Файл: Воспитание творческой индивидуальности школьников на уроках музыки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учащихся.
С помощью этих методов музыкальное восприятие младших школьников развивается последовательно, а именно качественно меняется информация о музыкальном искусстве, формируются аналитическая и синтетическая деятельность и оценочные суждения.
Представления Б.В. Асафьева о детском музыкальном творчестве играют немало важную роль. Б.В. Асафьев обращает свое внимание на наиболее доступные виды детского творчества. К ним относятся сочинение подголосков, мелодии к стихотворениям, вариантов напева, вокальных и инструментальных импровизаций.
Современное школьное музыкальное образование находится в поиске новых способов организации учебного процесса, которые будут оптимизировать музыкально-творческое развитие личности младших школьников. В XX веке все больше работ посвящено изучению музыкального пространства и личностных изменений школьников в нем.
Музыкальное образование в начальной школе – это целенаправленный, организованный процесс развития личности учащихся в пространстве музыкальной культуры, процесс творческого развития музыки через развитие музыкальности и музыкального сознания личности. Музыкальное развитие младших школьников формирует познавательные, мотивационные, эмоциональные, коммуникативные, деятельностные, ценностно-смысловые характеристики, способствующие развитию музыкально-творческой деятельности учащихся.
Таким образом, развитие творческих музыкальных способностей у младших школьников является важным показателем в формировании сознания учащихся, которое способствует расширению его творческих интересов и проявляется в его
деятельности не только на занятиях музыкой, но и за их пределом.
Говоря о музыкальных способностях, необходимо понимать с какого возраста нужно развивать творческие музыкальные способности детей. Наблюдая за детьми младшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что дети этого возраста обладают особой талантливостью.
Начальный период обучения детей младшего школьного возраста считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Роль музыки в этот период является средством эстетического и нравственного воспитания, которое формирует внутренний мир школьников. Поэтому, с первых дней обучения ребенка в школе необходимо развивать музыкально-творческие способности и формировать основы музыкальной культуры.
Для того, чтобы активизировать творческий потенциал нужно создать определённые условия, а именно, ввести ребёнка в творческую деятельность.
Внеурочная деятельность предоставляет большие возможности для развития
творческой, разносторонней личности. Внеурочная деятельность по ФГОС Начального общего образования [54] помогает ребенку осваивать новый вид деятельности, мотивирует к учебной деятельности, способствует расширению образовательного пространства, создает условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, а также помогает осваивать духовно-нравственные ценности и культурные традиции.
Р.С. Немов [34] в своей работе определил требования к деятельности,
которые создают условия для развития творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности.
Первым условием, по Р.С. Немову, является творческий характер деятельности, чтобы не потерять к ней интерес. Для этого необходимо обучать младших школьников основным музыкальным навыкам, развивать чувства ритма и музыкальный слух.
Второе условие, которое предложил Р.С. Немов, заключается в том, что деятельность детей должна быть трудной, но выполнимой. Это необходимо для того, чтобы младшие школьники не теряли интерес к деятельности, т.к. дети в этом возрасте склонны решать сложные для себя задачи.
Следующим важным условием развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, по мнению Я.А. Пономарева [41], является развитие творческой активности.
Ученый считает, что, если не соблюдать это условие, то многие творческие качества, в частности, художественный вкус, сопереживание, чувство прекрасного, будут лишними.
Поэтому, младшего школьника следует направлять через результаты творчества, например, через выступление на школьных концертах.
Традиционные условия в процессе развития творческих музыкальных способностей младших школьников могут быть реализованы при использовании принципа проблемности.
Проблемные ситуации хорошо используются на внеурочных занятиях, чтобы формировать у младших школьников познавательную потребность. Проблемные ситуации помогают направить мысли ребенка на самостоятельное решение возникшей проблемы. Решением проблемной ситуации будет знание, которым ребенок еще не обладает, то есть он решает
творческую задачу и получает новые знания.
На внеурочных музыкальных занятиях творческие проблемные ситуации могут создаваться с помощью постановки вопросов, где от учащихся требуется творческое мышление. Например: «Ребята, представьте, что вы все композиторы. Вам нужно показать в своей музыке Бабу-Ягу. Какие средства музыкальной выразительности вы бы выбрали для создания этого художественного образа? Как бы звучала ваша музыка?»
Следующим условием развития творческих музыкальных способностей младших школьников на внеурочных занятиях является импровизация. Особое значение Б.В. Асафьев придавал импровизационному творчеству в развитии музыкальных способностей ребенка и роли импровизации как вида учебной работы. Он писал: «Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации. Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении самим участвовать и вносить свое в процесс познания музыки...» [5, с. 66].
Авторские программы, основанные на различных видах импровизации, уделяют большое внимание детскому творчеству.
Так, автор программы «Уроки музыки в начальных классах» Г.С. Ригина считает импровизацию новым видом музыкальной деятельности в начальной школе. «Импровизация - одно из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом» [43, с. 36].
Г.С. Ригина обосновывает свою позицию тем, что, ребенок,
демонстрируя собственную мелодию, не боится спеть ее неверно,
показывая
свое неумение. Также, она заметила, что во время импровизации у ребенка легко пробуждается интерес к пению.
Учебно-методический комплект по программе Г.С. Ригиной предлагает разнообразные формы творческой импровизации детей. К ним относятся музыкальный разговор, импровизация мелодий в характере песни, танца, марша, досочинение начатой мелодии; мелодизация стихотворных текстов; сочинение подголосков к знакомым песням.
Следующим условием развития творческих музыкальных способностей у младших школьников может стать игра. Именно в игре полностью проявляется детская активность и эмоциональность. Но направить эту активность в нужное русло – огромный труд для учителя.
Детская игра и художественная деятельность имеют много общего между собой: эмоциональную непосредственность мотивов, стремление к цели, оценку результатов деятельности с точки зрения новизны. «Вхождение в образ», как в художественной деятельности, так и в детской игре является обязательным элементом.
Художественная игра, как и любая ролевая игра, помогает в усвоении социального опыта людей. Не только усвоение теоретико-познавательного опыта, но и опыта общения.
Художественная игра имеет важную психологическую особенность. Она вовлекает индивидуальный опыт юной личности в сферу музыкальной деятельности.
Также игра связана с выдумкой, изобретательностью, творческой инициативой, которая подразумевает индивидуальные способности игрока. Поэтому игра считается эффективным условием развития всех способностей посредством мотивации к
С помощью этих методов музыкальное восприятие младших школьников развивается последовательно, а именно качественно меняется информация о музыкальном искусстве, формируются аналитическая и синтетическая деятельность и оценочные суждения.
Представления Б.В. Асафьева о детском музыкальном творчестве играют немало важную роль. Б.В. Асафьев обращает свое внимание на наиболее доступные виды детского творчества. К ним относятся сочинение подголосков, мелодии к стихотворениям, вариантов напева, вокальных и инструментальных импровизаций.
Современное школьное музыкальное образование находится в поиске новых способов организации учебного процесса, которые будут оптимизировать музыкально-творческое развитие личности младших школьников. В XX веке все больше работ посвящено изучению музыкального пространства и личностных изменений школьников в нем.
Музыкальное образование в начальной школе – это целенаправленный, организованный процесс развития личности учащихся в пространстве музыкальной культуры, процесс творческого развития музыки через развитие музыкальности и музыкального сознания личности. Музыкальное развитие младших школьников формирует познавательные, мотивационные, эмоциональные, коммуникативные, деятельностные, ценностно-смысловые характеристики, способствующие развитию музыкально-творческой деятельности учащихся.
Таким образом, развитие творческих музыкальных способностей у младших школьников является важным показателем в формировании сознания учащихся, которое способствует расширению его творческих интересов и проявляется в его
деятельности не только на занятиях музыкой, но и за их пределом.
- 1.2. Условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Говоря о музыкальных способностях, необходимо понимать с какого возраста нужно развивать творческие музыкальные способности детей. Наблюдая за детьми младшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что дети этого возраста обладают особой талантливостью.
Начальный период обучения детей младшего школьного возраста считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Роль музыки в этот период является средством эстетического и нравственного воспитания, которое формирует внутренний мир школьников. Поэтому, с первых дней обучения ребенка в школе необходимо развивать музыкально-творческие способности и формировать основы музыкальной культуры.
Для того, чтобы активизировать творческий потенциал нужно создать определённые условия, а именно, ввести ребёнка в творческую деятельность.
Внеурочная деятельность предоставляет большие возможности для развития
творческой, разносторонней личности. Внеурочная деятельность по ФГОС Начального общего образования [54] помогает ребенку осваивать новый вид деятельности, мотивирует к учебной деятельности, способствует расширению образовательного пространства, создает условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, а также помогает осваивать духовно-нравственные ценности и культурные традиции.
Р.С. Немов [34] в своей работе определил требования к деятельности,
которые создают условия для развития творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности.
Первым условием, по Р.С. Немову, является творческий характер деятельности, чтобы не потерять к ней интерес. Для этого необходимо обучать младших школьников основным музыкальным навыкам, развивать чувства ритма и музыкальный слух.
Второе условие, которое предложил Р.С. Немов, заключается в том, что деятельность детей должна быть трудной, но выполнимой. Это необходимо для того, чтобы младшие школьники не теряли интерес к деятельности, т.к. дети в этом возрасте склонны решать сложные для себя задачи.
Следующим важным условием развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, по мнению Я.А. Пономарева [41], является развитие творческой активности.
Ученый считает, что, если не соблюдать это условие, то многие творческие качества, в частности, художественный вкус, сопереживание, чувство прекрасного, будут лишними.
Поэтому, младшего школьника следует направлять через результаты творчества, например, через выступление на школьных концертах.
Традиционные условия в процессе развития творческих музыкальных способностей младших школьников могут быть реализованы при использовании принципа проблемности.
Проблемные ситуации хорошо используются на внеурочных занятиях, чтобы формировать у младших школьников познавательную потребность. Проблемные ситуации помогают направить мысли ребенка на самостоятельное решение возникшей проблемы. Решением проблемной ситуации будет знание, которым ребенок еще не обладает, то есть он решает
творческую задачу и получает новые знания.
На внеурочных музыкальных занятиях творческие проблемные ситуации могут создаваться с помощью постановки вопросов, где от учащихся требуется творческое мышление. Например: «Ребята, представьте, что вы все композиторы. Вам нужно показать в своей музыке Бабу-Ягу. Какие средства музыкальной выразительности вы бы выбрали для создания этого художественного образа? Как бы звучала ваша музыка?»
Следующим условием развития творческих музыкальных способностей младших школьников на внеурочных занятиях является импровизация. Особое значение Б.В. Асафьев придавал импровизационному творчеству в развитии музыкальных способностей ребенка и роли импровизации как вида учебной работы. Он писал: «Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации. Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении самим участвовать и вносить свое в процесс познания музыки...» [5, с. 66].
Авторские программы, основанные на различных видах импровизации, уделяют большое внимание детскому творчеству.
Так, автор программы «Уроки музыки в начальных классах» Г.С. Ригина считает импровизацию новым видом музыкальной деятельности в начальной школе. «Импровизация - одно из самых любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом» [43, с. 36].
Г.С. Ригина обосновывает свою позицию тем, что, ребенок,
демонстрируя собственную мелодию, не боится спеть ее неверно,
показывая
свое неумение. Также, она заметила, что во время импровизации у ребенка легко пробуждается интерес к пению.
Учебно-методический комплект по программе Г.С. Ригиной предлагает разнообразные формы творческой импровизации детей. К ним относятся музыкальный разговор, импровизация мелодий в характере песни, танца, марша, досочинение начатой мелодии; мелодизация стихотворных текстов; сочинение подголосков к знакомым песням.
Следующим условием развития творческих музыкальных способностей у младших школьников может стать игра. Именно в игре полностью проявляется детская активность и эмоциональность. Но направить эту активность в нужное русло – огромный труд для учителя.
Детская игра и художественная деятельность имеют много общего между собой: эмоциональную непосредственность мотивов, стремление к цели, оценку результатов деятельности с точки зрения новизны. «Вхождение в образ», как в художественной деятельности, так и в детской игре является обязательным элементом.
Художественная игра, как и любая ролевая игра, помогает в усвоении социального опыта людей. Не только усвоение теоретико-познавательного опыта, но и опыта общения.
Художественная игра имеет важную психологическую особенность. Она вовлекает индивидуальный опыт юной личности в сферу музыкальной деятельности.
Также игра связана с выдумкой, изобретательностью, творческой инициативой, которая подразумевает индивидуальные способности игрока. Поэтому игра считается эффективным условием развития всех способностей посредством мотивации к