Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
управление производством, электронную коммерцию и взаимоотношения с
клиентами. Эти системы позволяют руководителям компаний, менеджерам всех
уровней
оперативно
реагировать
на
изменение
ситуации;
принимать
управленческие решения с учетом всей имеющейся информации и оперативного
анализа данных на основе OLAP-технологий.
Организация информационного обеспечения менеджеров с ориентацией на бизнес- процесс связана с продажами товаров (готовой продукции), закупками товарно- материальных ценностей и производством готовой продукции. Система MS Navision в этом случае предусматривает организацию интегрированной обработки следующих автоматизированных рабочих мест:
•
АРМ менеджеров по продажам (отдел продаж);
•
АРМ менеджеров по управлению производством (производственный отдел);
•
АРМ менеджеров по закупкам товарно-материальных ценностей (отдел закупок).
Для всех подразделений создается единое информационное пространство в виде распределенной базы данных и хранилища данных, обслуживаемых различными АРМ.
Все
менеджеры
обслуживаются
общесистемным
информационным
обеспечением, в которое включаются различные справочные данные, хранящиеся в
базе данных: карточки товаров, клиентов, поставщиков, материальных ценностей;
менеджеров; регионов и др. Основными первичными документами для
рассматриваемых АРМ служат заказы, построенные по аналогичной форме: заказ на
продажу товара (готовой продукции), производственный заказ на выпуск готовой
продукции, заказ на закупку товаров (материалов). Все заказы имеют тесную
информационную связь, возникают один из другого и реализуют принцип
электронного документооборота (рис. 3.12).
Сначала составляется заказ на продажу; на его основе автоматически формируются последовательно производственный заказ, на его основе заказ на закупку. При
формировании заказов одновременно могут составляться различные первичные бухгалтерские документы (счета, накладные, счета-фактуры, книга покупок, книга продаж и др.) и осуществляться бухгалтерские проводки, передаваемые в различные бухгалтерские регистры. В результате обеспечивается информационное взаимодействие с финансовым модулем программы.
Рассмотрим информационное обеспечение АРМ менеджеров различных подразделений.
АРМ менеджера по продажам. Выполняет функции по продаже товаров (готовой продукции). Основной документ — Заказ на продажу, поступающий от клиента. Это первый документ, осуществляющий интеграцию всех заказов. Далее на его основе автоматически составляется Заказ на производство.
В составлении Заказа на продажу используется следующее информационное обеспечение: карточки клиентов, товаров. В карточке клиента содержатся базовые данные о клиенте: его имя, адрес, контактная информация, а также данные о возможных скидках.
Карточка товара содержит базовые данные о товаре, методы расчета себестоимости, себестоимость, отпускную цену, ставки НДС, количество в запасе. Заказ на продажу является основным документом при реализации товара и содержит данные о клиенте, перечень продаваемых товаров с указанием их количества, цены за единицу и суммы (без
НДС, НДС и с НДС).
При реализации данного заказа автоматически выполняются бухгалтерские операции по реализации товара. По желанию можно автоматически сформировать такие первичные документы, как накладная, счет-фактура, книга продаж.
Заказ на продажу обеспечивает формирование плана поставок и соблюдение сроков отгрузки готовой продукции. Формирование АРМ менеджеров по продажам во многом связано с формированием закупочных цен на товары и услуги.
Система Navision обеспечивает единый подход к установке цен на товары и услуги.
Политика ценообразования постоянно корректируется благодаря функции перепланирования себестоимости.
После того как цена определена и зарегистрирована, она постоянно обновляется в режиме реального времени и становится доступной всем пользователям системы.
Вопросы формирования ценообразования, отпускной стоимости обеспечиваются имеющимися в системе различными средствами. Для настройки разнообразных скидок используется информация о скидках, хранящаяся в отдельных справочниках. Скидки находят отражение в карточках товаров. При продажах цены ориентируются на определенный клиентский сегмент, предлагая им конкурентоспособные цены. Может
Рассмотрим информационное обеспечение АРМ менеджеров различных подразделений.
АРМ менеджера по продажам. Выполняет функции по продаже товаров (готовой продукции). Основной документ — Заказ на продажу, поступающий от клиента. Это первый документ, осуществляющий интеграцию всех заказов. Далее на его основе автоматически составляется Заказ на производство.
В составлении Заказа на продажу используется следующее информационное обеспечение: карточки клиентов, товаров. В карточке клиента содержатся базовые данные о клиенте: его имя, адрес, контактная информация, а также данные о возможных скидках.
Карточка товара содержит базовые данные о товаре, методы расчета себестоимости, себестоимость, отпускную цену, ставки НДС, количество в запасе. Заказ на продажу является основным документом при реализации товара и содержит данные о клиенте, перечень продаваемых товаров с указанием их количества, цены за единицу и суммы (без
НДС, НДС и с НДС).
При реализации данного заказа автоматически выполняются бухгалтерские операции по реализации товара. По желанию можно автоматически сформировать такие первичные документы, как накладная, счет-фактура, книга продаж.
Заказ на продажу обеспечивает формирование плана поставок и соблюдение сроков отгрузки готовой продукции. Формирование АРМ менеджеров по продажам во многом связано с формированием закупочных цен на товары и услуги.
Система Navision обеспечивает единый подход к установке цен на товары и услуги.
Политика ценообразования постоянно корректируется благодаря функции перепланирования себестоимости.
После того как цена определена и зарегистрирована, она постоянно обновляется в режиме реального времени и становится доступной всем пользователям системы.
Вопросы формирования ценообразования, отпускной стоимости обеспечиваются имеющимися в системе различными средствами. Для настройки разнообразных скидок используется информация о скидках, хранящаяся в отдельных справочниках. Скидки находят отражение в карточках товаров. При продажах цены ориентируются на определенный клиентский сегмент, предлагая им конкурентоспособные цены. Может
осуществляться индивидуальная настройка цен и список для отдельных клиентов.
Структура цены всегда прозрачна. Менеджер в любое время может объяснить клиенту ее составляющую.
В организации работы АРМ менеджера по продажам значительное внимание уделяется работе с клиентами. В практике управления широкое распространение получила программная система CRM (Customes Relationship Management) — управление взаимоот- ношениями с клиентами, интегрируемая в системе ERP. Эффективность работы компании во многом зависит от правильно выстроенных отношений с партнерами по бизнесу, что во многом способствует завоеванию рынка. На предприятии системой CRM организуется доступ к базе данных партнеров (клиентов), хранение информации о них. Создаются электронные картотеки партнеров (карточки контактов), где отслеживаются все деловые отношения. Система обеспечивает менеджеров по продажам информацией по истории продаж, структуре и циклам продаж; позволяет изучать потенциал клиентов. Используя электронные средства коммуникаций, появляется возможность сообщать партнерам информацию по важнейшим коммерческим вопросам, о корректировке хода выполнения заказа.
Карточки контактов в свою очередь тесно интегрируются с модулем «Продажи &
Клиенты», что обеспечивает автоматическое составление Заказа на продажу. Клиентам сообщаются сведения о готовящейся к выпуску продукции. Они могут вносить свои пред- ложения о комплектации товара и т.п. Клиенты классифицируются по различным признакам, например по доходу, объему покупок; устанавливается их рейтинг. Данные о клиентах используются в дальнейшем для планирования деятельности организации.
АРМ менеджера по управлению производством. Повышение эффективности бизнеса напрямую связано с совершенствованием бизнес-процесса в сфере производства готовой продукции. Модуль «Производство» системы MS Navision и организация АРМ менеджеров по управлению производством способны многократно ускорить процесс обработки и запуска заказов в производство за счет прозрачности всех операций, сократить сроки исполнения заказа, осуществить распределение ресурсов в соответствии с потребностями заказчиков, осуществить контроль сроков изготовления продукции.
АРМ менеджера по закутам. Производственный заказ служит также основанием для автоматического составления заказа на закупку, формируемого АРМ менеджера по закупкам. В этом документе определена закупка конкретных товарно-материальных цен- ностей, идущих на изготовление данного заказа. Обработка документа аналогична обработке заказа на продажу.
В его составлении участвуют карточки материалов, поставщиков, аналогичные
Структура цены всегда прозрачна. Менеджер в любое время может объяснить клиенту ее составляющую.
В организации работы АРМ менеджера по продажам значительное внимание уделяется работе с клиентами. В практике управления широкое распространение получила программная система CRM (Customes Relationship Management) — управление взаимоот- ношениями с клиентами, интегрируемая в системе ERP. Эффективность работы компании во многом зависит от правильно выстроенных отношений с партнерами по бизнесу, что во многом способствует завоеванию рынка. На предприятии системой CRM организуется доступ к базе данных партнеров (клиентов), хранение информации о них. Создаются электронные картотеки партнеров (карточки контактов), где отслеживаются все деловые отношения. Система обеспечивает менеджеров по продажам информацией по истории продаж, структуре и циклам продаж; позволяет изучать потенциал клиентов. Используя электронные средства коммуникаций, появляется возможность сообщать партнерам информацию по важнейшим коммерческим вопросам, о корректировке хода выполнения заказа.
Карточки контактов в свою очередь тесно интегрируются с модулем «Продажи &
Клиенты», что обеспечивает автоматическое составление Заказа на продажу. Клиентам сообщаются сведения о готовящейся к выпуску продукции. Они могут вносить свои пред- ложения о комплектации товара и т.п. Клиенты классифицируются по различным признакам, например по доходу, объему покупок; устанавливается их рейтинг. Данные о клиентах используются в дальнейшем для планирования деятельности организации.
АРМ менеджера по управлению производством. Повышение эффективности бизнеса напрямую связано с совершенствованием бизнес-процесса в сфере производства готовой продукции. Модуль «Производство» системы MS Navision и организация АРМ менеджеров по управлению производством способны многократно ускорить процесс обработки и запуска заказов в производство за счет прозрачности всех операций, сократить сроки исполнения заказа, осуществить распределение ресурсов в соответствии с потребностями заказчиков, осуществить контроль сроков изготовления продукции.
АРМ менеджера по закутам. Производственный заказ служит также основанием для автоматического составления заказа на закупку, формируемого АРМ менеджера по закупкам. В этом документе определена закупка конкретных товарно-материальных цен- ностей, идущих на изготовление данного заказа. Обработка документа аналогична обработке заказа на продажу.
В его составлении участвуют карточки материалов, поставщиков, аналогичные
карточкам товаров и клиентов.
При закупках вопросам ценообразования также придается большое значение.
Системой осуществляется альтернатива выбора поставщика исходя из параметров прилагаемых закупочных цен и скидок. Моделирование системой ценообразования позволяет назначать конкурентоспособные цены, оперативно оценивать объемы продаж, предлагать оптимальные цены. Система позволяет усовершенствовать взаимоотношения с поставщиками за счет учета разнообразных факторов, влияющих на себестоимость продукции.
Современные условия рыночной экономики требуют точного и своевременного анализа бизнес-процессов в области производства, сбыта, хранения и управления финансами. Система MS Navision позволяет осуществлять аналитическую обработку данных в системе реального времени (OLAP-технологии) на основе информации, на- капливаемой в хранилище данных. Применение OLAP системы позволяет автоматизировать стратегический уровень управления организацией. OLAP (Online
Analytical Processing – аналитическая обработка данных в реальном времени) представляет собой мощную технологию обработки и исследования данных. Системы, построенные на основе технологии OLAP, предоставляют практически безграничные возможности по составлению отчетов, выполнению сложных аналитических расчетов, построению прогнозов и сценариев, разработке множества вариантов планов. OLAP- технологии позволяют составить различные аналитические сводки, построенные в соответствии с установленными аналитическими изменениями — набором признаков, присваиваемых каждой хозяйственной операции. Например, для анализа выручки могут использоваться такие аналитические изменения, как регион, клиент, товар, период, которые могут использоваться в аналитических сводках в различных сочетаниях.
Анализ производственных затрат, выполняемый на основании данных производственного заказа, ведется в разрезе материальных, стоимостных и трудовых затрат на выполнение данного заказа.
Комплексный анализ бизнеса по любым его направлениям позволяет руководителям быстро принимать оперативные решения, а менеджерам различных уровней стать активными участниками развития компании. Менеджеры, принимающие управленческие решения, используя OLAP-технологии, могут оперативно анализировать источники затрат и прибылей своего бизнеса, выявлять причинно-следственные связи в процессах хозяйственно-экономической деятельности.
При закупках вопросам ценообразования также придается большое значение.
Системой осуществляется альтернатива выбора поставщика исходя из параметров прилагаемых закупочных цен и скидок. Моделирование системой ценообразования позволяет назначать конкурентоспособные цены, оперативно оценивать объемы продаж, предлагать оптимальные цены. Система позволяет усовершенствовать взаимоотношения с поставщиками за счет учета разнообразных факторов, влияющих на себестоимость продукции.
Современные условия рыночной экономики требуют точного и своевременного анализа бизнес-процессов в области производства, сбыта, хранения и управления финансами. Система MS Navision позволяет осуществлять аналитическую обработку данных в системе реального времени (OLAP-технологии) на основе информации, на- капливаемой в хранилище данных. Применение OLAP системы позволяет автоматизировать стратегический уровень управления организацией. OLAP (Online
Analytical Processing – аналитическая обработка данных в реальном времени) представляет собой мощную технологию обработки и исследования данных. Системы, построенные на основе технологии OLAP, предоставляют практически безграничные возможности по составлению отчетов, выполнению сложных аналитических расчетов, построению прогнозов и сценариев, разработке множества вариантов планов. OLAP- технологии позволяют составить различные аналитические сводки, построенные в соответствии с установленными аналитическими изменениями — набором признаков, присваиваемых каждой хозяйственной операции. Например, для анализа выручки могут использоваться такие аналитические изменения, как регион, клиент, товар, период, которые могут использоваться в аналитических сводках в различных сочетаниях.
Анализ производственных затрат, выполняемый на основании данных производственного заказа, ведется в разрезе материальных, стоимостных и трудовых затрат на выполнение данного заказа.
Комплексный анализ бизнеса по любым его направлениям позволяет руководителям быстро принимать оперативные решения, а менеджерам различных уровней стать активными участниками развития компании. Менеджеры, принимающие управленческие решения, используя OLAP-технологии, могут оперативно анализировать источники затрат и прибылей своего бизнеса, выявлять причинно-следственные связи в процессах хозяйственно-экономической деятельности.
Следует запомнить
•
Информационные ресурсы играют одну из главных ролей в управлении предприятием и представляют собой сведения различного характера, выраженные посредством различных документов в бумажном или электронном виде, организации базы данных и баз знаний, а также интернет-рисунки, архивы, библиотеки.
•
Информационное обеспечение характеризует состояние управленческого объекта, является основой для принятия управленческих решений. Включает совокупность единой системы показателей, потоков информации, систем классификации и кодирования экономической информации, унифицированную систему документации
(УСД) и различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине на машинных носителях.
•
При рассмотрении структуры информации выделяют отдельные ее элементы: реквизит, показатель, информационное сообщение, информационный массив, информационный поток, информационную подсистему, информационную систему.
•
Система показателей менеджмента предназначена для отражения различных функций управления, связанных с прогнозированием, управлением, организацией оперативного управления, учетом и анализом, контролем и регулированием, принятием управленческих решений.
•
Классификаторы и коды предназначены для формирования на персональных компьютерах сводной информации, используемой для принятия управленческих решений. Основное их назначение в памяти машины — использование для автоматического составления различных документов, группировки информации и подсчета итогов.
•
Основными носителями информации, используемыми в сфере управления, являются документы — материальные носители, содержащие информацию, которая оформлена в установленном порядке и имеет юридическую силу. Форма и содержание управленческой документации регламентируются государственной нормативно- методической базой, содержащей различные законодательные акты РФ в сфере информатизации и документации.
•
Унифицированная система документации (УСД), утвержденная ГОСТом, предъявляет единые требования к построению документа.
•
Программные средства обеспечивают автоматическое создание первичного документа. Электронный документ — структурированная копия первичного документа, отраженная в памяти компьютера и на экране дисплея.
•
Сложный документооборот вызывает необходимость создания
программных средств, обеспечивающих электронный документооборот.
Интегрированный подход к созданию внутримашинного информационного обеспечения предполагает организацию хранения информации в виде банка данных, где все данные собраны в едином интегрированном хранилище и к информации как важнейшему ресурсу обеспечен широкий доступ различных пользователей.
•
Хранилище данных — это логически интегрированный источник данных для систем руководителей, систем анализа данных и систем обнаружения новых данных
(Data Mining). ХД предназначено для информационной поддержки анализа данных и принятия решений.
•
Для повышения эффективности управления используются интегрированные системы (ERP), обеспечивающие создание единого информационного пространства предприятия в виде распределенной базы данных, и хранилища данных, обслуживающие
АРМ менеджеров различных подразделений. Основными первичными документами, как правило, служат заказы, построенные по аналогичной форме. В частности, вначале составляется заказ на продажу; на его основе формируется заказ на производство, который служит основанием для составления заказа на покупки.
Тесты
1.
Определите, какие виды информации входят в состав информационных ресурсов:
а) интернет-ресурсы;
б) финансовая информация;
в) трудовые ресурсы;
г) документы на бумажных носителях;
д) материальные ресурсы;
ё) документы в электронном виде.
2.
Какие виды информации входят в состав внемашинного информационного обеспечения?
а) хранилище данных;
б) документы;
в) интернет-ресурсы;
г) система классификации и кодирования;
д) база данных.
3.
Определите последовательность усложения структуры информации:
а) информационный файл;
б) информационная подсистема;
Интегрированный подход к созданию внутримашинного информационного обеспечения предполагает организацию хранения информации в виде банка данных, где все данные собраны в едином интегрированном хранилище и к информации как важнейшему ресурсу обеспечен широкий доступ различных пользователей.
•
Хранилище данных — это логически интегрированный источник данных для систем руководителей, систем анализа данных и систем обнаружения новых данных
(Data Mining). ХД предназначено для информационной поддержки анализа данных и принятия решений.
•
Для повышения эффективности управления используются интегрированные системы (ERP), обеспечивающие создание единого информационного пространства предприятия в виде распределенной базы данных, и хранилища данных, обслуживающие
АРМ менеджеров различных подразделений. Основными первичными документами, как правило, служат заказы, построенные по аналогичной форме. В частности, вначале составляется заказ на продажу; на его основе формируется заказ на производство, который служит основанием для составления заказа на покупки.
Тесты
1.
Определите, какие виды информации входят в состав информационных ресурсов:
а) интернет-ресурсы;
б) финансовая информация;
в) трудовые ресурсы;
г) документы на бумажных носителях;
д) материальные ресурсы;
ё) документы в электронном виде.
2.
Какие виды информации входят в состав внемашинного информационного обеспечения?
а) хранилище данных;
б) документы;
в) интернет-ресурсы;
г) система классификации и кодирования;
д) база данных.
3.
Определите последовательность усложения структуры информации:
а) информационный файл;
б) информационная подсистема;
в) реквизиты;
г) информационный массив;
д) показатель;
ё) информационная система;
ж) информационное сообщение;
з) информационный поток.
4.
Определите отношение перечисленных классификаторов к общероссийским и локальным:
а) предприятий и организаций;
б) сотрудников;
в) единиц измерения;
г) подразделений;
д) унифицированной системы документации;
е) материальных ценностей;
ж) организационно-правовой формы.
5.
Что проставляется в содержательной части унифицированного документа?
а) подписи ответственных лиц;
б) постоянные реквизиты-признаки и их коды;
в) переменные реквизиты-признаки и их коды;
г) основания;
д) экономические показатели.
6.
Определите последовательность составления электронного документа на компьютере:
а) автоматическое заполнение реквизитов из справочников;
б) вызов посредством меню шаблона документа на экран;
в) запись заполненного электронного документа в журнал документов;
д) печать документа;
е) ввод реквизитов документа вручную.
7.
Определите последовательность автоматического составления заказов при работе АРМ менеджеров в интегрированных системах ERP:
а) заказ на производство;
б) заказ на продажу;
Общероссийские
Локальные
1 .........................
1 ..........................
2 ..........................
2 ..........................
в) заказ на закупку.
8.
Что входит в состав общесистемного информационного обеспечения АРМ менеджеров, работающих в интегрированных системах ERP?
а) база данных предприятия;
б) база данных клиентов;
в) хранилище данных;
г) операционная система;
д) постановка экономической задачи.
9.
Выберите правильный ответ. База данных — это:
а) произвольный набор информации;
б) специальным образом организованная и хранящаяся на внешнем носителе совокупность взаимосвязанных данных о некотором объекте;
в) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации;
г) компьютерная программа, позволяющая в некоторой предметной области делать выводы, сопоставимые с выводами человека-эксперта;
д) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными.
1 2 3 4 5 6 7 8 9