могучей кучки». Свою деятельность продолжали Н. А. Римский-Корсаков, создавший в эти годы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже»,
М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи. Начинают свою композиторскую деятельность А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции сочетаются с активными поисками в области музыкальной формы. В операх М. П. Мусоргского, И. А. Римского-Корсакова развернулся и окреп талант Ф. И. Шаляпина. С 1899 г. Ф. И. Шаляпин стал петь на сцене Большого и Мариинского театров. На сцене театра в начале XX в. блистали такие выдающиеся певцы, как Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др.
Театр. В жизни театра на рубеже XIX—XX вв. продолжалась борьба за демократизацию русской сцены.
В императорских театрах спектакли ставились в основном силами иностранных трупп — эффектные балетные выступления и оперы. В то же время русские пьесы, русская музыка часто замалчивались. Так, в Александринском театре были запрещены к постановке «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, сцену императорских театров покинула В. Ф. Комиссаржевская.
Однако видные деятели русской культуры стремились поддержать традиции русского национального искусства. Особенно сильным было демократическое направление в драматическом театре. К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко был основан Художественный театр, ставший центром культурной жизни Москвы (МХТ). В нем играли О. Л. Книппер, В. И. Качалов, И. М. Москвин и др. Основатели театра ставили задачу создания общедоступного театра, провели реформу театрального искусства. Репертуар театра формировался на произведениях русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.
511
Крупным событием в театральной жизни стало открытие театра В. Ф. Комиссаржевской, по своим задачам и репертуару близкого Московскому художественному театру. Талантливыми постановками отличались театр Ф. А. Корша и некоторые другие частные театры. По-прежнему были сильны позиции демократического искусства в Малом театре.
Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство. В мае 1896 г. в Петербурге — в саду «Аквариум» и в Москве — в саду «Эрмитаж» состоялась первая демонстрация кинофильма. К 1903 г. относится появление в России первых стационарных кинотеатров'. «иллюзионов» и «электротеатров>. Первоначально создавались документальные ленты. Активную роль в процессе создания отечественных кинофильмов принимали участие
А. О. Дранков и А. А. Ханжонков. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм — «Оборона Севастополя».
Русские меценаты. Огромное значение в поддержке творчества художников, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством отечественных ценностей. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы невозможны без их настойчивых поисков. Наиболее известными среди них были семейство текстильных фабрикантов Щукиных, в том числе и С. И. Щукин, собиравший коллекцию французской авангардной живописи (Пикассо, Матисс, Гоген и др.), экспонировавшуюся в созданной им галерее новой западной живописи в Москве, а также Морозовы, Рябушинские и другие предприниматели.
Русские меценаты не просто отдавали средства на культуру — это было сотворчество. Так, при участии Мамонтова замысел оперы «Снегурочка» стал реальностью. На его же частной сцене, ставшей настоящей кузницей талантов — композиторов, певцов, актеров, музыкантов, художников-декораторов, была впервые поставлена эта опера.
20.4. Советский период развития культуры России
Первая мировая война и обострение социальных и национальных противоречий в России привели к кризису и революции 1917 г. (которую возглавили большевики — наиболее радикальное политическое течение). Революция и гражданская война привели Российскую империю к распаду на самостоятельные национальные республики. Впоследствии возник СССР как новая супердержава. В области материально-экономической культуры начались поиски новых форм хозяйствования: военный коммунизм, нэп, индустриализация и коллективизация. Возникает погоня за количеством производимого продукта в ущерб его качеству. Коллективный труд получает приоритет над индивидуальным, тяжелая промышленность — над легкой, производство — над потреблением. Закономерным явлением становится милитаризация производства. Административная команда преобладала над личной заинтересо-
512
ванностью, плановая система хозяйства — над рыночной экономикой. Неудачи предпринимаемых экономических реформ привели к нарастанию экономического отставания и в итоге — к кризису административно-командной системы, возникновению необходимости коренной перестройки всего хозяйственного механизма и материальной культуры. Кроме того, в годы «перестройки» наступил общий упадок духовной культуры бывшего советского общества, началось пробуждение национального самосознания в республиках бывшего Союза.
Советский период представляет собой сложное и противоречивое явление не только в истории, но и культуре. С одной стороны, советский период развития культуры дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов; способствовал появлению многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. С другой стороны, именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная система, сопровождавшаяся манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, физическим уничтожением цвета российской интеллигенции; одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества и лидера-пророка. Известны высказывания философа Н. Бердяева о «новом средневековье» и поэта О. Мандельштама о «веке-волкодаве».
Советская власть несет ответственность за серьезный ущерб русской культуре XX в. Трагическим было изгнание из страны представителей русской культуры, которые не приняли советскую власть. В результате страну покинули сотни выдающихся ученых и деятелей культуры.
Среди них — С. Н. Виноградский, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, И. £. Репин, Ю. П. Анненков, И. А. Бунин и др. И все-таки большинство деятелей науки и культуры осталось на Родине, продолжая свою творческую жизнь в России.
Современные исследователи, изучая историю русской советской культуры, прослеживают в ней несколько крупных периодов;
-
первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России; -
тоталитаризм и культура (30—начало 50-х гг.); -
развитие культуры в 50—80-е гг.
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассматривать в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой и культурой Русского зарубежья. В настоящее время исследователи приходят к выводу, что советская культура и культура советской эпохи — это не одно и то же. Многозначную культуру советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего». Истинная духовность, обращение к национальным традициям и общечеловеческим ценностям — вот что служило мерой и критериями настоящей культуры, которая сложно и трудно прорывалась через политизацию, временное непонимание и забвение. Истинную ценность и золотой фонд России составляют имена А. А. Блока, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, И. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, А. Ф. Лосева, А. Солженицына
и др.
513
1. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России
Послеоктябрьское — после революции 1917 г. — время необходимо рассматривать, имея в виду два одновременных, проходящих параллельно процесса: с одной стороны, необычайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма, с другой — острота социальной борьбы (вылившейся в гражданскую войну), нарушения прав человека, «утечка мозгов».
Ситуация в стране была необычайно сложной. Но в ожесточенной вооруженной борьбе — гражданской войне, которая была осложнена иностранной военной интервенцией, большевики сумели удержать власть в своих руках, добившись максимальной концентрации всех сил и ресурсов страны и установив свою диктатуру. Так, в силу объективной ситуации вместо провозглашенной после Октябрьской революции диктатуры пролетариата утвердилась диктатура одной партии.
В 20-е гг. Россию покинули выдающиеся философы, писатели, композиторы, музыканты, художники-живописцы. Многие из них были высланы за пределы России вначале по указанию Ленина, потом по указу революционного правительства. Именно поэтому их неповторимый вклад в духовное развитие человечества долгие годы у нас замалчивался.
Обрести в тот период времени гуманистический, подлинно человеческий взгляд на эпоху смогли немногие. Только сегодня можно оценить простые, великие мысли М. Цветаевой, на десятилетия опередившие современное сознание. События гражданской братоубийственной войны были поняты так:
Все рядком лежат, не развесть межой.
Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой?
Белый был— красным стал: смерть побелила;
Кто ты ? — белый ? — на пойму! — привстань!
Аль и сзади и прямо; и красный, и белый: — Мама!..
К руководству страной пришли люди, не имевшие достаточного образования. Например, И. В. Сталин — духовное училище, пять лет духовной семинарии в Тифлисе не окончил; Я. М. Свердлов — профессиональный революционер, без образования; Л. Д. Троцкий — профессиональный революционер, без образования; М. И. Калинин — рабочий, токарь по металлу, профессиональный революционер, без образования.
Несмотря на то что среди руководителей страны были люди недостаточно образованные, большевики понимали силу идеологического воздействия культуры на народные массы. Сразу же после Октября 1917 г. партия большевиков и Советское правительство приняли меры по централизации управления культурой, искусством и наукой.