Файл: Воспитание творческой индивидуальности школьников на уроках музыки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи формирующего этапа:

  1. разработка тем занятий во внеурочной деятельности, направленных на развитие творческих музыкальных способностей младших школьников;

  2. реализация разработанных занятий во внеурочной деятельности;

  3. оценка полученных результатов работы.

Цель занятий: развитие творческих музыкальных способностей учащихся, делая жизнь детей наиболее занимательной, содержательной, яркой, наполненной радостью музыкального творчества.

Рассмотрим тематический план занятий во внеурочной деятельности, который направлен на развитие творческих музыкальных способностей младших школьников за период прохождения преддипломной практики.

Темы были разделены на три блока: музыкально-слуховые представления, вокально-интонационное развитие и ритмотворчество. Каждый блок содержал темы и задания в них, которые были направлены на развитие определенного показателя творческих музыкальных способностей.

Блок «Музыкально-слуховые представления»:

Тема 1: «Определение жанровой принадлежности». На занятии дети познакомились с характеристикой основных жанров – песня, танец, марш. На практическом занятии определяли жанры музыкальных композиций на слух.

Тема 2: «Строение музыкальных произведений». На занятии ребята познакомились с такими понятиями, как «вступление», «начало»,

«окончание», «реприза», «фраза», «предложение», «куплетная форма». На практическом занятии младшие школьники определяли знакомое произведение по вступлению, одновременное начало и окончание под музыку.

Тема 3: «Произведения композиторов-классиков». Ребята познакомились с композиторами (П.И. Чайковский, Ф. Шопен, В.А. Моцарт,
Э. Григ и другие). На практическом занятии слушали музыкальные произведения композиторов («Старинная французская песенка»,

«Неаполитанская песенка», «Немецкая песенка», «Русская песня», «Вальс»,

«Мазурка», «Камаринская», «Марш деревянных солдатиков», Э. Григ «В пещере горного короля», М.И. Глинка «Марш Черномора» и другие).

Тема 4: «Народное музыкальное творчество». На занятии дети погрузились в устную природу народного творчества, фольклора. На практическом занятии исполняли народные песни с ритмическим сопровождением (р.н.п. «У кота-воркота», «Баю-баюшки», «Водичка»,

«Петушок», «Ладушки-ладушки», «Как пошли наши подружки», «Во саду

ли, в огороде» и другие).

Блок «Вокально-интонационное развитие»:

Тема 1: «Основные певческие навыки». Дети узнали, что такое певческая установка, виды дирижерского жеста. Как правильно дышать во время пения. Выполнили упражнения для развития дикции. На практическом занятии развивали навыки пения: сидя, стоя, при правильном положении ног, корпуса, головы.

Тема 2: «Сольфеджирование». На занятии ребята узнали, как определяется диапазон и тембр голоса, выполнили упражнения на координацию слуха и голоса. Познакомились с понятиями «унисон»,

«строй», «ансамбль». На практическом занятии дети демонстрировали свои певческие навыки, затем проводился анализ певческих способностей.

Тема 3: «Современная музыка». Исполнение песен современных авторов, выполнение ритмических упражнений под

популярную музыку.

Блок «Ритмотворчество»:

Тема 1: «Ритмопластика». На занятии дети вырабатывали свободу, красоту и координацию движений под музыку. На практическом занятии ребята выполняли движения в соответствии с характером, темпом и динамикой музыкальных произведений.

Тема 2: «Игроритмика». Раскрытие эмоционально-волевых качеств ребёнка через принятие сюжетно-ролевых условий игры.

Тема 3: «Танцритмика». Демонстрация основных танцевальных шагов и позиций, примеров историко-бытовых, народных, бальных и современных танцев. Освоение основных позиций, элементов танцевальных движений. Хоровод, Полька. Русский танец, Вальс, «Танец утят».

Предложенные нами темы занятий побуждали детей к активной самостоятельной деятельности, вовлекли в мир музыки. Стоит отметить, что на занятиях присутствовали различные виды музыкальной деятельности, которые помогали младшим школьникам раскрывать познавательно- эстетическую ценность музыки. Каждый вид музыкальной деятельности был

направлен на решение задач, которые способствуют развитию творческих

музыкальных способностей (от импровизации в музыкально-ритмических движениях до исполнения песен).

Такие занятия, на наш взгляд, делают жизнь учащихся более интересной и увлекательной, помогают сплотиться в процессе музыкально- творческой деятельности, помогают по-разному проявить себя. Занятия включают в себя литературные ряды (загадки, стихотворения, пословицы и поговорки), зрительные ряды (рассматривание иллюстраций, видеосюжеты, презентации), музыкальные ряды (слушание звуков природы, животных,
произведений композиторов), что способствует целостному восприятию школьниками тем, а значит, повышает эффективность проводимых занятий.

Таким образом, разработанные нами темы занятий соответствуют всем педагогическим условиям, упомянутым выше. Развитие творческих музыкальных способностей повышает уровень музыкального восприятия произведений, качество слушания музыки, расширяет музыкальный кругозор, тем самым накапливаемый опыт проявляется в практической реализации творческого замысла, а именно в выборе движений, их выразительности, качестве исполнения, в передаче характера и настроения музыки, в эмоциональной отзывчивости на музыку.

    1. 2.3. Результат опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие творческих музыкальных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности


Чтобы проверить эффективность предложенных нами тем занятий во внеурочной деятельности, мы провели повторное исследование.

Показатели и критерии оценивания остались те же, как и на констатирующем этапе эксперимента.

Задачи данного этапа:

  1. определить уровни развития творческих музыкальных способностей младших школьников;

  2. определить эффективность разработанных тем занятий по развитию творческих музыкальных способностей.

На первом этапе контрольного эксперимента мы провели повторное определение уровня развития оригинальности музыкального мышления детей при восприятии музыки. Для этого мы провели тест «Музыкальная палитра».

Высокий уровень (3 балла) – необычность, новизна отображения идеи, мыслей; детализация (разработанность) своей идеи или образа.


Средний уровень (2 балла) умение демонстрировать опыт переживания, ситуации, вызванные воздействием музыкального фрагмента, без особых детализаций.

Низкий уровень (1 балл) уклонение ребенка от задания или неспособность к элементарному самовыражению в художественной, двигательной или словесной форме его впечатлений, образов, настроений.

В экспериментальном классе высокий уровень показали восемь учеников. У них не возникло никаких трудностей при выполнении задания. Средний уровень показали 14 человек. Ребята выполнили задание оригинально, но не хватило детализации отображения своих мыслей, образов. Низкий уровень показали 7 человек. Несмотря на низкий результат, у ребят заметны улучшения, они активно работали над заданием.

В контрольном классе высокий уровень показали шесть человек, средний уровень у 12 учащихся и низкий уровень у 11 учеников (Рисунок 4).

Далее мы провели повторную диагностику выразительности музыкальных образов в пении.

Для этого мы выбрали песню «В траве сидел кузнечик». Ребятам предлагалось прослушать песню, а затем спеть ее самостоятельно.



Рисунок 4 - Уровень развития оригинальности музыкального мышления при восприятии музыки на контрольном этапе (%)
Высокий уровень (3 балла) выразительное пение, точное интонирование, передача характера песни, самостоятельное исполнение с музыкальным сопровождением.

Средний уровень (2 балла) – не очень точное интонирование, нечеткое