Файл: История России Деревянко А. П., Шабельникова Н. А.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 3001

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система образования. В конце 1917—начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР

514

было возложено на Государственную комиссию по образованию во главе с А. В. Луначарским. Функции комиссии были окончательно определены в Положении об организации народного образования в Российской Социалисти­ческой Советской республике, принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г.

Реорганизация системы народного образования началась с ликвидации гимназий, реальных училищ, церковно-приходских и земских школ. На их месте, по Положению ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР», предусмат­ривалось обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года).

В 1919 г. правительство приняло декрет «Оликвидации неграмотности сре­ди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности со­вместно с Наркомпросом возглавила работу по обучению грамоте населения. На время обучения неграмотным трудящимся рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Создавались школы и кружки, пунк­ты ликбеза. Большую помощь в ликвидации неграмотности оказали обще­ственные организации. Однако эта работа осложнялась недостатком финансо­вых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров.

В 1923 г. организовалось добровольное общество «Долой неграмотность!», председателем которого был М. И. Калинин. Увеличение ассигнований на разви­тие образования и на работу по ликвидации неграмотности в середине 20-х гг. позволило правительству принять закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширения сети школ.

Поданным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1926 г., числен­ность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1 % , в том числе по РСФСР - 55% (в 1897 г. - 24%).

Вокруг перспектив школьного образования велись дискуссии между сто­ронниками политехнической и монотехнической (с ранней обязательной спе­циализацией) школы. К середине 20-х гг. школьное образование представ­ляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично- заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5—9-е классы) с профессионализированными 8—9-ми классами в ряде школ. В некоторых районах и республиках продолжали существовать раз­дельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религи­озные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали со­здаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра.


Значительные преобразования были проведены в высшей школе:


  • введены новые правила приема в вузы: зачисление студентов проводи­лось без экзаменов и без документов о среднем образовании, преимущества­ми при поступлении пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян;

  • отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов;

515

  • с 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки посту­пающих в вузы были созданы рабочие факультеты (рабфаки);

  • с тем чтобы помочь высшей школе выйти из сложной финансовой ситу­ации, Наркомпросом было разрешено пополнять студенческую кассу дохода­ми от кооперативов.

В 20-х гг. появилось первое поколение советской интеллигенции, полити­чески и идеологически лояльной к советской власти. Для этого принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах. В качестве обяза­тельных предметов были введены исторический материализм, история про­летарской революции, история Советского государства и права, эконо­мическая политика диктатуры пролетариата.

Вследствие тяжелого положения с профессурой и кадрами преподавате­лей, по решению ЦК, на преподавание в Московский университет были на­правлены известные партийные деятели: А. В. Луначарский, П. Н. Лепешинский, И. И. Скворцов-Степанов и др. В 1921 г. в Москве создается Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы.

Большую роль в повышении грамотности населения, в расширении его образовательного кругозора имели библиотеки. Руководство библиотеками в 1918 г. было возложено на библиотечную группу (отдел) Наркомата просве­щения. В 1918 г. СНК издает два декрета, в соответствии с которыми в соб­ственность государства поступали библиотеки частных лиц и ликвидирован­ных учреждений, а к началу 1920 г. завершается работа по реквизиции и нацио­нализации библиотек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек.

В декабре 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное изда­тельство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. ти­пографий, бумажных фабрик и др. Частные издательства постепенно вытес­нялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными.

Наука. Партийное и советское руководство РСФСР уделяло значительное внимание управлению наукой.
Российская Академия наук, которой руководил А. П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, выдвигаемых нуждами Советской республики. В апреле 1918 г. СНК постановил начать финансирование работ Академии наук. Ее сеть, несмотря на экономические трудности, постепенно расширялась. В 1918—1920 гг. было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в со­став Академии научных институтов и.высших учебных заведений. Среди них Центральный аэрогидродинамический, Государственный рентгенологический и радиологический, химический и другие институты.

С целью централизации и планирования развития науки в январе 1918 г. при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, а в апреле — научный отдел. В марте при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) во главе с Я. Я. Горбуновым. При НТО в качестве постоянных сотрудников, кон­сультантов, экспертов к концу 1919 г. работало более 200 академиков и про­фессоров (Я. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, А. Я. Бах и др.), 300 инженеров и 240 других специалистов. В составе НТО действовало 12 научно-исследова­тельских институтов, несколько технических бюро и ряд других учреждений,

516

издавался журнал «Научно-технический вестник». В 1929 г. бь!ла основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н. И. Вавилов), создана Белорусская Академия наук.

В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедре­ние коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвер­дил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). В ее деятельности участвовали в основном члены партии большевиков В. Д. Бонч- Бруевич, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и др. Возглавлял САОН М. Н. По­кровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской тео­рии, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии.

Российская Академия наук (РАН) занималась как прикладными, так и фун­даментальными научными исследованиями. Под руководством П. П. Лазарева велось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин руководили изучением и добычей радиоактивных веществ, И. П. Павлов
про­должал исследование условных рефлексов, Ф. А. Цандер — разработку теории реактивных двигателей. Я. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Одновременно велись исследования по рентгенографии кристаллов и полупроводников, по решению задач тео­рии вероятностей и математической статистике и др. С 1925 г. Российская Академия наук стала именоваться Академией наук СССР.

Наряду с заботой о развитии науки руководство партии большевиков и советское правительство боролось с той частью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась антисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровско-Разумов­ской сельскохозяйственной академии, агрономы, врачи, инженеры, литера­торы. Среди них Я. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Я. О. Лосский, Ф. А. Степун и др.

Литература. Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических разработках двадцатых годов было много проти­воречивого. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.

Пролеткульт — культурно-просветительная и литературно-художествен- ная организация, отрицающая культурное наследие прошлого. Его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только (!) представителями рабочего класса. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руковод­ством большевистской партии (знаменитое письмо В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре», 1920 г.).

Другой очень влиятельной творческой группой была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформи­лась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авер­бах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и др. Призывая к борьбе

517

за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролет­культа, РАПП оставалась на позициях пролетарской культуры.

В литературе 20-х гг., которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения:

  • «Серапионовы братья»: объединяло преимущественно прозаиков — К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.; четкой эстетической плат­формы не имели, экспериментировали в области языка и стиля, искали но­вые художественные формы;

  • «Перевал»: создано при журнале «Красная новь», ее членами были пи­сатели М. Пришвин, В. Катаев, Артем Веселый, П. Павленко и др.; выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма;

  • «Кузница»: выделилось из «Пролеткульта»; члены — С. Обрадович, Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.; для их произведений были характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее ярко выразить со­держание послереволюционного времени;

  • «Литературный центр конструктивистов» И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев называли себя выразителями «умонастроений нашей переходной эпохи», проповедовали «советское западничество»; в области поэзии упор де­лался на «математизацию» и «геометризацию» стиля;

  • «Левый фронт искусств» — В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков и др. были подвержены пролеткультовским и футуристским тео­риям, концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымы­сел, психологизм.