Файл: Воспитание творческой индивидуальности школьников на уроках музыки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
без особых детализаций.

Низкий уровень (1 балл) уклонение ребенка от задания или неспособность к элементарному самовыражению в художественной, двигательной или словесной форме его впечатлений, образов, настроений.

В экспериментальном классе высокий уровень показали четверо учеников. У этих девочек не возникло никаких трудностей при выполнении задания. Они выполнили задание необычно и оригинально. Выполнили задание во всех формах самовыражения словесной, художественной и двигательной. Средний уровень показали девять человек. Ребята выполнили задание обычно, не смогли отличиться оригинальностью. Низкий уровень показали 16 человек. Для них задание было трудным.

В контрольном классе высокий уровень показали пять человек, средний уровень у 10 учащихся и низкий уровень у 14 учеников (Рисунок 1).

Далее мы провели диагностику выразительности музыкальных образов в пении.

Для этого мы выбрали песню «Антошка» из мультфильма «Веселая карусель». Ребятам предлагалось прослушать песню, а затем спеть ее самостоятельно.


Рисунок 1 - Уровень развития оригинальности музыкального мышления при восприятии музыки на констатирующем этапе (%)

Высокий уровень (3 балла) выразительное пение, точное интонирование, передача характера песни, самостоятельное исполнение с музыкальным сопровождением.

Средний уровень (2 балла) – не очень точное интонирование, нечеткое произношение текста песни, недостаточно выразительное пение, исполняет песню
с музыкальным сопровождением самостоятельно или с помощью педагога.

Низкий уровень (1 балл) – невыразительное пение, нет интонирования, не передает характер песни, исполняет песню с помощью педагога.

В экспериментальном классе высокий уровень выразительности музыкального образа в пении показали трое учащихся. Девочки исполнили песню очень ярко, выразительно и с точным интонированием, а также передали характер песни. Средний уровень был выявлен у 8 человек. В целом у ребят было хорошее исполнение песни, но были некоторые недочеты, такие как: недостаточная выразительность, не совсем точное интонирование и двое ребят исполнили песню с помощью учителя. Низкий уровень выявлен у 18 учащихся. Исполнение песни было невыразительным, без интонирования.

В контрольном классе высокий уровень выразительности музыкальных образов в пении показали три человека, средний уровень 10 человек, низкий уровень 16 человек (Рисунок 2).

Следующим этапом нашего исследования было определение уровня развития выразительности и образности движений в музыкально- ритмической импровизации.

Для диагностики мы выбрали «Танец маленьких лебедей» из балета

«Лебединое озеро» П.И. Чайковского и «Как у наших у ворот, муха песенки поет» - русскую народную песню.

Детям включались данные произведения, и им необходимо было исполнить импровизированный танец.



Рисунок 2 - Уровень развития выразительности музыкальных образов в пении на констатирующем этапе (%)
Высокий уровень (3 балла) движения пластичные, ритмичные, выразительные, двигается под музыку в соответствии с ее

характером, эмоционально передает музыкальный образ в движении, разнообразные движения.

Средний уровень (2 балла) движения недостаточно ритмичные и выразительные, передает характер музыки в движении, в танце использует одно-два танцевальных движения, недостаточно эмоционально передает в движении музыкальный образ.

Низкий уровень (1 балл) – движения неритмичны, невыразительны, не соответствуют характеру музыки; в танце использует однообразные движения, затрудняется в передаче музыкального образа в движении.

В экспериментальном классе высокий уровень выразительности и образности движений в музыкально-ритмической импровизации был выявлен у трех человек – Анастасия М., Виктория О., Арина С. Девочкам было легко выполнить данное задание, т.к. они занимаются танцами. Средний уровень выявлен у девяти человек. У ребят были трудности с разнообразием движений и эмоциональной передачей музыкального образа. Низкий уровень показали 17 человек. Движения были неритмичные, однообразные и не соответствовали настроению музыки.

В контрольном классе высокий уровень показали три человека, средний уровень – 10 человек, низкий уровень – 16 человек (Рисунок 3).


Рисунок 3 - Уровень развития выразительности и образности движений в музыкально-ритмической импровизации на констатирующем этапе (%)
Для того, чтобы обобщить результаты констатирующего этапа, мы
сложили все показатели экспериментального класса в соответствии с таблицей показателей творческих музыкальных способностей учащихся (Приложение А). Высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень 1 балл. Коэффициент творческих музыкальных способностей ученика определяется следующим образом: складываются его баллы и делятся на количество заданий.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – 2.6-3 балла. Средний уровень – 2-2.5 балла. Низкий уровень – 1-1.9 балла.

Таким образом, в экспериментальном классе высокий уровень творческих музыкальных способностей выявлен у трех человек. Средний уровень у шести учеников. Низкий уровень выявлен у 20 учащихся.

Исходя из полученных данных, можно сделать выводы о творческих музыкальных способностях учащихся 3 класса:

  • учащиеся не имеют необходимых музыкально-творческих навыков, чтобы выразить свое эмоциональное отношение к музыке в художественной, словесной и двигательной формах самовыражения;

  • у учащихся присутствует эмоциональная скованность, стеснение при выполнении заданий;

  • у учащихся имеются проблемы с певческими навыками. Исполняя песню, многие ребята не слушают и не стараются правильно интонировать мелодию. Также, некоторые дети не поют, а кричат или говорят текст песни. Учащиеся не могут анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной деятельности;

  • учащиеся не имеют навыков в музыкально-ритмической импровизации. Движения детей неуклюжи, неритмичны и не выразительны, тем самым дети не могут передать точное настроение мелодии, ее характер.


Таким образом, в ходе изучения творческих музыкальных способностей учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ «Школа №13 им. Б.Б. Левицкого», выявлен низкий уровень знаний, умений и навыков в творческой музыкальной деятельности. Хотелось бы отметить, что несмотря на трудности, дети проявляли интерес к освоению творческих музыкальных навыков. Смело можно предположить, что эти трудности будут преодолимы, если правильно построить ход психолого-педагогической деятельности.

    1. 2.2. Организация работы по развитию творческих музыкальных

способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

В реализации формирующего этапа мы основывались на результатах, полученных на констатирующем этапе, изучая уровень развития творческих музыкальных способностей младших школьников. Мы разработали темы

занятий во внеурочной деятельности, которые будут способствовать развитию творческих музыкальных способностей детей за период прохождения преддипломной практики.

Эти занятия были разработаны с учетом календарно-тематического плана внеурочной деятельности и авторской программы по музыкальному развитию младших школьников Н.П. Смоленской «Музыкальная ритмика».

Также, занятия основывались с учетом педагогических условий, которые стимулируют развитие творческих музыкальных способностей младших школьников.

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность проведения занятий:

  • накапливать опыт восприятия высокохудожественных произведений как эталонов для творчества;

  • внедрить творческие задания, вызывающие интерес к музыке;

  • активизировать самостоятельные инициативные творческие действия в форме импровизации;

  • применять приемы драматизации художественных образов музыкальных произведений.