Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2832

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В. Кова­левской (математика), Д. И. Менделеева, Я. Я. Зенина, А. М. Бутлерова (хи­мия), А. Г. Столетова, П. Я. Лебедева, А. С. Попова (физика), К. А. Тимирязева (биология), А. Ф. Можайского, Я. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского (самоле­тостроение и космонавтика). Были получены первые патенты на самолет, пе­редана первая радиограмма, изобретена система электронного воспроизведе-

498

ния изображения, открыта периодическая система химических элементов, обоснована мутационная теория эволюции, оживлено изолированное сердце человека через 20 часов после его остановки, доказан эффект давления света на твердые тела, обоснована гипотеза о существовании других населенных миров.

Крупный вклад в мировую науку сделали русские географы и путеше­ственники. В 1803—1806 гг. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путе­шествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина.

Во время экспедиций русских мореплавателей М. П. Лазарева и Ф. Ф. Бел­линсгаузена на военных судах «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г. И. Невельской, В. М. Го- ловнин, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого океанов.

П. П. Семенов- Тян-Шанский, руководитель Русского императорского гео­графического общества, первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, орга­низовал в 1870—1885 гг. ряд экспедиций в Центральную Азию (под руковод­ством Н. М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай).

Этот период стал временем расцвета научных обществ, которые пропаган­дировали успехи наук, добивались выделения средств на их развитие, давали возможность ученым общаться друг с другом, координировали их работу, по­зволяли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и прове­дении совместных исследований. Велика роль Русского химического обще­ства, Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Мате­матических обществ в Москве, Харькове, Казани. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогическое общество, Русское географическое общество.

Значительный вклад в науку внесли и ученые-гуманитарии.
Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н. М. Карамзин, написавший «Ис­торию государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, историческо­го эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Выразительный слог и яркие характеристики государственных деятелей по­зволили А. С. Пушкину назвать Н. М. Карамзина «последним летописцем». «История государства Российского» сохраняет свою ценность и в настоящее время.

В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историческое общество, а через год начато издание его сборников. Стали издаваться научные журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».

Тщательный сбор источников, интерес к истории своего народа и госу­дарства были характерны для К. Д. Кавелина, Т. Н. Погодина, Т. Н. Грановско­го, Н. Г. Устрялова и др. Важное значение для исторической науки имели со­зданная С. М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен»,

499

«История России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Н. И. Костомаро­ва, многочисленные работы В. О. Ключевского. Значительными были работы русских этнографов — Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. М. Пржевальского и восто­коведов — В. П. Васильева, В. С. Голенищева.

Важные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. В работах государственного деятеля адмирала Н. С. Мордвинова, декабриста Я. И. Тургенева, славянофила Ю. Ф. Самарина анализировались перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного приоб­щения к европейским достижениям. Они отвергали представление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещи­кам и владельцам мануфактур практическими советами.

Появились оригинальные научные работы философов — С. С. Гогоцкого «Философский лексикон», Я. Я. Страхова «Мир как единое целое» и др. Круп­ный вклад в изучение русского языка внес филолог И. И. Срезневский.

Местом хранения вещественных памятников, представлявших истори­ческую, культурную и художественную ценность,

стали общедоступные му­зеи. Музейное дело быстрыми темпами развивалось и в провинциальных го­родах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, эт­нографические коллекции. Все это было собрано графом К. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1961 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Россий­ская государственная библиотека). В 1852 г. в Эрмитаже коллекция произве­дений искусства была открыта для публичного доступа.

Литература. В литературе XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, пат­риотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важ­ным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Ярчайшим представителем русского сентиментализма был писатель и историк Я. М. Карамзин. Призывая жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, сентиментализм будил интерес к лич­ности, частной жизни человека.

В начале XIX в. широкое распространение и в России, и в других европей­ских странах получает романтизм. В русском романтизме прослеживается ряд течений:

  • творчество В. А. Жуковского — «салонный романтизм». В балладах он вос­создавал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительно­сти, наполненных размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, друж­бе. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским;

  • одним из талантливейших поэтов был К. Я. Батюшков. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. и участие в за­граничных походах русской армии. От легкой поэзии, воспевающей радости

500

жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об ис­тории и ценности человеческой жизни (»К Дашкову», «Тень друга», «Таври­да» и др.);

3) поэты и писатели-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бес­тужев- Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостни­ческих порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине.


Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 30—40-е годы особой популярностью пользовались ро­мантические повести Н. А. Полевого, В. Ф. Одоевского, исторические романы М. П. Загоскина, И. И. Лажечникова.

Во второй четверти XIX в. в русской литературе начал утверждаться реа­лизм. В творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Нек­расова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова и др. проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

XIX в. — время расцвета литературных салонов и объединений. Расцвет объяснялся не только потребностями самой литературы, но и стремлением писателей найти место в общественной жизни страны. Наиболее влиятель­ными и противостоявшими друг другу в то время литературными объедине­ниями были «Беседа»(Г. Р. Державин, А. С. Шишков) и «Арзамас»(В. А. Жу­ковский, Д. Н. Блудов, А. И. Тургенев и др.).

Важное значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основате­лем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавил и Н. А. Некра­сов и В. Г. Белинский. В 40-е гг. XIX в. «Отечественные записки» объединяли вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И. С. Тургене­ва, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих жур­налах возникло новое явление для России — литературная критика. «Совре­менник» и «Отечественные записки» стали центрами литературных объеди­нений и выразителями разных общественно-политических взглядов.

Архитектура. XIX век — время расцвета русского градостроительства. В начале века главным архитектурным стилем был классицизм. С наиболь­шей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К. И. Росси.

Крепостной графа Строганова А. Н. Воронихин получил вольную в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Каза­кова. Главное дело его жизни — возведение в 1801—1811 гг. Казанского собо­ра в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера: И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин и др. В эти же годы А. Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петербурге и парковые сооружения в Павловске.


А. Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Самым крупным из сохранившихся сооружений, создан­ных А. Д. Захаровым, является Адмиралтейство. В начале XIX в. несколько

501

крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупней­шему зодчему Петербурга — К. И. Росси: здание Главного штаба и Министер­ства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского театра, здание Сената и Синода.

В 30—50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рожде­нием нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, ин­дийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.

С именем О. И. Бове связано строительство в Москве Торговых рядов, со­здание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больни­цы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университе­та, полностью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А. Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А. А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор — са­мое высокое здание России того времени и возведена Александровская ко­лонна на Дворцовой площади столицы.

В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одес­се по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с по­лукруглыми зданиями.

Живопись. Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реа­лизм получили достаточное распространение. Академия была консерватив­ным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощ­ряла написание картин на библейские и мифологические темы.

Одним из крупнейших портретистов был О. А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д. В. Давыдова, Е. Л. Ростопчинской, В. А. Жуковско­го, А. С. Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О. А. Киприен- ский — первый художник, который, по словам А. А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».