Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 2827

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исторический и Политехни­ческий музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге — Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению чис­ленности газет и росту численности их тиражей (если в конце XIX в. суще­ствовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 язы­ках). Крупнейшие издательства И. Д. Сытина, А. С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении.

Наука. Конец XIX—начало XX в. — период выдающихся открытий в рус­ской науке. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины.

506

Выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог И. И. Мечников Явился осново­положником новой отрасли знания — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе («пожирающих клетках»). Его труды (совместно с 77. Эрлихом), в 1908 г. были отмечены Нобелевской премией. И. М. Сеченов стал осново­положником русской физиологической школы и естественно-научного направления в психологии, положил начало научному исследованию нерв­ной деятельности человека. Его учение об условных рефлексах получило свое продолжение в трудах великого физиолога И. П. Павлова. Он создал подтвер­жденное опытами учение о высшей нервной деятельности, разработал совре­менные представления о процессах пищеварения и кровообращения, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская пре­мия.

Крупнейшим представителем российской науки был К. А. Тимирязев. Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растения под воздействием солнеч­ных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическо­му миру. И. В. Мичурин работал в области пчеловодства. Методом гибриди­зации он создал большое количество новых сортов плодово-ягодных сельско­хозяйственных культур.

Труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологиче­ских представлений.

Создатель современного генетического почвоведения В. В. Докучаев изу­чил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их ес­тественных типов. Важные исследования в геологии севера России, Урала и Кавказа были проведены
А. П. Карпинским и А. А. Иностранцевым.

Продолжали исследования малоизвестных регионов земли русские гео­графы. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Прже­вальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других исследователей были созданы карты Индонезии, Филиппин, Эфиопии, Тибета и др., собраны бо­гатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице- адмирал С. О. Макаров, совершив два кругосветных плавания, дал системати­ческое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Г. Я. Седов про­должил изучение Арктики, начатое экспедициями Э. В. Толля и А. В. Колчака.

Открытия ученых в физике и механике также приобрели мировую извест­ность. В 1895 г. А. С. Попов сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов и продемонстрировал работу ра­диоприемника. Переворот в электрическом освещении произвели откры­тия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа) и А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). 77. Н. Лебедев подтвердил электромагнитную природу света, измерил его дав­ление на твердое тело и газы.

Основателями российского самолетостроения являются Н. Е. Жуковский и И. И. Сикорский. В 1916 г. вышла книга Н. Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания», в которой были изложены законы аэродинамики.

507

По проекту И. И. Сикорского в 1913 г. построен первый в мире самолет-би­план, т. е. имеющий два крыла (две несущие поверхности), расположенные на некотором расстоянии друг от друга.

К. Э. Циолковский всю свою жизнь посвятил работе над тремя проблема­ми: строительство большого управляемого цельнометаллического дирижаб­ля, создание самолета и проектирование ракет для межпланетных сообще­ний. Научные открытия и исследования Циолковского на многие годы опе­редили подобные исследования за рубежом и легли в основу советской космонавтики.

Продолжается развитие российского обществоведения. Начало XX в. от­мечено появлением ряда философских работ, авторы которых — С. Н. Бул­гаков, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, П. Б. Струве, Л. И. Шестов, С. Л. Франк и др. — стремились осмыслить исторический путь и будущее России. С 1909 г. Бердяевым, Булгаковым, Струве, Франком и др. стал издаваться сборник ста­тей о русской интеллигенции «Вехи». Радикальное направление обществен­ной мысли связано с работами русских марксистов — Г. В. Плеханова, В. И. Уль­янова-Ленина. Значительный вклад в историю отечественной философии внесли представители религиозного направления российской философской мысли —

В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, В. В. Розанов, Е. Н. Тру­бецкой, П. А. Флоренский и др.

Развитие русской исторической науки было продолжено В. О. Ключевским («Курс русской истории»), П. Н. Милюковым («Очерки по истории русской культуры»), Н. Я. Данилевским («Россия и Европа»).

Литература. В художественной литературе сосуществовали две главные тенденции того времени: реалистическая и авангардистская.

Традиции критического реализма — гуманизм, народность и граждан­ственность — развивали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А П. Чехов, И. А Бу­нин, А. И. Куприн, А. М. Горький, Л. Н. Толстой и др.

Авангардистское направление, связанное с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных решений, представлено творчеством сим­волистов, футуристов и акмеистов.

Символизм ("фр. symbolism, греч. symbolon — знак, символ) — художествен­ное течение и философско-эстетическая концепция конца XIX—начала XX в. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. За­родившись как литературное направление во Франции в 70—80-е гг., позднее перерос в общеевропейское культурное явление. В России символизм возник в 90-е гг. (Я. М. Минский, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, 3. Н. Гиппиус), в начале XX в. он получил воплощение в твор­честве А. А. Блока, Вяч. И. Иванова, И. Ф. Анненского и др. Символисты пола­гали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей. Заслугой символизма яв­ляется обогащение литературы новыми поэтическими формами, выработка новых художественных средств, высокая языковая культура.

508

Футуризм — одно из авангардистских течений в европейском искусстве, сформировавшееся в Италии. В литературе футуристы призывали к обес­смысливанию словесной формы поэзии (деформация слова, «телеграфный язык», разрушение синтаксиса, введение в текст математических и музыкаль­ных знаков и т. п.). В России литературный футуризм возник с выходом аль­манахов «Садок судей» (1910) и «Пощечина обыкновенному вкусу» (1913). К фу­туристам принадлежали Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Саша Черный
и др. Их поэтический язык — это не обычный, понятный всем, старый и умный, а непонятный, новый и заумный язык («творяне» — творцы, «мога- тырь» — богатырь, «смехач» — смеющийся человек, «чареса» — чудеса и др.).

Акмеизм (от греч. акте — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) — течение в русской поэзии начала XX в. Его представители — Н. С. Гу­милев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузьмин — выступили против символизма, его стремления к «идеальному», многозначности и текучести образов; отстаивали возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. Объединились в «Цех поэтов», вокруг журнала «Апол­лон» и издательства «Гиперборей». Они полагали, что в результате ухода от символизма поэзия станет свободной. Однако все записанное ими в мани­фестах не было выполнено, течение прекратило свое существование.

Архитектура. Поиски нового стиля продолжаются и в архитектуре, где в начале XX в. оформились три направления: модерн, неорусский стиль, нео­классицизм.

В стиле модерн архитекторы подчиняли внешний вид здания его внутрен­нему содержанию. Делались попытки выявить и показать свойства новых строительных материалов — бетона, железа, кафеля, стекла. Художественное решение стиля было связано с эстетикой символизма: линии вялые, прихот­ливо изогнутые, цвета приглушенные, рисунок деталей усложненный. Круп­нейшими представителями стиля модерн стали Ф. О. Шехтель, автор особня­ка Рябушинского в Москве (ныне дом-музей А. М. Горького), В. Ф. Валькот, автор гостиницы «Метрополь».

В неорусском стиле использовались элементы готики и мотивы древнерус­ского зодчества в современной интерпретации (архитектор А. В. Щусев, Ка­занский вокзал). Иногда неорусский стиль соединялся со стилем модерн (ар­хитектор Ф. О. Шехтель, Ярославский вокзал в Москве).

В строительстве особняков и зданий общественного назначения широко применялся стиль неоклассицизма, воспроизводивший принципы и внешний вид архитектуры начала XIX в. Его рациональность и математическая точ­ность особенно хорошо сочетались с новыми строительными материалами. Монументальность, парадность, строгая симметрия были характерны для Киевского вокзала, здания Музея изобразительных искусств, почтамта (ар­хитектор И. И. Рерберг), здания Госбанка (архитектор И. В. Жолтовский).

Живопись. В русском изобразительном искусстве сосуществовали проти­воположные направления: с одной стороны,
реалистическое, продолжавшее традиции академической живописи XIX в. и передвижников; с другой — авангардное направление, обращенное к духовным исканиям.

509

Реализм получил отражение в творчестве И. Е. Репина («Не ждали», «Ца­рица Софья», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге» и др.), В. И. Сурикова («Меншиков в Березове», «Боярыня Морозо­ва», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.) И. И. Левитана («Март», «Вечер на Волге», «Березовая роща») и др.

Реалистические традиции подхватывают молодые художники. Н. А. Ка­саткин вводит в русскую живопись образы рабочих («Углекопы. Смена», «Шахтер-тягольщик» и др.). Основной чертой искусства становится повы­шенный психологизм, глубокий внутренний анализ, особенно ярко проявив­шийся в портретном творчестве В. А. Серова (портреты Александра III, Нико­лая II, М. И. Ермоловой и др., картины «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Трагическое мироощущение жизни нашло выражение в творчестве мно­гих художников на рубеже веков, особенно у М. А. Врубеля, работы которого удивительно близки символистической поэзии. Тема заката жизни связана с образом демона, трагически одинокого, потерпевшего поражение в борьбе с темными силами («Демон поверженный»).

Значительное место в художественной жизни занимала деятельность объединения «Мир искусства», созданного С. П. Дягилевым в 1898 г. (стиль модерн). Порвав с передвижниками, в него вошли В. А. Серов, Б. М. Кустоди­ев, Ф. А. Малявин и другие художники-реалисты. Ведущую роль в нем играли молодые петербургские художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и др. Мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина стали темами их творчества. Искусство рассматри­валось как средство выражения индивидуальности художника. Художники стояли на позициях «чистого искусства», где определяющей чертой творче­ства были поиски эстетического идеала в романтическом прошлом. В 1905 г. многие представители «Мира искусства» приняли активное участие в работе политических сатирических журналов «Жупел», «Адская почта». Большого ус­пеха добились художники в области театрально-декоративной живописи и искусства книги.

Демократические традиции русской пейзажной живописи продолжает «Союз русских художников» —