ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 3001
Скачиваний: 121
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Система образования. В конце 1917—начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР
514
было возложено на Государственную комиссию по образованию во главе с А. В. Луначарским. Функции комиссии были окончательно определены в Положении об организации народного образования в Российской Социалистической Советской республике, принятом Совнаркомом 18 июня 1918 г.
Реорганизация системы народного образования началась с ликвидации гимназий, реальных училищ, церковно-приходских и земских школ. На их месте, по Положению ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР», предусматривалось обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года).
В 1919 г. правительство приняло декрет «Оликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности совместно с Наркомпросом возглавила работу по обучению грамоте населения. На время обучения неграмотным трудящимся рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Создавались школы и кружки, пункты ликбеза. Большую помощь в ликвидации неграмотности оказали общественные организации. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров.
В 1923 г. организовалось добровольное общество «Долой неграмотность!», председателем которого был М. И. Калинин. Увеличение ассигнований на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности в середине 20-х гг. позволило правительству принять закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширения сети школ.
Поданным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1926 г., численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1 % , в том числе по РСФСР - 55% (в 1897 г. - 24%).
Вокруг перспектив школьного образования велись дискуссии между сторонниками политехнической и монотехнической (с ранней обязательной специализацией) школы. К середине 20-х гг. школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично- заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5—9-е классы) с профессионализированными 8—9-ми классами в ряде школ. В некоторых районах и республиках продолжали существовать раздельные школы для мальчиков и девочек (Дагестан, Средняя Азия), религиозные школы (мектебе, медресе), различались и сроки обучения, начали создаваться школы-интернаты. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра.
Значительные преобразования были проведены в высшей школе:
-
введены новые правила приема в вузы: зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании, преимуществами при поступлении пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян; -
отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов;
515
-
с 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки поступающих в вузы были созданы рабочие факультеты (рабфаки); -
с тем чтобы помочь высшей школе выйти из сложной финансовой ситуации, Наркомпросом было разрешено пополнять студенческую кассу доходами от кооперативов.
В 20-х гг. появилось первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к советской власти. Для этого принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах. В качестве обязательных предметов были введены исторический материализм, история пролетарской революции, история Советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата.
Вследствие тяжелого положения с профессурой и кадрами преподавателей, по решению ЦК, на преподавание в Московский университет были направлены известные партийные деятели: А. В. Луначарский, П. Н. Лепешинский, И. И. Скворцов-Степанов и др. В 1921 г. в Москве создается Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских кадров высшей школы.
Большую роль в повышении грамотности населения, в расширении его образовательного кругозора имели библиотеки. Руководство библиотеками в 1918 г. было возложено на библиотечную группу (отдел) Наркомата просвещения. В 1918 г. СНК издает два декрета, в соответствии с которыми в собственность государства поступали библиотеки частных лиц и ликвидированных учреждений, а к началу 1920 г. завершается работа по реквизиции и национализации библиотек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек.
В декабре 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фабрик и др. Частные издательства постепенно вытеснялись партийными, государственными, ведомственными и профсоюзными.
Наука. Партийное и советское руководство РСФСР уделяло значительное внимание управлению наукой.
Российская Академия наук, которой руководил А. П. Карпинский, в начале 1918 г. заявила о своей готовности участвовать в решении задач, выдвигаемых нуждами Советской республики. В апреле 1918 г. СНК постановил начать финансирование работ Академии наук. Ее сеть, несмотря на экономические трудности, постепенно расширялась. В 1918—1920 гг. было открыто свыше 40 самостоятельных и входивших в состав Академии научных институтов и.высших учебных заведений. Среди них Центральный аэрогидродинамический, Государственный рентгенологический и радиологический, химический и другие институты.
С целью централизации и планирования развития науки в январе 1918 г. при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки, а в апреле — научный отдел. В марте при ВСНХ был образован Научно-технический отдел (НТО) во главе с Я. Я. Горбуновым. При НТО в качестве постоянных сотрудников, консультантов, экспертов к концу 1919 г. работало более 200 академиков и профессоров (Я. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, А. Я. Бах и др.), 300 инженеров и 240 других специалистов. В составе НТО действовало 12 научно-исследовательских институтов, несколько технических бюро и ряд других учреждений,
516
издавался журнал «Научно-технический вестник». В 1929 г. бь!ла основана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент Н. И. Вавилов), создана Белорусская Академия наук.
В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). В ее деятельности участвовали в основном члены партии большевиков В. Д. Бонч- Бруевич, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская и др. Возглавлял САОН М. Н. Покровский. Академия занималась изучением и пропагандой марксистской теории, подготовкой кадров. В 1920 г. с целью изучения научных методов во всех областях знания в духе революционного марксизма был открыт Институт научной методологии.
Российская Академия наук (РАН) занималась как прикладными, так и фундаментальными научными исследованиями. Под руководством П. П. Лазарева велось изучение Курской магнитной аномалии. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин руководили изучением и добычей радиоактивных веществ, И. П. Павлов
продолжал исследование условных рефлексов, Ф. А. Цандер — разработку теории реактивных двигателей. Я. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Одновременно велись исследования по рентгенографии кристаллов и полупроводников, по решению задач теории вероятностей и математической статистике и др. С 1925 г. Российская Академия наук стала именоваться Академией наук СССР.
Наряду с заботой о развитии науки руководство партии большевиков и советское правительство боролось с той частью интеллигенции, которая, по их мнению, являлась антисоветской. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, агрономы, врачи, инженеры, литераторы. Среди них Я. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Я. О. Лосский, Ф. А. Степун и др.
Литература. Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических разработках двадцатых годов было много противоречивого. В абсолютизации классового подхода в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.
Пролеткульт — культурно-просветительная и литературно-художествен- ная организация, отрицающая культурное наследие прошлого. Его теоретики А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только (!) представителями рабочего класса. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии (знаменитое письмо В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре», 1920 г.).
Другой очень влиятельной творческой группой была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и др. Призывая к борьбе
517
за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП оставалась на позициях пролетарской культуры.
В литературе 20-х гг., которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения:
-
«Серапионовы братья»: объединяло преимущественно прозаиков — К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.; четкой эстетической платформы не имели, экспериментировали в области языка и стиля, искали новые художественные формы; -
«Перевал»: создано при журнале «Красная новь», ее членами были писатели М. Пришвин, В. Катаев, Артем Веселый, П. Павленко и др.; выступали за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против рационализма и конструктивизма; -
«Кузница»: выделилось из «Пролеткульта»; члены — С. Обрадович, Н. Полетаев, Ф. Гладков и др.; для их произведений были характерны поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее ярко выразить содержание послереволюционного времени; -
«Литературный центр конструктивистов» — И. Сельвинский, В. Инбер, Н. Адуев называли себя выразителями «умонастроений нашей переходной эпохи», проповедовали «советское западничество»; в области поэзии упор делался на «математизацию» и «геометризацию» стиля; -
«Левый фронт искусств» — В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков и др. были подвержены пролеткультовским и футуристским теориям, концепции «литературы факта», отрицавшей художественный вымысел, психологизм.