ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2832
Скачиваний: 117
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В. Ковалевской (математика), Д. И. Менделеева, Я. Я. Зенина, А. М. Бутлерова (химия), А. Г. Столетова, П. Я. Лебедева, А. С. Попова (физика), К. А. Тимирязева (биология), А. Ф. Можайского, Я. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского (самолетостроение и космонавтика). Были получены первые патенты на самолет, передана первая радиограмма, изобретена система электронного воспроизведе-
498
ния изображения, открыта периодическая система химических элементов, обоснована мутационная теория эволюции, оживлено изолированное сердце человека через 20 часов после его остановки, доказан эффект давления света на твердые тела, обоснована гипотеза о существовании других населенных миров.
Крупный вклад в мировую науку сделали русские географы и путешественники. В 1803—1806 гг. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путешествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина.
Во время экспедиций русских мореплавателей М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена на военных судах «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г. И. Невельской, В. М. Го- ловнин, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого океанов.
П. П. Семенов- Тян-Шанский, руководитель Русского императорского географического общества, первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, организовал в 1870—1885 гг. ряд экспедиций в Центральную Азию (под руководством Н. М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай).
Этот период стал временем расцвета научных обществ, которые пропагандировали успехи наук, добивались выделения средств на их развитие, давали возможность ученым общаться друг с другом, координировали их работу, позволяли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и проведении совместных исследований. Велика роль Русского химического общества, Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Математических обществ в Москве, Харькове, Казани. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогическое общество, Русское географическое общество.
Значительный вклад в науку внесли и ученые-гуманитарии.
Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н. М. Карамзин, написавший «Историю государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, исторического эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Выразительный слог и яркие характеристики государственных деятелей позволили А. С. Пушкину назвать Н. М. Карамзина «последним летописцем». «История государства Российского» сохраняет свою ценность и в настоящее время.
В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историческое общество, а через год начато издание его сборников. Стали издаваться научные журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».
Тщательный сбор источников, интерес к истории своего народа и государства были характерны для К. Д. Кавелина, Т. Н. Погодина, Т. Н. Грановского, Н. Г. Устрялова и др. Важное значение для исторической науки имели созданная С. М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен»,
499
«История России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Н. И. Костомарова, многочисленные работы В. О. Ключевского. Значительными были работы русских этнографов — Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. М. Пржевальского и востоковедов — В. П. Васильева, В. С. Голенищева.
Важные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. В работах государственного деятеля адмирала Н. С. Мордвинова, декабриста Я. И. Тургенева, славянофила Ю. Ф. Самарина анализировались перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного приобщения к европейским достижениям. Они отвергали представление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещикам и владельцам мануфактур практическими советами.
Появились оригинальные научные работы философов — С. С. Гогоцкого «Философский лексикон», Я. Я. Страхова «Мир как единое целое» и др. Крупный вклад в изучение русского языка внес филолог И. И. Срезневский.
Местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность,
стали общедоступные музеи. Музейное дело быстрыми темпами развивалось и в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом К. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1961 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. в Эрмитаже коллекция произведений искусства была открыта для публичного доступа.
Литература. В литературе XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, патриотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
На рубеже XVII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Ярчайшим представителем русского сентиментализма был писатель и историк Я. М. Карамзин. Призывая жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, сентиментализм будил интерес к личности, частной жизни человека.
В начале XIX в. широкое распространение и в России, и в других европейских странах получает романтизм. В русском романтизме прослеживается ряд течений:
500
жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об истории и ценности человеческой жизни (»К Дашкову», «Тень друга», «Таврида» и др.);
3) поэты и писатели-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев- Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине.
Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 30—40-е годы особой популярностью пользовались романтические повести Н. А. Полевого, В. Ф. Одоевского, исторические романы М. П. Загоскина, И. И. Лажечникова.
Во второй четверти XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм. В творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова и др. проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
XIX в. — время расцвета литературных салонов и объединений. Расцвет объяснялся не только потребностями самой литературы, но и стремлением писателей найти место в общественной жизни страны. Наиболее влиятельными и противостоявшими друг другу в то время литературными объединениями были «Беседа»(Г. Р. Державин, А. С. Шишков) и «Арзамас»(В. А. Жуковский, Д. Н. Блудов, А. И. Тургенев и др.).
Важное значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавил и Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е гг. XIX в. «Отечественные записки» объединяли вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И. С. Тургенева, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России — литературная критика. «Современник» и «Отечественные записки» стали центрами литературных объединений и выразителями разных общественно-политических взглядов.
Архитектура. XIX век — время расцвета русского градостроительства. В начале века главным архитектурным стилем был классицизм. С наибольшей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К. И. Росси.
Крепостной графа Строганова А. Н. Воронихин получил вольную в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Главное дело его жизни — возведение в 1801—1811 гг. Казанского собора в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера: И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин и др. В эти же годы А. Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петербурге и парковые сооружения в Павловске.
А. Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Самым крупным из сохранившихся сооружений, созданных А. Д. Захаровым, является Адмиралтейство. В начале XIX в. несколько
501
крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупнейшему зодчему Петербурга — К. И. Росси: здание Главного штаба и Министерства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского театра, здание Сената и Синода.
В 30—50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рождением нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, индийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.
С именем О. И. Бове связано строительство в Москве Торговых рядов, создание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больницы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университета, полностью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А. Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А. А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени и возведена Александровская колонна на Дворцовой площади столицы.
В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями.
Живопись. Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реализм получили достаточное распространение. Академия была консервативным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические темы.
Одним из крупнейших портретистов был О. А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д. В. Давыдова, Е. Л. Ростопчинской, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О. А. Киприен- ский — первый художник, который, по словам А. А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».
498
ния изображения, открыта периодическая система химических элементов, обоснована мутационная теория эволюции, оживлено изолированное сердце человека через 20 часов после его остановки, доказан эффект давления света на твердые тела, обоснована гипотеза о существовании других населенных миров.
Крупный вклад в мировую науку сделали русские географы и путешественники. В 1803—1806 гг. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первое в истории России кругосветное путешествие. В ходе экспедиции была уточнена карта мира, открыто несколько островов, составлено описание быта населения Камчатки и Сахалина.
Во время экспедиций русских мореплавателей М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена на военных судах «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу была открыта Антарктида (1821). Русские путешественники Г. И. Невельской, В. М. Го- ловнин, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Ф. П. Врангель собрали богатый научный материал о водных и сухопутных районах Северного Ледовитого океанов.
П. П. Семенов- Тян-Шанский, руководитель Русского императорского географического общества, первым из европейцев исследовал Тянь-Шань, организовал в 1870—1885 гг. ряд экспедиций в Центральную Азию (под руководством Н. М. Пржевальского), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклухо-Маклай).
Этот период стал временем расцвета научных обществ, которые пропагандировали успехи наук, добивались выделения средств на их развитие, давали возможность ученым общаться друг с другом, координировали их работу, позволяли сосредоточить внимание на изучении важнейших вопросов и проведении совместных исследований. Велика роль Русского химического общества, Общества русских врачей, Русского астрономического общества, Математических обществ в Москве, Харькове, Казани. Работали открытые ранее Московское общество исследователей природы, Минералогическое общество, Русское географическое общество.
Значительный вклад в науку внесли и ученые-гуманитарии.
Подлинный научный и гражданский подвиг совершил Н. М. Карамзин, написавший «Историю государства Российского». Работа ученого продолжалась с 1804 г., когда он был назначен официальным историографом, и до самой его смерти в 1826 г. Тщательный анализ летописей (многие из которых были введены в научный оборот впервые), государственных актов, иностранных хроник, исторического эпоса сделали его первым — по значению и месту — русским историком. Выразительный слог и яркие характеристики государственных деятелей позволили А. С. Пушкину назвать Н. М. Карамзина «последним летописцем». «История государства Российского» сохраняет свою ценность и в настоящее время.
В 1866 г. в Петербурге открылось Русское историческое общество, а через год начато издание его сборников. Стали издаваться научные журналы «Русский архив», «Русская старина», «Исторический вестник», «Древняя и новая Россия».
Тщательный сбор источников, интерес к истории своего народа и государства были характерны для К. Д. Кавелина, Т. Н. Погодина, Т. Н. Грановского, Н. Г. Устрялова и др. Важное значение для исторической науки имели созданная С. М. Соловьевым 29-томная «История России с древнейших времен»,
499
«История России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Н. И. Костомарова, многочисленные работы В. О. Ключевского. Значительными были работы русских этнографов — Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. М. Пржевальского и востоковедов — В. П. Васильева, В. С. Голенищева.
Важные проблемы обсуждались в русской экономической литературе. В работах государственного деятеля адмирала Н. С. Мордвинова, декабриста Я. И. Тургенева, славянофила Ю. Ф. Самарина анализировались перспективы отказа России от устаревших отношений в экономике, постепенного приобщения к европейским достижениям. Они отвергали представление о русском крестьянине как о неповоротливом и нерадивом хозяине. Продолжало свою деятельность Вольное экономическое общество, старавшееся помочь помещикам и владельцам мануфактур практическими советами.
Появились оригинальные научные работы философов — С. С. Гогоцкого «Философский лексикон», Я. Я. Страхова «Мир как единое целое» и др. Крупный вклад в изучение русского языка внес филолог И. И. Срезневский.
Местом хранения вещественных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность,
стали общедоступные музеи. Музейное дело быстрыми темпами развивалось и в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом К. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1961 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека). В 1852 г. в Эрмитаже коллекция произведений искусства была открыта для публичного доступа.
Литература. В литературе XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, патриотизм, поиск социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.
На рубеже XVII—XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Ярчайшим представителем русского сентиментализма был писатель и историк Я. М. Карамзин. Призывая жить сердцем, следовать лучшим человеческим побуждениям, сентиментализм будил интерес к личности, частной жизни человека.
В начале XIX в. широкое распространение и в России, и в других европейских странах получает романтизм. В русском романтизме прослеживается ряд течений:
-
творчество В. А. Жуковского — «салонный романтизм». В балладах он воссоздавал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности, наполненных размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбе. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским; -
одним из талантливейших поэтов был К. Я. Батюшков. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. и участие в заграничных походах русской армии. От легкой поэзии, воспевающей радости
500
жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об истории и ценности человеческой жизни (»К Дашкову», «Тень друга», «Таврида» и др.);
3) поэты и писатели-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев- Марлинский) призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине.
Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В 30—40-е годы особой популярностью пользовались романтические повести Н. А. Полевого, В. Ф. Одоевского, исторические романы М. П. Загоскина, И. И. Лажечникова.
Во второй четверти XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм. В творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова и др. проявились характерные черты этого направления: правдивое отображение действительности, показ чувств простого человека, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.
XIX в. — время расцвета литературных салонов и объединений. Расцвет объяснялся не только потребностями самой литературы, но и стремлением писателей найти место в общественной жизни страны. Наиболее влиятельными и противостоявшими друг другу в то время литературными объединениями были «Беседа»(Г. Р. Державин, А. С. Шишков) и «Арзамас»(В. А. Жуковский, Д. Н. Блудов, А. И. Тургенев и др.).
Важное значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавил и Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е гг. XIX в. «Отечественные записки» объединяли вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени — И. С. Тургенева, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России — литературная критика. «Современник» и «Отечественные записки» стали центрами литературных объединений и выразителями разных общественно-политических взглядов.
Архитектура. XIX век — время расцвета русского градостроительства. В начале века главным архитектурным стилем был классицизм. С наибольшей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К. И. Росси.
Крепостной графа Строганова А. Н. Воронихин получил вольную в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Главное дело его жизни — возведение в 1801—1811 гг. Казанского собора в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера: И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин и др. В эти же годы А. Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петербурге и парковые сооружения в Павловске.
А. Д. Захаров получил признание за разработку стрелки Васильевского острова в столице. Самым крупным из сохранившихся сооружений, созданных А. Д. Захаровым, является Адмиралтейство. В начале XIX в. несколько
501
крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге. Участие в создании важнейших сооружений столицы принадлежит крупнейшему зодчему Петербурга — К. И. Росси: здание Главного штаба и Министерства на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александровского театра, здание Сената и Синода.
В 30—50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с рождением нового направления, именуемого «историзмом» или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, индийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.
С именем О. И. Бове связано строительство в Москве Торговых рядов, создание Театральной площади и Большого театра, Первой Градской больницы, Триумфальной арки. Реконструкцией здания Московского университета, полностью изменившей его фасад, и строительством Опекунского совета на Солянке занимался Д. И. Жилярди. А. Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. По проекту А. А. Монферана в Петербурге был создан Исаакиевский собор — самое высокое здание России того времени и возведена Александровская колонна на Дворцовой площади столицы.
В провинциальных городах также работали талантливые архитекторы. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями.
Живопись. Для русской живописи XIX век — время расцвета и исканий. Официально признанным методом был классицизм, хотя романтизм и реализм получили достаточное распространение. Академия была консервативным учреждением и требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические темы.
Одним из крупнейших портретистов был О. А. Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников. Его автопортрет, портреты Д. В. Давыдова, Е. Л. Ростопчинской, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О. А. Киприен- ский — первый художник, который, по словам А. А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».