Файл: Обеспечение и реализация права на свободу слова и информации в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Право на свободу слова и информации в Российской Федерации
1.1 Право, как мера свободы личности
1.3 Историческое становление прав на свободу слова и информации в мире
2.1 Характеристика и содержание права на свободу слова и информации в Российской Федерации
2.2 Проблемы в обеспечении и реализации прав на свободу слова и информации в Российской Федерации
«Убеждение в том, что каждый в силу своей человечности имеет определенные права, присущие каждому человеку, является довольно новым. Однако его корни уходят в более ранние традиции и документы многих культур. На протяжении большей части истории люди приобретали права и обязанности через свое членство в определенной социальной группе: семье, коренной нации, религии, классу, сообществу или государству» [48].
«Документы, подтверждающие права личности, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Английский билль о правах (1689 г.), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.), а также Конституция США и Билль о правах (1791 г.), являются письменными предшественниками многих сегодняшних документов по правам человека. Многие из этих документов, в их первоначальных редакциях, исключали женщин, людей с другим цветом кожи и членов, определенных социальных, религиозных, экономических и политических групп. Тем не менее, угнетенные люди во всем мире использовали принципы, выраженные в этих документах, для поддержки революций, отстаивающих право на самоопределение» [48].
«Современное международное право и создание Организации Объединенных Наций (ООН) имеют важные исторические предпосылки. Усилиями XIX века по запрещению работорговли и ограничению ужасов войны являются тому яркими примерами. В 1919 году страны учредили Международную организацию труда (МОТ) для надзора за соблюдением договоров, которые были призваны защитить трудящихся людей, в отношении их прав, включая их здоровье и безопасность. Обеспокоенность по поводу защиты определенных групп меньшинств была поднята Лигой Наций в конце Первой мировой войны. Однако эта организация, созданная победившими европейскими союзниками, так и не достигла своих целей» [48].
Сама концепция прав человека начала набирать обороты после Второй мировой войны. В результате уничтожения нацисткой Германий огромного количества евреев, синти и ромов (цыган), гомосексуалистов и лиц с ограниченными возможностями, весь мир пришел в полный ужас. В послевоенных судах, которые проводились в Нюрнберге и Токио, должностные лица из побежденных стран были наказаны за совершение военных преступлений, «преступлений против мира» и «преступлений против человечества».
Затем страны обязались создать Организацию Объединенных Наций, основная цель которой должна была быть укрепление мира на международном уровне и предотвращение подобных конфликтов. Люди хотели сделать так, чтобы никто больше никогда не был несправедливо лишен жизни, свободы, еды, крова и национальности. Суть этих зарождающихся принципов прав человека была отражена в послании президента Франклина Делано Рузвельта о положении страны в 1941 году, когда он говорил о мире, основанном на четырех основных свободах: свобода слова и религии, а также свобода от нужды и страха. Со всего мира раздавались призывы к стандартизации прав человека для защиты граждан от злоупотреблений со стороны их правительств, стандартам, в соответствии с которыми страны должны будут нести ответственность за обращение с людьми, живущими в пределах их границ. Эти призывы сыграли решающую роль на встрече в Сан-Франциско, на которой был разработан проект Устава Организации Объединенных Наций в 1945 году.
Государства-члены Организации Объединенных Наций обязались содействовать продвижения уважения прав человека для всех. Для достижения этой цели ООН учредила Комиссию по правам человека и поручила ей разработать документ, который должен будет разъяснять значение основных прав и свобод, провозглашенных в Хартии. Комиссия, руководимая энергичным руководством Элеоноры Рузвельт, привлекла внимание всего мира. 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) была принята 56 членами ООН. Голосование было единогласным, хотя восемь стран предпочли воздержаться [47]. Всеобщая декларация прав человека, обычно называемая международной Великой хартией вольностей, продолжила революцию в международном праве, начатую Уставом Организации Объединенных Наций, а именно: то, как правительство обращается со своими собственными гражданами, теперь является вопросом международного масштабы, а не просто внутригосударственной проблемой. Согласно ей, все права взаимозависимы и неделимы. В её преамбуле красноречиво утверждается, что: «Признание достоинства, присущего каждому человеку, а также равных и неотъемлемых прав - является основой свободы, справедливости и мира во всем мире». Влияние Всеобщей декларации прав человека было значительным. Его принципы были включены в конституции большинства из более чем 185 стран, входящих в ООН. Хотя декларация не является юридически обязательным документом, она приобрела статус обычного международного права, потому что люди рассматривают ее «как общий стандарт достижений для всех людей и всех наций. С целью создания механизмов обеспечения
соблюдения Всеобщей декларации прав человека, Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке двух договоров: Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и факультативного протокола к нему, а также Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП).
Глава 2 Проблемы в реализации и обеспечении прав на свободу слова и информации в Российской Федерации
2.1 Характеристика и содержание права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Мысль человека представляет собой результат мыслительной деятельности, которая в дальнейшем формирует собой определенные взгляды человека, убеждения, его мировоззрение и собственное мнение о чём-либо. Вместе с этим, мыслительный процесс подразумевает под собой то или иное взаимодействие человека с окружающим миром, с обществом, государством. «Свобода слова, информации, мысли, относится к достаточно новым достижениям человечества. Большая часть истории протекала в отрицании этой свободы. Повсеместно присутствовало её ограничение, выражающееся в ограничении чужого мнения, которое считалось правящими классами, или подавляющим большинством людей, вредными, опасными или неправильными. Постепенно, к началу 20 века, большинство стран Европы, включая Российскую империю, наконец-то гарантировали данную свободу в своих конституционных актах» [22]. Согласно ч.1 29 ст. Конституции Российской Федерации, на территории нашей страны каждому гарантируется свобода мысли и слова, т.е. каждый может свободно формировать свои убеждения, делиться ими с другими без постороннего вмешательства со стороны государства или еще кого-либо. Также, согласно данной статье, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, содержащих какую-либо тайну. Таким образом, данная статья закрепляет между собой права и свободы, которые направлены на предоставление и реализацию равных возможностей каждого человека. Все свободы, перечисленные в данной статье, имеют одинаково важное значение и не могут осуществляться без учета существующей между ними системной связи. Мысли могут выражаться не только словами в устной речи, но и иными формами выражения, например, с помощью языка жестов глухих, с помощью зрительных образов и т.п., а под словами можно понимать не только устное общение, но и невербальное, т.е. с помощью жестов, мимики, движений и т.п. Интересно, что самое понятие «свобода слова» отсутствует в большинстве международных договоров о правах человека. Так, в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека право на свободу убеждений и свободное выражение их, включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, а также свободу информации, Т.е. право искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ [9]. В соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. ст. 18 каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию, или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений [30]. В соответствии с 19 статьей Пакта провозглашается право беспрепятственно придерживаться своих мнений, включающее в себя свободу искать, распространять и воспринимать различного рода информацию и идеи вне зависимости от государственных границ устно, письменно или иными способами по своему выбору. В соответствии с 9 статьей Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., за каждым человеком закрепляется право на свободу мысли, совести и религии, включающее в себя свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими,
публичным или частным образом, в богослужении, учении и выполнении религиозных и ритуальных порядков [20]. В соответствии с 10 статьей Конвенции, провозглашается только свобода выражения», включающая в себя право придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Данные положения также нашли свое отражение в решениях Европейского Суда по правам человека. «В части решений Суд отмечал, что свобода выражения мнения, как она определяется в пункте 1 статьи 10, представляет собой одну из несущих опор демократического общества, основополагающее условие его прогресса и самореализации каждого его члена. Также, Страсбургский суд считает, что статья 10 защищает не только содержание высказываемых идей и информации, но и форму, в которой они сообщаются» [22].
Положения ч. 2 статьи 29 Конституции РФ затрагивают не только свободу мысли и слова, указанные в ч.1 данной статьи, но и свободу мнения, информации, включая массовую информацию. Также, стоит обратить внимание на то, что в данной статье выражается запрет не на выражение мыслей и распространение информации, вызывающих ненависть или содержащих идеи расового или иного превосходства, а лишь на их пропаганду и агитацию. Т.е. Конституция не ограничивает выражение подобных мыслей в каком-либо конфиденциальном общении, а также, когда не преследуется цель вызвать ненависть или убедить кого-либо в подобных идеях. Тем не менее, в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации государства-участники осуждают всякую пропаганду и обязуются принять немедленные и позитивные меры, направленные на искоренение всякого рода подстрекательства к такой дискриминации или актов дискриминации, и с этой целью они среди прочего объявляют караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти [29].
Говоря об ограничении свободы слова, нужно рассматривать ее в связи с другими нормами и принципами, а именно: в соответствии с 17 статьей Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и 55 статьей, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере