ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 2827
Скачиваний: 116
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге — Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет и росту численности их тиражей (если в конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках). Крупнейшие издательства И. Д. Сытина, А. С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении.
Наука. Конец XIX—начало XX в. — период выдающихся открытий в русской науке. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины.
506
Выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог И. И. Мечников Явился основоположником новой отрасли знания — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе («пожирающих клетках»). Его труды (совместно с 77. Эрлихом), в 1908 г. были отмечены Нобелевской премией. И. М. Сеченов стал основоположником русской физиологической школы и естественно-научного направления в психологии, положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его учение об условных рефлексах получило свое продолжение в трудах великого физиолога И. П. Павлова. Он создал подтвержденное опытами учение о высшей нервной деятельности, разработал современные представления о процессах пищеварения и кровообращения, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия.
Крупнейшим представителем российской науки был К. А. Тимирязев. Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растения под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру. И. В. Мичурин работал в области пчеловодства. Методом гибридизации он создал большое количество новых сортов плодово-ягодных сельскохозяйственных культур.
Труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.
Создатель современного генетического почвоведения В. В. Докучаев изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Важные исследования в геологии севера России, Урала и Кавказа были проведены
А. П. Карпинским и А. А. Иностранцевым.
Продолжали исследования малоизвестных регионов земли русские географы. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других исследователей были созданы карты Индонезии, Филиппин, Эфиопии, Тибета и др., собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице- адмирал С. О. Макаров, совершив два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Г. Я. Седов продолжил изучение Арктики, начатое экспедициями Э. В. Толля и А. В. Колчака.
Открытия ученых в физике и механике также приобрели мировую известность. В 1895 г. А. С. Попов сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов и продемонстрировал работу радиоприемника. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа) и А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). 77. Н. Лебедев подтвердил электромагнитную природу света, измерил его давление на твердое тело и газы.
Основателями российского самолетостроения являются Н. Е. Жуковский и И. И. Сикорский. В 1916 г. вышла книга Н. Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания», в которой были изложены законы аэродинамики.
507
По проекту И. И. Сикорского в 1913 г. построен первый в мире самолет-биплан, т. е. имеющий два крыла (две несущие поверхности), расположенные на некотором расстоянии друг от друга.
К. Э. Циолковский всю свою жизнь посвятил работе над тремя проблемами: строительство большого управляемого цельнометаллического дирижабля, создание самолета и проектирование ракет для межпланетных сообщений. Научные открытия и исследования Циолковского на многие годы опередили подобные исследования за рубежом и легли в основу советской космонавтики.
Продолжается развитие российского обществоведения. Начало XX в. отмечено появлением ряда философских работ, авторы которых — С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, П. Б. Струве, Л. И. Шестов, С. Л. Франк и др. — стремились осмыслить исторический путь и будущее России. С 1909 г. Бердяевым, Булгаковым, Струве, Франком и др. стал издаваться сборник статей о русской интеллигенции «Вехи». Радикальное направление общественной мысли связано с работами русских марксистов — Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова-Ленина. Значительный вклад в историю отечественной философии внесли представители религиозного направления российской философской мысли —
В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский и др.
Развитие русской исторической науки было продолжено В. О. Ключевским («Курс русской истории»), П. Н. Милюковым («Очерки по истории русской культуры»), Н. Я. Данилевским («Россия и Европа»).
Литература. В художественной литературе сосуществовали две главные тенденции того времени: реалистическая и авангардистская.
Традиции критического реализма — гуманизм, народность и гражданственность — развивали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А П. Чехов, И. А Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький, Л. Н. Толстой и др.
Авангардистское направление, связанное с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных решений, представлено творчеством символистов, футуристов и акмеистов.
Символизм ("фр. symbolism, греч. symbolon — знак, символ) — художественное течение и философско-эстетическая концепция конца XIX—начала XX в. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. Зародившись как литературное направление во Франции в 70—80-е гг., позднее перерос в общеевропейское культурное явление. В России символизм возник в 90-е гг. (Я. М. Минский, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, 3. Н. Гиппиус), в начале XX в. он получил воплощение в творчестве А. А. Блока, Вяч. И. Иванова, И. Ф. Анненского и др. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей. Заслугой символизма является обогащение литературы новыми поэтическими формами, выработка новых художественных средств, высокая языковая культура.
508
Футуризм — одно из авангардистских течений в европейском искусстве, сформировавшееся в Италии. В литературе футуристы призывали к обессмысливанию словесной формы поэзии (деформация слова, «телеграфный язык», разрушение синтаксиса, введение в текст математических и музыкальных знаков и т. п.). В России литературный футуризм возник с выходом альманахов «Садок судей» (1910) и «Пощечина обыкновенному вкусу» (1913). К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный
и др. Их поэтический язык — это не обычный, понятный всем, старый и умный, а непонятный, новый и заумный язык («творяне» — творцы, «мога- тырь» — богатырь, «смехач» — смеющийся человек, «чареса» — чудеса и др.).
Акмеизм (от греч. акте — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) — течение в русской поэзии начала XX в. Его представители — Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин — выступили против символизма, его стремления к «идеальному», многозначности и текучести образов; отстаивали возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. Объединились в «Цех поэтов», вокруг журнала «Аполлон» и издательства «Гиперборей». Они полагали, что в результате ухода от символизма поэзия станет свободной. Однако все записанное ими в манифестах не было выполнено, течение прекратило свое существование.
Архитектура. Поиски нового стиля продолжаются и в архитектуре, где в начале XX в. оформились три направления: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм.
В стиле модерн архитекторы подчиняли внешний вид здания его внутреннему содержанию. Делались попытки выявить и показать свойства новых строительных материалов — бетона, железа, кафеля, стекла. Художественное решение стиля было связано с эстетикой символизма: линии вялые, прихотливо изогнутые, цвета приглушенные, рисунок деталей усложненный. Крупнейшими представителями стиля модерн стали Ф. О. Шехтель, автор особняка Рябушинского в Москве (ныне дом-музей А. М. Горького), В. Ф. Валькот, автор гостиницы «Метрополь».
В неорусском стиле использовались элементы готики и мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (архитектор А. В. Щусев, Казанский вокзал). Иногда неорусский стиль соединялся со стилем модерн (архитектор Ф. О. Шехтель, Ярославский вокзал в Москве).
В строительстве особняков и зданий общественного назначения широко применялся стиль неоклассицизма, воспроизводивший принципы и внешний вид архитектуры начала XIX в. Его рациональность и математическая точность особенно хорошо сочетались с новыми строительными материалами. Монументальность, парадность, строгая симметрия были характерны для Киевского вокзала, здания Музея изобразительных искусств, почтамта (архитектор И. И. Рерберг), здания Госбанка (архитектор И. В. Жолтовский).
Живопись. В русском изобразительном искусстве сосуществовали противоположные направления: с одной стороны,
реалистическое, продолжавшее традиции академической живописи XIX в. и передвижников; с другой — авангардное направление, обращенное к духовным исканиям.
509
Реализм получил отражение в творчестве И. Е. Репина («Не ждали», «Царица Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» и др.), В. И. Сурикова («Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.) И. И. Левитана («Март», «Вечер на Волге», «Березовая роща») и др.
Реалистические традиции подхватывают молодые художники. Н. А. Касаткин вводит в русскую живопись образы рабочих («Углекопы. Смена», «Шахтер-тягольщик» и др.). Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявившийся в портретном творчестве В. А. Серова (портреты Александра III, Николая II, М. И. Ермоловой и др., картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).
Трагическое мироощущение жизни нашло выражение в творчестве многих художников на рубеже веков, особенно у М. А. Врубеля, работы которого удивительно близки символистической поэзии. Тема заката жизни связана с образом демона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами («Демон поверженный»).
Значительное место в художественной жизни занимала деятельность объединения «Мир искусства», созданного С. П. Дягилевым в 1898 г. (стиль модерн). Порвав с передвижниками, в него вошли В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Ф. А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые петербургские художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. Искусство рассматривалось как средство выражения индивидуальности художника. Художники стояли на позициях «чистого искусства», где определяющей чертой творчества были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом. В 1905 г. многие представители «Мира искусства» приняли активное участие в работе политических сатирических журналов «Жупел», «Адская почта». Большого успеха добились художники в области театрально-декоративной живописи и искусства книги.
Демократические традиции русской пейзажной живописи продолжает «Союз русских художников» —
Наука. Конец XIX—начало XX в. — период выдающихся открытий в русской науке. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины.
506
Выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог И. И. Мечников Явился основоположником новой отрасли знания — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе («пожирающих клетках»). Его труды (совместно с 77. Эрлихом), в 1908 г. были отмечены Нобелевской премией. И. М. Сеченов стал основоположником русской физиологической школы и естественно-научного направления в психологии, положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его учение об условных рефлексах получило свое продолжение в трудах великого физиолога И. П. Павлова. Он создал подтвержденное опытами учение о высшей нервной деятельности, разработал современные представления о процессах пищеварения и кровообращения, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия.
Крупнейшим представителем российской науки был К. А. Тимирязев. Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растения под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру. И. В. Мичурин работал в области пчеловодства. Методом гибридизации он создал большое количество новых сортов плодово-ягодных сельскохозяйственных культур.
Труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.
Создатель современного генетического почвоведения В. В. Докучаев изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Важные исследования в геологии севера России, Урала и Кавказа были проведены
А. П. Карпинским и А. А. Иностранцевым.
Продолжали исследования малоизвестных регионов земли русские географы. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других исследователей были созданы карты Индонезии, Филиппин, Эфиопии, Тибета и др., собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице- адмирал С. О. Макаров, совершив два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Г. Я. Седов продолжил изучение Арктики, начатое экспедициями Э. В. Толля и А. В. Колчака.
Открытия ученых в физике и механике также приобрели мировую известность. В 1895 г. А. С. Попов сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов и продемонстрировал работу радиоприемника. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа) и А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). 77. Н. Лебедев подтвердил электромагнитную природу света, измерил его давление на твердое тело и газы.
Основателями российского самолетостроения являются Н. Е. Жуковский и И. И. Сикорский. В 1916 г. вышла книга Н. Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания», в которой были изложены законы аэродинамики.
507
По проекту И. И. Сикорского в 1913 г. построен первый в мире самолет-биплан, т. е. имеющий два крыла (две несущие поверхности), расположенные на некотором расстоянии друг от друга.
К. Э. Циолковский всю свою жизнь посвятил работе над тремя проблемами: строительство большого управляемого цельнометаллического дирижабля, создание самолета и проектирование ракет для межпланетных сообщений. Научные открытия и исследования Циолковского на многие годы опередили подобные исследования за рубежом и легли в основу советской космонавтики.
Продолжается развитие российского обществоведения. Начало XX в. отмечено появлением ряда философских работ, авторы которых — С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, П. Б. Струве, Л. И. Шестов, С. Л. Франк и др. — стремились осмыслить исторический путь и будущее России. С 1909 г. Бердяевым, Булгаковым, Струве, Франком и др. стал издаваться сборник статей о русской интеллигенции «Вехи». Радикальное направление общественной мысли связано с работами русских марксистов — Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова-Ленина. Значительный вклад в историю отечественной философии внесли представители религиозного направления российской философской мысли —
В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский и др.
Развитие русской исторической науки было продолжено В. О. Ключевским («Курс русской истории»), П. Н. Милюковым («Очерки по истории русской культуры»), Н. Я. Данилевским («Россия и Европа»).
Литература. В художественной литературе сосуществовали две главные тенденции того времени: реалистическая и авангардистская.
Традиции критического реализма — гуманизм, народность и гражданственность — развивали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А П. Чехов, И. А Бунин, А. И. Куприн, А. М. Горький, Л. Н. Толстой и др.
Авангардистское направление, связанное с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных решений, представлено творчеством символистов, футуристов и акмеистов.
Символизм ("фр. symbolism, греч. symbolon — знак, символ) — художественное течение и философско-эстетическая концепция конца XIX—начала XX в. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. Зародившись как литературное направление во Франции в 70—80-е гг., позднее перерос в общеевропейское культурное явление. В России символизм возник в 90-е гг. (Я. М. Минский, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, 3. Н. Гиппиус), в начале XX в. он получил воплощение в творчестве А. А. Блока, Вяч. И. Иванова, И. Ф. Анненского и др. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей. Заслугой символизма является обогащение литературы новыми поэтическими формами, выработка новых художественных средств, высокая языковая культура.
508
Футуризм — одно из авангардистских течений в европейском искусстве, сформировавшееся в Италии. В литературе футуристы призывали к обессмысливанию словесной формы поэзии (деформация слова, «телеграфный язык», разрушение синтаксиса, введение в текст математических и музыкальных знаков и т. п.). В России литературный футуризм возник с выходом альманахов «Садок судей» (1910) и «Пощечина обыкновенному вкусу» (1913). К футуристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный
и др. Их поэтический язык — это не обычный, понятный всем, старый и умный, а непонятный, новый и заумный язык («творяне» — творцы, «мога- тырь» — богатырь, «смехач» — смеющийся человек, «чареса» — чудеса и др.).
Акмеизм (от греч. акте — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) — течение в русской поэзии начала XX в. Его представители — Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин — выступили против символизма, его стремления к «идеальному», многозначности и текучести образов; отстаивали возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. Объединились в «Цех поэтов», вокруг журнала «Аполлон» и издательства «Гиперборей». Они полагали, что в результате ухода от символизма поэзия станет свободной. Однако все записанное ими в манифестах не было выполнено, течение прекратило свое существование.
Архитектура. Поиски нового стиля продолжаются и в архитектуре, где в начале XX в. оформились три направления: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм.
В стиле модерн архитекторы подчиняли внешний вид здания его внутреннему содержанию. Делались попытки выявить и показать свойства новых строительных материалов — бетона, железа, кафеля, стекла. Художественное решение стиля было связано с эстетикой символизма: линии вялые, прихотливо изогнутые, цвета приглушенные, рисунок деталей усложненный. Крупнейшими представителями стиля модерн стали Ф. О. Шехтель, автор особняка Рябушинского в Москве (ныне дом-музей А. М. Горького), В. Ф. Валькот, автор гостиницы «Метрополь».
В неорусском стиле использовались элементы готики и мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (архитектор А. В. Щусев, Казанский вокзал). Иногда неорусский стиль соединялся со стилем модерн (архитектор Ф. О. Шехтель, Ярославский вокзал в Москве).
В строительстве особняков и зданий общественного назначения широко применялся стиль неоклассицизма, воспроизводивший принципы и внешний вид архитектуры начала XIX в. Его рациональность и математическая точность особенно хорошо сочетались с новыми строительными материалами. Монументальность, парадность, строгая симметрия были характерны для Киевского вокзала, здания Музея изобразительных искусств, почтамта (архитектор И. И. Рерберг), здания Госбанка (архитектор И. В. Жолтовский).
Живопись. В русском изобразительном искусстве сосуществовали противоположные направления: с одной стороны,
реалистическое, продолжавшее традиции академической живописи XIX в. и передвижников; с другой — авангардное направление, обращенное к духовным исканиям.
509
Реализм получил отражение в творчестве И. Е. Репина («Не ждали», «Царица Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» и др.), В. И. Сурикова («Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.) И. И. Левитана («Март», «Вечер на Волге», «Березовая роща») и др.
Реалистические традиции подхватывают молодые художники. Н. А. Касаткин вводит в русскую живопись образы рабочих («Углекопы. Смена», «Шахтер-тягольщик» и др.). Основной чертой искусства становится повышенный психологизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявившийся в портретном творчестве В. А. Серова (портреты Александра III, Николая II, М. И. Ермоловой и др., картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).
Трагическое мироощущение жизни нашло выражение в творчестве многих художников на рубеже веков, особенно у М. А. Врубеля, работы которого удивительно близки символистической поэзии. Тема заката жизни связана с образом демона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами («Демон поверженный»).
Значительное место в художественной жизни занимала деятельность объединения «Мир искусства», созданного С. П. Дягилевым в 1898 г. (стиль модерн). Порвав с передвижниками, в него вошли В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Ф. А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые петербургские художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. Искусство рассматривалось как средство выражения индивидуальности художника. Художники стояли на позициях «чистого искусства», где определяющей чертой творчества были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом. В 1905 г. многие представители «Мира искусства» приняли активное участие в работе политических сатирических журналов «Жупел», «Адская почта». Большого успеха добились художники в области театрально-декоративной живописи и искусства книги.
Демократические традиции русской пейзажной живописи продолжает «Союз русских художников» —