Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Технологическое обеспечение информационных систем
менеджмента

ИТ в управлении экономическими объектами

Режимы обработки данных в ИТ. Особенности пользовательских интерфейсов

Интегрированные ИТ в управленческой деятельности

Новые ИТ в управленческой деятельности

Автоматизированная подготовка управленческих решений
4.1 Базовые ИТ в системах управления экономическими объе
ктами
Современный подход к организации управления предприятием предполагает комплексную автоматизацию деятельности по всему спектру направлений работы его структурных подразделений. Основой автоматизации решения задач организационно- экономического управления предприятием служит корпоративная информационная система (КИС). Она обеспечивает возможность отражения целостной и объективной картины состояния дел на предприятии в реальном масштабе времени и формирования на этой основе эффективной методологии управления.
Функциональные возможности КИС предприятия на конкретный момент времени определяются совокупностью решаемых с ее помощью задач; постепенное наращивание круга решаемых задач предполагает увеличение входящих в ее состав специализированных ИС (подсистем).
Динамика развития КИС должна соответствовать изменениям в деятельности предприятий в условиях нарастающей конкуренции. Поэтому при выборе того или иного направления развития КИС, помимо традиционного внимания к функциональности, производительности, масштабируемости и стоимости, в последние годы особое внимание обращается на способность системы к адаптации в соответствии с быстро изменяющимися условиями внешней среды.
При разработке ИС любого уровня сложности отдельные, близкие по характеру выполнения операции объединяют в укрупненные элементы технологического процесса
— процедуры. Такой подход позволяет использовать однотипные инструментальные средства для выполнения всех (большинства) входящих в состав процедуры операций. К типовым технологическим операциям ИТ относят: сбор и регистрацию данных, их передачу, обработку, вывод, хранение, накопление, защиту, поиск, анализ, прогноз, формирование управленческих решений.
В процедуру сбора и регистрации первичных данных включают операции по их сбору, передаче, регистрации, доставке данных, вводу в систему, контролю ввода.
Процедура передачи данных
помимо собственно передачи включает операции ввода данных в систему, преобразования из аналоговой формы в цифровую и, наоборот, вывод сообщений, контроль и защиту данных. Для них характерна высокая вероятность перехвата передаваемых данных, их искажение или потеря из-за сбоев в работе каналов связи, что помимо быстродействия предполагает решение вопросов безопасности и надежности. Общими требованиями к выполнению операций этой процедуры являются точность преобразования, надежность передачи, скорость передачи, защищенность от несанкционированного доступа.
В процедуре хранения и поиска данных группируются операции, обеспечивающие
хранение данных, поиск запрашиваемых данных, представление результатов поиска с использованием средств визуализации, контроль, информационную безопасность.
Общими требованиями к выполнению операций данной процедуры являются надежность, быстродействие, наглядность, защищенность от несанкционированного доступа. Основу хранения массивов данных и работу с ними обеспечивают базы данных и системы управления базами данных. Увеличение объемов массивов данных, необходимость их длительного хранения и автоматизации формирования управленческих решений приводят к интенсивному использованию хранилищ данных.
В процедуру обработки данных включают операции по собственно обработке данных, представлению результатов обработки с использованием средств визуализации, контролю. Обработка данных может осуществляться на основе как логических
(сортировка, группировка), так и вычислительных операций. Для данной процедуры характерно большое разнообразие методов и алгоритмов, используемых для решения конкретных задач; наиболее широко в экономической сфере применяются экономико- математические методы моделирования, статистического анализа. Общими требованиями при обработке данных являются быстродействие, точность, наглядность, защищенность от несанкционированного доступа.
Процедура
анализа,
прогноза,
подготовки
альтернативных
вариантов
управленческих решений является наиболее сложной процедурой, опирающейся на использование хранилищ и баз данных, баз знаний, современных методов обработки информации, включая методы интеллектуального анализа данных. Именно эта процедура реализует преобразование вида «данные/информация/знания — знания» с формированием новых знаний, непосредственно используемых в управлении экономическими объектами.
Операции процедуры обработки данных и процедуры анализа, прогноза, подготовки альтернативных вариантов управленческих решений являются основными в применяемых в управлении ИТ, так как именно они, как правило, определяют функциональность конкретных ИТ и характерные особенности создаваемых на их основе информационных продуктов.
Рассмотренные операции используются на всех этапах управления экономическими объектами — этапе анализа, прогнозирования, планирования, регулирования, контроля.
Совокупности операций и последовательности их выполнения на различных этапах управления определяются целями управления, особенностями объектов управления, применяемыми ИТ.
В практике создания ИС используются технологические решения на основе как архитектуры «файл-сервер», так и архитектуры «клиент-сервер».
Архитектура «файл-сервер» изначально предопределяет организацию процесса обработки данных непосредственно на конкретных АРМ (рис. 4.1). При расположении файлов с данными на сервере или каком-либо АРМ пользователь имеет возможность перекопировать нужные файлы на свой АРМ для последующей работы с ними. При необходимости ранее скопированные или вновь созданные файлы передаются на сервер для сохранения. Использование файла в качестве минимальной логической структуры (с данными или программой) обусловливает наличие в системе с архитектурой «файл- сервер» интенсивного трафика, предъявляющего высокий уровень требований к пропускной способности сети и в конечном счете существенно ограничивающего число одновременно работающих пользователей.
Организация ИС на основе архитектуры «клиент-сервер» предполагает размещение

на сервере файлов с БД, что позволяет получать с помощью СУБД доступ к отдельному полю БД и за счет снижения среднего объема передачи значительно повысить число одновременно работающих в сети пользователей (рис. 4.2). Архитектура «клиент- сервер» допускает различные варианты распределения функций, а значит, и совокупностей выполняемых операций между сервером и клиентом. При выполнении существенной части процедур обработки данных непосредственно на АРМ клиента (например, ведение бухгалтерского учета в полном объеме на основе однопользовательской версии специализированной программы на одном АРМ) его называют толстым, при минимальной обработке данных на АРМ клиента (например, одновременное ведение бухгалтерского учета многими бухгалтерами на своих АРМ на основе сетевой (многопользовательской) версии специализированной программы с размещением БД на сервере) именуют тонким.
Тонкие клиенты могут иметь ограниченный по объему набор локальных файлов, собственную подсистему хранения данных, реализовывать коммуникационные протоколы, поддерживать работу браузеров и др.
Примерами современных аппаратно реализованных тонких клиентов являются терминалы Windows-based terminal и Sun Ray.
Современным решением при реализации архитектуры «клиент- сервер» являются системы с серверами приложений (содержащими совокупности доступных пользователям приложений), реализующие трехзвенные системы (рис. 4.3). При этом между клиентом и сервером БД находится сервер приложений, исключающий непосредственный доступ клиента к серверу БД.

Трехзвенные системы обладают большей гибкостью и повышенной безопасностью, так как все возможности клиента при работе с хранящимися на сервере БД данными ограничиваются допустимыми операциями конкретного приложения. При этом внутрен- ние особенности выполнения приложения и характер его взаимодействия с БД скрыты от клиента.
Современные подходы к организации КИС сформировались в результате накопленного в течение нескольких десятилетий опыта совершенствования ИТ в различных областях человеческой деятельности. В настоящее время ИС различного назначения основываются на ряде базовых ИТ универсального назначения: электронном офисе, OLTP-технологии, OLAP-технологии, web-технологии и др. Как правило, любая из базовых ИТ содержит те или иные операции, входящие в состав всех описанных процедур. Отличительные особенности каждой из технологий определяются характерными свойствами формируемых на их основе информационных продуктов, значимостью конкретных операций в системно-организованных совокупностях операций, повышенными требованиями к качеству их выполнения и специфическими способами их реализации.
Характерные особенности OLAP-технологии обусловлены использованием многомерной модели представления данных, обеспечивающей возможности проведения многомерного анализа, обнаружения закономерностей, поиска детализированных данных, формирования агрегированных показателей (в различных разрезах многомерной модели) и др. OLAP-технологии обеспечивают возможность проведения текущего финансового анализа и других расчетов в режиме реального времени с использованием всего содержимого ХД.
В 1990-е годы значительное влияние на развитие ИС стали оказывать web-
технологии, обеспечивающие удобный единообразный доступ к данным. Они устраняют зависимость от особенностей применяемых пользователями технических средств и операционных систем, позволяют использовать типовые программные решения


(браузеры, протоколы), реализуют полезные для аналитических приложений возможности
(просмотр не полностью загруженных страниц, асинхронную обработку, сжатие и кодирование данных), снижают общую стоимость технологического обеспечения.
Web-технологии базируются на гипертекстовой технологии, позволяющей благодаря связям (гиперссылкам) между частями документа и множеством различных документов, образующих гипертекст, осуществлять перемещение по нему посредством гиперссылок, обеспечивающих возможность непосредственного (прямого) перехода к нужной части гипертекста. Для создания документов с гиперссылками широко применяется язык гипертекстовой разметки HTML (Hypertext Markup Language); он позволяет использовать в качестве элементов гипертекста фрагменты текста, рисунки, фотографии, звуковые фрагменты и видеоролики.
Web-сайт — совокупность объединенных общим содержанием и связанных гиперссылками страниц с общим корневым адресом во всемирной паутине (World Wide
Web, WWW).
Современным направлением развития и консолидации ИС организаций является использование технологии порталов. Портал — интегрированная система управления
информационными ресурсами, реализующая функционально разграниченный доступ
различных категорий пользователей с единой точки входа и использующая общие
унифицированные правила представления информации в процессе интерактивного
взаимодействия. Портал является наиболее мощным типом сетевого ресурса с множеством интерактивных сервисов и приложений (почта, поиск информации, новости, форумы и др.). В отличие от web-сайта основная часть гиперссылок портала — это внешние ссылки.
Электронный офис представляет собой наиболее широко используемую базовую технологию современного уровня, включающую в себя все типовые операции ИТ.
Основное назначение электронного офиса — поддержка электронного документооборота на различных этапах работы с документами, включая создание, хранение, поиск, модификацию, передачу и защиту документов. Актуальность повышения эффективности технологии электронного офиса обусловлена ролью офиса как средства обеспечения функционирования организационной структуры управления бизнес- процессами.
Электронный офис одновременно является источником конечных информационных услуг и источником решений, регламентирующих поведение людей или распределение материальных ресурсов.
4.2.
Организация ИТ в различных режимах обработки данных
Совокупность различных режимов обработки данных классифицируется следующим образом:
• по степени участия пользователя в управлении процессом обработки данных: пакетный режим и диалоговый режим;
• по степени автономности обработки данных: сетевой режим и автономный режим;
• по степени критичности времени обработки: режим реального времени и обычный (без временных ограничений) режим.
Пакетный режим обработки данных предполагает формирование ряда заданий
(программ) в единый пакет с его последующим выполнением без непосредственного

участия пользователя. Основной целью использования пакетного режима является ускорение процессов обработки данных за счет более эффективного использования ресурсов компьютеров. Хронологически период доминирования пакетной технологии соответствовал централизованной обработке на вычислительных центрах
(вычислительных центрах коллективного пользования — ВЦКП).
В пакетном режиме имеется возможность посредством системы приоритетов ускорить выполнение той или иной программы. Пакетный режим позволяет оптимизировать использование ресурсов компьютера за счет автоматического выполнения нескольких программ, параллельно обращающихся к различным внешним устройствам.
Главным недостатком пакетной технологии остается невозможность оперативного внесения пользователем изменений в процесс обработки в ходе его выполнения.
Пакетный режим интенсивно применяется при реализации различных ИТ: в узлах коммутации Интернета при потоковом обслуживании передаваемых по сети пакетов; при формировании различного рода отчетов на основе хранящихся в БД данных; при работе с электронной почтой (удаление спама, т.е. поступающих пользователю сообщений, не представляющих для него интереса, прием почты, проверка ее на наличие вирусов, отправка писем); при выполнении программ в фоновом режиме (например, печать) параллельно с выполнением других программ.
Пакетный режим реализуется при начальной загрузке компьютера, когда последовательно в заданном порядке запускаются и выполняются заранее заданные последовательности программ. Для пользователя имеется возможность сформировать собственные наборы последовательно запускаемых программ с помощью подготовки и последующего выполнения содержащих их названия командных файлов.
Диалоговый режим обработки данных обозначает наличие взаимодействия между пользователем и выполняемой программой. В многопользовательских системах диалоговая технология реализуется в режиме разделения времени, когда процессорное время выделяется всем пользователям (решаемым задачам) периодически малыми квантами времени, что создает впечатление у каждого пользователя о непрерывности процесса обработки его данных.
Разновидностью диалогового режима является интерактивный режим, характерной особенностью которого является взаимодействие пользователя с программой, отображающей ход какого-либо процесса в темпе, соответствующем динамике этого процесса. При этом действия пользователя могут непосредственно влиять на дальнейшее развитие этого процесса. Так, трейдер (активный участник торгов), совершая сделку на финансовом рынке, в некоторой степени влияет на изменение котировок торгуемых инструментов, и, следовательно, он действует на рынке в интерактивном режиме.
Широкое распространение диалоговой технологии объективно обусловлено рядом причин: наличием широкого круга задач, предполагающих поиск решения в процессе обработки данных при непосредственном участии пользователя; появлением непосредственно на рабочих местах пользователей ПК, имеющих эффективные средства поддержки интерактивного взаимодействия с пользователем; развитием ЛВС и средств телекоммуникаций, обеспечивающих взаимодействие пользователей на любом удалении друг от друга.
Диалоговая технология обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с пакетной технологией: