Файл: Воспитание творческой индивидуальности школьников на уроках музыки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников творческих музыкальных способностей во внеурочной
деятельности


    1. 1.1. Проблемы развития творческих музыкальных способностей



В настоящее время обществу нужны разносторонние личности, способные к активной творческой деятельности, способные к нестандартному творческому мышлению, которые позволяют развивать творческие способности, которыми обладает каждый человек.

Говоря о понятии «творчество» можно отметить, что в психолого- педагогической литературе оно тесно связано с понятиями «творческие способности» и «творческая деятельность». Исследователи характеризуют творчество через личностные качества и способности. Стандартов для творчества не существует, так как оно носит индивидуальный характер и развивается только самим человеком.

Чтобы развивать творческие способности необходимо знать не только их структуру, но и самого ребенка. Эффективность развития творческих способностей учащихся определяется знаниями педагога психологических процессов творческой деятельности.

Советский и российский психолог Я.А. Пономарев изучает творчество с точки зрения абстрактно-аналитической стратегии. Творчество определяется им в широком смысле как «механизм развития или взаимодействие, ведущее к развитию» [41, с. 36].

Е.А. Дубровская считает, что «творчество это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание
и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и так далее в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества» [17, с.

11].

Деятельность, подразумевающая собой создание чего-то нового, приводящая к открытию новых знаний о мире, новых чувств, отражает отношение к действительности, называется творческой.

Внимательно изучив деятельность человека, можно увидеть два основных вида действий. Первый вид действий можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Здесь человек воспроизводит или повторяет ранее созданные или выработанные способы действий или поведения. Поэтому этот вид действий тесно связан с нашей памятью.

Вторым видом деятельности является творческая деятельность. Здесь человек уже не воспроизводит впечатления или действия, накопленные в его опыте, а создает новые образы или действия. Основным видом этой деятельности являются творческие способности.

Что подразумевает собой понятие «способности»? «Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности» [45].

Различают общие и специальные способности. К общим способностям относятся качества интеллекта, памяти, наблюдения. К узким областям деятельности человека применяются специальные способности. Для успешного выполнения той

или иной деятельности необходимо наличие общих и специальных способностей.

Способности бывают разными: лингвистические, творческие, интеллектуальные, музыкальные и другие.

Множество исследований посвящено изучению различных способностей, но в настоящее время нет единого мнения о том, что означают музыкальные способности, их сущность и структура.

Так, нидерландский психолог Г. Ревеш [42] к музыкальным способностям относил умение исполнить наизусть знакомые мелодии,

музыкальный слух и творческое воображение.

Американский психолог К. Сишор [44] выделил музыкальные способности, такие как способность различать звуки по высоте и тембру, громкости и длительности, музыкальное воображение, память и музыкальная отзывчивость.

К музыкальным способностям Н.А. Ветлугина [9] отнесла способность к целостному и дифференцированному восприятию музыки, способность к исполнению и творческому воображению. А в своей книге «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугина разделила музыкальные способности на музыкально-эстетические и специальные. С такой классификацией согласен и В.Д. Остроменский [38]. Он предложил выделить эмоциональную сторону музыкальности.

И.В. Груздова подчёркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия или эмоционально-оценочного отношения к музыке ведёт к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность» [14, с. 107].

Развитие музыкальных способностей формирует музыкальную культуру учащихся. Следовательно, музыкальная деятельность должна быть активной и разнообразной.

Б.М. Теплов в своих трудах связывает музыкальные способности с общим
развитием личности. Он характеризует музыкальность как

«синтетическое выражение музыкальной одаренности» [48, с. 35].

Также, Б.М. Теплов выделяет основные ее составляющие. К ним относятся эмоциональная отзывчивость к действительности, творческое мышление, систему музыкальных и слуховых представлений, музыкально- слуховые представления, чувство лада и ритма.

Ядром музыкальности, по Б.М. Теплову, являются три вида музыкальных способностей: музыкальный слух (чувство лада), музыкально- ритмическое чувство и способность к музыкально-слуховым

представлениям.

Все музыкальные способности взаимосвязаны и формируются только в музыкальной деятельности. Компоненты музыкальных способностей не могут существовать друг без друга, так как связаны с определенной стороной музыкальной деятельности.

В процессе активного развития на музыкальные способности оказывают влияние, например, эмоциональная отзывчивость на музыку, работа с музыкально-слуховыми представлениями. Поэтому такие музыкальные способности являются музыкальными и творческими.

Музыкальному развитию личности в музыкально-педагогическом процессе посвящены работы выдающихся деятелей культуры О.А. Апраксиной, О.П. Радыновой, В.Г. Ражникова, Б.М. Теплова и другие. По мнению ученых, музыкально-творческое развитие личности – это процесс накопления опыта музыкальной деятельности, впечатлений.

Музыкальная деятельность влияет на характер поведения, художественные предпочтения и нравственные установки младших школьников.

Актуальность всестороннего развития личности рассматривается Б.Л. Яворским [60] через активизацию музыкально-творческого
мышления в процессе исполнения музыки. Важно организовать музыкальную деятельность в различных формах. Это может быть и хоровое пение, и слушание музыки, игра на простых музыкальных инструментах, чтобы достичь успеха в развитии творческих музыкальных способностей детей. Стоит отметить тот факт, что Б.Л. Яворский относил элементы творчества к неотъемлемой части любой исполнительской деятельности.

Вовлекать младших школьников в процесс музыкального творчества, как считает Б.Л. Яворский, является наиболее эффективным методом, чтобы приобщить учащихся к музыкальному искусству. Следовательно, главной проблемой в педагогической деятельности Б.Л. Яворского является поиск путей развития творческих музыкальных способностей.

Решением этой проблемы Б.Л. Яворский видел деятельность детей в импровизации. Здесь, импровизация делится на музыкальную, двигательную, словесно-перцептивную и изобразительно-иллюстративную. К музыкальной импровизации относится сочинение одноголосных песен, игра на простых музыкальных инструментах и другое. К двигательной импровизации относится передача характера музыки в ритмических движениях, а к словесно-перцептивной – стихи, прозаические миниатюры. Изобразительно- иллюстративная импровизация включает в себя рисунок, графическое изображение произведения.

Другой подход к процессу вовлечения учащихся в музыкальную деятельность и развитие творческих музыкальных способностей предложил известный музыковед Б.В. Асафьев [5].

Специфическими методами выступали методы «наведения» и

«наблюдения», которые способствовали накоплению музыкальных знаний у