Файл: Воспитание творческой индивидуальности школьников на уроках музыки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
творчеству.
Сюжетно-ролевая игра характеризуется вовлечением ребенка в художественный мир произведения. Успешность игры заключается в оптимизации воображения ребенка, в поиске музыкальных интонаций, слов
для воплощения образов, человеческих качеств.
Сюжет для игры подбирается с учетом конкретных воспитательных задач и интересов учащихся. Выбор ребенком роли, которая соответствует его потребностям, интересам, считается наиболее распространенным способом вовлечения ребенка в игру, так как ребенку предоставляется возможность самостоятельно воплотить и прочувствовать этот образ в своей игре.
Творческая деятельность в проблемно-моделирующей игре стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения. Это необходимо для того, чтобы определить роли средств выразительности, нестандартные ситуации, требующие самостоятельного творческого решения.
Н.А. Терентьева и Р.Г. Шитикова в своей программе «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы» [49] предложили следующие формы игровых ситуаций: сочинение песни по кругу; проигрывание известных музыкальных сказок; защита фантастических музыкальных проектов; узнавание песни по ритму; зеркальная импровизация детьми, предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением.
Т.В. Надолинская предложила в своей программе «Музыка» [31] организовать игры-драматизации по сюжетам литературных или музыкально-сценических произведений. Особенность заключается в том, что
все, что прочитали, увидели или услышали, необходимо воспроизводить в
«лицах» с помощью различных выразительных средств, таких как музыкальная и речевая интонация, пантомимика, жесты, поза, мизансцены.
Главной целью предлагаемых Т.В. Надолинской игр и драматизаций является развитие музыкально-языкового мышления младших школьников, овладение базовыми и основными знаниями о музыке в музыкально- творческой деятельности и проникновение в сущность музыкального искусства.
Таким образом, творческие музыкальные способности развиваются и проявляются в процессе творческой и музыкальной деятельности. Благодаря творческой и музыкальной деятельности ученик создает новое для себя, но не создает новое для всех.
Детское творчество осуществляет процесс передачи опыта творческой деятельности. Чтобы получить этот опыт, младший школьник должен оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления творческой деятельности.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что музыкально-творческое развитие младших школьников в настоящее время является актуальной проблемой в образовательном процессе. Поэтому важно обратить внимание на творческое развитие школьников в различных видах музыкальной деятельности.
Создание условий, которые будут способствовать развитию творческих музыкальных способностей младших школьников, является одним из важнейших факторов педагогического процесса обучения.
Основными условиями развития творческих музыкальных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности являются: побуждение ребенка к интересным, разнообразным творческим заданиям, учет индивидуальных интересов,
склонностей и способностей детей, обучение основным музыкальным техническим знаниям и навыкам, создание на занятиях проблемных ситуаций, требующих творческих решений.
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития у младших школьников творческих музыкальных способностей во
внеурочной деятельности
Цель констатирующего этапа: исследование уровней творческих музыкальных способностей у младших школьников.
Базой исследования выступили два третьих класса МБОУ «Школа № 13 имени Б.Б. Левицкого». 3 «А» класс являлся экспериментальным, 3 «Б» – контрольным. Чтобы определить уровни развития творческих музыкальных способностей детей, мы провели диагностику по методике Л.Н. Комиссаровой и Г.В. Кузнецовой.
Таблица 1 – Компоненты развития творческих музыкальных способностей младших школьников и критерии их оценки
Продолжение таблицы 1
На первом этапе нашего эксперимента мы определяли уровень развития оригинальности музыкального мышления детей при восприятии музыки. Для этого мы провели тест «Музыкальная палитра».
Цель: выявление уровня развития оригинальности музыкального мышления при восприятии музыки, то есть креативное самовыражение ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме.
Детям предлагается прослушать музыкальные пьесы (Приложение Б), а затем каждый из них попытается определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы изображаются во время звучания музыки.
Высокий уровень (3 балла) – необычность, новизна отображения идеи, мыслей; детализация (разработанность) своей идеи или образа.
Средний уровень (2 балла) – умение демонстрировать опыт переживания, ситуации, вызванные воздействием музыкального фрагмента,
Сюжетно-ролевая игра характеризуется вовлечением ребенка в художественный мир произведения. Успешность игры заключается в оптимизации воображения ребенка, в поиске музыкальных интонаций, слов
для воплощения образов, человеческих качеств.
Сюжет для игры подбирается с учетом конкретных воспитательных задач и интересов учащихся. Выбор ребенком роли, которая соответствует его потребностям, интересам, считается наиболее распространенным способом вовлечения ребенка в игру, так как ребенку предоставляется возможность самостоятельно воплотить и прочувствовать этот образ в своей игре.
Творческая деятельность в проблемно-моделирующей игре стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения. Это необходимо для того, чтобы определить роли средств выразительности, нестандартные ситуации, требующие самостоятельного творческого решения.
Н.А. Терентьева и Р.Г. Шитикова в своей программе «Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы» [49] предложили следующие формы игровых ситуаций: сочинение песни по кругу; проигрывание известных музыкальных сказок; защита фантастических музыкальных проектов; узнавание песни по ритму; зеркальная импровизация детьми, предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением.
Т.В. Надолинская предложила в своей программе «Музыка» [31] организовать игры-драматизации по сюжетам литературных или музыкально-сценических произведений. Особенность заключается в том, что
все, что прочитали, увидели или услышали, необходимо воспроизводить в
«лицах» с помощью различных выразительных средств, таких как музыкальная и речевая интонация, пантомимика, жесты, поза, мизансцены.
Главной целью предлагаемых Т.В. Надолинской игр и драматизаций является развитие музыкально-языкового мышления младших школьников, овладение базовыми и основными знаниями о музыке в музыкально- творческой деятельности и проникновение в сущность музыкального искусства.
Таким образом, творческие музыкальные способности развиваются и проявляются в процессе творческой и музыкальной деятельности. Благодаря творческой и музыкальной деятельности ученик создает новое для себя, но не создает новое для всех.
Детское творчество осуществляет процесс передачи опыта творческой деятельности. Чтобы получить этот опыт, младший школьник должен оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления творческой деятельности.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что музыкально-творческое развитие младших школьников в настоящее время является актуальной проблемой в образовательном процессе. Поэтому важно обратить внимание на творческое развитие школьников в различных видах музыкальной деятельности.
Создание условий, которые будут способствовать развитию творческих музыкальных способностей младших школьников, является одним из важнейших факторов педагогического процесса обучения.
Основными условиями развития творческих музыкальных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности являются: побуждение ребенка к интересным, разнообразным творческим заданиям, учет индивидуальных интересов,
склонностей и способностей детей, обучение основным музыкальным техническим знаниям и навыкам, создание на занятиях проблемных ситуаций, требующих творческих решений.
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития у младших школьников творческих музыкальных способностей во
внеурочной деятельности
- 1 2 3 4 5 6
2.1. Исследование уровней творческих музыкальных способностей младших школьников
Цель констатирующего этапа: исследование уровней творческих музыкальных способностей у младших школьников.
Базой исследования выступили два третьих класса МБОУ «Школа № 13 имени Б.Б. Левицкого». 3 «А» класс являлся экспериментальным, 3 «Б» – контрольным. Чтобы определить уровни развития творческих музыкальных способностей детей, мы провели диагностику по методике Л.Н. Комиссаровой и Г.В. Кузнецовой.
Таблица 1 – Компоненты развития творческих музыкальных способностей младших школьников и критерии их оценки
Компонент творческих музыкальных способностей | Критерий оценивания творческих музыкальных способностей | Диагностическое задание |
Оригинальность музыкального мышления при восприятии музыки | Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме | Тест «Музыкальная палитра» |
Выразительность музыкальных образов в пении | Выразительное пение, точное интонирование, передача характера музыки, самостоятельное исполнение хорошо знакомой песни | Песня «Антошка» из мультфильма «Веселая карусель», песня «В траве сидел кузнечик» |
Выразительность и образность движений в музыкально-ритмической импровизации | Пластичные, выразительные движения, двигается под музыку в соответствии с ее характером, способность к передаче музыкально- игрового образа на основе самостоятельного подбора | «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Как у наших у ворот, муха песенки поет» - русская народная песня |
Продолжение таблицы 1
Компонент творческих музыкальных способностей | Критерий оценивания творческих музыкальных способностей | Диагностическое задание |
| адекватных характерных движений | |
На первом этапе нашего эксперимента мы определяли уровень развития оригинальности музыкального мышления детей при восприятии музыки. Для этого мы провели тест «Музыкальная палитра».
Цель: выявление уровня развития оригинальности музыкального мышления при восприятии музыки, то есть креативное самовыражение ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме.
Детям предлагается прослушать музыкальные пьесы (Приложение Б), а затем каждый из них попытается определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы изображаются во время звучания музыки.
-
й (словесный) вариант задания: подобрать слова, которые хорошо выражают переживания музыки. -
й (художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые представляются во время прослушивания музыки. -
й (двигательный) вариант задания: предлагается двигаться под музыку так, как это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Высокий уровень (3 балла) – необычность, новизна отображения идеи, мыслей; детализация (разработанность) своей идеи или образа.
Средний уровень (2 балла) – умение демонстрировать опыт переживания, ситуации, вызванные воздействием музыкального фрагмента,