Файл: Воспитание творческой индивидуальности школьников на уроках музыки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
произношение текста песни, недостаточно выразительное пение, исполняет песню с музыкальным сопровождением самостоятельно или с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл) – невыразительное пение, нет интонирования, не передает характер песни, исполняет песню с помощью педагога.
В экспериментальном классе высокий уровень выразительности музыкального образа в пении показали четверо учащихся. Девочки исполнили песню очень ярко, выразительно и с точным интонированием, а также передали характер песни. Средний уровень был выявлен у 11 человек. В целом у ребят было хорошее исполнение песни, но были некоторые недочеты, такие как: недостаточная выразительность, не совсем точное интонирование. Низкий уровень выявлен у 14 учащихся. Исполнение песни было невыразительным, без интонирования.
В контрольном классе высокий уровень выразительности музыкальных образов в пении показали три человека, средний уровень – 10 человек, низкий уровень – 16 человек (Рисунок 5).
Рисунок 5 - Уровень развития выразительности музыкальных образов в пении на контрольном этапе (%)
Следующим этапом контрольного эксперимента было определение уровня развития выразительности и образности движений в музыкально- ритмической импровизации.
Для диагностики мы также использовали «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского и «Как у наших у ворот, муха песенки поет» - русскую народную песню.
Детям включались данные произведения, и им необходимо было исполнить импровизированный танец.
Высокий уровень (3 балла) – движения
пластичные, ритмичные, выразительные, двигается под музыку в соответствии с ее характером, эмоционально передает музыкальный образ в движении, разнообразные движения.
Средний уровень (2 балла) – движения недостаточно ритмичные и выразительные, передает характер музыки в движении, в танце использует одно-два танцевальных движения, недостаточно эмоционально передает в движении музыкальный образ.
Низкий уровень (1 балл) – движения неритмичны, невыразительны, не соответствуют характеру музыки; в танце использует однообразные движения, затрудняется в передаче музыкального образа в движении.
В экспериментальном классе высокий уровень выразительности и образности движений в музыкально-ритмической импровизации был выявлен у восьми человек. Ребята исполнили импровизационный танец ярко и выразительно. С разнообразием движений проблем не возникло. Средний уровень выявлен у 15 человек. У ребят были трудности с разнообразием движений и эмоциональной передачей музыкального образа. Низкий уровень показали 6 человек. Улучшения у ребят заметны, движения становятся ритмичнее и разнообразнее.
В контрольном классе высокий уровень показали 5 человек, средний уровень – 13 человек, низкий уровень – 11 человек (Рисунок 6).
Рисунок 6 - Уровень развития выразительности и образности движений в музыкально-ритмической импровизации на контрольном этапе (%)
Для того, чтобы обобщить результаты контрольного этапа, мы сложили все показатели экспериментального класса в соответствии с таблицей показателей творческих музыкальных способностей учащихся (Приложение А).
Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень –
1 балл. Коэффициент творческих музыкальных способностей ученика определяется следующим образом: складываются его баллы и делятся на количество заданий.
Критерии оценивания:
Высокий уровень – 2.6-3 балла. Средний уровень – 2-2.5 балла. Низкий уровень – 1-1.9 балла.
Таким образом, в экспериментальном классе высокий уровень творческих музыкальных способностей выявлен у шести человек. Средний уровень у 13 учеников. Низкий уровень выявлен у 10 человек. На рисунке 7 мы можем увидеть уровни развития творческих музыкальных способностей у учащихся ЭГ на констатирующем и контрольном этапах.
Рисунок 7 - Уровень развития творческих музыкальных способностей у учащихся ЭГ на констатирующем и контрольном этапах (%)
Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы, что, во-первых, учащиеся 3 «А» класса МБОУ «Школа
№13 им. Б.Б. Левицкого» научились выражать свое эмоциональное отношение к музыке, оригинально и выразительно выражать свои мысли, образы через художественную, словесную и двигательную формы самовыражения.
Во-вторых, учащиеся овладели навыками интонирования, научились передавать точное настроение и характер песни, научились слушать себя и слушать музыку.
В-третьих, учащиеся овладели навыками музыкально-ритмической импровизации. Движения детей стали более ритмичны, используют разнообразные движения, передают через движения характер и настроение музыки.
Каждый школьник хорошо проявил себя на занятиях, попробовал для себя что-то новое. Дети
стали более раскрепощены и эмоционально отзывчивы, проявляли интерес и активность на каждом занятии. Уровень творческих музыкальных способностей 3 «А» класса приблизился к среднему.
Итак, разработанные нами темы занятий во внеурочной деятельности показали положительную динамику развития творческих музыкальных способностей младших школьников за период прохождения преддипломной практики.
Разработанные педагогические условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности доказали свою эффективность.
Уровень развития творческих музыкальных способностей за период прохождения преддипломной практики приблизился к среднему.
В первой главе изучены теоретические основы развития творческих музыкальных способностей младших школьников, а также педагогические условия развития творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности. Рассмотрено понятие творческих музыкальных способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе.
Особой значимостью в условиях школьного образования являются вопросы развития творческого потенциала школьников. Именно в младшем школьном возрасте закладываются базовые знания, которые в будущем будут определять творческую направленность личности.
В качестве основного педагогического условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников можно выделить развитие атмосферы творчества и побуждение детей к интересным, разнообразным творческим заданиям.
Внеурочная деятельность предоставляет большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет внеурочную деятельность школьников, как деятельность, которая помогает ребенку развивать свои интересы на основе свободного выбора, расширяет образовательное пространство школьников, помогает осваивать новый вид деятельности, а также духовно-нравственные ценности и культурные традиции.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование развития творческих музыкальных способностей у младших школьников во
Низкий уровень (1 балл) – невыразительное пение, нет интонирования, не передает характер песни, исполняет песню с помощью педагога.
В экспериментальном классе высокий уровень выразительности музыкального образа в пении показали четверо учащихся. Девочки исполнили песню очень ярко, выразительно и с точным интонированием, а также передали характер песни. Средний уровень был выявлен у 11 человек. В целом у ребят было хорошее исполнение песни, но были некоторые недочеты, такие как: недостаточная выразительность, не совсем точное интонирование. Низкий уровень выявлен у 14 учащихся. Исполнение песни было невыразительным, без интонирования.
В контрольном классе высокий уровень выразительности музыкальных образов в пении показали три человека, средний уровень – 10 человек, низкий уровень – 16 человек (Рисунок 5).
Рисунок 5 - Уровень развития выразительности музыкальных образов в пении на контрольном этапе (%)
Следующим этапом контрольного эксперимента было определение уровня развития выразительности и образности движений в музыкально- ритмической импровизации.
Для диагностики мы также использовали «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского и «Как у наших у ворот, муха песенки поет» - русскую народную песню.
Детям включались данные произведения, и им необходимо было исполнить импровизированный танец.
Высокий уровень (3 балла) – движения
пластичные, ритмичные, выразительные, двигается под музыку в соответствии с ее характером, эмоционально передает музыкальный образ в движении, разнообразные движения.
Средний уровень (2 балла) – движения недостаточно ритмичные и выразительные, передает характер музыки в движении, в танце использует одно-два танцевальных движения, недостаточно эмоционально передает в движении музыкальный образ.
Низкий уровень (1 балл) – движения неритмичны, невыразительны, не соответствуют характеру музыки; в танце использует однообразные движения, затрудняется в передаче музыкального образа в движении.
В экспериментальном классе высокий уровень выразительности и образности движений в музыкально-ритмической импровизации был выявлен у восьми человек. Ребята исполнили импровизационный танец ярко и выразительно. С разнообразием движений проблем не возникло. Средний уровень выявлен у 15 человек. У ребят были трудности с разнообразием движений и эмоциональной передачей музыкального образа. Низкий уровень показали 6 человек. Улучшения у ребят заметны, движения становятся ритмичнее и разнообразнее.
В контрольном классе высокий уровень показали 5 человек, средний уровень – 13 человек, низкий уровень – 11 человек (Рисунок 6).
Рисунок 6 - Уровень развития выразительности и образности движений в музыкально-ритмической импровизации на контрольном этапе (%)
Для того, чтобы обобщить результаты контрольного этапа, мы сложили все показатели экспериментального класса в соответствии с таблицей показателей творческих музыкальных способностей учащихся (Приложение А).
Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень –
1 балл. Коэффициент творческих музыкальных способностей ученика определяется следующим образом: складываются его баллы и делятся на количество заданий.
Критерии оценивания:
Высокий уровень – 2.6-3 балла. Средний уровень – 2-2.5 балла. Низкий уровень – 1-1.9 балла.
Таким образом, в экспериментальном классе высокий уровень творческих музыкальных способностей выявлен у шести человек. Средний уровень у 13 учеников. Низкий уровень выявлен у 10 человек. На рисунке 7 мы можем увидеть уровни развития творческих музыкальных способностей у учащихся ЭГ на констатирующем и контрольном этапах.
Рисунок 7 - Уровень развития творческих музыкальных способностей у учащихся ЭГ на констатирующем и контрольном этапах (%)
Таким образом, проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы, что, во-первых, учащиеся 3 «А» класса МБОУ «Школа
№13 им. Б.Б. Левицкого» научились выражать свое эмоциональное отношение к музыке, оригинально и выразительно выражать свои мысли, образы через художественную, словесную и двигательную формы самовыражения.
Во-вторых, учащиеся овладели навыками интонирования, научились передавать точное настроение и характер песни, научились слушать себя и слушать музыку.
В-третьих, учащиеся овладели навыками музыкально-ритмической импровизации. Движения детей стали более ритмичны, используют разнообразные движения, передают через движения характер и настроение музыки.
Каждый школьник хорошо проявил себя на занятиях, попробовал для себя что-то новое. Дети
стали более раскрепощены и эмоционально отзывчивы, проявляли интерес и активность на каждом занятии. Уровень творческих музыкальных способностей 3 «А» класса приблизился к среднему.
Итак, разработанные нами темы занятий во внеурочной деятельности показали положительную динамику развития творческих музыкальных способностей младших школьников за период прохождения преддипломной практики.
Разработанные педагогические условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников во внеурочной деятельности доказали свою эффективность.
Уровень развития творческих музыкальных способностей за период прохождения преддипломной практики приблизился к среднему.
Заключение
В первой главе изучены теоретические основы развития творческих музыкальных способностей младших школьников, а также педагогические условия развития творческих музыкальных способностей во внеурочной деятельности. Рассмотрено понятие творческих музыкальных способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе.
Особой значимостью в условиях школьного образования являются вопросы развития творческого потенциала школьников. Именно в младшем школьном возрасте закладываются базовые знания, которые в будущем будут определять творческую направленность личности.
В качестве основного педагогического условия развития творческих музыкальных способностей младших школьников можно выделить развитие атмосферы творчества и побуждение детей к интересным, разнообразным творческим заданиям.
Внеурочная деятельность предоставляет большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет внеурочную деятельность школьников, как деятельность, которая помогает ребенку развивать свои интересы на основе свободного выбора, расширяет образовательное пространство школьников, помогает осваивать новый вид деятельности, а также духовно-нравственные ценности и культурные традиции.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование развития творческих музыкальных способностей у младших школьников во