Файл: Воспитание творческой индивидуальности школьников на уроках музыки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
творчеству.

Сюжетно-ролевая игра характеризуется вовлечением ребенка в художественный мир произведения. Успешность игры заключается в оптимизации воображения ребенка, в поиске музыкальных интонаций, слов

для воплощения образов, человеческих качеств.

Сюжет для игры подбирается с учетом конкретных воспитательных задач и интересов учащихся. Выбор ребенком роли, которая соответствует его потребностям, интересам, считается наиболее распространенным способом вовлечения ребенка в игру, так как ребенку предоставляется возможность самостоятельно воплотить и прочувствовать этот образ в своей игре.

Творческая деятельность в проблемно-моделирующей игре стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения. Это необходимо для того, чтобы определить роли средств выразительности, нестандартные ситуации, требующие самостоятельного творческого решения.

Н.А. Терентьева и Р.Г. Шитикова в своей программе «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы» [49] предложили следующие формы игровых ситуаций: сочинение песни по кругу; проигрывание известных музыкальных сказок; защита фантастических музыкальных проектов; узнавание песни по ритму; зеркальная импровизация детьми, предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением.

Т.В. Надолинская предложила в своей программе «Музыка» [31] организовать игры-драматизации по сюжетам литературных или музыкально-сценических произведений. Особенность заключается в том, что
все, что прочитали, увидели или услышали, необходимо воспроизводить в

«лицах» с помощью различных выразительных средств, таких как музыкальная и речевая интонация, пантомимика, жесты, поза, мизансцены.

Главной целью предлагаемых Т.В. Надолинской игр и драматизаций является развитие музыкально-языкового мышления младших школьников, овладение базовыми и основными знаниями о музыке в музыкально- творческой деятельности и проникновение в сущность музыкального искусства.

Таким образом, творческие музыкальные способности развиваются и проявляются в процессе творческой и музыкальной деятельности. Благодаря творческой и музыкальной деятельности ученик создает новое для себя, но не создает новое для всех.

Детское творчество осуществляет процесс передачи опыта творческой деятельности. Чтобы получить этот опыт, младший школьник должен оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления творческой деятельности.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что музыкально-творческое развитие младших школьников в настоящее время является актуальной проблемой в образовательном процессе. Поэтому важно обратить внимание на творческое развитие школьников в различных видах музыкальной деятельности.

Создание условий, которые будут способствовать развитию творческих музыкальных способностей младших школьников, является одним из важнейших факторов педагогического процесса обучения.

Основными условиями развития творческих музыкальных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности являются: побуждение ребенка к интересным, разнообразным творческим заданиям, учет индивидуальных интересов,

склонностей и способностей детей, обучение основным музыкальным техническим знаниям и навыкам, создание на занятиях проблемных ситуаций, требующих творческих решений.
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития у младших школьников творческих музыкальных способностей во
внеурочной деятельности


    1. 1   2   3   4   5   6

2.1. Исследование уровней творческих музыкальных способностей младших школьников



Цель констатирующего этапа: исследование уровней творческих музыкальных способностей у младших школьников.

Базой исследования выступили два третьих класса МБОУ «Школа № 13 имени Б.Б. Левицкого». 3 «А» класс являлся экспериментальным, 3 «Б» – контрольным. Чтобы определить уровни развития творческих музыкальных способностей детей, мы провели диагностику по методике Л.Н. Комиссаровой и Г.В. Кузнецовой.
Таблица 1 Компоненты развития творческих музыкальных способностей младших школьников и критерии их оценки



Компонент творческих музыкальных способностей

Критерий оценивания творческих музыкальных

способностей

Диагностическое задание

Оригинальность

музыкального мышления при восприятии музыки

Креативность

самовыражения ребёнка в изобразительной,

двигательной и словесной форме

Тест «Музыкальная палитра»

Выразительность

музыкальных образов в пении

Выразительное пение, точное интонирование, передача характера музыки, самостоятельное исполнение хорошо

знакомой песни

Песня «Антошка» из мультфильма «Веселая карусель»,

песня «В траве сидел кузнечик»

Выразительность и образность движений в музыкально-ритмической импровизации

Пластичные, выразительные движения, двигается под музыку в соответствии с ее характером, способность к передаче музыкально- игрового образа на основе

самостоятельного подбора

«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского,

«Как у наших у ворот, муха песенки поет» - русская народная песня


Продолжение таблицы 1


Компонент творческих музыкальных способностей

Критерий оценивания творческих музыкальных

способностей

Диагностическое задание




адекватных характерных

движений





На первом этапе нашего эксперимента мы определяли уровень развития оригинальности музыкального мышления детей при восприятии музыки. Для этого мы провели тест «Музыкальная палитра».

Цель: выявление уровня развития оригинальности музыкального мышления при восприятии музыки, то есть креативное самовыражение ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме.

Детям предлагается прослушать музыкальные пьесы (Приложение Б), а затем каждый из них попытается определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы изображаются во время звучания музыки.

  1. й (словесный) вариант задания: подобрать слова, которые хорошо выражают переживания музыки.

  2. й (художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые представляются во время прослушивания музыки.

  3. й (двигательный) вариант задания: предлагается двигаться под музыку так, как это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Высокий уровень (3 балла) – необычность, новизна отображения идеи, мыслей; детализация (разработанность) своей идеи или образа.

Средний уровень (2 балла) умение демонстрировать опыт переживания, ситуации, вызванные воздействием музыкального фрагмента,